Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. А делал он это не без уважительной причины. Рафаэль же, который был воплощением благородства, не уступая ему в любезности, написал для него две картины, в которых отчасти сказывается его первая перуджиновская манера, отчасти же другая, которую Рафаэль выработал и усвоил себе впоследствии и которая значительно лучше, как об этом будет сказано ниже.
Ромуальда, св. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Она написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. Написал он в этой истории также портреты нескольких сопровождающих папу конных жезлоносцев, которые – совсем как живые а кроме того и свиту кардиналов и конюшенных, ведущих под уздцы иноходца, на котором в облачении первосвященника восседает Лев X изображенный не менее живым, чем все остальные, в том числе и многие придворные. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
Первый учитель – Перуджино. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Рафаэль выполнил также проекты для папской виллы и для многих домов в Борго, в частности для дворца мессера Джованни Баттисты дель Аквила, который получился прекраснейшим произведением.
Рафаэль. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. М. С. : Живопись уже кончилась. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). У ангела слева одно крыло.
Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс.
Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Это классические руки, античные, крупные, большие и сильные. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Умер Рафаэль в ее постели.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Первые заказы начали поступать практически сразу. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы.
А в распалубках свода над арками между парусами много путтов в прекраснейших ракурсах, которые, порхая, несут орудия богов: перуны и стрелы Юпитера, шлем, меч и щит Марса, молоты Вулкана, палицу и львиную шкуру Геркулеса, кадуцей Меркурия, свирель Пана, хлебопашеские бороны Вертумна и при всех – звери, свойственные природе каждого из них, – поистине прекраснейшая живопись и прекраснейшая поэзия. И далее – оголившаяся и вся растрепанная женщина, держа в руках своего сынишку, собирается сбросить его с высоты полуразрушенной стены кому-то из своих на улице, кто уже вырвался из пламени и, стоя на цыпочках, протягивает руки, чтобы принять от нее запеленутого младенца. Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. Антония Падуанского поручили ему написать на дереве Богоматерь, держащую на коленях, по желанию этих простодушных и почтенных сестер, не обнаженного, а одетого младенца Иисуса Христа и по обе стороны Мадонны – св. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. Исключение составляют четыре Отца Церкви, просвещенные Святым Духом, распутывающие и разрешающие на основании Священных Писаний все спорные места Евангелия, которое держат перед ними порхающие в воздухе путты, упомянутые выше. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия. Из многочисленных композиций на эту тему выделяются две, написанные почти одновременно, но решенные в разном ключе.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Возможно, что в Станце делла Сеньятура, росписи которой посвящены наукам и искусствам, находилась личная, насчитывавшая около двухсот томов библиотека Юлия II.
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Мавра и св. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Иеронима в кардинальском облачении. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа».
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. За эти годы он создал много картин. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Национальная галерея античного искусства, Рим. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В ней есть сила и она может быть заступницей.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Сикста в Пьяченце. Там же – обнаженная фигура сидящего св.
Добавлю еще только то, что каждый должен был бы довольствоваться исполнением лишь тех задач, к которым он чувствует природное влечение и не браться ради соревнования за то, чего ему от природы не дано, чтобы не трудиться понапрасну, нередко к собственному позору и себе во вред. А после его смерти она боялась умереть». Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам).
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Вывели её к свету. подобное использование надписи во дворе урбинского замка).
Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Но Вазари пошёл дальше. А над другим окном, выходящим во двор, он написал Правосудие с весами, водруженным мечом и такими же прекраснейшими путтами и это потому, что в нижней истории на той же стене он изобразил издание законов как гражданских, так и церковных, о чем будет сказано в своем месте. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Он даже обвинил художника в плагиате. Плацидия. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Здесь всё смягчено. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили.
Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Судьба изображений осталась неизвестна.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. М. С. : Нет, это ещё не вся истина. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном.
1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Так он изобразил св. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
И, кстати сказать, об этом написал Вазари. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок.
Ученик Платона. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Не говоря о том, что он отменно украсил этот дворец всякими гротесками и узорчатыми полами им был составлен проект папской лестницы, а также тех лоджий, которые были отлично начаты архитектором Браманте, но, оставшись незаконченными за смертью последнего, были продолжены по новому проекту и с новой архитектурой Рафаэля изготовившего для них деревянную модель, значительно более соразмерную и нарядную, чем у Браманте.
Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Это было очень постепенно и началось в конце XIII— начале XIV века в творчестве Джотто. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Работами этими папа остался очень доволен и чтобы сделать для них панели, столь же драгоценные, как и сама живопись, он вызвал из Монте Оливето, что в Кьюзури около Сиены, фра Джованни из Вероны, великого в то время мастера перспективных изображений в деревянном наборе, который и соорудил не только панели под всеми фресками, но и выполненные в перспективе очень красивые двери и сиденья, заслужившие ему от папы и величайшую благодарность и величайшие награды и почести.
