Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины. В 1876 Иван Крамской едет опять за границу, посещает Рим, Неаполь и Помпею где занимается творчеством. Творчество Крамского Ивана Николаевича сыграло огромную роль в становлении традиций реализма в отечественной живописи.
В конце концов она, однако, уступила контракт был заключен и Крамской поступил к Данилевскому на службу в качестве ретушера и акварелиста на жалованье в два рубля пятьдесят копеек в месяц. Но там, где не мог выстоять один, сообща можно было попытаться обрести независимость. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Эти произведения завершали серию портретов «шестидесятников» и были итогом исканий художника на первом этапе самостоятельного творчества. В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. Вглядитесь в образ крестьянки. Так или иначе упорный юноша пробил бы себе дорогу, но стал ли бы портретистом.
Хорошо известны портреты художников А. И. За Артелью был установлен негласный надзор всесильного Третьего отделения.
Это полотно, а также ряд других работ 1860-х — графический «Портрет Софьи Николаевны Крамской» (1863), «Женский портрет» (1867), «Портрет Михаила Борисовича Тулинова» (1868) — свидетельствуют о том, что сентиментально-романтическая линия английского портрета в «артельный» период была близка Крамскому. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
Живопись. А. Как все это может нас двинуть вперед.
Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Вот, на первый взгляд и все что там изображено. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Трудная штука луна. ». Л. Михайлов.
и растворил, кажется, совсем. Крестьяне, находящиеся близко к иконе, самозабвенно молятся. «Ее интересы – мои интересы и наоборот, все, что меня трогает интересует и радует в жизни, в искусстве и везде, не чуждо и ей, которая кушает в жизни одинаковый хлеб со мной и находит, что это не только не скучно и бедно, но весело, сытно и здорово», - так писал И. Н. Крамской своему лучшему другу той поры М. Б. Тулинову.
В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной идеалом неземной красоты и духовности. Ее смущало еврейское происхождение последнего (известна антипатия малороссов к евреям) и не убеждали даже уверения Тулинова и других знакомых, вмешавшихся в это дело, что он хотя и еврей, но крещеный. Он писал о Крамском: «Вот так учитель.
Проведя бессонную от волнения ночь, Ваня побежал к Тулинову и, увидев его работы, пришел в неописуемый восторг. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. М., 1965–1966. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
«Ведь Товарищество склеилось случайно, не все упали по законам тяготения, а есть и гнилушки ну да ведь нельзя же было». Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. Однако не только учебные штудии занимали Крамского в эти годы. Ими зачитывался Чехов.
Из этого несколько наивно выраженного признания нельзя не видеть, что жизнь вне «милой живописи» теряла в глазах пылкого юноши свой главный смысл. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. Она потрясена. В тот же год лишился отца, писаря городской думы.
– Всемирная иллюстрация, 1869, 52, с. 462–463). И большая золотая медаль летит, по недоразумению, молодым художникам. ». Картина небогата действиями – её ключевой составляющей становится удивительная атмосфера.
Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Этот день Крамской впоследствии называл единственным днем своей жизни, «честно и хорошо прожитым». Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Как следует из анализа теории портрета, содержащейся частично в художественной публицистике, портрет имеющий право на внимание и интерес общества, помимо сходства и передачи характера, должен прежде всего нести идею личности угадывать «главную мысль лица» (слова Достоевского в Подростке).
Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Определилось место творчества художника в истории русского искусства. что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», отмечала пресса по выставке.
«Протестанты» объединились в Петербургскую артель художников и стали жить коммуной, на принципах содружества и взаимопомощи – брали заказы на любые художественные работы - росписи, образа, портреты. Место в городской думе занял старший брат, а будущий художник там же «стал упражняться в каллиграфии», а потом поступил на службу к «посреднику по полюбовному межеванию». Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата. На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского «Христос в пустыне», которая вызвала долго не утихавшую полемику. На их фоне даже «дока» Крамской воспринимался всего лишь как молодой художник.
О его честной службе говорит простреленная в нескольких местах войлочная шапка. Ожидания эти сбылись работа закипела. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Порой приходило до пятидесяти человек: «четверги» были в моде, в славе». Крамской оказал большое влияние на развитие русского реализма, на формирование многих выдающихся художников — Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и других. На первой выставке Товарищества экспонировались Портрет Ф. А.
В словарь критики вошли и постоянно использовались такие слова и выражения, как «склонность углубляться во внутреннего человека», способность передавать ту «основную черту личности», которая «духовно выделяет ее из толпы» подчеркивается, что «портрет не есть маска, не есть простое "описание" лица», а в нем должна содержаться вся «сумма идеального содержания человека».
Не спрячешься, даром, что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах серые, светятся. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Впрочем, создатель этих, ставших родными друг другу портретов называл себя лишь «добросовестным исполнителем». Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков.
3 Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в Воронежской губернии. Он подал товарищам письменное заявление и требовал, чтобы они высказались, как они смотрят на такой поступок. Другие предполагали, что момент нравственного выбора присутствует у каждого человека, даже «маленького человека», не размышляющего столь масштабно. В. Сохранился юношеский дневник Крамского, в котором уже выражено представление о своем призвании, максимализм жизненных притязаний: он стремится к жизни, «полной значения», ему «ужасно пройти без следа». Обрадованный Данилевский начал переговоры со старшими братьями Вани. Он окончил острогоржское реальное училище, однако из-за бедности семьи не смог продолжить образование в гимназии. Создает картины, Охотник на тяге, Майская ночь, Лунная ночь, насыщенную психологизмом знаменитую картину Христос в пустыне, которую восторженно оценила тогдашняя публика. В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени.
Фотография 1863-1864 гг. Они помещают рекламное объявление о приёме художественных заказов и частных уроках рисования, живописи и скульптуры, устраивают благотворительные лотереи издают иллюстрированный каталог-альбом «Художественный автограф», устраивают сеансы рисования, читают доклады по проблемам современного искусства. Только только этого не состоялось мы не просили. Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя.
Проблему портрета обостряла фотография. Изображаемая на картине ругань братьев и их жен над делимым при живом отце хозяйстве (на полу демонстративно разбросаны штуки ткани, скарб) вряд ли была возможна.
Его профессорская квартира в Петербурге стала центром притяжения столичной интеллигенции. Здесь артельщики начали устраивать «рисовальные четверги» на столах раскладывали бумагу, карандаши, краски, приглашали гостей, тоже художников. В 1874 году это письмо вызвало горькие размышления Крамского о собственной судьбе в искусстве, но до последних дней он не оставил «политической» деятельности, хотя очень часто встречал непонимание. Внешность изображенного совпадает со студентом Медузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Аналогов Товариществу в прошлом не было, вот почему не существовало, да и не могло существовать, апробированных методов управления организацией подобного рода.
