В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Справа: Мона Лиза. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Только чувство утраты рождает любовь. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. На раме он заметил отпечаток пальца.
Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. () Джоконда— не портрет.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Это и дало основание предполагать, что Салаи переодевался в женское платье и позировал для картины. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Так он и спал на картине больше двух лет.
Далеко не всем она кажется таковой. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. От сильного перенапряжения с ним даже случались обмороки. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia).
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Голова слегка повёрнута10.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Мона Лиза (фрагмент). Разразился страшный скандал.
Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Грустит она или улыбается. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Не понятно только у кого и что собирали. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. По поводу того, с кого мастер это полотно писал, существует великое множество теорий. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. В частности, он служил моделью Иоанна Крестителя. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Назревала большая европейская война. Вот это уже серьёзная несостыковка. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с. Мало какие образы столь сильно будоражат воображение созерцателя, как женщина изображенная на картине величайшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи Мона Лиза (или Джоконда). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Эту картину надо просто один раз увидеть. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Далее уже можно будет перейти к самой картине. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
() Джоконда— не портрет. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. золотых экю. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом.
«Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Время шло – картина не появлялась. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». раздел Техника). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Только вот женщин там вы не найдете. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
Эта версия считается просто домыслом. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Леонардо да Винчи сделал все для того, чтобы его творение ожидала долгая жизнь. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Это ученик великого художника по имени Салаи. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки.
Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Объяснений множество. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Оба этих случая не нанесли картине вреда. Немецкие газеты платили той же монетой.
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Так и с данной статьей. Я думал, что я довольно неплохо разбираюсь в живописи, но я понял, что я не только дилетант, но и просто абсолютно непосвященный в искусство человек. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
То есть разобраться в этом механизме. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Существует версия, что картины на самом деле две. Я имею ввиду его черный квадрат.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Ее перевели в покои министров.
Но картину вернули в Лувр. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Что вы видите перед собой. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Голова слегка повёрнута.
Потом разошлись по всему миру. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра).
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. да там толпа. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность.
Главная героиня картины- Лиза Герардини (Лиза дель Джокондо), жена флорентийского торговца и просто женщина неземной красоты. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Но затворницей Мона Лиза не была. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. И лишь некоторое событие, приключившиеся с ней, сделало ее популярной на всей земле.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо да Винчи. Наверное, самая загадочная часть картины- улыбка Мона Лизы, не может оставить равнодушным никого.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Где-то между 1503 и 1506-м. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Трудно представить, что получилось бы. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. «Джоконда» впала в полное забвение.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Леонардо писал картину несколько лет.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. Состав является статическим, но открытым. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Мог ли портрет обычной женщины оказывать на великого мастера столь сильное воздействие. Я не говорю, что я совершенно прав. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Где любовь, там и ревность. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Бельгиец Пьере был его секретарем. История искусств очень сложная вещь. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Как сказал Ротенберг: «само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Мне кажется, улыбка наполнена большой любовью. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини7.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Так улыбается. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Грудь преподнимется. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. 1503-1519 гг. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Что за юноша. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Но никаких свидетельств тому нет. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Также Вазари говорит о бровях. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Разве что Рафаэль. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. То, что нарисовал художник, останется без всяких комментарием и толкований в истории живописи. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. В частности, он служил моделью Иоанна Крестителя. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Меня удивило, что он маленький.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Цель этого похищения не выяснена однозначно. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Сейчас она пребывает за пуленепробиваемым стеклом и дирекция Лувра решила, что картина больше не будет покидать стен музея. Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим и почитался произведением чудесным ибо сама жизнь не могла быть иной». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
По поводу того, с кого мастер это полотно писал, существует великое множество теорий. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. И идентичность изображенной на холсте женщины – по сей день загадка. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». рисунок) – комментарии излишни. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Она вздохнёт.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Как было с Малевичем. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Была уволена администрация музея. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Посередине: Дама с горностаем. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки – взлетающую птицу. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. К тому же он доверял профессионалам. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. С ним Леонардо да Винчи связывали длительные – более четверти века -и, как предполагается интимные отношения.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Такой вопрос ставится историками все чаще.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Но это уже дело вкуса. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Которых у Моны Лизы нет.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью.
Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. До охраны наконец дошло, что картину украли. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Ученым удалось разгадать эту загадку. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Не было ее и у реставраторов. Будем считать, что мне повезло.
«Джокондомания» охватила Америку.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. И идентичность изображенной на холсте женщины – по сей день загадка.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Были допрошены сотни людей. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Vincenzo Peruggia). Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. А еще – техника. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Предыстория Джоконды такова. В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. На его стихи есть неплохие песни.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Леонардо да Винчи. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи- без преувеличений, самая известная картина в мире. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Искусствоведы обращают внимание на то, что пропорции лица Джоконды совпадают с пропорциями лица самого Леонардо на его автопортрете.
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Леонард был арестован. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Vincenzo Peruggia). Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. () Джоконда— не портрет. Есть ещё одна экзотическая версия.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». Эта версия считается просто домыслом. Ни одна картина (не только эпохи Возрождения) не может сравниться с Мона Лизой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
В итоге Леонардо написал не портрет конкретной женщины, а некий обобщенный образ, который оказался столь дорог Мастеру, что он так и не передал картину заказчику, а увез с собой во Францию. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Голова слегка повёрнута9. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
раздел Техника). Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Мало какие образы столь сильно будоражат воображение созерцателя, как женщина изображенная на картине величайшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи Мона Лиза (или Джоконда). На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. 1503-1519 гг. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Именно благодаря ей улыбка Моны Лизы приобрела свое удивительное мерцание. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король.
На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.