Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Облик этот был многолик. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Сосны придают картине величественное звучание. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Крамским. Большую часть картины занимают серые облака. Работа над картиной происходила в 1889 году. Природа – сама благородство.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. У работы было очень много положительных отзывов. Художник одушевляет деревья. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Последняя работа автора является наиболее известной. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Член-учредитель ТПХВ (см. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Человек Шишкина прикреплён к земле. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Жил преимущественно в Петербурге. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Задний фон мрачен.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.
Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье.
До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872 и Рожь, 1878 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. И вот там якобы имело место вот что.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В частности, русских лесов. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Больше Шишкин в Европу не ездил. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Над землёй летают ласточки. Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Парит. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Внушительные дубы достойны восхищения. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. На картине изображен не просто сосновый лес.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Быть грозе. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Суд оправдал россиянина. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Эта картина – очень светлая и яркая.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Последнюю свою работу он так и не закончил. «Сосновый бор. Шишкин не облагораживал природу. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Его отец был купцом, культурным человеком. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Эту технику художник освоил еще за границей. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто.
Передвижники).
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Природа выражает музыку человеческой души.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. У него умерли сыновья. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Это дерево навсегда стало символом русской земли. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Невероятная тишина царит в пейзаже. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь. В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Особенный, тихий, погожий выдался день. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
.