Позднее, в статье «Судьбы русского искусства», Крамской вспоминал: «Я застал Академию еще в то время, когда недоразумение совета относительно нарождающейся силы национального искусства было в спящем состоянии и когда еще существовала большая золотая медаль за картинки жанра Появится, например, талантливый мальчик, дойдет до натурного класса, попробует, порисует, да на лето куда-нибудь и исчезнет, а к осени привезет что-нибудь вроде «Поздравления молодых». Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Заметки к очерку о нем И. Е. Репина. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи.
В небе клубятся белые тяжелые облака. «Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Многие художники того времени (И.
Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. Река Оредеж», 1883). Корыстолюбие и алчность, с одной стороны и беззащитность и кротость – с другой. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Трепет лунного света создает в картине атмосферу зачарованного сказочного мира, в котором природа одушевляется, а реальный мир преображается в сказочный. Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь. » Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Милая живопись. Но это только на первыйвзгляд. В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. Но тут произошло событие, сразу решившее судьбу юноши. Сдержанное, умное и глубокое искусство Крамского неотделимо от его личности.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873 И. И. Шишкин, 1873 Павел Михайлович Третьяков, 1876 М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галереи портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики. Э это не так, да и то не так. В это время ему было шестнадцать лет. В портретах Крамского, как в романе «Что делать. » Чернышевского, перед зрителем возникал образ героя будущего. Его картина называется "Ремонтные работы на железной дороге". Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года.
Исполняя обязанности мальчишки, он писал стихи, много читал и настолько был поглощен различными модными в то время научными вопросами, что собирал вокруг себя аудиторию из подмастерьев и учеников и разъяснял им такие вещи, как «животный магнетизм, месмеризм и прочую чертовщину», как сам писал потом. Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям». «Все», – ответил за себя и за своих товарищей Крамской. Публика увидела ее уже после смерти мастера. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. К поколению тех, кого Герцен именовал «молодыми штурманами будущей бури», а Чернышевский – «новыми людьми», «двигателями двигателей», принадлежал и Крамской.
Крамской ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на Родину, совершает поездку в Крым, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом.
У одного из соседей способный мальчик обучился грамоте, а затем окончил уездное училище «с разными отличиями, похвальными листами, первым учеником». Его не слушали для семьи Крамского имя Брюллова было не более как пустым звуком. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. На картине «Пасечник» (1872) изображён седой сгорбленный старик. Третьяковым. Она сидит, укрывшись клетчатым шотландским пледом.
М. Ковалевский. В своей автобиографии он упоминает еще о двух сестрах, рано умерших. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей.
За основу сюжета была взята повесть Николая Гоголя «Майская ночь или Утопленница». Морозова (1868), И. И. И далее: «Понимаете ли Вы теперь, как важно для Вас самих, какая страшная ответственность Вам предстоит только оттого, что Вы поднялись почти до невозможной, гадательной высоты». В 1863 году журнал Русский вестник поместил в двух номерах большую статью Дмитрия Григоровича об английском искусстве Картины английских живописцев на английских выставках 1862 года в Лондоне. В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством.
(1872) Художник долго трудился над ней. В качестве ретушера и акварелиста, путешествуя по России, он проходит своеобразную школу. Один профессор говорит, другой профессор говорит, третий говорит. и о чем. О рисунке, о живописи, о композиции. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Хороши лишь пытливые исподлобья вглядывающиеся глаза. – Да как. В руке у него палка.
И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. Таким видят Васильева окружающие, а под кистью Крамского уже возникает образ человека совсем иного склада. В это время определилось призвание Крамского-портретиста. «Крамского я представлял себе иначе. Дом, где провел детские годы И. Н. Крамской, вид со двора Фото.
Крамской – русский художник жанровой исторической и портретной живописи. По общему мнению критики, вывели портретную живопись из глубокого кризиса, ответили «тому, что уже было готово в публике» (выражение Крамского), – Василий Перов и Иван Крамской. Что же это такое. Крамской в своей работе сумел передать силу духа и твёрдость убеждений великого писателя.
Виделась Крамскому и перспектива будущей широкой выставочной деятельности. Ее старостой был избран Крамской. «Четырнадцать конкурентов на большую золотую медаль, дававшую молодым художникам немалые возможности и право провести на академический счёт несколько лет за границей, обратились в совет Академии с просьбой разрешить им свободно, согласно склонностям и желаниям каждого, выбрать тему для программной картины: мифологические и исторические темы, которые обычно предлагал совет их больше не удовлетворяли. Иван Николаевич был младшим из трех братьев. Крестьяне шли строить "железку" – так называли они железную дорогу. Хотя на душе пакостно, погано: только намедни хозяин ни за что расквасил ему нос.
П. Чистяков. Продолжая традицию вечеринок Крамского, артельные «четверги» стали школой нового искусства. Молодые друзья-артельщики считали его «старшиной», «учителем», «докой».
Отказали не только потому, что их желание противоречило установившимся традициям, – сталкивались два мировоззрения, два разных отношения к искусству. Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Устраивались рисовальные вечера, шумные и веселые артельные четверги стали одним из центров художественной жизни тогдашнего Петербурга. Чистякова (1861), Н. А. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Не может быть.
Потому-то их вдохновитель и вожак вспоминая впоследствии свой самый счастливый день, в заключение пишет: «Когда все прошения (об освобождении от конкурса и выдаче дипломов) были уже отданы, мы вышли из правления, затем и из стен Академии и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились». Его взгляд наполнен тревогой. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».
В грубоватых чертах лица – одухотворенность, но нет и малейшего следа претензии на «артистизм» богемного толка, порой проскальзывающий в фотопортретах Крамского ранней поры. Но судьба распорядилась иначе. Путь, пройденный Крамским, становится особенно очевидным, когда всматриваешься в ранний акварельный автопортрет (1850-е гг., Государственная Третьяковская галерея). Как это происходит. Крамского просили объяснить свое произведение. Художник хотел написать большую картину из жизни деревни — «Крестьянский сход» и рассматривал многие свои крестьянские портреты как этюды и поиски типов для неё. Репину и В. В.
И побеждает, давая достойный отпор скептикам, уверяющим, что живописный «портрет отжил свой век», что «стоящее на очереди изобретение фотографии с красками нанесет окончательный удар» по живописи, единственной задачей которой останется «изображение исторических личностей». В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств.
