Жена ежедневно его навещала. Скачка идей. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Много начато, мало закончено. «Куда идешь ты.
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов.
Через некоторое время успокаивается, рисует. Бред самообвинения, отрицания, греховности. Характера был мягкого, вспыльчив, задумчив.
Материальные неудачи его не сломили. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Склеивает из бумаги платки, проводит штрихи – карандашами, углем. В 1885 в Киеве появляются первые изображения Демона. Собирает мусор, возится над ним. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства.
Состояние маниакальное, возбужденное. Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине Врубеля. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. Мальчик родился с «заячьей губой», что страшно подействовало на Врубеля. Пишет с натуры, пишет складки чехла на стуле. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми.
Порой на Михаила накатывали приступы агрессии и тогда он выходил на улицу. Думается, мнение художника кардинально не изменилось. Поразительно, что говорится об успокоении, очевидно творческом, в период появления тяжелейших симптомов психического страдания. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был».
Но портрету этому, отдыхающей жены в его платье, не суждено было быть законченным. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Абсолютно исключительная память. Спектакль Онегин прошел прекрасно». По мнению Н. М. Тарабукина настроения художника заметны в портрете сына. Снова переживает острое маниакальное состояние.
Из-за банкротства Мамонтова закрылась частная опера. Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля. И в простенькой роли певица буквально околдовала зал.
Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Тем временем состояние Врубеля ухудшается, а с банкротством Мамонтова и последовавшим закрытием частной оперы Надежда Ивановна оказывается без средств к существованию. Весь образ Забелы-Врубель – это многочисленные скопления кристаллов. Внезапная смерть малютки – сына.
Художнику было уже сорок, но выглядел он под стать 28-летней супруге. В этом — только моя вина». Вечером 21 июня 1913 года, после спектакля, певица легла спать и во сне умерла.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. В периоды полного расцвета своей любви, своего таланта художник молчалив, сдержан. Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме». Надежда Ивановна не задумывается над тратами. Он теперь находился в постоянной тревоге.
Жаворонкова Анна выпускница ДШИ 11 2014 года. Галлюцинации: его пытают, его казнят, его сажают в тюрьму. В юношеском возрасте на него нападают минуты оцепенения. Критики утверждали: «декадентское уродство». Всю жизнь пишет Врубель демона с напряженным вниманием. Тогда он ищет новых знакомств. С осени 1897 года Михаил Врубель и Надежда Забела работают в Московской частной опере. Для Врубеля, поклонника всего изящного, это был страшный удар. Ребенком он выдумывает игры: он – корсар, он – рыцарь, он силен и горд.
Верит в свои силы. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Потребовалось лечение в психиатрических клиниках. (Исанна Лихтенштейн, 2012).
Врачи считали, что это — нервное. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее.
Очень важно, что проницательный художник искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи. Сестра запишет: «Работал Михаил Александрович над новым портретом сестры в натуральную величину на большом диване, в концертном им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Спустя некоторое время Надежда начинает замечать странное поведение мужа. Сам композитор впервые услышал ее в роли Волховы – и одобрил. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Самое большое для неё счастье, когда муж берёт в руки кисть или карандаш, когда просит её позировать.
Эта большая дорога полна спусков и всходов. Сам философ, он как бы вытесняет божественное" в противоположное русло. В 1896г. Это событие погрузило художника в такую печаль, что он всё более и более стал склоняться к написанию знаменитого «Демона». С осени 1896-го они жили в Харькове, где Надежда Ивановна пела в опере.
Надежде Забле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Произведение удалось. Врубель обрёл свою «музу», он окружил молодую певицу заботой, восхищением 28 июля 1896 года в Женеве они сочетались законным браком. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться.
Заботится о жене. Художник оканчивал здесь свой труд над серией панно на тему из «Фауста» — заказ Морозова, начатый еще весной. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Сделался задумчив, застывает, стоя на одном месте, впадает в оцепенение.
