Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Казалось, она спит. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Его прибытие в Санкт-Петербург совпало с особенным событием в художественной жизни второй половины XIX века, так называемым Восстанием четырнадцати, когда 14 молодых художников покинули Академию после отказа использовать мифологический сюжет для своих дипломных работ.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Зритель становится участником происходящего. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. За окном летний день.
Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Убийство свершилось. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Она сразу же получила признание. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Портрет производит яркое и сильное впечатление. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Мне минутами становилось страшно».
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В 1878 году он вступает в общество передвижников. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Комната небогатой интеллигентной семьи. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Восстановлен в 1962 году. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Пенаты были превращены в мемориальный музей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Так ли это – судить зрителям. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.
На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Америка—Франция—Россия.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Над письмом склонился предводитель казаков. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Этюд получился превосходный. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Умер русский художник в Пенатах.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Третьяков»109. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Л. Н. Толстого». Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
О чем эта история. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Берег Волги.
Учился в Высшем. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин писал и исторические картины. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов.
Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы.
Стасов присылает ему все, что он просит. Действительный. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рассмотрим "ближний круг".
В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вегетарианцем стал и сам Репин. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. художественный музей им. Первый факт. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь.
Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
я работал завороженный. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос., Остроумова-Лебедева. Работал в плакате и в книжной графике. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин встречал их по средам. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901).
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Широко известное и признанное произведение И. Е. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Весной он был зачислен на первый курс. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Были две разные версии картины. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Все заняты. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин забыл о конкурсе, об Академии. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Не доносчик ли. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Много учился на написании портретов близких и друзей. М. Бунакову. Возвращаться в Россию, особенно после прихода к власти большевиков, он не захотел, а под конец жизни из-за плохого самочувствия и не смог.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В его глазах читается печаль, тоска. Третьяков.
Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Вся центральная часть написана самим Репиным. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Уйдя из Академии, они организовали артель художников.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Поставленная перед художником задача была очень трудной. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Репин запечатлел момент написания письма. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На что получил насмешливое письмо. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Среди его педагогов оказался и Крамской.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Степень его владения мастерством была столь высока, что он практически не смотрел на холст, не глядя, подбирал нужную кисть и краски, переключив всё внимание на позирующего для картины человека. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Они словно противопоставлены друг другу. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Работал весь день, не замечая времени. Каждый персонаж переживает что-то своё. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В эту минуту в комнату вошел Христос. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Творец, оставивший множество гениальных полотен и находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). И вот уже перед нами не царь, а отец. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Удача следует за удачей. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин никуда не делся. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Пятый факт. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Родом из семьи военного поселенца. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Публике картина понравилась. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван».
Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. О картине появилось много статей в периодической печати.
С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Глаза ясные и добрые. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Внимание художника тяготит их. Этот жанр был особенно любим художником.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. К счастью, не был утрачен архив. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В детстве он обучался как иконописец.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. После восстановления дома-музея спасённые вещи и картины оказались в числе его бесценных экспонатов. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
И это не скрывает Репин. Он идет прямо к матери. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В его взгляде осуждение и тревога. Уже во время учёбы Репин поражал преподавателей и однокурсников своим талантом, получая за свои работы наивысшие оценки. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В конечном варианте оно одухотворённое. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Репин считал сам эту картину красивой. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин дважды подавал прошения об отставке. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Возник сюжет этой картины, по признанию самого художника, у него на реке Неве, когда он увидел праздных и веселых господ, а неподалеку от них издыхающих от непосильного груза бурлаков. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства».
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Её подпитывали рассказы знакомых художников о Крамском, когда покинувшем провинциальный Острогожск и сумевшем получить образование в Санкт-Петербурге. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Имя Репина стало широко известным. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Однако в Советской России он оставался «своим».
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. С 1913 – академик. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Действительный член Академии художеств с 1903. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
.