«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Однако трактованы они с большей живописной свободой. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Богато нюансирован цвет. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.
Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Природа – сама благородство. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Картина Полдень. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это была ювелирная работа.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Ее иногда называют картиной-завещанием. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик.
Их он стремился передать как можно конкретнее. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Сосновый бор».
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу.
Воробьев. К этому же стремился и сам Шишкин. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Нечего ждать пресловутого вдохновения. «Работать.
Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. К ним относятся Уголок заросшего сада.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Художник одушевляет деревья. У него были какие-то свои трения с Савицким.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Крамским. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Это очевидно. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Быть грозе. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Шишкин не облагораживал природу. Последнюю свою работу он так и не закончил. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Его отец был купцом, культурным человеком. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». У него умерли сыновья. Что впереди. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Парит. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Над землёй летают ласточки. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Шишкин сдержан и величественен. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Сосны придают картине величественное звучание.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Тем более, что остров славился своей живописной природой. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Шишкин стремился к другому. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Картиной Рожь завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада.
Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Это несомненно. Мастер смело экспериментировал. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Его картина поет. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Крамским. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Его репутация была безупречной. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Чувствуется глубина оврага, глушь. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Облик этот был многолик. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). А их было немало. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Все сковано морозом и погружено в тень. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Много работал Шишкин и за границей.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Внушительные дубы достойны восхищения. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Вертикали пересекаются косыми линиями. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома. Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами.
«Утро» полностью лишено всего этого. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Человек Шишкина прикреплён к земле. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Чувствуется глубина оврага, глушь. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Невероятная тишина царит в пейзаже. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Особенный, тихий, погожий выдался день. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Случайность. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В них нет политики и социальной направленности. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
У работы было очень много положительных отзывов. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Так в реальной жизни не бывает. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. — Ср.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Это дерево давно должны были спилить на дрова. Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Лесной пейзаж кажется необъятным. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. В частности, русских лесов. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Густые кроны бросают на них тень. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Первое место занимает Шишкина Рожь. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Ничуть не бывало. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Мрачное настроение.
Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. Биография художника зашифрована в его творениях. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
К ним относятся Уголок заросшего сада. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Эту технику художник освоил еще за границей. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Окрестности Москвы. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Характерна в этом смысле «Рожь». В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Задний фон мрачен. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. В окрестностях Москвы» (1869).
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Природа выражает музыку человеческой души. Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». И в этом уже проявляется своеобразие художника. Так писались и «Сосновый бор.