Рерих «Забытая книга», 1906). Слушал воробьев. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Никого, кроме Нади, он не хочет писать и рисовать. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Бывал агрессивен, но до грубого цинизма паралитиков не доходил. Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. Врубель почти перестал писать картины и создавал декорации для спектаклей Надежды. Чем больше писал с нее, тем больше пленялся ею. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить». Специально для Забелы им будут написаны партии Марфы в «Царской невесте», Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Царевны Ненаглядной Красы в «Кащее Бессмертном».
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Он не следовал анатомической правильности. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением.
В 1905 г. начинает слепнуть. Надежда Ивановна не задумывается над тратами: меняются специалисты, клиники, лекарства. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. Тогда Надежда Ивановна поставила «условие»: если ей понравится, как он нарисует её и Татьяну Любатович в ролях Гензеля и Гретель, она согласится выйти за Врубеля замуж. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война.
В 1903 году семью постиг тяжелый удар – скончался сын. Однако, публика освистала задумку автора. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Тогда острая жажда впечатлений. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние». Счастье стало зримым и казалось бесконечным. Его жена умирает с голода.
По мнению проф. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Из Венеции пишет сестре: так хорошо, что и говорить и писать некогда". Ее отец в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством.
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. И в простенькой роли певица буквально околдовала зал. Все это соответствовало музыкально-сценическому образу Марфы («Царская невеста») — одному из самых выразительных в оперной палитре Римского-Корсакова. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей.
Особенно он любил молитву детей из оперы «Гензель и Гретель», благодаря которой они встретились. С 1897 года Н. Забела-Врубель поет в Мамонтовском театре. Депрессивное состояние. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Отец, узнав об этом, несколько воспрял духом — все лучше, чем жуировать в гостиных. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. Панно сняли.
На гастролях в Петербурге театр представил на суд публики оперу-сказку «Гензель и Гретель» композитора Гумпердинка. Много планов идей. Наличие «заячьей губы» никоим образом не свидетельствует о ментальных нарушениях, оперативно лечится, доставляя только небольшие косметические проблемы.
Впечатление было столь сильным и необычным, что и спустя пять лет критик русской музыкальной газеты переживал увиденное свежо и зримо: «Занавес поднялся и на сцене действительно — славная детская парочка, совсем как у стариков Гримм. Афанасий» и «Христос Спаситель». Таких периодов возбуждения у него было несколько. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов.
Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Он – знатного польского рода. Во всех образах из мифиологии из природы – везде его жена. Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. 11 марта 1902 года художника осмотрел профессор Владимир Бехтерев. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля.
Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью — и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Забела и какой впоследствии эта Царевна не был а уже ни у одной из исполнительниц», — писал тот, кто видел ее в этой роли. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба (описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880). Состояние резко удрученное. Затем добавилась любовь к музыкальному театру. Семья из-за службы отца часто переезжала. Ее он прежде услышал, а потом увидел. Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре (Петербург) в самом конце декабря 1895 года. Пишет себя много раз.
4 сентября 1901 года у молодой четы родился сын Савва. После этого события психическая болезнь Михаила Врубеля становится все хуже. Было решено отправить его в Петербургский университет. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. К отчаянным усилиям Надежды Ивановны спасти мужа присоединяется сестра художника, Анна Александровна. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского.
Не все из них согласились. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода.
В городе, увенчанном головами древних храмов и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. (Владимир Лернер, Михаил Каневский, Элиезер Вицтум, Независимый психиатрический журнал, 2004) Доминирующим было угнетение, подавленность каким – то грехом. Здесь больные пользовались большой свободой и Врубелю позволено было рисовать.
Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Так состоялось их знакомство. М. Ф. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение».
Постепенно наступает улучшение. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Врубель, не видя девушки, влюбился в ее голос А как только его познакомили с ней, сразу же сделал предложение.
Настроение несколько повышенное, пишет автопортреты. Периоды сосредоточенности, вдумчивости, проникновения сменяются периодами возбуждения. Какая милая плутовка эта Гретхен как она славно поёт свою песенку. Так началась их жизнь вместе.