Сосредоточивая внимание на лице модели, художник отказывается от аксессуаров, предельно упрощает композицию: чаще всего это погрудные, реже – поясные изображения. Крамской представляет на суд публики, весьма увлеченной «светописью», произведения, в которых индивидуальность человека воплощена с глубиной, фотографии в те годы недоступной. Как сказать в последний раз прости.
Таким образом, работе над этим шедевром художник посвятил в общей сложности около десяти лет своей жизни. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Молодые революционеры-разночинцы «ходили в народ» искали ответы на наболевшие вопросы эпохи: о смысле жизни, о самопожертвовании ради общества и прекрасного будущего, которое они видели в своих мечтах.
Возникла полоса отчуждения между ними и «старейшиной», пытавшимся ставить новые задачи, Назревал разрыв. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения. Расцвет деятельности Товарищества передвижников – 1870-1880-е годы. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв.
В письме-ответе В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать — «пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу». Четырнадцать молодых живописцев организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – первое в России независимое от опеки Академии объединение художников. Сын и внук писаря, он должен был продолжить семейную профессию. Эта страстность, отразившаяся в «Современных записках И. Крамского» – сшитой из плотной шероховатой бумаги тетради, с записями, сделанными еще не устоявшимся юношеским почерком, выросла в несгибаемую и отважную целеустремленность и выковала из малообразованного самоучки человека, ставшего олицетворением целого поколения русских художников. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.
В картине «Русалки» Крамской отказывается от иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя сна Левко и ставит перед собой сложнейшие живописные задачи. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука. Художник усадил обоих в их собственной галерее, рядом со своими «детьми».
Вы более заботились об общественном положении искусства, чем о производительности. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. 7 Живописный этюд к картине "Неизвестная", который хранится в Праге, в частном собрании (1883).
В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил итальянского карандаша, работал также используя метод так называемого «мокрого соуса», позволявший имитировать фотографию. Рядом со столь крайней, полемически заостренной точкой зрения существовало более глубокое стремление понять, «в чем именно заключаются преимущества портрета, писанного искусным художником, перед самою блестящею фотографией», какой портрет может считаться «истинным художественным произведением».
В тот же год лишился отца, писаря городской думы. Родился он 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Вследствие этого Крамской вышел из Артели художников. Они принципиально противостоят натуралистическому портрету.
В автобиографических записках Крамской вспоминает первые детские впечатления: небо сквозь черную дымовую трубу, стволы тонких берез, отливающий перламутром лед на замерзших лужах, «страшно скорую» скачку казаков с пиками игру соседа на флейте. Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).
1832 – 1919. В его требовательном, строгом взгляде исподлобья – энергия сильной воли, его облик абсолютно не похож на образ художника, созданный мифологией романтизма (никаких кудрей до плеч, шляп, беретов, плащей, никакой позы, загадочности, внешних эффектов). В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Мясоедов, Н. Н. Антокольского.
"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью. В 1887 году артиста похоронили в петербургской земле, а его портрет отправился в Москву — на вечное поселение в Третьяковку. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Начинаются томительные часы экзамена.
Товарищи ответили уклончиво, молчанием. Психологически достоверно показал В. Маковский изумленные и возмущенные лица людей. Но вот приближаются роковые десять часов утра, когда нас выгоняют, так как собирается уже ареопаг профессоров.
Приходилось расставаться с родным городом и близкими людьми. Как видим, происхождение художника Крамского было демократическим, разночинным. Одарённый художник, начитанный и способный к теоретическому мышлению, златоуст и умница – в среде художников его называли «учитель», «старшина» и «дока», – он стал идейным вождем молодых бунтарей. Деятельность Крамского приходится на второй период революционно-освободительного движение, когда, развернутую Герценым революционную агитацию «подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли», когда «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом». Иван Николаевич Крамской. Позже в Артели появилось фотоателье. Он сам это отлично сознавал: «Художники слишком часто были мною оскорбляемы. » (все эти оценки И. Н.
Среди русских художников второй половины прошлого столетия Крамской сейчас кажется более всего «европейцем». В 1880-е художник активно занимался пейзажем («Жуковка. Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г. ). После этого молодые художники основали свою художественную артель, которая, впрочем, просуществовала недолго, так как ее члены очень скоро решили перейти на государственное содержание. Крамской получил несколько предложений продать картину. Верный семейным традициям, старший брат настаивал на его поступлении на службу в качестве писца.
Особенно близок стал ему М. В. Тулинов – художник-любитель и фотограф, дружба с которым, несмотря на разницу в возрасте (Тулинов был много старше), завязалась на долгие годы. Но Он прошел через эту страшную и несправедливую казнь, воскрес и дал человечеству надежду на спасение. Существует его описание, оставленное Ю. М. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы (длинноволосый студент – так тогда их называли).
Иванов оценивается автором статьи как предтеча, провозвестник и учитель новой живописи – «переходный художник». В 1865 году он предпринимает шаги по устройству выставки в Нижнем Новгороде. Никакая организация, даже неправительственная, не может существовать без руководства. Поселились сначала в доме номер 4 на Семнадцатой линии Васильевского острова (адрес не изменился), затем перебрались в большую, просторную квартиру на углу Вознесенского проспекта и Адмиралтейской площади (ныне проспект Майорова, 10).
Но Ваню не так легко было убедить. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Протопоп, который с трудом вылезает из кибитки, наделен отталкивающими чертами.
Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Событием российской художественной жизни стало появление картины Крамского «Христос в пустыне» (1872) на Второй передвижной выставке. Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1869 г. он получил звание академика. 24 марта (5 апреля) 1887 г. художник скоропостижно скончался от болезни сердца прямо во время работы. Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. За Крамским был установлен полицейский надзор.
Глубоко и нежно любил он этого щедро одаренного юношу, видел в нем будущего гениального русского художника. Этот Васильев Крамского разительно не похож на ого «гениального мальчика», который «легким мячиком» скакал между Шишкиным и Крамским» и имел, по словам Репина, «такую живую, кипучую натуру», которая сравнима была лишь с Пушкинской. Ге и В. Г.
Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Над их головами, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. Мясоедов не акцентирует критический аспект, ему важно показать сцену объективно, выводы зритель сделает сам. Художники-жанристы 1870-х отказывались от прямолинейности в изображении бытовых сцен, от «указующего перста» на явления социальной несправедливомсти. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало.
