Репин Иван Иванович, генерал-лейтенант, проживает в доме Назимова по Фонтанке 426 в 4 Адмиралтейской части 5 квартал. Репин Иван записан как подполковник Воронежского Гусарского Легко-Конного полка сверх комплекта. Адрес -календарь со Штатом Российской империи за 1805—1810 года содержит информацию о Репине Иване, правителе Константиновской крепости на острове Нученке Американского поселения Аляски. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Умер 12 декабря 1936 г. Иван Павлович Репин (1917—2003)— майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943). Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, – все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией. В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. — фрейлина, писательница, родилась в Москве 19 июля 1808 г., умерла в Москве же 27 ноября 1891 года, погребена на кладбище Московского Алексеевского монастыря. С 1935года— на хозяйственной, общественной и политической работе. Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни.
Репин мечтал вернуться на родину. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Погиб командир батареи и старший сержант И. П. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Чистякова. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено "Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом". Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Бларамберг.
Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Русский. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Работал весь день, не замечая времени.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. 3 октября 1943 года при форсировании реки Днепр был ранен и контужен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Репину Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда ( 1686). После выздоровления из полевого госпиталя 5 ноября 1943 года был направлен командиром орудия 28-го зенитного полка 4-й Армии 1-го Украинского фронта. В эту минуту в комнату вошел Христос. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.
Стасов присылает ему все, что он просит. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Не доносчик ли. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина.
Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. С начала битвы на Орловско-Курской дуге расчёт И. П. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Толстого. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Общение с прежними друзьями было только заочным. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
В 1899 году Репин женится во второй раз. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.
зачисленный в службу солдатом л. -гв. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Стасова. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. — сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии (со старшинством с 6 июля 1806 года) и откомандирован для приготовления к походу тридцати башкирских и десяти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Францией Тильзитского мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. 1 ноября 1958 года уволен в запас в звании майора по болезни.
Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ).
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Зато они настигли его в Москве. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Так ли это – судить зрителям.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Убийство свершилось. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году.
Владимира 4-ой степени. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1785 году, 13-го февраля, он был отставлен от службы секунд-майором, а в мае следующего года, произведенный в надворные советники, был принят на службу по Водяной Коммуникации между Москвой и С. -Петербургом.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Все заняты. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Первый факт. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Далее, в 1805 году, Репин был пожалован землею, но, по невозможности населить ее, просил принять ее обратно в Казну, за что было Высочайше повелено видать ему 16000 рублей. Возвращается в Россию летом 1876 года. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Публике картина понравилась. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.
медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За оборону Сталинграда». Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В этом бою его батареей было уничтожено 15 танков и 400 вражеских солдат и офицеров.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Она ушла из жизни в 1931 году55. 13 октября 1800г.
Репин принял командование на себя. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». в Преображенский полк, он в 1770г. при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Орудие Балашов достал из сапога. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Репин не отступил даже тогда, когда остался один на один с врагом. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного. Этюд получился превосходный. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин встречал их по средам.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21 августа 1800 года, — в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нём» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. Открывается персональная выставка произведений художника. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Однако сил оставалось все меньше. поселилась в Москве, где и жила до смерти. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Америка—Франция—Россия. Сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. Старший сержант И. П.
Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осуждёнными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на Указ Правительствующего сената от 21 августа 1800 года, в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Здоровье шло на убыль.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1830 году Репин был уволен в отпуск до излечения болезни. в 1765 г. зачисленный в службу солдатом л. -гв.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Владимира 4-ой степени. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Репина находился на огневых позициях.
Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. Также Репин добавил и жанровости: на втором плане художник вводит третьего персонажа – женщину, заставшую страшную сцену. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нем» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. Мальчик рано начал увлекаться искусством.
22 июля 1808 года он был назначен комендантом в город Баку (из «Кавказского календаря на1889г» (Тифлис, 1888)в чине генерала от кавалерии)и, сверх того, ему поручено было управление Бакинской, Дербентской и Кубинской провинциями, а также ведение политических сношений с соседними ханствами. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину».