Через полгода при выписке диагноз не изменился». Врубель писал не только «портреты-фантазии жены, но и портреты ее с натуры». Надежда Ивановна простудилась открылась скоротечная чахотка. Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Цубина.
Он тогда еле мог разглядеть меня— на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». К сожалению, рисунок первой версии был безобразен и Врубель не решился его так оставить. Меблировку заменяет фантазия художника. Михаил ревновал, не поднимая глаз — полковник самодовольно усмехался в пышные усы. К сожалению, ремиссия была недолгой.
Возможно их красивая любовь могла бы длиться бесконечно, если бы не трагичные обстоятельства В 1901 году после рождения их долгожданного сына Саввы Врубель начинает писать картину «Демон сидящий». Несколько успокаивается. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Стилизация цветов. Последними его словами были: «Двольно. Какая милая плутовка эта Гретхен как она славно поёт свою песенку.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром. Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства» появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Эти годы потребовали от Надежды громадной воли и жизненного мужества.
Поступив в Академию художеств сам намечает себе дорогу. В детстве был энергичен, оживлен, любознателен. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive. И это случилось.
Вот он создает последнюю свою работу – портрет поэта Брюсова, реалистичный и точный. В феврале 1910 года у него открылось воспаление легких и 1 апреля художника не стало. В 1905 году художник вновь оказывается в больнице.
В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Испортил, но не погубил своего создания. М. Ф. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Город не отпускал художника. Лучше всего жилось в московской клинике в Петровском парке, у профессора Федора Арсеньевича Усольцева — Врубель даже называл его «Мой добрый демон». Надежда Ивановна не знала молодого человека и растерялась. Нет постыдных страданий.
В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. Нам нужны такие художники». Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». Но с таким названием на выставку не брали — пришлось остановиться на «Демоне поверженном».
Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке». Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. "Псковитянка" Мариинский театр имел более высокий профессиональный уровень, но в нем отсутствовала атмосфера праздника, влюбленности, которая царила в театре Мамонтова.
«2 декабря. Москва, 1974). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Театр принял ее более чем недружелюбно — в Мариинском не было недостатка в своих певицах, а директор императорских театров Теляковский, вынужденный «насильно» принять артистку в труппу, настойчиво подчеркивал, что взята она лишь как жена знаменитого художника Врубеля. Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж.
Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Екатерина, сестра Надежды, стала женой их двоюродного брата, Петра Николаевича Ге (Petr Nikolaevich Ge) известного искусствоведа, младшего сына художника Николая Николаевича Ге (Nikolai Nikolaevich Ge) и Анны Петровны Забела (Anna Petrovna Zabela) их родной тетки, младшей сестры их отца.
Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Голос певицы исчез вместе с ней, пережившей мужа всего на три года. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Казалось им можно только завидовать – они счастливы, талантливы, успешны.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. 47 лет он вовсе не жил. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Но платье более изящно, чем эффектно и так как оно без рукавов, то оно стесняет.
Он говорил: «Наш род обречен на вырождение. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Я. В 1905 г. новая вспышка возбуждения. Прошение было удовлетворено.
Эти 10 лет он чрезвычайно многообразен. Врубель в радости начал творить. Врубель был бесконечно счастлив.
Но ничего, кроме насмешек, это не порождало. Телеграммой вызвали Мишу. Выручают сольные концерты, которые проходят с неизменным успехом и преподавательская работа. У нее был ангажемент в «Мариинке», возвращаясь после спектакля, она отдыхала у камина, а он опять писал ее. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Михаил Александрович об этом условии, разумеется, не знал. Теперь Забела живет только в картинах Врубеля.
Речь шла об Эмилии Праховой. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В этот период он пишет много орнаментов, украшений, проектов. Через два года он ослеп.
