Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть.
Потому его изложение постоянно сопровождается нравственными заметками. Его сочинения вызывают такой наплыв мыслей, что их нельзя читать бегло, но необходимо перечитывать по несколько раз. По возвращении из изгнания на Корсику (с 41 по 49 г. ) был наставником Нерона. 65 после Р. X., Рим) – рим.
Отец Сенеки – Луций Анней Сенека Старший – был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова). При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим. делах («О душевном покое», «О досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. В 57 г. он стал консулом, т. е. К тому же вы не оставите ни одной из ваших обязанностей: ведь число их неопределенно. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом. В начале правления Клавдия самым коварным и непредсказуемым врагом философа оказалась жена императора Мессалина, ненавидевшая Юлию Ливиллу (племянницу Клавдия) и преследовавшая Сенеку за поддержку, оказываемую сторонникам сестер Калигулы, которые боролись с Мессалиной за влияние на правителя. Идеи С. оказали значит, влияние на формирование христианства.
В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. «К чему внешние блага тому, кто сосредоточил в себе все свое достояние. » По мнению С., духовная природа раба и господина одинакова, тем не менее, он признает естественным разницу их социального положения. При этом он проводит здесь долгих 9 лет своей бесценной жизни. Из устной речи диатриба легко переходила в письменную: в небольшие трактаты (у Сенеки они так и называются "Диалоги", хоть в них и нет собеседников) и, тем более, в письма: письмо, будучи и в житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе оказывалось естественной ее ипостасью. Нельзя сказать, что его язык не красноречив, слог его не энергичен.
И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона, Нерон, несмотря на почти доказанную непричастность Сенеки, приказывает своему наставнику умереть. Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. Для обвинения Сенеки достаточно было всего следующих слов Наталиса (доносчика, раскрывшего заговор Пизона), что Пизон посылал его к Сенеке во время болезни, чтобы спросить его, почему Сенека не хотел принять Пизона и предложить Сенеке поддерживать дружбу с Пизоном более частыми свиданиями. соч.
Осн. род.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. Эта идея трансформируется у С. в противоположность «внутреннего» и «внешнего», бессмертной души и бренного тела только обращение к богу ведет личность к добру, к господству над чувственными желаниями, над материальными предметами. Он мечтал дать трем своим сыновьям такое же хорошее образование, какое получил когда-то сам мечтал о политической карьере для них. Сенека Младший с юности увлекся философией. Оно написано также во время ссылки (в 43 году) и дошло до нас и испорченном виде. Друзей и родины. Удалившись от двора, Сенека вел жизнь еще более уединенную, чем прежде. В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.
Как и Цицерон, С. был эклектиком в основе его филос. Но разве ты ценишь их хотя бы во столько, чтобы ради них позднее поужинать. Сенеке помогла вернуться ставшая императрицей Агриппина Младшая. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. С. признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов («Письма» 47 и др. ), в то же время с презрением относился к производит.
Однако блестящего оратора пожалела наложница императора. Сначала изучает ораторское искусство, затем посещает лекции трех философов: Аттала (стоика), Фабиана и Сотиона (пифагорейцев). Вне его по обе стороны должен быть полный покой. 9, 1 ел. ). Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона.
послания, «Исследования о природе». Нельзя нести военную службу. С 1878 года она находится в Берлине.
взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. Также философа круглый год, не исключая января, можно было встретить купающимся в канале. С. оказал большое влияние на формирование этики и догматики христианства.
Как и другие рим. В 57 получает должность консула. «Что такого может сказать христианин, о чём не говорил прежде этот язычник. » – воскликнул Блаженный Августин. При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41) после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать твою добродетель. », а значит и доказать людям ничтожность невзгод. Всего этого Сенека избегал. Угодно тебе наименовать его природой.
Нужно только стоически выдерживать удары судьбы. Смерть не должна быть страшна, так как мы уже знаем ее: Уже так как ты родился, ты должен умереть (письмо 4). 21, с. 9).
Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца известного философа Сенеки Старшего) – римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Только философия дает дорогу свободной мудрости. Трактат «О гневе» показывает дурные последствия этой страсти.