Иосифа. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Художественный язык религии – это образы святых.
Он должен был украсить фресками кабинет папы. Сколь велики милость и щедрость, проявляемые небом, когда оно сосредоточивает иной раз в одном лице бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния и ценнейшие дары, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. 500х770 см. св. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св.
Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Что удивительно —крупная форма. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Несмотря на угловое расположение (рис. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Анна. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.
В том же городе монахини св. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков.
Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
Об этом писал и теоретик Возрождения Альберти. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Цецилию и св.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображенными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, – такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Каждая тень была продумана. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
«Донна Велата». На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам.
А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Почему. И удивительно —вы обратили внимание на её руки. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Елизаветой и Иосифом. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
Вот как соединить это было. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. А Средневековье стояло на абсолютно других позициях. «Форнарина» (прибл. Это был основной нерв эпохи.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». «Сикстинская Мадонна» (итал. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
М. С. : Вы абсолютно правы. М. С. : Нет, не наказуемо. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples).
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Почему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. На этой картине изображена св. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Все стены, ниши, своды и купола этих помещений были покрыты великолепным стуком, на фоне которого развивались разнообразнейшие сочетания геометрического и растительного орнамента, оживленного фантастическими животными, птицами, амурами и включающего отдельные тематические живописные вставки и архитектурные фоны. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. 24). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Петра, св. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Святое семейство под дубом 1518 год. Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). После смерти Браманте в 1514 г. строительство галереи завершил Рафаэль при папе Льве X. Лоджии Рафаэля, последний крупный монументальный цикл, созданный под его руководством – это ансамбль, объединивший архитектуру, живопись и скульптуру. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы.
Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. Иеронима, св.
Хотя Рафаэль и обладал от природы этим даром и умел придавать своим лицам выражение величайшей нежности и величайшей благостности, как о том свидетельствует Богоматерь, которая, сложив руки на груди и погрузившись в созерцание и лицезрение Сына, словно не в силах отказать в своей благодати, он все же проявил величайшую правдивость, показав в облике патриархов их седую древность, в облике апостолов – их простодушие, а в облике великомучеников – их пламенную веру. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Изображены там и другие красивейшие кони, в особенности пегий иноходец со всадником, обнаженное туловище которого покрыто как бы рыбьей чешуей, что заимствовано с колонны Траяна, где воины вооружены подобного рода доспехами, сделанными, как полагают из крокодиловой кожи. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). 22). По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Однако вернемся к гравюрам. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Справа от Богоматери – Св. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Для Биндо Альтовити он написал его портрет, на котором он изображен молодым и который считается поразительнейшим портретом, а также картину с изображением Мадонны, которую Рафаэль послал во Флоренцию и которая ныне в качестве алтарного образа находится во дворце герцога Козимо в капелле новых покоев, мною построенных и расписанных. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
А для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, он написал на дереве Преображение Христа, которое предназначалось к отправке во Францию и над которым он непрерывно собственноручно работал, доведя его до предельного совершенства. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания.
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Так как у него красная шапочка, если вы помните — и считается — один из вариантов, что, когда Спаситель был на кресте, щегол выклёвывал у него тернии из его чела, от венка и на него упала капелька крови. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Цецилией, замученной в кипящем масле.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Иоанна Арагонская (. Дерево, темпера. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал из-за которого он был вынужден переехать в Мантую.
20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. 174-121 см. М. С. : Несомненно. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Иоанна, св.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
М. С. : Нет. М. С. : Как соединить фигуру сидящей матери с двумя малышами, причём они между собой тоже связаны: они играют. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Пинакотека Ватикана, Рим.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Иоанна Крестителя и св.
Эти четыре истории полны смысла и выражения и исполнение их отмечается добротнейшим рисунком и удачным, чарующим колоритом. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. VI). Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Этот превосходнейший художник изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. Вот одна из фресок из греческой мифологии. Здание первоначально имело лишь семь осей и, следовательно, ясно выраженную центральную ось (рис.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников.
Вот это Высокое Возрождение, понимаете. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Ок. Павла, св. Работа датируется 1498 годом. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
М. С. : Никаких такого рода сведений не сохранилось. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить.
