Якоб Исаакс ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем— похоронен 14 марта 1682, там же)— наиболее значительный нидерландский художник-пейзажист3.
Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. До 1655 Р. создавал офорты из которых ныне известны 13 (в т. ч. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики.
Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. галерея Ирландии, Дублин «Еврейское кладбище», ок. 130 работ чёрным мелом (напр., «Лесной пейзаж с прудом», Рейксмюсеум). пейзажа 2-й пол. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград).
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Мастер в Харлеме с 1648. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер ("Горы в Норвегии", Эрмитаж, Ленинград). Вероятно, учился у своего дяди С. ван Рёйсдала.
Учился, вероятно, у своего дяди С. ван Рёйсдала испытал влияние П. Поттера, Я. в живописи Р. появляются сложные композиц. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). Отойдя от узкой жанровой специализации, характерной для голл.
Пленэрными качествами отличаются поздние картины Р. («Луч света», 1670-егг., Лувр, Париж и др. ), среди которых много панорамных видов Харлема (1670-егг., Маурицхёйс, Гаага и др. ). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». пейзажа (С. ван Рёйсдал, Я. ван Гойен, П. де Молейн и др. ) в них Р. тонкими нюансами цвета строит пространство с плавными переходами планов, передаёт световоздушную среду.
Мастер в Харлеме с 1648. Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям.
Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. художник, рисовальщик, гравёр. Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Рёйсдал (Ruysdael, Ruijsdael) Якоб ван, голландский художник и график. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. Лит. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ).
Творческое наследие Рейсдаля составляют около 450 картин. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). ван Гойена, Х. Сегерса. тональной фазы в развитии голл.
Р. широко использовал натурные зарисовки– сохранилось ок. Рейсдаль заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Якоб ван, голландский художник и график. 1656 переехал в Амстердам.
решения представителей т. н. 1655, Дрезденская КГ «Ветряная мельница в Вейке близ Дурстеде», 1670, Рейксмюсеум, Амстердам). Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). РЙСДАЛ (Ruisdael, Ruijsdael) Якоб Исакс ван (1628 или 1629, Харлем– 10. 3. 1682, Амстердам), голл. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Творчество Р. оказало определяющее влияние на развитие голл.
Около 1650—55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант — в институте искусств, Детройт). пейзажистов 17в., Р. писал дюны, леса, реки, мор. Мастер в Харлеме с 1648. среди его учеников– М. Хоббема. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». В ранних работах («Дюнный пейзаж», 1646, Эрмитаж, С. -Петербург) сохраняются мотивы и колористич.
В 1650-егг. эффекты света и тени, цвета становятся более насыщенными («Замок Бентхайм», 1653, Нац. «Три дуба»). 17в. Рёйсдал (Ruysdael, Ruijsdael) Якоб ван, голландский художник и график.
Ок. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Рейсдаль любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага).