Они усилились, когда мальчик подрос и его сходство с царем Алексеем Михайловичем стало очевидным. Но этим не закончились пытки. Выбор темы картины не случаен.
Религиозные нововведения встретили широкое сопротивление в обществе, где основным выразителем взглядов приверженцев «старой» веры стал протопоп Аввакум, подвергнутый за это церковному суду и отправленный в монастырскую тюрьму. Арест последовал скоро. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. он был воеводой в Енисейске, участвовал в Земском соборе, в 1641-1646 гг.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил.
Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). руководил Каменным приказом. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Но царь, заявив, что Морозова «много наделала мне трудов и неудобств показала», отказался её освободить и поручил патриарху самому проводить следствие.
Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Все лицо мелко было. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Чего он ждал. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Нравилось им, что я казак и не курю.
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. На то время это была самая роскошная усадьба. От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы.
«Персты твои тонкостны. Но Морозова отличалась фанатичной религиозностью и не только хранила верность умершему мужу, но и истязала себя постами, молитвами, ношением власяницы, чтобы «смирить плоть». Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Узнав, что княгиня Урусова хотя и скрывала доселе, но тоже держится раскола, царь велел взять обеих. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Очень трудно ее лицо было найти.
Готова сносить их ради веры, от которой не отступится. В её дом прибыл архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос Морозовой и её сестры, после которого они были закованы в «железы». Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.
Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Инокини Меланья и Иустина, близкие по жизни и разделявшие скорби гонений с преподобной Феодорой, были сожжены на костре. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых— Ивану Глебовичу. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. «Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне поединщицы, – утверждал академик А. М. Но в 1671 царь женился вторично.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Но и в этот раз царь проявил определенное терпение, посылая к ней боярина Троекурова и князя Уросова, бывшего мужем сестры Морозовой, тоже державшейся «старой» веры, с уговорами отказаться от ереси и принять церковную реформу.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. И паки мученица: «Поне мало сухариков». Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Ведь сколько времени я его искал. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. На следующий день Феодосью перевезли в Чудов монастырь, откуда после допросов отправили на подворье Псково-Печерского монастыря. Детей у них не было.
Она к старой вере стала склоняться. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. В своем полотне художник был точен изобразив реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома в заточение.
Она вся в черном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Вскоре скончался (возможно, не без сторонней помощи) её сын Иван. Известно, что она даже причастилась у одного из старообрядческих священников. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство.
Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Она предалась суровому подвигу: посту, молитве и молчанию, абсолютно устранившись от домашних дел, которые препоручила верным людям., они уже видят эту большую картину. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ».
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
1669 год — царица скончалась. Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Казалось бы, живи и радуйся: близость ко двору, почести, богатство, сын подрастает.
Окончательно переполнил «чашу терпения» Алексея Михайловича отказ боярыни присутствовать на его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». В 1635-1637 гг. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки.
Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. На боярыне нет металлического ошейника, от которого цепь шла к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в ногах подвижницы.
Её вернули под арест. Сподвижница старообрядца протопопа Аввакума (1620-1682) – боярыня Феодосия Морозова (1632-1675) – широко известна благодаря знаменитой картине великого художника Василия Сурикова. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли сударыни, потому решил оживить память о ней изобразив на большущем холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам. О знаменитом полотне имеется много отзывов современников. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Преподобная же сего ради не восхоте прийти, понеже тамо в титле царя благоверным нарицати и руку его целовати и от благословения архиереев их невозможно избыти. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней.
На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. И глагола: «Не смею». «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». Портретный этюд был написан всего за два часа. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Жизнь в таком заключении была немыслима. Писатель и поэт Всеволод Гаршин (1855-1888) отмечал, что «картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину.
Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения15. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Женское их дело что они много смыслят. Портретный этюд был написан всего за два часа. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». И она уже втягивает их в это пространство своё, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов.
Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Морозова отвергает новые обряды. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. (8) Церковь.
Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Посем зело изнеможе преблаженная Феодора и призва единого от воин и рече ему: «Рабе Христов. Женское их дело что они много смыслят. ». Ее девичья фамилия – Соковнина.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем.
В толпе терялось. Феодосия рано осталась вдовой. Панченко. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Но нет. И когда в 1671 г. утешившийся, в конце концов, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счел за оскорбление и пренебрежение.
Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится.
Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Древнее пение было мужским, одноголосным. Впрочем, чего гадать. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Несмотря на стражу, боярыня продолжала поддерживать связь с внешним миром, получая одежду и еду от старообрядческих сподвижников, а также письма от протопопа Аввакума. Картина издалека притягивает к себе внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. Умилосердися, раб Христов.
В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. А церковная музыка – это церковное пение. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена, Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
Критики было много. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. А если закручинишься от вдовьей доли, выйди замуж – желающих в мужья найдется немало, а то, заведи себе молодого полюбовника. Трогательно описывает Аввакум последние минуты боярыни Морозовой и ее просьбу к одному из сторожей тайком взять и вымыть на реке ее до крайности грязную сорочку, чтобы надеть чистую перед смертью. И мученицы навязали пятьдесят узлов из тряпиц и по тем узлам, аки по небесовосходной лествице, обе — на переменах — молитву Богу воссылали. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Её поручили патриарху Никону.
Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Часто приглашал ее в свои хоромы для духовных бесед деверь, души не чаявший в набожной, кроткой невестке. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Очень трудно ее лицо было найти. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Досталось и художнику за эту картину. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Ино принеси поне яблоко или огурчик». (Это было в конце 1674-го года). Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Боровск.
(1) Феодосия Морозова. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
Знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. Почто ми поклоняешися много. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество.
Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры.
Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Это было ужасное зрелище. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
В течение нескольких дней сестры оставались под домашним арестом. Как и сестру, её похоронили без гроба, завернув в рогожу. На то время это была самая шикарная усадьба. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Но все посланцы царя получали от боярыни решительный отказ. Только 14 ноября 1671 года царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры. На картине изображен отъезд Морозовой в тюрьму при Пафнутьевом монастыре в гор. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
Завершилось это конфискацией имущества и ссылкой. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Через 10 дней Борис Морозов, вдовец и человек уже пожилой, женился вторым браком на царицыной сестре Анне и стал царским свояком.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Первой 11 сентября 1675 года умерла Евдокия Урусова. Костер чуть позднее все же запылал, но сожгли продолжавших исповедовать «старую» веру слуг мятежных сестер, а их самих отправили в Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме. В монастыре сестер уже не пытались переубеждать, а просто уморили голодом.
И глагола Феодора: «Не смееши ли. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи.
Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. Кроме ареста Морозову ждал еще один удар судьбы. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. И глагола: «Не смею». В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Масса разделилась на две части, одна соболезнует боярыне, другая – глумится над ее неудачой. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Прислан сказати Феодоре смерть сына ее поп-никониянин иже злоумен сый, досаждаше святой, приводя от псалма 108-го глаголы, реченные о Июде. Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к образу Морозовой, только «утяжелит» картину.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Морозова входила в ближнее окружение царицы Марии Ильиничны, как родственница и верховная дворцовая боярыня. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Увещевания патриарха не дали результата и сестер подвергли пытками на дыбе.
Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. В 1650 г. царь Алексей Михайлович наградил его придворным чином и пожаловал должностью окольничего (второй думный чин Боярской думы). Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. И как вставил ее в картину — она всех победила». Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Царь разгневался. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. В 1634 г. Борис Иванович был пожалован в бояре, а также определен в «дядьки» : стал воспитателем пятилетнего царевича Алексея Михайловича. Оставшись вдовой в тридцатилетием возрасте, она не только хранила верность мужу, но и истязала себя ношением власяницы с целью «смирить плоть». Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия», – писал молодой вдове протопоп Аввакум, призывая ее поступить по примеру преподобной Мастридии, которая выколола себе глаза, чтобы навсегда избавиться от любовных соблазнов.
Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). И глагола мученица: «И ты поне хлебца». И рече: «Не смею».
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Обе были подвергнуты допросу. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Здесь собирались гонимые царем староверы, которые молились по древнерусским обрядам.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. В декабре скончалась и Марья Данилова. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Ведь сколько времени я его искал.
Также протопоп упрекал сударыню в малозначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. В толпе терялось. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Престани, послушай, еже аз начну глаголати.
Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Все лицо мелко было. Сие святей рекши, умолче голова (житие). И как вставил ее в картину – она всех победила.
Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика. По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки. В глазах народа боярыня Морозова стала святой мученицей.
Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Морозову было приказано подольше держать на дыбе.
За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Там в Преображенском все меня знали. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации.
При царе Алексее Михайловиче род Морозовых входил в список шестнадцати знатных фамилий, носители которых поступали сразу в бояре, пропустив чин окольничего. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, совершали набеги на помещичьи усадьбы.
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Но Аввакум не смирился и снова был отправлен в один из дальних монастырей. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Однако в стране было неспокойно. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Сурикову удалось оживить своих персонажей. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Однако богатой и роскошной жизни предпочла аскетическую жизнь и борьбу за истинную веру.
Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Женское их дело что они много смыслят. ».
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Судьба же Феодосии Прокопьевны Морозовой удивительна. Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Именно этот момент и изобразил на своей картине Суриков. Но ничто не сломило их твердости.
В юности братья Борис и Глеб Ивановичи Морозовы являлись спальниками (приближенными людьми) своего ровесника Михаила Федоровича. Некоторые предлагали сжечь их на костре.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Томили их голодом: когда дадут сухарей пять-шесть, но тогда не давали воды, а когда воды дадут, – тогда не давали сухарей.
После такого позорного, по убеждению архимандрита, действа сестер заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений., они уже видят эту большую картину.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.
Род Морозовых был не только знатен, но и чрезвычайно богат, а главное, в тот период он был постоянно «при царях». Практически одновременно арестовывают и ее сестру. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Ведь женщина не может не любить., они уже видят эту большую картину. Он и приблизил Морозовых ко двору.
Боярыню вернули под арест.
Затем Морозова была перевезена в Чудов монастырь. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Дядька сам выбрал своему воспитаннику невесту и был на его свадьбе посаженым отцом.
Они настаивали на аресте Морозовой. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Прокопий Соковнин был зажиточным человеком, владел в Москве несколькими домами. Работая над картиной, художник перечитал массу исторических материалов, буквально изучил наизусть «Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам событий, неоднократно беседовал с московскими старообрядцами.
После смерти царицы и тайного пострижения Морозовой в декабре 1670 года в монахини под именем Феодоры, ситуация изменилась. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Каменный храм построили в 1703 году. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Потом боярыню Морозову написал. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю.
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.