Жилось весело, юноши совершенствовались в искусстве и развивались. Милая живопись. Темперамент общественного деятеля и политика побуждал Крамского организовывать вместе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым «Общество для единения художников, ученых, литераторов», хлопотать об организации Всероссийского съезда художников, о создании независимой от Академии художественной школы.
Желая придать изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в уединенный уголок. «Слишком много уже вторгается низменных элементов в искусство. Мир представал перед мальчиком празднично-цветным и никогда впоследствии не дано ему было пережить такого «восторга, спирающего дыхание», как в те дни далекого детства. Но сколько раздумий, какая публицистическая наполненность. Те, кого впоследствии называли «шестидесятниками», вызывали у современников восхищение или неприязнь своим максимализмом, но неизменное уважение – честностью, самоотверженной преданностью идее. Художник-мыслитель, художник-психолог, подаривший русскому искусству «Христа в пустыне» и «Неутешное горе», честный боец за идею свободного национального искусства, написавший на своем знамени многозначительные слова: «Вперед без оглядки. » – Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке.
Он (а вслед за ним еще 14 студентов) поднял бунт против академических канонов, заявив свое право писать сюжет выпускной картины по собственному выбору. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне. Без живописи внутренняя моя жизнь не может существовать. Фотография привлекала тем, что давала безбоязненный, бестрепетный взгляд на человеческое лицо, позволяла приблизиться к иной правде видения, нежели портрет живописный. И. Л.
Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Крамской и тринадцать других студентов отказались писать картины — «программы».
Картину он создавал в имении Льва Николаевича — Ясной Поляне. Его рисунки натурщиков отличаются уверенной, чуть суховатой манерой, живописные программы (например, «Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море», 1862, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск) написаны в полном согласии с академическими требованиями. Гаршин увидел в Христе Крамского «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним». И это великая заслуга мне сродни более производительная деятельность».
Видно, сказать бы пришлось нечто не особенно лестное. Вдали на пригорке стоит надсмотрщик в картузе, поддевке и красной рубахе навыпуск. Художник показывает неравноправное положение членов земской управы простым сюжетным ходом – «земство обедает» соответственно своему социальному положению. Однако, при внешней некрасивости это лицо приковывает к себе и обращает внимание зрителя на складку между бровей, на упрямые губы, а главное – на умные, пронзительные глаза – все это говорит о великом уме и мудрости писателя. Ге же осмелился изобразить Господа в лохмотьях, стоящим в тени измученным и истерзанным. У нее простое, милое, доброе лицо — чем не ангел-хранитель. В год окончания Академии Крамской и ещё 13 учеников отказались от разработки рутинной темы и подали прошение о том, чтобы им разрешили самим выбрать тему – так начался «бунт четырнадцати».
Заваленный заказами, Крамской, будучи уже учеником Академии, делился этой работой со своими товарищами, которые прозвали его «богом ретуши». Это самая крупная городская новость, если верить газетам». Артель выполняла заказы на церковные образа и портреты. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Образ Христа у Крамского создан не в традиционном религиозном плане. На рубеже 1850–1860-х началось разочарование в натуралистическом портрете. Крупнейший мастер психологического портрета, автор таких картин, как Христос в пустыне, Неутешное горе, Неизвестная, он был в то же время глубоким мыслителем, теоретиком искусства, оригинальным и тонким художественным критиком, талантливым педагогом (в этом качестве он участвовал в творческом становлении Васильева, Шишкина, Репина, Поленова).
Какое серьезное лицо. » (И. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Крамского сегодня можно оценить во многом более объективно, нежели в годы его жизни. Оттуда часто доносились звуки хорового пения, скрипки и флейты.
И все же портрет Самойлова каким-то чудом остался в доме артиста. Крамской, дочери художника (1882), В. С. А вот советский искусствовед Г. Вагнер писал: «В основе картины лежит не надуманная идея выбора пути («Куда пойти – направо или налево. ») и еще менее – борьба божественности с дьяволом.
Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей). Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Одним из итоговых произведений этого периода стал портрет С. Крамской, жены художника (1879). В автопортрете 1874 года (Государственная Третьяковская галерея) из сгущающегося вокруг головы красновато-коричневого фона возникает постаревшее, костистое, с темными тенями вокруг глаз лицо, напряженно вопрошающий, горящий взор. С конца 1870-х заметно стремление художника трактовать портрет как сюжетную композицию («Некрасов в период Последних песен"», 1877 «Неизвестная», 1883). Однако парень держит форс.
Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. В 1863-1868 гг. Сюжет картины не сложен. 12 Русалки (1871) Крамской Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, вот таким образом письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Далекое близкое. В произведении «Семейный раздел» Максимов показал атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта изобразив дележ имущества между двумя братьями.
Описание Григоровичем портрета Рейнолдса можно в равной степени отнести к портрету Софьи Николаевны Крамской (1866–1869) изображенной Крамским в светлом платье, погруженной в чтение на скамейке старого парка. Как многие разночинцы, он «выбился в люди» без чьей бы то ни было поддержки, собственным трудом. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания. Таким видели Крамского в середине 1870-х годов его современники.
Всё делалось методом проб и ошибок. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. «Лунная ночь» (1880) — картина о властном и таинственном воздействии природы на душу человека — одна из трех главных работ Крамского 1880-х, где выражение общечеловеческого граничит с воплощением женских образов («Неизвестная» и «Неутешное горе», 1884). Почему. Среди самых известных полотен художника – картина «Крах банка», написанная в 1881 году. Она повествует о трагическом факте имевшем место в середине 1870-х гг., – разорении частного московского Ссудного банка. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв.
В серии графических портретов той поры, выполненных в технике соуса (спрессованный порошок сажи с добавлением растительного клея), оживают образы членов Артели, ближайших товарищей Крамского, в скором будущем известных живописцев – Николая Кошелева, Фирса Журавлева, Николая Дмитриева-Оренбургского и других. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Фотография Данилевского, по словам самого Крамского, давала «блин» – плоское изображение лица с резко обозначенными очертаниями глаз, носа и губ – и требовала «оживотворяющей» доработки. Русалки на холсте не являются полностью выдумкой живописца. Через два года после того, как был выставлен портрет, в феврале 1873-го, получив от Васильева из Крыма картину «В Крымских горах», Крамской пишет автору: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает – ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Чего ожидал для себя Крамской от Академии, видно из его статьи «Судьбы русского искусства», где он говорит, что вступал в Академию, как в некий храм, думая услышать «огненные речи профессоров». За свой труд они получали гроши.