Мудрец Сенеки обладает «величием души» он не лишен чувств, но недоступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект — Ер. В трактате «О спокойствии души» он отвечает: «Да». Золотое правило нравственности: «обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Кроме того, у него наблюдалась ревность к чужим талантам. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты— с большею славой».
«Человек добра» – тот, кто еще не стал мудрецом, но уже «находится в гавани», созерцает добродетель. труду и даже к творч. Он согласился, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею вселенского града. Язык сжатый, образный и до того переполнен глубокомысленными афоризмами, что читать сочинения Сенеки сразу в большом количестве весьма утомительно. — Рим, 65 после Р. Х. ).
Я не боюсь перестать быть – ведь это все равно, что не быть совсем, я не боюсь переселиться – ведь нигде я не буду в такой тесноте» (имеется в виду тело, 65-е письмо кЛуцидлию). Высшего блага («блаженной жизни») человек достигает в результате терпения, воздержания, мужества. Он достиг сана квестора, но его карьера была прервана ссылкой на Корсику, продолжавшейся восемь лет.
4 до н. э. – 65) – римский философ-стоик и писатель. души (абсолютной она может быть у раба и у господина) – условие достижения высш. В этом в свое время упрекали и Платона и Эпикура и Зенона. Обвиненный в заговоре, по приказу императора покончил жизнь самоубийством. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. В 57 г. он стал консулом, т. е.
стоиков, рассматривал мир как единое материальное и разумное целое. Он считал, что время – самое важное, что есть у человека, вот таким образом его необходимо беречь. С соперниками тогда особо не церемонились. В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств. Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра.
«Умереть – это одна из налагаемых жизнью обязанностей», – пишет он в 77 письме к Луциллию, которое заканчивается словами: «Жизнь – как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна». Изложение у него живое, но нет спокойствия, нужного для натуралиста, слог имеет риторический характер, всё рассматривается с телеологической точки зрения и часто Сенека делает порицания людям за то, что они не понимают целей промысла и действуют наперекор им. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо— в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением— Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). Но разве не нелепо плакать о том, что не жил тысячу лет тому назад. Его постоянным обществом были жена, врач и немногие друзья. Угодно тебе именовать его провидением. Это — самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность.
Вот почему он так серьезно и ревностно отнесся к своей миссии воспитателя. Спустя год после воцарения Нерона Сенека обратился к нему с трактатом «О милосердии», в котором указал разницу между идеальным государем и тираном. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. И. Л.
Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделенном чертами личности (особенно «О благодарениях» VI 23).
«Ты великий человек. Сенека был сослан в первый год правления императора Клавдия. В свое же оправдание Сенека пишет трактат "О блаженной жизни".
Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. С. сохранял пантеизм греч. Такой резкий взлет дает возможность тем самым обеспечить себе безбедную старость. Традиционные части стоицизма – физика и логика – теряют в учении С. всякое значение. 4 до н. э. – 65 н. э. ) — римск. Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов» (Ер.
sap. Итак, если смерти бояться, ее следует бояться постоянно ибо какой же час изъят от ее власти. получил наивысшую из возможных должностей. Имена философов, говорит он, менее известны, чем имена пантомимов. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего ее пантеистич.
Разум. Философские произв. В истории встречается мало лиц, суждения о личности которых были бы так разноречивы, как о философе Луции Аннее Сенеке (4 до Р. Х. – 65 по Р. Х. ), сыне ритора, носившего то же имя. 103, 3 105, 7 cf.
С этого времени истинное свое назначение он видел в философии. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею вселенского града. «Что такое смерть.
Но Сенека был верным представителем своего времени исполненного противоречий». «Миллионер-мудрец, христианин до христианства, знаменитый ритор, чьи речи, пусть в пересказе менее умелых ораторов, до сих пор красуются в учебниках. Пусть добивается общественных должностей. Ведь это одно и то же. До нас дошло 124 письма они были написаны в 62 – 65 годах.
Только в испытаниях можно выявить себя. Часто даже все благо в том, чтобы не долго жить (письмо 101). Вот таким образом он сказал ей: «Я указывал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию.