В последние месяцы Врубель бредил все больше о «сапфировых глазах», которые ему кто-то должен даровать. Он впитывает образы, страстно ищет людей. Михаил Александрович Врубель. Врубель идет ею. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Надежда Ивановна Забела родилась 20 марта (1 апреля) 1868 года в Ковно (Kovno), в семье Ивана Петровича Забела (Ivan Petrovich Zabela).
Маргарита и Фауст. Он попадает в психиатрическую больницу. «На одной из репетиций— вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос. Увидев «Жемчужину», написанную больным художником в 1904 году, Николай Рерих писал: «Более чем когда-либо в ней («Жемчужине»И. Л. ) подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства. Чувствует себя утомленным.
В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Опять улучшение. Он не признан, но своего пути не оставляет. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. При первой встрече с Забелой композитор Римский-Корсаков был поражен ее своеобразием. «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос.
Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность. Непонятый, непризнанный все же не уклоняется от намеченного пути. Пишет портреты. В эти минуты обоим казалось, что его болезнь ушла, растворилась. Но в чем та вина — не объяснял.
Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Он еще вслепую пытался рисовать, потом лепить. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» писал Врубель отцу в 1885 году только приступая к работе.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. «На одной из репетиций— вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос. Петербургские гастроли подарили Забеле встречу с Михаилом Врубелем. Что пациенту надо поменьше работать и побольше спать.
Лечение не было успешным, а препараты ртути сами по себе приводили к тяжелым последствиям. «Я дам тебе все, все земное. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. (Н. К.
Остальное время провожу между кавалькадами и спаньем». Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Анна всегда с интересом и удовольствием участвовала в выставках и конкурсах. Именно туда, в Петровский парк к Врубелю приходил Брюсов позировать для портрета. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
«Искусство». Художник, писавший ее, тратил очень много сил. После свадьбы молодые супруги переехали в Люцерн, где и закончили летний сезон. Их сотрудничество — удивительная страница в истории русской музыки.
Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда. Как бабочка на свет».
А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. заболевает сифилисом. Несколько недель в лоне семьи, в Казани (Врубель-старший был переведен туда по службе), кроме раздражения, ничего Михаилу не принесли — не считая, конечно, подарков: теплого пальто и двух пар зимних сапог. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Рядом снимали ателье: Врубель писал триптих на темы из «Фауста», который не успел написать до отъезда из России.
Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Сорок раз он ее переписывал.
Но чувствуется все же ужас безумия под этим. Ведь он давно уже Михаил Александрович». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги.
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. По-видимому, начинают выявляться шизоидные черты. Оба состояния явились следствием болезни, возможно комбинации патологий. Он любил наряжать и рисовать её дома, как Рембрандт свою Саскию. Они были красивой парой: их сравнивали с фарфоровыми пастушкми, когда Врубель шёл в белом костюме под руку с женой, одетой в белоснежный наряд. Медовый месяц супруги провели в Люцерне, где жили в пансионе с видом на Фирвальдштетское озеро. У него нет ни рук, ни ног. В 1909 г. в Петрограде Врубель скончался.
Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель» по одноимённой сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). По заказу Мамонтова он пишет для Всероссийской Нижегородской выставки два огромных панно: «Микула Селянинович» и «Царевна Лебедь». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Михаил дарил акварели — полковник — яхонтовые серьги. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык.
И именно тогда у художника начинают появляться первые признаки душевной болезни. Между ними создается нерасторжимая душевная связь – героя и творца. Он обеспечивал ему выгодные заказы, навсегда оставшись преданным защитником его интересов. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь.
Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. В 1902г. В 1892г. «Я отлично устроился у Мамонтова, — писал Врубель сестре. Между тем подобная патология — результат нарушений внутриутробного развития.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Но жена патрона была ему «не по зубам». Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу.
За этими гипоманиакальными периодами опять сосредоточенность, вдумчивость. Интересуется Корсаковым. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Мне всегда с ним весело и удивительно легко. За восемь последующих лет Врубель сменил чуть ли не с десяток больниц. Говорит – выйдет Борис и Глеб. По окончании гимназии начинает меняться характер.
