Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их законченности.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Фигура прорисована уверенно и свободно. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Вокруг он изобразил цветочный узор. Удивительна судьба этого города. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Связи Падуи с Флоренцией не прерывались и позднее, в первой половине XV в. здесь работали художники Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). 1455–1460).
Статуя отображает портрет современника, с большой лысой головой. Фигура исполнена достоинства. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В творчестве мастера наступил новый период. Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.
В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). И все дело не только его в уникальном мастерстве. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий.
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Здесь представлены родные и друзья Христа.
Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти.
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Марка (1411-13) и св. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Практически все художественные проблемы, с которыми столкнулась итальянская скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Донателло, чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
То же напряжение ощущается и в лице. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Местоположение статуи не изменилось. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Столь же выразительно и лицо пророка. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Петра и завершения ряда других заказов.
Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Марка» с Ор Сан Микеле. Лицо его отличается особой экспрессией. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Во-первых, возрастает значение линии.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Тем самым усиливается иллюзия пространства. они были приостановлены. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.
В его правой руке — тяжелый меч. В скульптуре Св. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Мрамор. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Он обладал характером сложным и независимым.
нателло. 1425 «Вознесение Марии», ок. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками.
Антония (Санто). В этой фигуре всё значимо. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Здесь начинается следующий этап его творчества.
Донателло строит образ на игре света и тени. Лаврентия изображающим Страсти Господни. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. В ней чувствуется рука самого Донателло.
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.
Таких мощных складок искусство треченто не знало, чтобы найти им аналогии следует обратиться к пластике Никколо и Джованни Пизано. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. В конце XVI в. алтарь был разобран. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. В конце XV века алтарь был разобран. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. На коленях стоит богоматерь. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Охотно соприкасаясь с античным искусством, когда представлялась такая возможность, Донателло упрямо шел своим собственным путем. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) юноша-воин со щитом в руке.
Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Однако это впечатление обманчиво. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин).
Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Донателло приближал рельеф к живописи.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Четыреста громоотводов имеют одинаковую высоту – около шести метров. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа.
В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Она, несомненно, связана с ними тематически.
При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице).
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.
1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. «Св. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. А Брунеллески он был обязан многим. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Позже она была перенесена в Национальный музей Барджелло во Флоренции. Особенно удалось Нанни ди Банко лицо Филиппа, вызывающее в памяти творения древнегреческого скульптора Фидия. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Голов pа повернута слишком неестественно. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.
Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Линии в «Битве св.
Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Главное действие происходит в центре композиции.
С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок.
Это способствовало процветанию торговли. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Марк, можно поверить и его писаниям». На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Особенно это заметно в изображении св. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.
1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Но достоверными эти сведения считать нельзя. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Мы много знаем о Донателло-художнике — о нем свидетельствуют его произведения, но мало знаем о Донателло-человеке. Отметим также замечательное техническое мастерство исполнения: тонко прочеканено лицо и волосы мальчика, красива прозрачная лаковая патина, особенно в верхней части статуи. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
«Св. В отличие от «Св. В 1415 заканчивает статую св.
Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Нужно отметить мастерское владение Донателло бронзой, которая делается в это время его излюбленным материалом.
Георгия (ок. Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Он использовал т. н. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Антония и изображениями символов евангелистов.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Однако страдание обладает длительностью во времени. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов.
1423—1425) и св.
Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена на пьедестал до 1453 года. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Лаврентия, во Флоренции. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека.
Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Марк, можно поверить и его писаниям». С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Его крылья, кажется, еще полны движения.
Увидеть «Поле молний» непросто: зрители должны заранее забронировать ночь в пустыне в мини-отеле-вагончике на три спальни, откуда открывается вид на поле. Георгия» красивы и выразительны. Младенец кажется маленьким и беспомощным.
Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. И в этом проявился его характер. Надгробие делится на три яруса. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу.
музей Барджелло). Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Марк, 1412 св.
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.
Некоторые заглядывают через плечи соседей, другие, чтобы лучше видеть происходящее, становятся на колени, третьи смотрят с балюстрады, окаймляющей площадь. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.
Произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Антония. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. По его идее, они должны притягивать молнии (а пустыни штата Нью-Мексико славятся грозами) и превращать все пространство инсталляции в наполненную молниями сцену.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Но и этого ему мало.
Донателло «Давид» (около 1440). Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе.
Фасад же церкви остался неоконченным. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Их судьба иногда была драматической.
музей Барджелло). Антоний, держащий его за ногу обеими руками. С одной стороны Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Георгия (1415-17). Именно такая женщина была способна на подвиг.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
На лице его застыла гримаса страдания. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В 1430 году Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок.
Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). В рассматриваемой композиции св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. В этих скульптурах, впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.
Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Высоко над холмом вознесены три креста. Св. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. 1415, Флоренция, Нац. «Поле молний» занимает участок земли шириной в 1 км и длиной в 1 милю (1609 м). В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Так подчеркнута глубина рельефа. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. В 1408-1415 гг.
Людовика Тулузского (ок. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице) изображающая исхудалую старуху с длинными волосами. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Совсем другое у Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.
Один за другим сходили со сцены старые мастера — одни умирали, другие уезжали из Флоренции, третьи отстранялись от работ. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Рельефы из жизни св. В 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Антония в Падуе.
Слегка изогнулся торс Марка. Св. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».
Вероятно, в настоящем своем виде, когда ее пластические качества выступают с большей рельефностью, статуя только выиграла. На первый взгляд может показаться, что Донателло изобразил Георгия в строгой фронтальной позе. Они как бы окаменели от горя. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора).
Но спорить с Донателло было не так-то просто. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Плоский рельеф изображающий голову св. Донателло. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Георгия» и «Св.
После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. У него сосредоточенный глубокий взгляд, он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Он восторженно отзывался о статуе «Св. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов.
Мужественный образ Иоанна поражает сочетанием твердости и серьезности, с энергией и пылающей внутренней силой. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Работа удалась на славу. Марка (1412 год), св. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Мария показана в сложном повороте.
Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
Линии профиля определенны и чеканны. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Путти Донателло предельно общительны. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Антония. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. К тому же в 1464 г. статуи с северной стороны кампанилы перенесли на самую ответственную — западную. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
Скульптор всячески подчеркивает ее дряхлость, доходя порой до натурализма: лицо покрыто морщинами, волосы грязны и нечесаны, глаза кажутся слезящимися, во рту выделены два сохранившихся зуба. Более тяжелая группа людей справа уравновешивается сильным движением в левой части рельефа.
В отличие от «Св. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Этот человек с грустью и сожалением глядит вниз на проходящих, предрекая им против своей воли что-то зловещее. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице).
Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.
Но это не простой мальчик. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.
В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. На его лице веселая улыбка. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Красив мотив струящихся складок одежды. Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.
Изящно ложатся складки одежды. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. А это и составляет сущность донателловского образа. Статую предназначали для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Вверху изображены летающие ангелы. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Марку» с Ор Сан Микеле. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. В многочисленных надгробиях скульпторы середины XV в. отталкивались от гробницы Иоанна XXIII, однако все большее значение приобретали декоративные мотивы, что вело к перегруженной и зачастую запутанной композиции. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Марка и Св. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно вот таким образом Донателло так тщательно проработал драпировки одежды изобразив их самых различных форм. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.
Это объясняется тем, что трехмерное пространство приближается в таких рельефах к двухмерному. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Ему неведома донателловская мощь. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. С такими он был непреклонен. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Марка». Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.
У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Статуи пророков и «Давид» (ок. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
Удачно передано движение ангела. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Ее часто называют кампанилой Джотто, хотя на самом деле великий художник принял участие только в строительстве нижнего яруса. Нелегкие, порой мучительные поиски, сопровождавшие работу над предыдущими статуями, завершились созданием произведения, которое, кажется, рождено мгновенно, в момент высокого творческого вдохновения.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Георгия» и «Св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. В творчестве мастера наступил новый период. Антония. Скульптура отличается живостью исполнения. Евангелист Марк (1411).
Статуя полна жизни и изящества. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Между ними видны играющие музыканты. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа – один из излюбленных образов Ренессанса. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Донателло— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.
живописный рельеф. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Около 1345—1350 гг. Это один из первых ренессансных конных монументов. В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.