Знай, что если ты не хочешь, ты должен будешь умереть. 5. При Клавдии философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н. э. ) по обвинению в связи с племянницей императора там он пробыл восемь лет. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.
Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Il, 7 Ер. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей.
Развивай его, насколько можешь». У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. среде была создана апокрифич. С 1878 года она находится в Берлине. Смерть предусмотрена мировым законом и вот таким образом не может быть безусловным злом.
Допуская равенство духовное, С. признавал естественной разницу в соц. Отношения с императором неуклонно ухудшаются. Во многих письмах к Луцилию Сенека доказывает, что занятия философией должно ставить выше всего, а в одном из них заявляет, что теперь он занят самым важным делом: он занимается делами всего потомства, сохраняя для него идеалы нравственной философии. Она рассказывает, что Клавдий «человек, созданный богами в гневе их», является в царство умерших и, по предложению Августа изгоняется из общества небожителей, отводится в ту область подземного мира, где находятся осужденные злодеи там убитые им друзья, жена и прислужники встречают его ругательствами. По мнению Сенеки, душа должна бороться с телом, доставляющим ей всевозможные страдания.
аспекты, в к-рых С. искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5 и др. ). Она есть эманация из высшего Огня. Учение С., отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво. философию и знание.
Надо заботиться не о том, чтобы долго жить, но чтобы жить достаточно (письмо 93). Душа человека, как и Бога, – телесна. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Зато тем увлеченнее Сенека предавался занятиям философией. Излюбленной формой наставления со времен Сократа стал философский диалог (диатриба). «. «Та жизнь счастлива, – говорит он, – которая согласуется с природой, а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом». в форме, приближающейся к филос.
Тот спросил трибуна, готовится ли Сенека к добровольной смерти. моральному прогрессу в этом случае он говорил о восхождении души к богу («Письма» 65, 16). Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человека. » В это время Сенека пишет также большой трактат «О благодеяниях». В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. В жизни нет ничего, что привязывало бы к ней: Что заставляет жить. Часто мы должны умереть и не хотим умираем и все-таки не хотим.
По С, весь мир телесен. Так близка свобода и все-таки есть рабы. Тебе жаль покинуть мясной рынок Ты боишься смерти, но разве твоя жизнь не есть сама смерть. Все есть теплое дыхание, т. е. была создана апокрифическая литература их переписки. Страсти и пороки – антисоциальны.
мудреца (появляющегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. положении людей, что означало примирение с существующими порядками.
У него были великолепные сады и виллы, он вел роскошную жизнь римских вельмож. Философ даже смерть принял достойно, оставшись при этом победителем. Таким образом, философия – это наука о жизни. представитель римского стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Он обогатил свой ум знаниями, но душа его не была просветлена любовью к добру. Знание это то, что делает человека ученее, но не лучше.
Страсти и пороки – антисоциальны. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Человек – предмет для другого человека священный.
Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Да и с третьим пунктом всё было не так уж плохо. В своих переездах Сенека, как и в частной жизни избегал всякой торжественности.
И почему здесь пьют вино, которое старше тебя по возрасту. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. Ее адресат Луцилий – лицо реальное. «Бог печется о людях и воля его есть провидение». По их жалобе, судья умерших осуждает его, любившего игру в кости («вечно играть неудачно в кости»).
В «Естественнонаучных вопросах» он пишет: «Угодно тебе назвать его судьбой. презирает жизнь – живет.
стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич. В ванне он задохся от горячих паров. Шел на уступки распутству и поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. На это последовал приказ вернуться на виллу с приказом умереть. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам.
В слоге его сочинений отражается шаткость его характера. Сенека посвятил это сочинение Луцилию, которому адресовал свои «Нравственные письма». Подлинная жизнь души, по С, на небе. Вместе с ним покончила с собой его супруга. Кто рано кончил путь жизни – счастлив ибо жизнь не есть благо или зло сама по себе, но только арена для блага и зла (письмо 99). Ты все перепробовал в жизни.
В этом случае, по Сенеке, лучше всего не впадать в отчаяние и продолжать действовать. Таким образом, Сенека сочетает свои воззрения о телесности души с ее бессмертием. Агриппина, сделавшись императрицей, возвратила его в Рим, назначила воспитателем своего сына Нерона дала ему претуру, потом консульство (в 58 году).
Сенека, античный философ, родился в Кордове (Испания) в семье римского «всадника» и знаменитого ритора Луция Аннея Сенеки. г. до н. э. – 65 г. н. э. ) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею вселенского града. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (Медея, Федра, Эдип, Агамемнон и др. ). Происки Мессалины привели философа на скамью подсудимых, где он предстал перед сенатом в качестве обвиняемого (по одной из версий) в любовной связи с Юлией.
Так и поступай, мой Луцидлий. Иным способом этого не достичь». диалогу, утешит.
Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов. соч. После нас будет то же, что было до нас.
Оно богато мыслями изложенными живо. Но страшная слабость отступила, вернулся и интерес к жизни. С 1878 года она находится в Берлине. Многие привычки он сохранил до старости.
Что касается первых двух, то они абсолютно неприменимы к Сенеке: его ораторский дар по-прежнему не знал себе равных, недаром он писал все речи императора богатство же росло как на дрожжах, вызывая ненависть окружающих, а после женитьбы на девушке из богатого и знатного рода перевалило, по некоторым сведениям, за триста миллионов сестерциев – невиданной по тем временам суммы. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Он платил ей за милости лестью. Так и в жизни, любя добродетель, он был уступчив к пороку зная, в чем состоит истинное благо, он отдавался чувственности, раболепствовал перед владычествующим развратом, льстил сильным интриганам желал хорошего, но был слаб и при всем своем уме был мелочно честолюбив. – 65 г. н. э. ) – крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Его литературная деятельность была очень разносторонняя, он писал речи, стихи, разговоры, послания.
утверждают: все в природе возникает из двух начал – причины и материи. Секстой) значительное влияние на него оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). До нас дошли т. н. «Диалоги» — 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» — к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64 трактаты «О снисходительности» (ок. Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства.
Этические положения излагаются Сенекой почти везде-ив «Нравственных письмах к Луциллию» и в «Естественнонаучных вопросах» и в других произведениях. Сенека постоянно доказывает в «Нравственных письмах» превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма, в любви к богу и добрым людям. Энгельс называл С. дядей христианства (Т. Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона (см.
У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. До нас дошли следующие произведения Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О блаженной жизни», «О благодеяниях» и др. Вы не знаете, что одна из обязанностей, налагаемых жизнью, состоит в смерти.
презирает болезни, а между тем заботится о сохранении здоровья. Ответ на этот вопрос философ дал в трактате «О краткости жизни». В это же время Сенека пишет свои первые трагедии – «Федру», «Эдипа», «Медею». В трактате «О добрых делах» с утомительной основательностью перечисляются и разъясняются разные виды хороших поступков. Не считая богатство благом, С. допускал обладание им как тем, что способствует упражнению в добродетели. М. - Л., 1932. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души (Ер. Энгельс писал, что если Филона можно считать отцом христ.
Его апологией стал трактат «О блаженной жизни».
По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. Родился в г. Кордуба (в настоящее время – испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, вот таким образом стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. мировой пожар, по С. – возмездие за накопившееся в мире зло.
Абсолютно все равно, когда кончишь жизнь, лишь бы кончить ее хорошо (письмо 77). учения, то «дядей его был Сенека. «Наши стоики. Человек – предмет для другого человека священный. Сколь многие колеблются между страхом смерти и мучением жизни: и жить не хотят и умереть не умеют (письмо 4).
Он понимал истину, но у него не было силы воли. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Однако это не просто пассивное отношение к жизни, равносильное бездействию. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. Либо конец, либо переселение. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах.
Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен— ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». В его слоге отражается тревожность и шаткость его характера. Все остальные дела казались ему скучной обязанностью излишним бременем в жизни.
Мудрость жизни – в освобождении души от аффектов и вожделений. Я не буду противиться. Он все то, что ты видишь, он весь слит со всеми частями, поддерживая себя своей мощью». Для С, Бог есть Огонь и Тело, высший Разум – Зевс или Юпитер.
И тут ты будешь прав. Вскрыв себе вены на ногах и руках, он ушел в царство Аида, а вместе с ним и его жена. По воззрению древнего мира, человек был прежде всего гражданин, понятия о нравственности были абсолютно подчинены интересам государства и народа. Считал философию нравственным учением, дающим нормы и правила человеческой жизни.
Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Личность и произв. К чему столь пышное убранство в доме.
Этот фактор повлиял на то, что отношения с императором резко испортились. Никогда из-под его пера не выходило столько сочинений, как в последние четыре года жизни. passim Ер. была создана апокрифическая литература их переписки. Так завещал он незадолго перед смертью.
Высшая добродетель – верность самому себе. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы ее пронзили мечом Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Происки соперников, указывавших властителю на опасность сосредоточения огромных богатств в руках одного человека и обращавших внимание Нерона на уважительное отношение сограждан к Сенеке, привели к печальным последствиям – первый советник впал в немилость и под предлогом слабого здоровья удалился от двора, отдав все состояние Нерону. Неоднократно подвергался преследованиям.
В этом смысле правы те, которые называют Сенеку предвестником христианских понятий.
Калигула (см. Вся ошибка в том, что мы думаем, будто смерть только последует за жизнью, тогда как она и предшествовала ей (письмо 54). В этот промежуток времени мы испытываем некоторое страдание. После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках. Послание к Серену О неуязвимости мудреца даже начинается похвальным словом Эпикуру.
Но тогда мы не чувствовали никаких страданий. Это были и мелкие послания к друзьям, упрекавшим его за уклонение от общественных обязанностей (например, трактат О покое, посвященный Серену) и более обширные сочинения по нравственным вопросам (не сохранившийся большой трактат по нравственной философии, о котором неоднократно упоминается в письмах к Луцилию) и сочинения по естествознанию. Единство божеств, природы и человеч. Сборник был обнародован, вероятно, после смерти Сенеки.
В 50 году мать императора Нерона повлияла на то, чтобы вернуть Сенеку с Корсики. После этого она сделала его наставником собственного сына. Итак, что же такое составляет твое достоинство. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это— возлияние Юпитеру Освободителю». И одинаково нелепо плакать и о том, что не будешь жить тысячу лет спустя.
Из множества написанных им произведений до нас дошла его близкая к стоицизму этика изложенная в трактате «Естественные вопросы». Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: «Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами». Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. Сенека всей душою ушел в философию.
Когда Нерон в 54-м году пришел к власти, то провел ряд мероприятий под руководством Сенеки. 19, с. 311). Свои «Нравственные письма к Луциллию» он начинает словами: «Сенека приветствует Луциллия. Мало того, после смерти Клавдия (насильственной, как и у большинства властителей того смутного времени) Сенека становится советником 19-летнего Нерона: официально он именовался «друг принцепса», а фактически вместе с тремя другими наставниками управлял империей. Он не ищет счастья во внешних вещах и ни в чем не нуждается, даже в друзьях.
знания («Исследования о природе» VI 55 и др. ). Излюбленная тема Сенеки — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. Не было и не будет (письмо 77). 56— 64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63—64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. С. пытается преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нраветв.
65, 16—24 79, 12). Тем не менее, он знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей. Её лицо навсегда осталось чрезвычайно бледным от потери крови. ок. 47, 11). Одно из важнейших произведений Сенеки – «Исследования по естествознанию» – трактат, состоявший из семи книг (Quaestionum Naturalium libri VII).
Сенека восхищается упорством, с каким самоубийцы преследовали свою цель. Эти афоризмы Сенека называет ежедневными подарками Луцилию и шутит, говоря, что он избаловал своего корреспондента, так что к нему нельзя являться иначе, как с подарком. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). Из филос. Он ездил в сопровождении немногих рабов в открытом экипаже и во время путешествия читал.
Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas aninu De const. Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери. Сенека разделяет мудрость, т. е.
А между тем он поддавался житейским обольщениям. Его труды (Нравственные письма к Луцилию и др. ) дошли до нас в подлинниках.
Все есть теплое дыхание, т. е. В его трагедиях нет случайных деталей, все они говорят об отступлении от нормы, «порче нравов» и последствиях этого отступления. В 49-м году жена Клавдия Агриппина добилась возвращения Сенеки из ссылки, выхлопотала для него высокую государственную должность и предложила ему стать наставником ее сына, Нерона. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником. Подчиняясь богу, учит С., человек обретает свободу. Наконец наступила очередь умереть и Аннею Сенеке. Удаленность от столицы, созерцание мира во многом определило будущие взгляды Сенеки.
философ и писатель, один из гл. Выступал против института рабства и социальных различий.
ок. 9, 1—2 35, 4 67, 2 10 71, 35). блага. Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. деятельности, ориентированной на материальные потребности людей («Письма» 88).
Она называется Apokolokyntosis («отыквление», «превращение в тыкву» – слово составленное по образцу слова apotheosis, «обожествление», которого удостаивались другие умершие императоры). Вместе с ним покончила с собой его супруга. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Сенеке тогда шел 64-й год.
И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С. 307). переписка С. с апостолом Павлом.
Сенека почти не жил в Риме. Сравнения его всегда необыкновенно метки, порою остроумны, порою поэтичны. Неоднократно подвергался преследованиям. «Этот стоик, – писал о нем Ф, Энгельс, – проповедовавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства. » (т. письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и ряд этич. Но что весьма замечательно, содержание писем всегда носит отвлеченно-философский характер.
117, 33) она «учит делать, а не говорить» (Ер. Важно жить хорошо, а не долго. В 57 получает должность консула. Задача философии сводится им к жизнеучению. Мудрость жизни – в освобождении души от аффектов и вожделений. Друзей не может разлучить даже смерть: «И быть может, – если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, – те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед». В 58 году философ становится консулом. Историк Фабий Рустик сообщает, что Сильван вернулся не по старой дороге, но заехал сперва к Фению Руфу (префекту, главному начальнику стражи) и спросил, должен ли он повиноваться приказаниям цезаря но Фений Руф, объятый общим малодушием, посоветовал исполнить то, что приказано.
Он считает, что смерть – дело привычное. Но ты ими пресыщен.
Заговор Пизона дал Нерону желанный повод избавиться от скучного моралиста. Завещание это было найдено между его рукописями. Смерть неизбежна, а потому мы не должны ее бояться: Мы боимся не смерти, но мысли о смерти, потому-то от смерти мы всегда одинаково далеки.
обр. Принудили к молчанию – пусть безмолвным присутствием помогает гражданам. По С., весь мир телесен. воззрений лежат идеи греч.
Душа человека, как и Бога, – телесна.
4 до Р. X., Кордова, Испания – ум. Совершенный, гармонический разум (будучи частью божественного) помогает индивиду выработать правильное отношение к миру, к вещам, не зависящим от человеческой воли. Смерть есть избавление от жизненных невзгод: Безразлично, когда умереть – рано или поздно. Философ, хотя и требовал от своих рабов строгого порядка, относился к таким случайностям весьма благодушно.
Философия, согласно Сенеке, является нравственно-религиозным руководством в жизни. 4 до Р. Х. Переписка Сенеки с Луцилием началась с 60 года и длилась до конца жизни философа (65г. ).
Оно богато тонкими замечаниями о лицах и фактах. "Нравственные письма к Луцилию" — последнее произведение Сенеки. С 1878 года она находится в Берлине. На тот момент римским императором являлся Калигула, который отличался странностями и нестабильным психологическим состоянием. 65). Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты – с большею славой».
Т. обр., его учение фактически есть форма примирения с существующими порядками. Примерно в это время Сенека пишет трактат «О спокойствии духа», в котором говорит о трёх внешних причинах, заставляющих человека отказаться от деятельности.
Он автор трактатов по проблемам нравственности: «О милосердии» (55-56), «О блаженной жизни» (58-59), «Нравственные письма к Луцилию» (63-64) и др. Занимательны также трактаты Сенеки «О душевном спокойствии», «О постоянстве», «О краткости жизни», «О счастливой жизни». Все согласны только в том, что Сенека был знаменитейшим человеком своего времени имел громадное влияние на римскую литературу, на умственную жизнь современников и потомков.
20, 2). «Нравственные письма к Луцилию» – своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни.
Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. Неоконченный трактат «О милосердии» (De clementia), посвященный Нерону и написанный в 56 году, объясняет, как хорошо милосердие в государе и чем оно должно выражаться у него.
Некоторые места из Нового завета как будто списаны почти дословно с его сочинений» (т. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. По легенде, встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н. э. Оригинальность Сенеки — в той детальности и проникновенности, с которыми он описывает грехи и злодеяния своих современников, в той значимости, которую он придает чувствам долга и жалости, человечности (выступая против рабства, гладиаторских боев и т. д. ).
В работе «О счастливой жизни» он пишет: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. 19. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть.
Сенеку обвинили в причастности к этому злоумышлению. Но трибун ответил, что он не мог уловить ни тени страха или печали ни в речах, ни в лице философа. Мудрено разобрать, сколько в нём было притворства, сколько – энтузиазма.
Кто умер, не чувствует страданий (письмо 99). А если так, не все ли равно, когда ты умрешь, коль ты в любом случае должен умереть. Причиной тому было, как говорят, участие в распутстве Юлии, дочери Германика (сестры Калигулы). После этих слов оба вскрыли себе вены на руках.
К его трудам обращались не только философы, но и Святые отцы и христианские моралисты. Самым крупным произведением Сенеки за это время считаются его Моральные письма к Луцилию. С. Соловьева. 107, 11). Теперь он почти никого не принимал.
В трактате «О счастливой жизни» Сенека доказывает, что счастье невозможно без добродетели, как будто в оправдание себе, прибавляет, что есть и другие блага, как, например, здоровье и обеспеченное состояние, которые, если не составляют необходимости, то полезны для счастья, что не должно презирать богатства, не следует только давать ему владычества над душой. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела.
Я не буду противиться. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство. Величайшее благо жизни в том, что есть смерть. морально-этические проблемы, при правильном решении к-рых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия.
Он тот, от которого все зависит, в нем причина всех причин. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. Образцом для Сенеки был Посидоний. После смерти Клавдия Сенека по-своему расправится с тираном – напишет едкую сатиру на мертвеца, озаглавленную «Превращение Клавдия в тыкву».
55—56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. Стоич. 117) и онтологии (Ер.
Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (Медея, Федра, Эдип, Агамемнон и др. ). В самых последних письмах начинают слышаться разочарование, усталость и пессимизм, доходящие в сто третьем и сто пятом письмах (всего их было 124) до столь резких тонов мизантропии, что им мог бы позавидовать сам Шопенгауэр.
Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н. э. Наслаждения. На упрек, что сам он имея огромное богатство, живет не в соответствии со своей философией, С. отвечал: «Философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить».
88). Он никогда не предупреждал о своем приезде заранее и вот таким образом случалось, что на виллах не были готовы к его встрече: ему приходилось ложиться спать не поужинавши и на плохо убранной постели. Под влиянием учителей – Сотиона и Фабиана Папирия, вышедших из школы Секстиев, а также близкого к пифагорейской школе Аттала – Сенека неукоснительно следовал строгим правилам воздержания. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе.
Сборник «Нравственных писем» (Epistolae morales) Сенеки к Луцилию, представляет антологию нравственной философии изложение не имеет строгой систематичности. Самый благой выбор – это принятие воли божества, пусть даже суровой. Как часть божественной воли «человек добра» воспринимает и смерть. Но тот не принял их. Рассуждение «О душевном спокойствии», посвященное другу Сенеки, Аннею Серену, было написано в 49 году. Испытывая неблагосклонные чувства к Сенеке, Калигула приказывает расправиться с ним.
Он и сам все это понимал и пытался, насколько возможно, объяснить такое положение. Кто живет – во власти судьбы кто не боится смерти, – избежал ее власти (письмо 70). Уход от дел уже не мог спасти философа. К «Нравственным письмам» примыкает ряд философских и нравственных рассуждений Сенеки о разных вопросах морали. Форма произведений у него – дело второстепенное, сравнительно с содержанием. Как.
произведения: «О блаженной жизни» (58-59), «Нравственные письма к Лицилию» (63-64). Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4 в. в христ. И это не ошибка ибо из лона его все рождено, его дыханием мы живем.
до нас дошли «Нраветв. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Сенека имел большие достоинства, говорит Квинтилиан: быстрый и сильный ум, большое трудолюбие, обширные знания (впрочем те помощники, которым он поручал подыскивать справки, вводили его иногда в обман). Я не буду противиться. Таким образом, в 62 году философ вынужден уйти в отставку. Благодеяние, по С., – это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.
С. разрабатывал гл. Чего – тебе жаль. При этом правитель дарует философу выбор, который является для него наиболее подходящим. Последний, став императором, обвинил Сенеку в заговоре и дал ему приказ умереть. (письмо 30).
Последующие письма длиннее, отвлеченнее и носят характер небольших философских этюдов. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам.
Ты не ошибешься. По поводу посещения театра Сенека рассуждает о вреде толпы для философа пожар Лиона послужил поводом к рассуждению о том, что следует быть готовым к превратностям судьбы посещение виллы, пришедшей в ветхость, – к рассуждению о преимуществах старости праздник сатурналий – к проповеди умеренности и бедности и т. п. представителей стоицизма. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу». Как в годы молодости, перед Сенекой вновь встал вопрос о ценности «государственной жизни», от которой его насильно оторвали и жизни созерцательной – то есть долга перед государством и перед самим собой. Не потому, что он хочет жить без друзей, а так как может.
После убийства Агриппины и смерти друга – военачальника Бурра (в 62 г. ) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно. Именно его влиянию на императора приписывают необычайный либерализм первых пяти лет правления Нерона. Но Сенека знал, что его воспитанник отличается чудовищно жестоким характером и в узком кругу не раз повторял: «Если этот дикий лев однажды попробует человеческой крови, ничто не остановит его от возврата к своей природной жестокости». физике (т. Форма сочинений Сенеки и особенно его писем в высшей степени изящна и проста.
Неважно, если ты беден или раб. В области теории он несистематичен и непоследователен его своеобразие — в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religi (Ер, 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон. Несравненно лучше философское письмо к Марции, написанное, вероятно, незадолго перед ссылкой (в 41 году). Не дрогнув, Сенека вскрыл себе вены.
95, 5). получил наивысшую из возможных должностей. Там он поставил ванну и в ней подолгу сидел, все подливая теплой воды и таким образом мало-помалу абсолютно истощал свои силы, притом, как он сам говорил, не без известного наслаждения, вроде того, какое доставляет легкое головокружение, когда душа покидает тело.
Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Викентьева). Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и др. ). идеала и счастья в жизни в стоич. Из философских сочинений до нас дошли Нравственные письма к Луцилию, О милосердии, О благодеяниях и др. Гораздо занимательнее небольшие рассуждения Луция Аннея Сенеки о некоторых основных мыслях стоической морали, как, например, рассуждение «О промысле», доказывающее благоустройством вселенной необходимость признавать божественный промысел и объясняющее, что истинный мудрец может подвергаться бедствиям, но никогда не подвергается несчастию, так как он выше всех случайностей жизни и самоубийство, дозволительное по учению стоиков, всегда дает ему возможность избавиться от несчастия. стоицизма (сильное влияние Посидония), к-рые он сочетал с элементами др.
В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Астма, по-видимому, преследовала Сенеку до самой смерти, недаром он уподоблял её приступы последнему вздоху и находил, что ничто в жизни не кажется ему более неприятным. Так сделай своим то, что в чужой власти (письмо 77).
Мы тоже загораемся и гаснем. Она есть эманация из высшего Огня. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это – возлияние Юпитеру Освободителю». Сенека чувствовал позорность настоящего, но не мог возвыситься над нею. К этой же группе философских трактатов Сенеки принадлежит отрывок «О музе мудреца».
Доносчики обвинили Сенеку в заговоре. направлений. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Он жил не в соответствии со своими принципами. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум – Зевс или Юпитер. римский философ (Кордова, ок. Его нервы были утомлены и не выдерживали уличного шума.
У С. встречаются крайне редкие в античности утверждения о возможности безграничного прогресса человеч. Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в. ). Приходится остаться частным лицом – пусть станет оратором.