Нельзя во всех подробностях описать каждую вещь, созданную этим художником ибо поистине кажется, что каждая из них, не обладая даром речи, говорит. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Вещь эта почитается истинным чудом ибо в ней можно видеть всю жестокость тех, кто с величайшей яростью ведет Христа, чтобы распять его на Голгофе и страшнейшую предсмертную муку, когда, упав под тяжестью крестового дерева, он обращает лик свой, орошаемый потом и кровью, к безудержно рыдающим Мариям, среди которых мы видим Веронику, протягивающую к нему руки и предлагающую свой плат с любовью величайшей. Он вообще считал, что основа живописи —это прозрачная тень, наполненная цветом. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Замечательный абсолютно вариант —это венская Мадонна в зелени. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. И главное для него, отправная точка, —это современное искусство, его состояние.
Еще одна версия гласит, что девушка после смерти художника искала утешения в одних объятьях, потом в других и в общем пристрастилась и стала известной Римской куртизанкой. Что видим, то надо изображать. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Джованни знал, насколько важно выхаживать детей на молоке собственной матери, а не кормилицы, а потому, когда у него родился Рафаэль, которого он окрестил этим именем ради доброго предзнаменования и, не имея в то время других детей, как не имел их и впоследствии, он предпочел, чтобы жена его сама выкормила своего сына и чтобы младенец, оставаясь в родном доме, с самого нежного возраста научился отцовским нравам, а не привычкам и предрассудкам, приобретаемым в домах сельских жителей и простонародья, людей не столь благородных и грубых. 405х278 см.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Он прожил остаток своей жизни здесь.
По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Мавра и св. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Масло, доска. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Музей Прадо, Мадрид. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин.
Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ).
Причина же, почему он этой работы не продолжил, заключалась в том, что, находясь в Сиене, он слышал, как некоторые художники с величайшими похвалами отзывались о картоне с великолепнейшей группой коней, нарисованной Леонардо да Винчи во Флоренции в Папской зале и предназначавшейся для дворца Синьории, а также о еще более совершенных обнаженных фигурах, которые, соревнуясь с Леонардо, сделал Микеланджело Буонарроти. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». В сильном движении представлен и младенец Христос.
Но функция его более широкая. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова. Дерево, масло.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти ибо она и в самом деле самое ценное и самое абсолютное произведение, когда-либо созданное Рафаэлем за всю его жизнь. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Лаврентия, св. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
То есть он собирал рецепты и впечатления от всех художников. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata).
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Самым талантливым был Джулио Романо. Однако сколько он ни старался и ни изучал, но в некоторых трудностях он так и не смог превзойти Леонардо и хотя многим и кажется, что он его превзошел в нежности и некоей природной легкости, тем не менее он никогда не мог сравняться с ним в отношении особой потрясающей глубины мысли, служившей фундаментом его искусства, во всем его величии. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Полотно было создано Рафаэлем в 1512 – 1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. В 1513-1514 гг. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Рафаэль.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Первоначальный план не известен. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Тем не менее, в портрете Иоанны Арагонской художник показал себя выдающимся колористом, умеющим тонко чувствовать цвет в его сложных красно-зеленых оттенках и тональных переходах. В старом понимании —да. В этом произведении Рафаэль под влиянием увиденных им творений Микеланджело безмерно укрупнил свою манеру, придав ей большее величие. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Противоположное видим мы в образе св.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Музей Лувр, Париж.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Св.
58х43 см. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. Так началась история Рафаэлевых Станц. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. Мы ощущаем течение этого взгляда оттуда из-под её век к младенцу.
Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов.
В ней мало того что есть материнская нежность, в ней ещё есть сила.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Не светотень, а отдельно свет как особая стихия и тень как особая стихия. Всякий другой на его месте упал бы духом, считая, что он тратил время по-пустому и никогда, будь он даже величайшим талантом, не сделал бы того, что сделал Рафаэль, который исцелившись от манеры Пьетро и стряхнув ее с себя, чтобы научиться манере Микеланджело со всеми ее трудностями из мастера как бы превратился в начинающего ученика и, будучи уже взрослым мужем, в течение немногих месяцев с невероятными усилиями заставил себя сделать то, для чего потребовалось бы много лет даже в том нежном возрасте, когда легче всего научиться чему бы то ни было.
От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». 1512).
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Этого щеглёнка, птичку, Иоанн Креститель, маленький, с маленьким крестиком и с такой шкуркой, которая напоминает нам о том, что он будущий аскет, вопиющий в пустыне, обещающий явление Спасителя в мир, — он протягивает маленькому Христу птичку, которая по апокрифу была глиняной и раскрашенной, но, как только Спаситель её коснулся, она ожила и улетела. А св. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Однако хотя он владел той благородной манерой, которую все считали особенно красивой и хотя он в этом городе и видел столько древностей и непрестанно их изучал, тем не менее он, несмотря на все это, еще не сообщал своим фигурам той мощи и того величия, как это делал впоследствии. Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца. Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, вот таким образом некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св.
Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
Она долгое время находилась у Франческо Мариа, герцога Урбинского, а затем была подарена его супругой, светлейшей синьорой Леонорой, отцу Паоло Джустиниани и отцу Пьетро Квирини, венецианцам по происхождению и отшельникам святой пустыни камальдульского ордена, которые с той поры и хранили ее как редчайший предмет, словом, как творение руки Рафаэля Урбинского и как память о той светлейшей госпоже в келье настоятеля означенной пустыни, где она и пользуется заслуженным почитанием. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Рафаэль изобразил в этой истории св. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен.
Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Ему нравилась атмосфераУрбинскогодвора, где под покровительством просвещенной Герцогини ЕлизаветыГонзагасобиралисьфилософы-гуманисты, поэты, художники. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Бенедикта, св.
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко.
М. С. : Это заняло три столетия, так что, когда бежать на площадь, люди не догадались. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Архитектонику всей системы росписей Сеньятуры определяют величественные многофигурные композиции Диспута (ок. По окончании этих работ Рафаэль был вынужден покинуть Флоренцию и вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Замечательный мыслитель. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Малая Мадонна Каупера. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Петра в Ватикане.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Франциска и св. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке.
Фреска «Афинская школа». Плацидия. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас.
И если бы Рафаэль остановился на этой манере и не старался ее укрупнять и менять, чтобы показать, что он понимает обнаженное тело не хуже, чем Микеланджело, он не лишился бы некоторой доли той славы, которую он уже приобрел ибо обнаженные тела изображенные им в зале башни Борджа на фреске с пожаром в Борго Нуово, хотя и хороши, но далеко не во всем совершенны. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Иероним со львом, его главным признаком.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Им были созданы и архитектурные проекты. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». fornarino, булочник). Например, для Леонардо, безусловно, самым существенным были свет и тень.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Честно говоря, я думаю, что лучшего и не увидишь в изображении чего-либо столь же значительного. Иеронима, св. Похож же он настолько, что кажется живым.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. От античности оно взяло принцип подражания природе, то есть изображать то, что видимо. Но этот храм античной мудрости пуст.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Действительно, женщины и дети, там изображенные, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. А Рафаэль в этот флорентийский свой период продолжал учиться.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. На одной из них – пожар в старом Борго, в Риме, который никак не могли потушить, пока святейший Лев IV не вышел в лоджию папского дворца и полностью не укротил пламя своим благословением. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
Мало того, когда задача выполняется удовлетворительно, нечего добиваться ее перевыполнения, только чтобы перегнать тех, кто творил или творят чудеса в искусстве, благодаря великой помощи, оказываемой им природой или особой милости, ниспосылаемой им свыше. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Мы не можем его себе представить без какой-то помощи икона —это помощь. Петра и св. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
1516 г. Галерея Питти. На одной из них, обращенной в сторону Богословия, он изобразил в чрезвычайно привлекательной манере грехопадение Адама, съедающего яблоко, а там, где Астрология, – ее самое, распределяющую по своим местам неподвижные и странствующие светила, а в третьей истории, связанной с горой Парнасом, – пригвожденного к дереву Марсия, с которого Аполлон сдирает шкуру. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
Анна в облике древнейшей старицы, протягивающей Богоматери ее Младенца, нагое тело и выражение лица которого настолько прекрасны, что одна улыбка его может развеселить всякого, кто на него посмотрит, не говоря о том, что Рафаэль, написав эту Мадонну, показал всю ту красоту, которую можно придать выражению девственности, когда очи говорят о смирении, чело – о чести, нос – о благообразии, а уста – о добродетели, да и одеяние ее таково, что оно свидетельствует о бесконечном простодушии и целомудрии. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. В этой истории изображены всякого рода опасности: справа мы видим, как одни женщины разносят в разных сосудах, в руках и на голове воду для тушения огня, в то время как яростный порыв с ужасающей силой закручивает им волосы и одежду и как другие, ослепленные дымом и не различая друг друга, пытаются заливать пламя, слева же изображены больной старик, который лишился чувств от слабости и от одного вида полыхающего пламени и которого, как Анхиза нес Эней в описании Вергилия, несет юноша, в чьей фигуре видны и смелость и сила и напряжение всех членов под тяжестью старика, беспомощно навалившегося ему на плечи.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Одну из торцовых стен зала, прорезанную окном, в котором открывается вид на увенчивающий Ватиканский холм дворец Бельведер, украшает фреска Парнас. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Рафаэль замечателен тем, что у него и рисунок и цвет и композиция и объём —всё было приведено к такому равновесию, где ни одна из этих составляющих не воспринималась как недостаточная или ущербная.
Например, есть в Италии, в Уффици, картина, которая называется Мадонна со щеглёнком. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).