В двадцать лет Васильев был уже взыскательным мастером, умным, взволнованным певцом родной природы, автором картины «Оттепель», получившей первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Такого старые стены Академии еще не видели.
В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель художников. Но средств на продолжение учения не было: двенадцатилетним он потерял отца. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
Шишкина (1880), В. Г. «В конце каждого месяца, с приближением экзаменов усиливалась лихорадочная деятельность а последняя ночь часто просиживалась напролет за окончанием рисунков и приготовлением эскизов. И пусть это только сказка и сказочным кажется дом на горе и дремучий лес и глухой, заросший пруд и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба. Иным он был наедине с собой, когда сомнения одолевали его, не давали покоя. Картина «Полесовщик» (1874) — один из самых выразительных портретов среди крестьянских образов, созданных художником.
Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. И. Крамской «Христос в пустыне» (1872). Суворина (1881), С. С. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет римского наместника. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. 6 января 1874 года датирован ответ на письмо Репина, которое Крамской воспринял как горький упрек в недостаточной «производительной» деятельности.
В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос. Товарищи последовали его примеру.
Современникам нелегко бывает объективно оценить того, кого они воспринимают «лицом к лицу», отбросить сложное переплетение личных отношений, не отболевших обид, не отгоревших страстей. больно трогать груду. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы испитые чиновники. ", – вспоминал художник.
Но задуманная картина так и не была осуществлена. Им отказали. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее.
Среди них – «Портрет молодой женщины с медальоном на груди» (1860-е гг., Государственная Третьяковская галерея). Перова (1881), А. С. Наступило время формирования реализма – метода исторически неизбежного и необходимого.
Когда работа в Острогожске закончилась, Данилевский уехал в Харьков и через два месяца выписал к себе «Ивана Николаевича». В это время, то есть в 1853 году, производилось передвижение войск по случаю Севастопольской кампании. Народный мыслитель воплощён в полотне «Старик-крестьянин» (1876). Игра света и тени в плохо освещённой избе усиливает зловещее впечатление и приобретает значение символа (молодожёны — в световом пятне, а колдун как бы распространяет вокруг себя тьму).
«Голгофа» осталась неоконченной. Озеро», 1879 «Сиверская. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста». Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. (от фр. Но все выпускники объявили себя «историками» и, подав заранее приготовленные прошения об отказе от конкурса, тринадцать человек «компактной массой» (выражение Крамского) вышли из конференц-зала, где заседал совет. Смысл картины был сформулирован ее автором, говорившим о «возможности человеческого счастья чрез усилия каждой личности над собою. ».
Васильева и Портрет М. М. Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство. Отмечая, что Крамской «был неподкупно честен и справедлив в приговорах о делах даже врагов своих – всегда, до конца», Репин тем не менее упрекал его в «консерватизме», якобы усвоенном «вместе с внешними манерами» от портретируемых «высокопоставленных лиц». а главное: что бы мы узнали и как это было бы полезно и интересно.
«Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному», – писал он не раз. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. М., 1953, с. 475). Известно, что почти все модели художника — люди, как правило, весьма состоятельные, были не прочь стать владельцами своих «физиономий». Этот портрет, а также ряд других работ 1860-х годов – графический Портрет Софьи Николаевны Крамской (в шляпе) (1863), Женский портрет (1867), Портрет Михаила Борисовича Тулинова (1868) – свидетельствуют, что сентиментально-романтическая линия английского портрета была близка Крамскому в «артельный» период.
Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. Труд рабочих, строителей "железки", показал художник Савицкий. Для этих вечеринок, рассказывает Тулинов, было установлено Крамским нечто вроде программы. И вместе с теми, кто пошел за ним, организовал первую в России артель художников, пожелавших «крепко держаться за руки, чтобы не пропасть». И вот наступило 9 ноября 1863 года – знаменитый «Бунт 14-ти».
Уже по истечении нескольких месяцев он пришел к грустному выводу, что ничего общего с «храмом» Академия не имеет, что огненных речей ему здесь не услышать. Конечно, при таком порядке пустить слушателями хотя бы учеников Академии – неудобно. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний.
Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Происхождения он был далеко не знатного. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске».
Тут-то и вспыхнул «бунт». Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей. Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром.
Неоднозначной была и оценка Крамского. Сотни самых различных физиономий возникают перед его глазами.
Но мать долго не соглашалась на просьбу сына отпустить его на службу к фотографу. Картина «Христос в пустыне» написана И. Крамским в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают мерцать оживающие краски дня. На его сером, стертом лице с бесцветными глазами ни проблеска мысли или чувства. Рабочие копают и возят землю.
Он тщательно всматривается вдаль. Как видно, будучи дошкольником, лучшие часы свои Крамской провел на улице. Обеспеченный материально (он зарабатывал в качестве ретушера от ста до трехсот рублей в месяц), добившись наконец возможности совершенствоваться в своей «милой» живописи, Крамской начал новую жизнь в кругу товарищей по Академии. Здесь же он являлся участником известного Бунта Четырнадцати, когда ученики взбунтовались против навязывания темы для рисования к конкурсу, основанной на сагах Пир в Валгалле. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь.
Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Жребий – знак свыше и вот таким образом является самым справедливым выбором при сложных ситуациях раздела и выбора в крестьянской жизни (раздела наследства, земли, угодий, выбора рекрута). «Ах. К следующей выставке передвижников Крамской пишет полотно «Христос в пустыне». На полотне запечатлён верный страж лесных богатств. Вот что он сам писал в автобиографии о своем происхождении и первых двадцати годах жизни: «Я родился в уездном городке Острогожске, в слободе Новая Сотня, от родителей, приписанных к мещанству.
Каков бы ни был масштаб дарования членов Товарищества, передвижники не могли согласиться с тем, что один из них трактует их как «гнилушек», особенно если учесть, что Иван Николаевич Крамской не имел привычки скрывать свои мнения от окружающих. Т. 2, с. 214 (далее переписка Крамского). Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Возят и копают – и все. «Представьте себя на месте Христа — в тот момент, который неизбежен в жизни каждого человека, созданного по образу и подобию Божию, когда приходится решать — пойти ли направо или налево, взять за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Стасову – Прим. Он готов обругать, а то и ударить каждого, кто на минуту замешкается, остановится, распрямит спину.
Конечно, она не могла не вызвать бурных споров. К тому же на всём лежит некий отблеск страшной сказки. Он обладал даром объединять людей, вести их за собой. Ведь вообразите, говорил оратор, какое сбережение крови, здоровья и времени.
