Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку офортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое не оставлял до конца своей жизни.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. К ним относятся Уголок заросшего сада. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Большую часть картины занимают серые облака. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. В них нет политики и социальной направленности.
Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Предприняв первые попытки гравировки крепкой водкой во время поездки в Цюрих, в дальнейшем Иван Иванович постоянно обращался к технике офорта.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Особенный, тихий, погожий выдался день. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Случайность. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Жил преимущественно в Петербурге. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Природа выражает музыку человеческой души. Воробьев.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. В 1866 году Шишкин вернулся в Петербург досрочно, он очень скучал по родине и решил более не затягивать свою поездку.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В 1858–1859 предпринял поездку на Валаам, где познакомился с игуменом Дамаскином. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В 1872 на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, выставил картину «Мачтовый лес в Вятской губернии».
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает свое отдельное и исключительно особое место. Лесной пейзаж кажется необъятным. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Эта картина – очень светлая и яркая. Родился в семье купца. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Быть грозе.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Это несомненно. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Над землёй летают ласточки. Лучшая работа этих лет – Полдень. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Биография художника зашифрована в его творениях. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. У работы было очень много положительных отзывов.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В 1856–1865 продолжил образование в петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Окрестности Москвы. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Внушительные дубы достойны восхищения.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1873 получил звание профессора за картину «В лесной глуши». Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Лесная глушь (1872). За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. — Ср. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
В окрестностях Москвы» (1869). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Его отец был купцом, культурным человеком.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В его произведениях встаёт дремучая Россия. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
Крамским. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Иван Иванович Шишкин — признанный мастер пейзажной живописи II половины ХIХ в. В своих работах «Рожь» (1878), «Сосновый бор» (1872), «Корабельная роща» (1898), «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887), «Туманное утро» (1885), «Среди долины ровныя» (1883), «Утро в сосновом лесу» (1889) и других создал эпический образ русской природы, полной мощи и величия, проникнутой жизнеутверждающим началом. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Облик этот был многолик. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). С удивительной точностью передавал богатство и разнообразие растительных форм. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Там будущий художник скучал. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 90-е гг. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
У него умерли сыновья. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Человек Шишкина прикреплён к земле. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Вертикали пересекаются косыми линиями. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В 1852–1856 учился в МУЖВиЗ у А. Н. Мокрицкого.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Задний фон мрачен. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872 и Рожь, 1878 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта.
Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. организованы две выставки работ художника. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Много картин И. И.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Так в реальной жизни не бывает. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В 1879 вместе с семьей и учениками Е. Е. Волковым и А. Н. Шильдером ездил на этюды в Крым. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Характерна в этом смысле «Рожь».
В 1890 совершил поездку в Тверскую губернию. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Невероятная тишина царит в пейзаже. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Шишкин не облагораживал природу. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Мрачное настроение. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Это очевидно.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Ему уже сопутствовала известность. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ничуть не бывало. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Это была ювелирная работа.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Художник одушевляет деревья. В 1984 -85 г. г. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Крамским.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Художник не стремился отразить смену природных состояний, а, напротив изображал природу статичной, подчеркивая ее вечные, незыблемые черты. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Последнюю свою работу он так и не закончил. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Сосновый бор». Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру.
Не закончив учёбу, он вернулся домой. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево.
Так писались и «Сосновый бор. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Это дерево давно должны были спилить на дрова. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Ее иногда называют картиной-завещанием. Парит.
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Его пейзажные офорты издавались в виде альбомов, что способствовало привлечению значительного внимания поклонников живописи к этому виду изобразительного искусства. Художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие, находящееся ныне во многих крупнейших музеях мира. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы.
Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Картина Полдень.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Что впереди. Сосны придают картине величественное звучание.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Эту технику художник освоил еще за границей.
Его картина поет. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Примером таких работ является картина Рубка леса. В окрестностях Москвы.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Много работал Шишкин и за границей. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Кроме этого увлекался археологоией историей. Сюжет их – жизнь русских лесов.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Это было выступление против мёртвого академизма. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Шишкин сдержан и величественен. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Природа – сама благородство. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
«Утро» полностью лишено всего этого. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Чувствуется глубина оврага, глушь. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В 1857 получил малую серебряную медаль. Его репутация была безупречной. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Шишкин стремился к другому. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Чувствуется глубина оврага, глушь.