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Казалось, она спит. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Наконец, 16-го февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем Сенате, во 2-м Департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено "казенных денщиков оставить при нем" 6-го сентября 1817 года Р. повелено было присутствовать в Межевом Департаменте Сената он умер 24-го ноября 1832 года, 80 лет и погребен на Смоленском кладбище.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Купивший ее П. М. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. С июля 1931 по май 1933 года работал счетоводом в колхозе «Танк» Старозятцинского района Удмуртской АССР. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». — 25 лет – большой срок и для искусства и для жизни самого художника, вот таким образом и картина получилась иная, — отмечает Наталья Бакина. В руках прислуги были зажженные фитили. Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ— от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Прахова. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Этот мужчина слыл в городе колдуном. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Член ВКП (б)/КПСС с мая 1943 года. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. В 1808 году, 22-го июля, он был назначен комендантом в город Баку и, сверх того, ему поручено было управление Бакинской, Дербентской и Кубанскою провинциями, а также ведение политических сношений с соседними ханствами. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина (Волконского) и княгини Варвары Алексеевны, урожденной графини Разумовской, она детство свое провела в Полтаве, где архимандрит Сильвестр преподавал ей Закон Божий, К. И. Левицкий—русский язык, M-lle Вильдермет — историю, географию и арифметику, Аккерман—немецкий язык, Гауптман—музыку, Д. А. Шпицмейстер—рисование и танцы. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
После реформы Академии он становится ее профессором. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Она была закончена только в 1891 году.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Окончил восемь классов, затем – курсы счетоводов в районной колхозной школе. А синеватый полумрак палаты и проникающий в нее из небольшого окна холодный рассеянный свет еще больше усиливают драматическую напряженность изображенной сцены. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. 2. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Шевцовой. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Когда Шевченко был сослан солдатом в Оренбург, она в своих письмах к поэту старалась утешить, поддержать его упавший дух и ходатайствовала, хоть и без успеха, перед шефом жандармов графом А. Ф. Орловым о смягчении его участи. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В сентябре того же года он был отстранен от службы, а в ноябре, с пожалованием в генерал-майоры, был вновь принят по армии. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В селе Селты Удмуртской республики на Аллее Героев установлен бюст. Репин считал сам эту картину красивой. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». За эти отличия Репин был награжден орденом св. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Третьяков»109. С октября 1935 по сентябрь 1938 года работал судебным исполнителем старозятцинского народного суда. 10 сентября 1938 года был призван в ряды Красной Армии. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Похоронен в Киеве на Городском кладбище Берковцы. Награжден орденом Ленина (16. 10. 1943), орденом Красного Знамени (04. 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (11. 03. 1985), тремя орденами Красной Звезды (22. 03. 1943, 29. 08. 1943), медалями, в т. ч. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами.
Сведения об этих зверствах дошли до Павла I и вызвали его возмущение. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин забыл о конкурсе, об Академии. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Пятый факт.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Первый замысел картины относится к 1878 году. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. За эти отличия Репин был награжден орденом св. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка. Мясоедов и композитор П. И. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Он идет прямо к матери. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Берег Волги. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В 1823 году княжна была назначена фрейлиной, в 1850-х гг. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Мне минутами становилось страшно».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. 1866) все остальные ее заметки-воспоминания напечатаны в журнале ("Русский Архив": "Из воспоминаний о прошлом" (1870, 8—9), "Письмо к издателю" (1872, 10), "Генеалогическое подтверждение о князьях Репниных" (1877, 7), "К биографии Шевченко" (1887, 6), "Письмо к издателю" (1887, 9), "Встреча с Императором Александром Павловичем. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Известный искусствовед Н. М. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Стар. " 1897 г., кн. Работал в Киевском государственном университете. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Сведения об этих зверствах дошли до Павла: Репин и Кожин были отданы 13-го октября 1800г. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
М. Бунакову. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. 12 сентября 1943 года командир орудия 6-го артиллерийского полка старший сержант И. П. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Первые шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя – П. П. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Этот холст писался целых три года и возымел огромное значение для тогдашней культурной и политической жизни. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Посетителям воронежского художника музея им. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам». Много учился на написании портретов близких и друзей. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. За окном летний день. Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам.
Пятый факт. Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Среди них были футуристы и приверженцы авангарда. Кроме того, приведение приговора в исполнение совпало с днём тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги наследника престола (то есть с одним из государственных праздников, в который все приговоренные к телесным наказаниям и казни традиционно получали помилование, чего Репин и Кожин не могли не знать). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Каждый персонаж переживает что-то своё. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Жил в Киеве.
Репин и Кожин были отданы под суд Правительствующего сената, причём Репина император исключил из службы «с отобранием патентов» (лишением чинов). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Молева считает, что начало всему положила первая часть драматической трилогии А. К. Но после революции она была реквизирована и передана в Исторический музей вместе с остальными произведениями из собрания банкира. Скончался 16 июля 2003 года. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Л. Н. Толстого».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
19 мая 1799 года Репин был назначен командиром Ольвиопольского гусарского полка и уже 29 октября был произведён в генерал-лейтенанты, а 4 марта 1800 года снова был отставлен от службы с производством в полные генералы, с ношением мундира и пенсионом полного жалования но в июле месяце того же года, по Высочайшему указу, вновь был принят на службу в чине генерала от кавалерии и послан на Дон для ревизии атаманских дел и Войсковой Канцелярии сверх того, ему было поручено наблюдение за ходом и ускорение окончания возникшего тогда дела Грузиновых (Евграфа и Петра), обвинявшихся с товарищами в государственном преступлении для этой же цели вместе с ним был послан генерал Кожин. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. И вот уже перед нами не царь, а отец. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Настали трудные времена.
Это было то, что нужно для моего царевича. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. За особые заслуги по этой деятельности Репин в 1810 году получил орден св. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В мае 1799г. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Из детских воспоминаний" (1888, 5), "Из воспоминаний" (1889, 5), "Из письма к издателю" (1889, 12) "Из воспоминаний о Гоголе" (1890, 10), "Воспоминание о бомбардировании Одессы в 1854 г. " (1891, 11), "Из автобиографических записок" (1897, 7) Переписка с Шевченко—"Киевск.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В руках прислуги были зажженные фитили. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». в 1765г. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А.
А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.