Летоисчисление в древнем Египте. У древних Египтян был солнечный календарь. Египтяне определили год как период между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням.
Таким образом, в 3000 г. до н. э. в Мемфисе наибольшая высота Сириуса над горизонтом составляла 37, 5, в 2000 г. до н. э. h 40, 6, т. е. уже на 3 (или на шесть поперечников Луны. ) больше. Вот таким образом, как видно из приведенных в табл. Особым почитанием пользовались божества плодородия, воплощением которых считались священные животные, обитавшие при храмах (как правило, быки или коровы).
Это так называемая новая эра, которой пользуемся мы в настоящее время. По солнечному перечню жрецы научились предугадывать появления той или иной звезды. Новый год начинался 19 июня – в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. Он превосходил правителей всего мира своим могуществом, доблестью, богатством и так далее. Наилучшим образом стремление египтян к вечности выразилось в архитектуре. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте. С наступлением ночи их наполняли водой, которая к утру полностью вытекала.
Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. В каждой области Египта издавна было принято почитать «своих» божеств. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365, 25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Во всяком случае дата этого события— около 1800 года и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года дон. э. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами.
Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). Первый – разлив Нила, половодье (Ахет). Был выявлен один очень важный факт – утром во время солнцестояния можно было видеть невооруженным взглядом звезду Сириус (Сотис) и жрецы древней цивилизации изначально соотнесли первый восход Сириуса с началом нового года.
Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис». Дополнительные месяцы Ianuarius и Februarius были придуманы для заполнения пробелов. Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея»— список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Египетским правителям приписывалось божественное происхождение. Парадоксальным образом 5508 было числом, но не датой». Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год опережал на 1 день и только через 1460 лет (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус.
Новый календарь был построен по простой схеме. Год подразделяли на три сезона по 4 месяца в каждом, носивших те же названия, что сезоны привязанного к восходам Сотис (ахет, перет, шему). Римское летосчисление исходило из условной даты основания Рима. Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днем Нового года в период с 136 по 139гг. В Египте этот интервал просто равен 50 по 365. В эпоху Древнего Царства они стали отождествляться с богами и приобрели жреческие функции.
Но самые ранние свидетельства относятся ко времени I династии (начало III тыс. Такое объединение носило название «ном». Вот таким образом ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век дон. э. ) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др. ), время правления которых точно известно. Скульптура была культовой, она предназначалась для храмов и гробниц.
Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года. «Лишние» пять дней не пытались закрепить ни за одним месяцем, а просто сделали их праздниками – днями рождения богов. Не исключено, однако, что такие соображения (а их часто упоминают, как только речь заходит о древнеегипетском календаре) играли в установлении продолжительности календарного года египтян такую же роль, как, скажем, козни Соловья-разбойника в истории приднепровских славян.
Ведь Нил – невероятно длинная река и половодье начиналось в разных областях по разному. Второй – рост урожая, всходов (Перет) и третий – уборка урожая, засуха, сушь (Шему). Подготовка к нему начиналась чуть ли не с первых лет жизни.
Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365, 25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом дон. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. При этом и дата начала каждого месяца в различных регионах Египта была разной. до н. э. ). Римляне, которые издавна вели свои «фасты»— списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э. ) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам.
Очередные междоусобицы положили конец экономическому расцвету. Нумерация месяцев в каждом сезоне велась раздельно. Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Впрочем, в летописях это деяние приписывается фараону Мине (Менесу), который правил примерно в 30 веке до н. э.
В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, вот таким образом фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин. ). Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории). На основании анализа смогли по расположениям звезд на небосводе предсказывать природные явления. За религиозным календарем майя почитают своих богов.
Мудрые жители Древнего Египта в своем обиходе имели солнечный календарь. и в 2770—2767гг. Номы Верхнего Египта издавна вступали друг с другом в союзы против номов Нижнего Египта. Однако, несмотря на все пробелы и неточности исследователям удалось создать довольно достоверную картину истории Древнего Египта. В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. и в 2770—2767гг.
В Месопотамии — так греки называли местность между реками, Тигром и Евфратом, — еще 3-4 тысячи лет тому назад на честь видимых и подвижных по небесной сфере семи светил — Солнца, Месяца и пяти планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна — было названо дни, совокупностью которых измеряли такой промежуток времени, как неделя (по украинскому тыждэнь, цикл тех же дней). был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года.
Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года дон. э. Географическая широта древнеегипетской столицы Мемфис 30. В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Но стоило ли в связи с этим менять такой календарь. н. э.
Началу выхода Нила из берегов всегда соответствовал месяц, называемый Тот (в честь бога Луны), в то время как согласно официальному календарю, разлив мог произойти в совершенно любой месяц. Летоисчисление в общепринятом варианте предполагает, что Шишак – это Шешонк I, основавший Двадцать Вторую Династию (Ливийскую).
На самом деле все достаточно просто. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Но этому предшествовал тяжелый переходный период.
Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днем Нового года в период с 136 по 139гг. Любопытно следующее место из «Изиды и Осириса» Плутарха: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца. В частности это описывается в «Канопском декрете». Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Именно вот таким образом египтологи всех времен опасаются точно датировать древнеегипетские события, предпочитая говорить усредненно, «приблизительно» и «примерно». Так или иначе история современного календаря зародилась примерно шесть тысяч лет назад, когда древнеегипетские ученые определили, что разлив Нила начинается после летнего солнцестояния. Соответственно и точка восхода звезды перемещалась по направлению к точке восхода Солнца.
Такое положение дел не устраивало региональных правителей (номархов). Счёт же годам в Египте начинался с начала очередной царской династии.
Декретом папы от 24 февраля 1582года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, ), а иные вековые годы будут считаться простыми (1700, 1800, 1900, 2100). сверхгодичные дни. время наименьшего уровня воды в реке. Maius (или 21 апреля).
Гай Юлий Цезарь понял, что календарь стал неэффективным. Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты— «эпохи эры». Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель.
Первое число каждого месяца начинается с новолуния. Тем не менее считается, что примерно до 800 года дон. э. В эпоху Среднего и Нового Царства распространение получили скальные гробницы, богато украшенные изнутри рельефами (например, гробница Ментухетепа III с примыкающим к ней храмом). Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово— tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца— arky (арки), что переводится как «последний». Это сам длинный календарь среди календарей всех народов мира. К счастью, две системы были сопоставимы.
В период правлении 12 династии (самыми известными представителями которой были Аменемхеты) Египет вел захватнические войны (например, с Нубией и государствами Синайского полуострова), торговал со странами Средиземноморья. Основой для этого послужило огромное количество первоисточников.
Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавиус (1583—1652) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Так был открыт год. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Упрочилась власть на местах.
Они состояли из 24 таблиц (по 2 на каждый месяц календаря). Больший недели промежуток времени определялся за фазами месяца. Аристократы противопоставляли себя фараонам и выполняли жреческие обязанности.
Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314гг. Наш, 1999 год, с февраля месяца по народному китайскому календарю является Годом Кролика. Эрой служил приход к власти Селевка Никатора, полководца Александра Македонского— 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов» вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками.
За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днём сезона «Половодье». Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453году). В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. В египте не догадывались о таком понятии как «астрономическое время» и тем более – о таком привычном для нас явлении как високосный год.
Это явление в древнеегипетском календаре получило название Великий год Сотиса (Сириуса). Таким образом, получалось 360 дней. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней— 365. Это касается и литературы и науки и изобразительного искусства.
В его таблице 532года ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана.
Древние персы верили, что их бог Солнца – Митра родился 25 декабря. Египетское название Сириуса— spd. t (Сопдет). Гражданский календарь, за которым осуществляется измерение гражданских событий, состоит из 584 дней (18 месяцев и 20 дней). К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, причём положение года в Метоновом цикле ещё с античности носит наименование «золотого числа». Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 – как во втором году и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления он придумал ее только для пасхальных расписаний.
Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана чем руководствовалась коптско-эфиопская традиция, приравнивая 1582год к 1299 году Диоклетиана Петавий— из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана 1112 лет после воцарения Набонассара это уравнение опять-таки приводит к 284 году. Эти дни назывались Hrj. w-rnp. t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Борьба за децентрализацию власти привела к распаду страны. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами. Искусство Египта в целом монументально и архаично. «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошёл уже в начале сезона «Всходы». Столицей Древнего Царства (28-23 века до н. э. ) стал Мемфис, построенный на границе между Верхним и Нижним Египтом.
А это же те самые названия, претерпевшие некоторые незначительные изменения. Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). В египте не догадывались о таком понятии как «астрономическое время» и тем более – о таком привычном для нас явлении как високосный год. Каждые четыре месяца формировали 3 сезона. Итак, расхождение между длиной календарного года и «годом Сириуса» на протяжении жизни одного поколения составляет 10 дней.
Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. К умершим обращались с просьбами о разрешении споров, заступничестве. В частности это описывается в «Канопском декрете». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969 русский перевод М., 1975).
Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране и стал источником календаря. Пирамиды усопших фараонов превосходили богатством и роскошью храмы богов-покровителей. Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). Прозеваешь, — будет голод.
Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа. Полный оборот (на 360) Земли называется звёздными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293г. Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293г.
Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет. дон. э.
Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. н. э. 2 Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314гг. Для официальных дат и документов использовался солнечный календарь.
При Птолемеях была проведена реформа— введение каждые четыре года високосного года. В это время в Египте начали возводиться монументальные сооружения (как правило, погребальные) из камня. Хотя эта дата, высчитанная астрономами, является датой того самого солнечного затмения, которое по легендам произошло в день, когда родились Ромул и Рем — основатели великого города. И они могли пожертвовать точностью ради простоты.
Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Летоисчисление – система исчисления больших промежутков времени. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками.
За несколько тысячелетий существования государства оно почти не претерпело изменений. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Второй – рост урожая, всходов (Перет) и третий – уборка урожая, засуха, сушь (Шему).
Там, где греки (см. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер (1540—1609) он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в, что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему также он первым начал (точнее возобновил ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года дон. э., упоминаемого Фукидидом). И вот благодаря этому обстоятельству, этому непрерывному изменению взаимного положения Солнца и Сириуса «год Сириуса» оказался меньше звездного года и, по счастливой случайности, равным 365, 25 суток. В обычной же жизни этот сдвиг вряд ли бросается в глаза. Первый – разлив Нила, половодье (Ахет).
Последние 5 дней года не входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век). Сейчас в России говорят так: день год кормит. (т. н.
Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Римский календарь был одним из наименее точных.
периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Для корректировки такого совпадения через несколько лет вводится дополнительный один день. Схема была изменена в I в. н. э., когда М. Теренций Варрон (636—725 auc), «ученейший из римлян», вычислил, что Рим был основан в 753 г. до н. э. Но к тому времени римляне уже привыкли и к альтернативной системе: обозначать год не числом, а по имени правящих консулов.
Каждый из 12 животных сочетается с 10 «Небесными испарениями», название которых непереводимы из китайского языка. Это — календарь солнечно-месячный и состоит из 12 месяцев. Между концом минувшего и началом следующего года вставляется несколько дней для того, чтобы новый год начать с новолуния. Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов.
Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья ит. д. ). С этого времени, вступая на престол, каждый фараон давал клятву не менять длину года. На самом деле все достаточно просто. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа».
Главным событием в жизни древних египтян был ежегодный разлив реки Нил. Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Этот день в году считался и днем разлива реки Нил. Но как только гиксосы были изгнаны из Египта, традиционный календарь был восстановлен.
За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днем сезона «Половодье». «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошел уже в начале сезона «Всходы». Когда к власти в Риме пришел Гай Юлий Цезарь, то он осознал неудобство и неэффективность существовавшей системы летоисчисления. Все это закрепилось и в веках осталось во всех языках европейской ветви. (то есть до начала Нового царства)— c допуском в несколько десятилетий.
Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Верхний Египет был более сплоченным и экономически развитым и в конечном итоге один из местных фараонов (предположительно Нармер) объединил обе части страны. «Лишние» пять дней не пытались закрепить ни за одним месяцем, а просто сделали их праздниками – днями рождения богов. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу.
У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую. Вот тут и пригодились знания жрецов. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года 2) знак месяца и номер месяца в сезоне 3) название сезона 4) знак дня и номер дня по порядку 5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt) 6) тронное имя царя в картуше.
еврейский календарь). Наряду с другими звездами в «Текстах пирамид» упоминается также Сотис. Вот таким образом в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. С этого момента начинается период Раннего Царства.
Отдельная система каналов поддерживалась объединением соседских общин. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний. На основании гелиакических, т. е. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии.
Текущий год был продлен на 151 день — так, чтобы новый год мог начаться 1 января 704 auc (45 г. до н. э. ) и продолжался бы 365 дней — до 31 декабря. Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т. е.
Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности. После смерти священных животных мумифицировали и хоронили с почестями, как чиновников. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.
Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Год в их календаре дробился на 365 дней, 12 месяцев ровно по 30 дней в каждом из них. Кроме того, царь во всех случаях оставался непогрешимым.
Божества имели антропоморфный облик, но наделялись отдельными звериными чертами. Основан он на солнечном году.
По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. В 26 году дон. э. Период в 1460 лет назывался сотичним периодом, циклом или Великим годом Сотиса.
Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. дон. э.
Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Использовалась такая система летоисчисления до 1582 года. Когда беспокойная река в середине ноября снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и эмера (пшеницы-двузернянки), а через четыре месяца собирали урожай. египетские царствования датируются совершенно точно, до XVI века дон. э. Культура Древнего Египта подпитывалась представлениями о загробной жизни.
Это явление в древнеегипетском календаре получило название Великий год Сотиса (Сириуса). Раннее Царство закончилось окончательным объединением. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Использовалась такая система летоисчисления до 1582 года.
До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Современником Диодора был римский ученый Варрон, который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону— 753 год до н. э. ) и ввёл её как эру в научный оборот. Возросла роль хозяйственного обмена между номами. Летоисчисление в древнем Риме. Были известны вытекающие и наполняющиеся водяные часы.
Также из «Текстов пирамид» известно, что в эпоху Древнего царства звездные наблюдения уже были распространены и занимали немаловажное место в общей системе религиозных представлений. У народов Далекого Востока (Китай, Япония, Вьетнам и других) существуют свои Солнечно-Лунные календари. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут) и допущены тому подобные «упрощения».
Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. В середине V века дон. э. Небывалое могущество приобрели фараоны.
Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. Для такой системы следовало основательно знать римскую историю. При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).
Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. – «от рождения Христа». дон. э. Вот-Летоисчисление в древнем Египте. Не менее популярными были водяные часы. Чтобы отслеживать дату очередного разлива, древние египтяне использовали лунный календарь.
Во времена Гиппарха (II век дон. э. ) тропический год был на 12 секунд длиннее. А вскоре наступал очередной разлив реки. Они были посвящены каким-либо божествам.
Дальнейшие поправки были сделаны при Августе в 737 auc (4 г. н. э. ), когда прежние пятый и шестой месяцы — Quintilis и Sextilis — были названы Julius (в честь Цезаря) и Augustus, а раз в четыре года вводился bissextile (лишний день високосного года).
дон. э. Таким образом, в хрониках датой рождения Христа принимался 5500-й (лишь иногда 5505-й), но из-за сбоев в хронологии правления римских императоров последующие события датировались таким образом, что при пересчёте их на современное летоисчисление нужно использовать приведённые выше эры. Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). В самом деле, взглянув на изображения древнеегипетского календаря (рис. ), нельзя воздержаться от предположения, что в далеком прошлом эти месяцы были тесно связаны с определенными сезонами солнечного года. Египтяне также были знакомы с инструментом для определения азимута звезд или так называемыми «звездными часами».
Позже усыпальницы стали скромнее. Первый день каждого месяца считается днем нулевым. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. В 46 году дон. э. Она не всегда видна и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер— «десятый» месяц) зимой счёт времени просто не вёлся.
Скульптурные изображения людей и богов выполнялись согласно строгим канонам, которые были выработаны еще в древности. Но в Египте, ввиду его географического положения, нет четкой смены сезонов, привычной европейцу. Позднее под такой календарь с неделями и месяцами «научную базу подвёл греческий астроном Птоломей Клавдий (90-160), который вошёл в историю как творец Геоцентрической системы Вселенной. Начало эпохи Среднего Царства датируется серединой 21 века до н. э., когда Египтом стали править представители фиванской династии (Ментухетепы).
дон. э. В своем труде «Схолия к Тимею» древнегреческий философ Платон (427—347 гг. Возможно, археологи неверно истолковывали иероглифические записи одной из военных компаний фараона Шешонка, посчитав, что он захватил Иудею.
При этом влияние Луны отбросили. Египетское название Сириуса— spd. t (Сопдет). Это единый в мире календарь, что определяется за положением на небосводе планеты Венеры. Если была необходимость указать год рождения Христа, ставили 5500-й. Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов.
до н. э. ). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). древнеегипетский календарь). В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Петавиус в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова».
