Картина Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года создана русским художником Ильей Репиным (1844-1930) в 1883-1885 годы. Выполнена маслом на холсте размерами 199, 5 x 254 см. Руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в понедельник, 28 мая, показала представителям средств массовой информации фотографию повреждённой вандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», сообщает агентство «Москва». В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Главный позитив вандализм39а – все теперь в курсе, что картина Репин39а называется "Иван Грозный и сын его Иван", а не "Иван Грозный убивает своего сына". Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Первый факт. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Вандал, 37-летний мужчина, житель Воронежа, задержан. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Она была закончена только в 1891 году. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Не доносчик ли. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Л. Н. Толстого». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
На моих друзей она производила то же впечатление. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Эта история получила название «бунт 14». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Стасов присылает ему все, что он просит. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В его глазах читается печаль, тоска. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Убийство свершилось. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. -— И. Г. ), они много смеялись». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Этюд получился превосходный. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского.
Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В эту минуту в комнату вошел Христос. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Это второе нападение на картину за ее историю. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Репин встречал их по средам. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. ). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Мне минутами становилось страшно.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Пятый факт. Америка—Франция—Россия. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Стоимость первого этапа реставрации полотна Репина может составить до 10 миллионов рублей. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Все заняты. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Так ли это – судить зрителям. Это лучше всех ваших академических работ. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вегетарианцем стал и сам Репин.
Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. В его взгляде осуждение и тревога. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Вся центральная часть написана самим Репиным.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. «Как.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
25 мая 2018 годав Москве в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) злоумышленник повредил картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (также известна под названием Иван Грозный убивает своего сына). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Берег Волги. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Рассмотрим "ближний круг". Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Много учился на написании портретов близких и друзей. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Возвращается в Россию летом 1876 года. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Правда, как говорит искусствовед и учёный секретарь музея Наталья Бакина, многие думают, что эта картина — эскиз знаменитого хрестоматийного полотна, хранящегося в Третьяковской галерее.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. И вот уже перед нами не царь, а отец.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Посетителям воронежского художника музея им. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. ТАСС-ДОСЬЕ. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Как сообщается, он разбил стекло и нанес повреждения полотну. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Глаза ясные и добрые. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Публике картина понравилась. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Портрет производит яркое и сильное впечатление. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Они словно противопоставлены друг другу.
К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Это вы сами. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Третьяков»109. Написан портрет вдохновенно.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин считал сам эту картину красивой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Работал весь день, не замечая времени. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Казалось, она спит. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К тому же и погода благоприятствовала работе. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
За окном летний день. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Он идет прямо к матери.
Восстановленная картина вернулась в экспозицию весной того же года. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо только фитиль постоянно нагорал и делалось темнее.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. М. Бунакову.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Отныне картина, как пояснила директор Третьяковки, вернётся в экспозицию галереи исключительно в том случае, «если для него будет изготовлено специальное антивандальное и антибликовое стекло». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Картина также не понравилась императору Александру III, который после ее просмотра выпустил резолюцию: Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить ее по России и снять теперь с выставки. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). А свеча становилась ниже и тени менялись. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. — сказал Крамской.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Внимание художника тяготит их. Каждый персонаж переживает что-то своё. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. — Да это превосходно. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Рисунок уверенный, лепка твердая. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.