В первую же треть года (1857) он был переведен в класс гипсовых фигур, в следующую треть – уже в натурный класс и скоро перегнал многих из своих товарищей. В самом деле, коллективный отказ от конкурса для молодых художников был не просто демонстрацией это была заявка на самостоятельное, независимое от опеки, но и лишенное поддержки Академии существование: без мастерских под академической крышей (их было приказано в кратчайший срок освободить), без скудного, но все же вспомоществования, без возможности поехать в Италию, без перспективы получить службу в Академии и выгодные государственные заказы. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. По четвергам у Ге бывали Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Костомаров, Пыпин. Дома было скучно.
Изгнанные из Академии художники образовали самостоятельную Артель, которую возглавил Крамской. «Портреты его выходят препошлыми как выразился один остряк – это месяц в полнолунии». Это было искупление грехов всего людского рода через личную жертву. Каждый из них давал свои интерпретации полотна. Как.
На беду, в самый разгар лихорадочной деятельности запивает ретушер. Далее он говорит, что слово «живопись» есть для него «электрическая искра», что «при его произнесении он весь превращается в какое-то внутреннее трясение». Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. «Неутешное горе» — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей).
Сам он картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Тачка, лопата, молот да собственные руки и плечи – других "механизмов" у них не было. И только один – делец, причастный к бесчестным махинациям банка, – радостно потирает руки, предвкушая солидный куш. В картине «Крах банка» В. Маковский выступил не только как знаток современной жизни, но и как вдумчивый психолог. Четырнадцать конкурсантов покинули Академию и это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати».
Бывало пристанем: ну, Тарас, голубчик, скажи, пожалуйста, что они там такое говорят. Иван Николаевич Крамской (1837-1887) занимает особое место среди русских художников.
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло. » Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна» и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. С любовью вспоминает Крамской серенькую обстановку, в которой протекло его детство. Эти портреты – исторические документы огромной ценности ибо они представляют легендарное поколение «шестидесятников». Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863).
Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – пушкинскую, а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Садовского на сцене Малого театра. Его помощниками были Б. Вениг и Н. Кошелев. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
Были заведены общее хозяйство, общая касса. Никогда никакого разъяснения, точно совершают Элевсинские таинства. Люди беспомощны перед несчастьем, многие из них до сих пор до конца не верят в то, что произошло. Он выявляет форму, позволяет передать блеск или затаенное мерцание глаз. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». Неслучайно в толпе, окружившей икону, большинство женщин, стариков, ребятишек. Строго и взыскательно, немножко сверху вниз смотрит на зрителя уверенный в истинности своих суждений человек. В двух томах. Устойчивый интерес художника к крестьянским типажам проявился еще в «Портрете крестьянина» (1866), прозвучал в работах 1870-х: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» (1883).
К тому времени созрели условия для создания организации, предназначенной пойти дальше по намеченному «бунтарями» пути. Крамской работал над картиной долго, терпеливо. В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Объединение свободных художников процветало. За два года до смерти своей он пишет А. С. Суворину: «Я самоучка во всем, кроме грамотности». После его выхода Артель как-то скоро потеряла своё значение и незаметно растаяла».
Они вышли из Академии и образовали «Петербургскую артель художников», которая просуществовала до 1871 г. И. Н. Крамской с женой. Выставка в Императорской Академии художеств. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».
Кроме «Майской ночи» — первой своей большой картины, — Крамской думал дать на выставку несколько портретов, написанных маслом: скульптора Марка Матвеевича Антокольского, художников Михаила Константиновича Клодта, Федора Васильева. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская.
Он описывает свое прощание с людьми и предметами, наиболее ему дорогими, с любимыми книгами, с картиной собственной работы («Смерть Ивана Сусанина»), даже с мебелью и различными безделушками чувства, понятные для всякого, кому приходилось в юности покидать обстановку детства. Да и попасть в знаменитую коллекцию — все равно что обрести бессмертие. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко. Подлинными их родителями, крестными отцом и матерью считал супругов Третьяковых. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
Вдохновитель организатор передвижников. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П. М. Тулинов обещал поделиться с мальчиком своими хорошими красками и тем заманил его к себе. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года.
Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Между тем домашние желали распорядиться его судьбой по-своему. В 1873 году на Второй Передвижной выставке картина «Христос в пустыне» вызвала бурную полемику. Крестьянская тема была ведущей в творчестве художника. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения выдают огромную силу.
Перов. Передвижники создавали свои произведения в соответствии с идеями народничества. Одеяние Христа не привлекает внимания зрителей, т. к. Познакомил их брат-учитель, Федор Николаевич, предложивший Тулинову зайти посмотреть, как рисует его брат Ваня. Крамской дал в письмах к И. Е.
Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. К участию в конкурсе на большую золотую медаль допускались лишь лучшие студенты. Именно вот таким образом это произведение и сейчас кажется очень современным.
Представители духовенства не приняли это произведение. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Кошелева (1866). П. М. «Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни к этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Как кислота всерастворяющая, так анализ проснувшегося ума все во мне растворял. Особое внимание Григорович уделил поразившему его Портрету Нелли ОБрайн Рейнолдса (1760 – 1762): «последний изображает девушку, одетую в широкое белое платье и черную кружевную мантилью соломенная широкополая шляпа бросает тень на ее лицо Это одна из тех впечатлительных, страстно-мечтательных девушек, с воображением, разгоряченным чтением поэтов и романов, тех девушек, которым минутами тесно бывает в домашней прозаической среде она убежала в парк, отыскала самое затаенное глухое место в зелени, уселась на скамью и вся отдалась своим мечтам Кроме материального сходства, картина проникнута поэзией выражение, поза, расположение, неожиданный эффект полусвета – все придает картине характер поэтического создания.
С этих пор, говорит Тулинов, Ваня стал Иваном Николаевичем Крамским. Особое место в творчестве И. Крамского занимают образы крестьян. По совету друзей в том же году он поступил в Академию художеств. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Круг обязанностей его вскоре определился, но определился абсолютно неожиданным образом.
Особенно восхищала Ваню флейта. В этих словах, наряду с признанием опытности и организаторских способностей Крамского звучал легкий оттенок иронии. Маркова принял участие в росписи главного купола Храма Христа Спасителя. С юности Крамской нес бремя роли вожака, окружающим он всегда казался старше своих лет. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову.
За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Несколько поколений в России выросло на Диккенсе и Теккерее. Молодежь сочувствовала демократическим идеям и выступала в защиту гражданских прав. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
180 210 см. Живопись в определенный промежуток времени была словно загипнотизирована фотографией.