Дебют в Большом театре ничего не дает, не ко двору она и в Мариинском. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. художник написал «Демона поверженного».
И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Отныне они всё время рядом, только меняются специалисты и клиники.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Мамонтовский театр с его смелыми экспериментами, непрекращающимися творческими поисками станет сценой, где наиболее полно раскроется дарование певицы. Так состоялось их знакомство. "Хотя бы ядом ускорить себе конец", – говорил в скорби художник.
В конце года улучшение. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Даже от орнаментов отказывается Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину. Изящество Михаил ценил превыше всего.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Сестра Надежды Забелы — Екатерина Ге писала: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное. В течение последних 5 лет жизни он чаще бывал в психиатрических лечебницах, чем дома. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. фон Мекка (племянник Надежды Филаретовны фон Мекк).
Бенуа об «убийственно мрачном» состоянии Врубеля напишет: «Рисует исключительно с натуры. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». У Надежды было чудесное лирическое колоратурное сопрано. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. В Москве художник Петр Кончаловский, увидев Демона, заказал Врубелю иллюстрации к произведениям Лермонтова.
«Они мне все чирикают: чуть жив, чуть жив. », — делился Врубель с Надюшей, которая ничем уже не могла ему помочь, как бы ни старалась. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным. Он тогда еле мог разглядеть меня— на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». 3 Так состоялось их знакомство.
Первое впечатление: сумасшедший. «Царевна-Лебедь». Рисует резкими штрихами на стенах.
Я этого не знаю». Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Оперный репертуар Забелы не ограничивался лишь музыкой этого композитора. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Душевное родство поэта и художника было очевидным. К концу жизни он все более близок к реальности, выписывает все, фантазии теперь не нужны. Не только в рисунке, но и в одежде.
Это была судьба На репетиции оперы «Гензель и Гретель» Врубель услышал пение Надежды Забелы. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Спектакль Онегин прошел прекрасно». И в 2014 году она добилась больших успехов: диплом IX международного конкурса живописи и графики «На своей земле» республика Беларусь, г. Минск 2 диплома участника выставки международной выставке-конкурсе художественных произведений детей «Белая ворона» за работу «Натюрморт с портретом Изабеллы Врубель» и за работу «Натюрморт с сиренью» диплом лауреата I степени Российского конкурса детского художественного творчества «Я рожден с душою пылкой» г. Москва, её конкурсная работа напечатана в журнале «Юный художник»11 2014 в 2014 году Анна получила грант Одаренные дети в размере 25000 рублей благодарность за организацию персональной выставки «Акварель» в АМОУ ДОД «ДШИ 9» 2014, там Анна выставила 50 своих работ почетной грамотой награждена за отличную учебу и активное участие в выставочной деятельности школы искусств 11 и дипломом за отличный уровень работ, представленных на персональной выставке «Акварель» в МБОУ ДОД «ДШИ 11» благодарственное письмо от Детской школы искусств 2 г. Воткинска за организацию персональной выставки, 2015 год.
Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. Её образ появляется в бесчисленных портретах и набросках. И Врубель с горечью писал жене: «Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня». Часто один портрет на другом. В 1904 г. переводится в лечебницу д-ра Усольцева.
Беспокоен. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда.
Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. Такое могло случиться только с ним. Вскоре Н. Забела-Врубель становится «корсаковской певицей. Внезапно заболел двухлетний Саввочка Врубель и в течение нескольких дней умер от менингита, по некоторым данным от воспаления легких.
Иногда обычная вдумчивость сменяется ажиотацией. Со второй половины 90-х годов Врубель приступил к оформлению опер Н. А. Римского-Корсакова. Страстно любит природу. Может быть, они еще встретились. Реализм был не важен для него. Это стало страшным ударом для обоих супругов. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну.
Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Никого, кроме своей Нади, он не хочет писать. Он опозорил семью. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова.
