Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии. Она тоже была родом из казачьей станицы. В то время скончался царь Фёдор Алексеевич и встал вопрос о наследовании престола. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.
И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Известно, что художник происходил из казачьего рода. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. И получилось именно то, что он хотел. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Городок – старинная народная игра. В то время Спиридонову было 82 года. Боярыня Морозова также была уморена голодом.
Наконец, поза Морозовой в санях исторически прямо неверна и тут Суриков сознательно отступил от документальности изображения ибо оно помешало бы ему выразить сущность происходящей на картине драмы. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Перенесёмся мысленно в 1682 год. Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Это — его картины «Ермак» и «Суворов». Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Тогда все сбивалось в кучу.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Работа продолжалась около двух лет. Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Боярыню Морозову и её сестру Евдокию Урусову (она также изображена на картине) страшно пыталина дыбе (орудиепыткипосредством растягивания тела жертвы с одновременным разрываниемсуставов), пытаясь переубедить в верности старообрядчеству.
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
По характеру своему Суриков был замкнут, суров и прост, перед сильными мира сего — независим, одно время своей жизни — фанатически религиозен. На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. В. Суриков. Евдокия Урусова скончаласьот полного истощения. «Я написал много этюдов все лица характерные.
Подробнее о судьбе Меншикова также можно прочитать в романе А. Н. В этом городе родился будущий художник. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Меншиков сидит у стола. самой казни, правда, вызвало бы у нас чувство ужаса, зато художественное впечатление было бы ослаблено чисто физическим отвращением при виде крови и мертвых тел.
— Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Все получалось не то, не так.
Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. И не в тупой покорности застыла эта толпа. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. Таков же был его образ жизни. Однако противникам его удалось взять верх.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Чем же побеждают эти побежденные. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин.
Но Смута добралась и туда. Но она продолжала удерживать в своих руках власть. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность.
И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством. Это был его родной дед. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Он знаменит также своими портретами. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Толстого «Пётр Первый». Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления.
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Перепелкина. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан — сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». Однако поступить в Академию Суриков не смог. Правда исторической панорамы становится откровением.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Тяжело опустилась на землю старуха. О жизни Сурикова рассказывать почти нечего.
Умирает его жена. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
Здесь всего за три месяца Суриков освоил трёхгодичный курс и уже 28 августа 1869 года успешно сдал экзамены и поступил в Академию Художеств. Тяжкую думу думает атаман. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Все выражение — в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке.
В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Страсти разгорались. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
«Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» — это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола. Пленный перс тоскует напротив атамана. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. – допрашивали ее увещатели.
Здесь и ребятишки и просто любопытствующие, а также горячо сочувствующие ей. Еще только раннее утро, стоит туман. Его работы видели сотрудники. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. И такой прием тоже приносит свои результаты.
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
Иногда персонаж находился случайно. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства.
Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». В художественных образах Суриков выразил трагедию исторической жизни русского народа, разыгрывающуюся с тех пор, как над великой народной стихией воздвиглось государство российское. Дознание шло девять лет.
Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник и младшая Александра, читающая Евангелие. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. «Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара.
После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883).
О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Александр Меншиков в 14 лет принят Петром вденщики (денщикомв русской армииифлотедо1917 г. называлсясолдат, состоявший приофицереиличиновникев качестве казённой прислуги). Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник.
Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Раскольников стали преследовать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. «Пишу татар. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Многих такой подход шокировал. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца.
Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике». Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда.
Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
Еще одно большое историческое полотно. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Это известная с семнадцатого века семья. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Было два претендента, два брата умершего царя: старший болезненный Иван и малолетний Пётр (будущий император Пётр I).
Все это обливалось водой. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889). Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем — царем.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. В первой же из них фигура стрельца налево, обращенная лицом к Петру, с одной стороны и фигура самого царя, с другой, представляют как бы крайние полюсы двух борющихся начал. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Он часто покупал картины мастера. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Для историка важны были не внешние аксессуары события в их документальной точности, но сущность исторического момента: конфликт национальной религиозности с попыткой навязать ей чуждые рациональные формы. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Один современный Сурикову критик (В. бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году.
Однако они продолжали превозносить своего атамана. Ночью 1671 г. её и её сестёр арестовали и заковали в кандалы.
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Сидят они в яме, цепями прикованные. Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. У Петра всплывают детские воспоминания. предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам.
Он был наделён от природы острым умом, прекрасной памятью, энергией, делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, мог смягчать вспыльчивый характер царя. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела МузеиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия СуриковаВасилий Суриков — непревзойденный мастер исторической живописи. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Церковь раскололась. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния».
Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Како крестишься и како молитву творишь. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Солдаты ведут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Его интерес к этой теме был не случаен. На этот раз его попытка завершилась успешно. В углу иконы, зажженные лампады.
Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. Биография Сурикова и будет представлена ниже.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В самом деле, в какой другой истории увидим мы государство и народ в этом постоянном разладе и вражде то скрытой, то прорывающейся наружу. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Многие стрельцы изображены в сопровождении матерей, жён и детей. Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Каким-то бессознательным чутьем Суриков стал на почву такого понимания задачи историка и потому как исторический художник он представляет единичное явление в мировом искусстве. Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Но его преследовали сердечные расстройства. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Зрелище заключительного момента драмы, т. е. Над каждым своим произведением он работал годами.
Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Правда исторической панорамы становится откровением. Суриков подхватил эту мысль.
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Этим регентом стала старшая сестра Ивана и Петра – Софья Алексеевна.
Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова.
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В этих произведениях Суриков проявил свое стремление тщательно изображать архитектуру, уделяя большое внимание композиции работы.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Работа была завершена в 1881 году.
«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Но неясны пути крестьянской революции. А возле ямы страж ходит.
Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине Утро стрелецкой казни. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Правда, духовная их сила выражается по-своему: никто из этих людей не охвачен злобой, местью или отчаянием, никто не бросается освобождать узницу, но, благословляя ее на подвиг, никто не отказывается нести свой крест. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Помогал ему в создании «потешных войск» в селе Преображенском, после участия врасправе над стрельцамиполучил чинсержанта. Первое большое историческое полотно Сурикова.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Написал порядочное количество. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Солдатам, кажется, нет конца. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Сюжеты Сурикова — не просто эпизоды прошлого, воскрешенные фантазией художника, они — символы, запечатлевающие трагедию русского народа, тяготеющий над ним рок. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. По морозной московской улице, заснеженной и запушенной снегом, едут розвальни.
Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни».
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика.
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
Приготовления к казни закончены. Но обстоятельства оказались сильнее его. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.
Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще. Низкая бревенчатая изба. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина (Христос Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца Морозовой, Меншикова, Ермака.
Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Другие стрельцы также изображены эмоционально, не все они покорились приговору Петра. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие — Альпы. Кидаешься ты на врагов, как лев». Исход битвы предрешен.
Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
Тогда их выслали вБоровск и заточили в земляную тюрьму, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).