Английская культура часто являлась синонимом нравственной культуры. Ответ художника поразил даже тех, кто считал, что после священного «Явления Христа народу» Александра Иванова притрагиваться к этой теме уже никто не может. Крамской определил «лицо» искусства 1870-х годов.
Письма, статьи. На картине «За чтением. Соловьева (1885). Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Особенно близок стал ему М. В. Тулинов — художник-любитель и фотограф, дружба с которым завязалась на долгие годы.
Он предлагает новой музе поединок на равных условиях исключая цвет – важнейшее выразительное средство живописи. В портретах, созданных художником, образы выходцев из народа поднимаются до уровня, ранее предназначенного для представителей знати и высшего общества. Большие печальные глаза освещают тонкое обрамленное локонами лицо. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Звание профессора Крамскому не было присуждено.
Таким он проявил себя в портретах И. И. Все не так. родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. В Государственном Русском музее хранится портрет Крамского работы Н. А. Ярошенко.
На земле расположились крестьяне их обед – кусок хлеба и лук. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина. ». Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Дополним этот «трудовой» список — пятнадцати лет от роду он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. Все это создает вокруг студента атмосферу конспиративности.
Не воротишь Я иногда думаю: может быть, я и не художник совсем, может быть, я и не остался бы в сфере искусства при других обстоятельствах» «Мне не дано обстоятельствами знание – лучшее, чем человек может обладать в жизни, – пишет он через тринадцать лет (в 1876) Ф. Ф. Петрушевскому. – Я всегда, с ранней юности с завистью взирал на людей науки, а теперь зависть хотя и улеглась с летами, но уважение и любовь к науке остались как сожаление о чем-то окончательно утраченном». Знаменательными были эти годы для русского искусства. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Ее наряд шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Крамского привлекали цельность народных характеров их скрытая неукротимая сила.
В напечатанной в 1877 году статье «Судьбы русского искусства» он описывает, как велико было его разочарование. Этот скандал получил широкую огласку. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка.
Письма, записные книжки, воспоминания. Богатыри стоят на границе поля и леса. Кажется, приподняв голову, он внимательно слушает собеседника. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств.
Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Как правило, для конкурса выбирался сюжет из мифологии, в тот год — из скандинавских саг.
Называя далее созданные молодыми художниками на грани 1850- 1860-х годов картины из русской жизни – «Приезд станового на следствие» и «Первый чин» В. Г. Перова, «Продавец апельсинов», «Светлый праздник нищего» и «Привал арестантов» В. И. Якоби и другие, – не без иронии Крамской пишет: «Как не увлечься, хотя бы и профессорам. В этой квартире кроме жилых комнат были два зала и помещения для мастерских. Маркова. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры.
В 20 лет, не имея художественного образования, подал документы в Петербургскую Академию художеств и был принят. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Осенью 1861 года развернулось широкое студенческое движение в Петербурге и Москве. Эстетика картины находится в границах эпохи. Но в Академии, как «в некоем храме», Крамскому скоро пришлось разочароваться. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Батальный жанр (от франц.
Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Чтобы увидеть работы других мастеров, касавшихся этой темы, он уезжает в Германию, затем в Вену, Антверпен, Париж. Наигрывает на гармошке модную кадриль. Портрет Софьи Николаевны Крамской» (1866—1869) художник изобразил Софью в светлом платье, погружённой в чтение на скамейке старого парка.
Четырнадцать ее выпускников, предводимые Крамским, получив отказ на свое требование самостоятельно выбирать темы для программ, в свою очередь отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и вышли из Академии художеств. Новаторское по форме произведение имеет глубокий нравственный смысл. С появлением передвижников ландшафт русской культуры заметно изменился. Художник Крамской, картины которого уже в ранний период его творчества стали знаковым событием в культурной жизни империи, стал одним из организаторов и идейных вдохновителей этой организации. Правда, для «жанристов» была приготовлена и вторая тема – «Освобождение крепостных крестьян». Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к произведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства.
Оставалось, кому нравилось, ловить отрывки профессорских советов вроде вышеприведенных». На полотне «Что есть истина. » Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России.
Этой картине посвящены многие исследования искусствоведов. Одним из его учеников был Илья Репин.
оказавшись в безвыходном положении. На службе Николай Федорович оставался до самой своей смерти, случившейся, когда сыну Ивану было всего двенадцать лет от роду. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. В числе основателей общества были также Г. Г. Шили строители, как кроты, в темных, наскоро вырытых землянках. Помог небольшой опыт, который юноша приобрел самоучкой. Жизнь Крамского у фотографа далеко нельзя было назвать счастливой.
– Современник, 1859, т. 76 июль, с 109). Они были проникнуты пафосом утверждения нового социального идеала. Один из товарищей обязательно читал что-нибудь из лучших произведений тогдашней литературы, другие в это время оканчивали заданные в Академии работы, которые тогда еще позволялось брать на дом, третьи исполняли какой-нибудь заказ ради заработка. Здесь художник прибегает к одному из своих любимых приёмов построения композиции.
Наивно, но искренне и страстно, – мечты о живописи: «О, как я люблю живопись. Но «Семейный раздел» нельзя назвать реалистической картиной в полном смысле слова. В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему – «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще и мне хотелось бы ее поправить». Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл.
Отец и в то суровое, как всякому известно, время казался человеком крайне крутого нрава. Но художник не стремился «повторить» образы Гоголя с помощью кисти. Художник показал переживания тех, кто доверил потерпевшему крах банку свои последние сбережения. Вот везет тяжело груженную тачку рабочий с белым платком на голове. Совсем иные портреты людей, дорогих и интересных художнику.
Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества. На изможденном лице – не только страдание, но и сила воли и готовность сделать первый шаг к Голгофе. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников.
Художественная выставка в Петербурге. Лучшие свои работы в этом жанре художник создал в 1870-е — начале 1880-х: Л. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), М. Салтыкова-Щедрина (1879), И. Шишкина (1880) и др. 22 сентября 1862 года совет принимает решение присуждать большую золотую медаль, «не делая различия между родами живописи», а в качестве программы на высшую академическую награду задавать не строго определенный сюжет, как это было принято с первых лет существования Академии, в самую общую тему: «война», «грусть», «радость», «тоска по отчизне» и так далее. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Мясоедова (1861), П. П.
Вам видна одна внешняя сторона». Все же именно в 1880-х гг. Постепенно в среде русских художников получила распространение и прижилась мысль, давно уже укоренившаяся в писательской среде: человеку, сознательно посвятившему свою жизнь «свободным художествам», стыдно просить власть о денежном вспоможении или любом ином поощрении своих трудов. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). «Все. » – ахнул вице-президент Академии Гагарин.
Еврей эксплуатировал своего молодого помощника. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. В Артели продолжалось идейное воспитание художественной молодежи.
Но и индивидуальность облика не становится для Крамского самоцелью: его волнует внутренняя сущность характера, главный «стержень», «нерв» личности. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Все отчетливее выступает глубина прозрений Крамского, стройность разработанной им теории реализма.
Безысходность, скорбь в ее согбенной фигуре. Маленький жанр. Но и художественная их значимость – тоже особая.
В этой должности Крамской работал так успешно, его ретушерская кисточка создавала такие chef-doeuvreы, что скоро благодаря ему Александровский сделался «фотографом Его Императорского Величества», получил «Орла» и вся знать стала сниматься у него изменив гремевшей в то время фотографии Левицкого. Боткина (1882), С. И. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Мои-сеенко, Г. Коржева и др. ). Соответствие внешности человека его сущности, познание этой сущности через внешний облик всегда волновало Крамского, говорившего, что «видимое есть те данные», по которым он «крепко и всегда составлял о людях мнения и всегда держался только их» (Иван Николаевич Крамской. Нужно самому пережить эти минуты, чтобы понять муку неотвязчивых вопросов: почему это лучше того, зачем такому-то дали медаль, когда у него натурщик не похож не только лицом (эта роскошь никогда в Академии не уважалась и не требовалась), а хотя бы корпусом. Холст, масло. На выставке были показаны работы 16-ти художников. А всего год спустя, 9 ноября 1863 года, четырнадцати выпускникам Академии, среди которых был и И. Н. Крамской, предложили тему, весьма далекую от их интересов: «Валгалла» (из скандинавской мифологии).
Но покорился он лишь внешним образом и на время. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Шишкина (1869), Г. Г. » (Последние слова относились к первой страсти юноши Крамского).
Экспозиция организуется при участии Артели, но «под знаком» лояльного (в отличие от артельщиков, до той поры бывших под негласным надзором полиции) Петербургского собрания художников. Молодые художники, чувствуя себя «представителями земли русской от искусства», мечтали о полотнах, правдиво воссоздающих действительность, а совет не хотел и не мог допустить этого. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Этот выбор стоит перед каждым, кто чувствует свою ответственность за судьбы мира. Е. Репин. Именно такой герой предстает перед зрителями в автопортрете 1867 года (Государственная Третьяковская галерея) – собранный, сосредоточенный, готовый вступить на арену русской истории интеллигент-разночинец.
«Трудная штука луна», — говорил он. Черное строгое платье с белым кружевным воротничком облегает хрупкие плечи. Перед нами – целая галерея типов и характеров. При всех неприятных свойствах своего характера он к тому же еще сильно пил. Когда Крамской кончил курс уездного училища, отца его уже не было в живых. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.
Длинные волосы, мягкая шляпа и плед подчеркивали принадлежность владельца разночинной среде, выражали протест «партикулярного» человека человеку казенному, чиновнику, официальному стилю. Но также было известно, что Третьяков в «сговоре» с Крамским. Напряженная внутренняя жизнь характерна для Крамского с самой ранней юности. Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям. Передвижники сознательно отказались от любых намёков на чиновничью иерархию в своих рядах, предпочитая обходиться без чинов и званий, но и они не могли избежать борьбы за лидерство.
Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Соседями с правой стороны были братья Крупченко, большие любители музыки.
Сказать в России о ком-то, что он «истинный шестидесятник» – значило определить высшую до самоотвержения меру гражданственности, чистоты и честности, готовности служить делу защиты обиженных и угнетенных. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В 1857 году поступил в Академию Художеств.
Скорбя о смерти Александра Иванова, «святого, великого и последнего потомка Рафаэля», двадцатилетний ученик Академии утверждает, что эта смерть знаменует конец старой «исторической религиозной живописи в том смысле, как ее понимал и которою жил Рафаэль», называет нынешнее состояние исторической живописи ничтожным и предрекает скорый расцвет нового искусства. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Если Франция была для России эталоном стиля жизни, норм цивилизации, символом европеизма, прививка французской культуры была прививкой рационализма, то Англия ориентировала Россию на собственное культурное прошлое, учила бережному и творческому обращению со своим национальным наследием, свободному и чуткому отношению к миру природы (английский пейзажный парк) и мирочувствованию автономной человеческой личности (английский портрет), служила примером свободы, ограниченной нравственными нормами.
Портрет Васильева был особенно дорог ему. и чего они требуют. И это, наверно, тоже не понравилось газете. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Образы Ивана Крамского — своего рода семья, живущая нынче в музее, как в своем доме.
были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Какие глаза. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние).
(Д. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Это было решение в духе времени и оно вполне устраивало учеников. Портреты Крамского стоили немало.
Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Снова началась борьба со старшим братом, который тяготился обязанностью содержать Ваню. Очень выразителен – как в фотографии, которую во времена Крамского называли «светописью», - свет. По четвергам сюда на своеобразные рисовальные вечера собирались художники – артельщики и гости, приходили студенты, ученые, литераторы – цвет «шестидесятников».
Отец художника был писарем. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Но Крамскому было душно в тенетах академической рутины.
Письмо необыкновенно просто, без всяких фокусов» (Русский вестник, 1863, т. 43, с. 827). Бездна острых наблюдений, мастерства в этом полотне. Иван Николаевич Крамской родился в городе Острогожске Воронежской губернии.
Они организовывали передвижные выставки, вели активную просветительскую деятельность экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. Первая выставка Товарищества состоялась в Петербурге в конце 1871 г. в здании Академии художеств. Некоторые члены Артели уклонялись от уплаты взносов. Крамской по приглашению А. Т. В 1857 г. он поступил в Петербургскую Академию художеств учеником профессора А. Т. В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. На первых же порах встретил он вместо общения, о котором мечтал и лекций, как ему грезилось, «об искусстве», одни голые и сухие замечания, что вот это длинно или коротко, а вот это надо постараться посмотреть на антиках, Германике, Лаокооне «Видеть, как и что работает замечательный теоретик или творит великий композитор, мне (да и никому почти) не удавалось никогда. Викентьева). Лямка глубоко врезалась в худые плечи мальчика. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Все четырнадцать художников заявили о своем выходе из Академии.
Они. Ну а если кто-то упрямился, Третьяков решительно подымал цену — иначе говоря, «бил рублем».