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Однажды он сдружился с извозчиком, поехал к нему в деревню и там чуть не женился (со слов д-ра Усольцева). Врубель признавался сестре Анне: «Я не только не горд, я почти подл в денежных отношениях». Как написано выше, Врубель страдал попеременно от мании величия или от самоуничижения.
— Работаю над «Демоном». Кончил юридический факультет интересовался философией. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио.
Михаил Александрович обожал жену. Затем она отправляется в Париж – совершенствоваться у Маркези. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Если мы внимательно посмотрим на одежду женщину, то мы заметим, что Врубель остался верен «кристаллической» форме, которую отличает прозрачность, воздушность и невесомость.
Была ранняя весна. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». «На одной из репетиций, ещё первоначальных утренних, я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос» Так чувствителен к звуку голоса М. А. был всегда. В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом.
Он почти сразу сделал Надежде предложение и боялся отказа. Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» по одноименной сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). В 1913 году в возрасте 45 лет тоже тяжело заболела и умерла. Он – знаменитый художник, еще не превзойденный. Композитор не перестает восхищаться и даже пишет специально для нее некоторые романсы и оперные партии: Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Ненаглядная краса в «Кощее Бессмертном», Марфа в «Царской невесте» – все эти образы могла воплотить именно Н. Забела-Врубель с ее нежной кантиленой и прозрачным, «хрустальным» тембром.
В 1895 году Забела поступила в труппу Московской частной оперы. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Поворотным стал 1895 год. Но летом 1902 года умер маленький СаввочкаМихаил Александрович снова попал в клинику. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель начинает лечение в клинике. Необычные драпировки отделяют уголок, который он оставляет себе для работы.
Панно было отвергнуто заказчиком. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В 1896 году поженились в Женеве. (Тарабукин Н. М. Но травля художника продолжалась. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. В 1901 г. у Врубеля родился сын, но он родился с «первыми признаками дегенерациями» — раздвоенной верхней губкой.
В 1895 году Забела поступила в труппу Московской частной оперы. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». В Большой театр Надежду не приняли, наверное из-за боязни конкуренции.
В доме Врубелей полно гостей— артистов, художников и среди них Римский-Корсаков. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Савей-Могилевича – (невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, ) а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. П. Сербского (1858-1904, основатель московской школы психиатров) при Московском университете. Тяжелый стресс вызвала смерть сына. С тебя довольно чего попроще». Он принялся исправлять и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела.
Стал часами простаивать полуодетым у открытой форточки — и, видимо, сознательно. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь. Они ходили в театры, рестораны или просто гуляли по Петербургу. Его отличало щегольство и даже не совсем тонкое, почти офицерская молодцеватость осанки. Савва Иванович со своими постояльцами не церемонился.
После художника остались его картины. Эротичен. «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная на полотне Врубеля — это видение, созданн ое народной фантазией. Линии, проводимые им, были безошибочны.
Врубель провёл несколько месяцев в больнице.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Врубель обрёл свою «музу», он окружил молодую певицу заботой, восхищением И рисовал, рисовал ее. У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Пьет алкогольные напитки с университетских лет иногда помногу. Надежда Забела после смерти мужа больше не вышла замуж. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки.
Его очень поддержали друзья-художники: Коровин, Кончаловский, Лансере. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Историю болезни художника во время пребывания в клинике Московского университета изучала доктор М. И. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.
Миша все старался поразить ее воображение: мог, к примеру, прийти на званный вечер, нарочно выпачкав нос зеленой краской. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Но жизнь, к сожалению, редко бывает безоблачной. Люби меня. » – сказал Михаил Врубель будущей жене. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно но звук голоса ему понравился».
Но сомневались: все-таки в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Сумасшедший. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Петь в оперных спектаклях ей приходится все реже и реже. Между предложением, сделанным в марте и состоявшимся в конце июля венчанием произошло событие, доставившее много страданий Врубелю. На одном перекрасил себе волосы и украсил себя красным платочком. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном.
Мысль о Демоне не покидает. Сквозь безумие проглянул гений». Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Единственное чем он жил, была музыка.