древнегреческие календари) пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. Даже система летоисчисления в Древнем Египте этого периода в каждом номе была своя. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Именно вот таким образом египтологи всех времен опасаются точно датировать древнеегипетские события, предпочитая говорить усредненно, «приблизительно» и «примерно». Так или иначе история современного календаря зародилась примерно шесть тысяч лет назад, когда древнеегипетские ученые определили, что разлив Нила начинается после летнего солнцестояния. Египетские служители многобожественной религии того периода – жрецы – первыми поняли необходимость перевода календаря на солнечный «режим».
Летоисчисление в древнем Египте. Как отметил известный ученый О. Нейгебауер (США), этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории, так как он представляет собой строго фиксированную шкалу времени без каких-либо вставок: «Определение числа дней между отстоящими на 50 лет днями нового года по греческому или вавилонскому календарю представляет собой серьезную задачу. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год отставал на 1 день и только через 1453 года (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус. Год делился на 12 месяцев.
Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. Последние 5 дней года не входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Ориентироваться по таким часам можно было благодаря специальным 12-ти меткам. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян.
Египтянам также было свойственно обожествлять кошек, крокодилов, змей, птиц. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы но реформа не прижилась. Точно не известно, когда египтяне начали использовать систему летоисчисления, основанную на наблюдении за Сириусом (Сотисом). афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. И в официальных свидетельствах и в обыденных разговорах говорили (писали) о «годе Г. Теренция Варрона и Л. Эмилия Павла» (216 г. до н. э. ) или о «семи консульствах Г. Мария» (107, 104, 103, 102, 101, 100 и 86 гг. С марта же со стороны пустыни Сахары на протяжении около 50 дней дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его хамсин или шамсин, что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий все живое.
У древних Египтян был солнечный календарь. Уровень воды вблизи города Мемфис повышался на восемь метров. время разлива Нила, русло или выход (перет), т. е. Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон «Всходы» происходило созревание урожая, а в сезон «Засуха» производился сбор урожая), а также ежегодным разливом р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона «Половодье»). Он состоял из 12 месяцев по 30. Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, вот таким образом остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Календарь состоял из двенадцати месяцев, насчитывающих по 29 или30 дней каждый.
Ведь достаточно об этом знать заранее, чтобы дать все необходимые распоряжения (скажем, о подготовке оросительной системы) применительно к календарной ситуации. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Вот таким образом система летоисчисления должна была быть точной. Таким образом, римская система летоисчисления просуществовала в употреблении более чем в течение тринадцати столетий. Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Его использовали как в бытовых, так и в религиозных целях. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки, то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила— «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.
Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев дАнтина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. 46 с, в звёздных сутках и часах 366д 5ч 48м 46с. Таким образом из 12 строго последовательных годов земных животных и с добавлением к ним названий небесных испарений (цветов, что ли. ) образовывается цикл в 60 лет, которые периодически повторяются при летоисчислении.
Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (3654) лет все сезоны и возвращался на начальное число.
В прошлом веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления отставали от календаря на 1 сутки. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории» Геродота, затрагивающей и более ранние события— образование Персидского царства Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет» и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия» Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида— то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины VI по середину IV век до н. э. Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Водяные часы имели вид перевернутого конуса с небольшим отверстием внизу. В частности их интересовали разливы Нила. Из систем датировок использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам— через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима»— а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской).
Тропический год на 20 минут меньше звёздного. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду и обмеление (шему), т. е. Каждые четыре месяца формировали 3 сезона.
В странах создавали внутреннюю временную периодизацию. В третье консульство Цезаря были проведены реформы. Парфянские Аршакиды, в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э. ), также имевшую хождение на Востоке.
Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии. За точку отсчета принимался 750 г. до н. э. Все остальные даты устанавливались относительно auc — ab urbe condita (от основания Города). Он состоял из 12 месяцев по 30. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. дон. э.
Происхождение этого календаря граничит с Сириусом— яркой звездой тропического небосвода. Эта разница приводила к постоянному смещению начала года относительно сезонов в среднем на 1 сутки за 4 года, что позволило в эллинистический период определить его как «блуждающий» или «подвижный», год. Был выявлен один очень важный факт – утром во время солнцестояния можно было видеть невооруженным взглядом звезду Сириус (Сотис) и жрецы древней цивилизации изначально соотнесли первый восход Сириуса с началом нового года. Их применяли в ночное время.
Каждый период и день этого календаря имеет свое название. Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис». Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос.