До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.
Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры.
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). В 1994 году группа учёных и реставраторов завершили многолетнюю крупнейшую реставрацию Сикстинской капеллы, которая стала по-настоящему революционной и представила гений Микеланджело в новом свете.
Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. 1537—1541 гг.
Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.
Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
15. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. здесь).
Но и это ещё не всё. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Варфоломея (На фреске Св.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Однако Папа был непреклонен и художник не посмел отказаться. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. В настоящее время этот музей носит имя этих двух Пап – музей Пио-Клементина, который вместе с музеями Кьяромонте, Григориана Профана и Новый Сектор образовывают Музей Классического Античного Искусства. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. И эти опасения не были беспочвенными. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Заделать их будет невозможно. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Там же обнаженная фигура св. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря.
(Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины.
У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
От своих художественных способностей маэстро часто открещивался, говоря, что он больше скульптор. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Вот таким образом подчиняясь приказу Папы Юлия II за работу берется неохотно. Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Прим.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2. Проект серьезно повредил зрение художника.
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. 2. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. В период правления Папы Клемента XIV (1769 — 1774) и Папы Пио VI (1775 — 1799) все экспонаты были перенесены в специальные здания и упорядочены в коллекции, которые были открыты для посещений публики.
Большие паруса поддерживают свод. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. При Папе Сиксте IV производились значительные перестройки Ватиканского дворца, также в это время сооружается знаменитая на весь мир Сикстинская капелла – величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Однако, после удаления слоёв воска от свечей, освещавших капеллу многие десятилетия, а также сажи и животного клея использованного при прошлых реставрациях, учёные обнаружили, что цвета фресок остались совершенно неповреждёнными, свежими и насыщенными, как и при жизни великого мастера.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Как известно, Микеланджело Буонаротти не был художником – он ваял скульптуры и все свое творческое вдохновение использовал для высечения из мрамора всевозможных исторических персонажей. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Что мог Микеланджело. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.
Высота капеллы— 20 метров. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. метра.
Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Но, не тут-то было. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Итак, 1471 год. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Ватикан привык только к лучшему, вот таким образом папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Видное место занимают Станцы Рафаэля в Музее Ватикана.
IV). Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг. В секции под названием Создание Адама изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Считается, что это работа греческих скульпторов из острова Родос.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников.
Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота и даже некоторая изысканность. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных.
Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Главным был второй ярус. Второй этаж – основной.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Стены второго этажа прорезаны большими окнами.
Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Сюжетные композиции «Парнас», «Диспут», «Афинская школа» и «Юстиция» поражают своей гармонией и ясностью. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Память об этом событии живет во мне до сих пор. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. IX, ст. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи.
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. На тот момент – Павел III. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд». Помилование мог даровать только Понтифик.
Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Первым изображением, созданным Микеланджело, является «Потоп», в котором главным действующим лицом представлен человек, а не стихия. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. В миру его называли кардиналом смерти. Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно8 и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство9.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Место конклава. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. 10.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви.
Фрески Сикстинской капеллы, находящиеся на алтарной стене изображавшие «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» не сохранились и на их месте Микеланджело создает картину «Страшный суд». Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.
Дольчи. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Длина изображения почти полтора метра. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе.
Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Они же являются авторами кафедры хоров. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть».
Это Харон, который гонит грешников в ад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Поза, мол, у них слишком неприличная. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Только ответить своим искусством. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками.
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. И в ответ услышал: «Когда смогу». Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году.
В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Сразу развенчу красивый миф: он писал не лежа на спине, а в нормальном вертикальном положении с помощью специально созданных для этой цели строительных лесов. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами.
120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
живописи. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Карафа был патологически жесток. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя».
Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана19. Нижний ярус капеллы вмещает в себя 12 фресок, показывающих библейские истории.
Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. Его помощник дель Пьомбо и Павел III были убеждены, что 60-летний художник физически не справится с такой работой и предлагали выполнить роспись масляными красками. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Как то вопросы финансирования. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. И это можно понять по его последним фрескам.
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Работа Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» является самым выдающимся творением эпохи Возрождения.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа35.
Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине».
Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. Вот что значит гений. Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта.
В Восьмигранном Дворе, являющийся частью Дворца Бельведере, в процессе реконструкции в период правления Папы Пия VI были устроены четыре ниши, в которых размещены всемирно известные статуи – в нише Гермеса – статуя Гермеса, римская копия Праксителя (IV веке до н. э. ). Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину13 и не препятствовало использованию часовни. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Но заказ есть заказ.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В четвертой нише находится мраморная группа «Лоакоон и сыновья», найденная на месте Золотого дворца императора Нерона.
В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
Население страны – около тысячи человек, включающее швейцарскую гвардию (охрана Папы), кардиналов, секретарей и мирян. Пришлось начинать сначала. А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили. И для того были веские причины. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. По его мнению, это обедняло роспись. Более того, реставрация открыла в Микеланджело непревзойдённого колориста использующего такие цвета как светло-розовый, яблочно-зелёный, бледно-жёлтый и синий и многие другие. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.
Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков.
Сикстинская Капелла имеет три этажа. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина.
И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Некоторые считают, что слишком много воображения. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Апартаменты насчитывают три комнаты по 80 кв. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Это апартаменты Папы Юлия II, который избирается на престол в 1503 году.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы.
Это была самая большая фреска века, по сей день считающаяся невероятным шедевром искусства. Для важных церемоний самые низкие уровни боковых стен Сикстинской капеллы были покрыты серией гобеленов изображающих события из Евангелий. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения.
Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Да, незадача. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Зона люнетов и треугольников над окнами— нижний пояс фресок свода— отведена теме человека земного и предков Христа средний пояс— пророки и сивиллы, обладающие особым знанием, пониманием божественного, предсказавшие приход Спасителя. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Под Христом св.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.
Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса— Джотто и Мазаччо58. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Объяснение напрашивается само собой.
Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы.
Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас.
Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Создание Понтифийской Галереи и Музея благоприятствовало развитию науки и культуры и содействовало охране предметов античной древности. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.