Ее дивные глаза, пленительная женственность дополнили впечатление. Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» по одноименной сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). Выходило не очень. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной, раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей». У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Какая дивная, тонкая изящная музыка. Как не стать фаталистом. Творческая сила пережила в нем все.
Неврологический status подтверждает диагноз. Страдания терзали её, но она этого не показывала. На гастролях в Петербурге театр представил на суд публики оперу-сказку «Гензель и Гретель» композитора Гумпердинка. Это тот же Демон, тот же сгубивший его бес. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
Пишет его портрет. Эта картина рождалась в невероятных творческих муках. На пятом году семейной жизни, в сентябре 1901 года, у Врубелей родился сын. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. От разговоров об искусстве уклоняется.
Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита». Его наняли с проживанием — очень выгодные условия.
Художник на минуту оторвался от тоскливых мыслей – ему вдруг показалось, что из глубины комнаты на него пристально смотрит некое существо. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на полотне – это видение, созданное народной фантазией. Много работает.
В новых стенах рождаются лучшие его полотна: «Пан», «Валькирия», «Наяды» иллюстрации к Пушкину, эскизы декораций к «Царской невесте» и «Кавказскому пленнику». Судьба совершила очередной вираж. Поедем в Академию». – Однако опасения оказались преувеличенными. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то против его воли в его картинах оказывались непристойные сценыОн добавлял «несколько понизив голос, но так, что нельзя было различить, говорит ли в нем безумие или истинная вера: Это-, он делает с моими картинами (Дьявол прим. Брюсова. ) Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа». Эротичен.
Удивительно ясно и убедительно это излагает. Врубель понемногу начал приходить в себя. Пишет много автопортретов. Он тогда еле мог разглядеть меня— на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Первое впечатление у поэта — тяжелое: «Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
Портрет девушки понравился и через несколько месяцев они поженились. Только вот беда — спать-то Врубель как раз и не мог: стоило задремать, как во сне ему являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт В одно из таких «посещений» Врубелю было велено назвать картину «Ikone», то есть «Икона». Музыкальность Врубеля, его знания наполняли глубоким смыслом их продолжительные беседы. Римский-Корсаков впервые услышит её 26 декабря 1897 года в своей опере «Садко» (партия Волховы). Отныне они все время рядом.
Так состоялось их знакомство. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника – в то время Забела была в положении. И так все время.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Он – пустой мешок. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон.
Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи (сифилис. ), впал в депрессию из которой с трудом вышел.
Под впечатлением от опер, он написал в 1898 г. картину «Царевна Волхова», которая очень была связана с обликом его любимой жены. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться Уже репетиции Онегина сказали об удельном весе Татьяны — Забелы.
На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. Врубели безутешны. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Во время ремиссии снова работает.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Друзей и врагов удивляет своим талантом. 28 июля 1896 года в певица и художник, после довольно бурного развития отношений, поженились в Швейцарии (в Женеве), где жила мать невесты ради больной младшей дочери.
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Через полгода опять поступает в клинику. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». Временами становился агрессивен. Её чистое и нежное сопрано покоряло даже жестокие сердца, а зрители плакали, впечатлённые её исполнением ролей.
Сразу выражение его лица изменилось. «Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт», — напишет композитор в письме 1899 года. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы.
В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. И теперь он мог сотворить живую Маргариту. У Саввочки были материны голубые глаза и уродливая заячья губа. Её образ появляется на бесчисленных портретах и набросках.
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Работники театра, не знавшие, кто перед ними, называли его просто -«муж певицы Забелы»Михаил Александрович много работал в те годы: одно за другим появлялись его гениальные полотна, он работал даже во время летнего отдыха. Выписывается после полугодового пребывания в клинике с улучшением. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Михаил Александрович отправился на представление. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля.
А портрет получился превосходным. Летом открылась Нижегородская ярмарка, для которой по заказу Мамонтова Врубель писал панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». В 1904-1905 гг.