Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу».
Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща».
Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился.
Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. В подобных произведениях облик природы несколько отвлечен, лишен национального своеобразия.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Член-учредитель ТПХВ (см. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Художник одушевляет деревья. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Чувствуются глубина оврага, глушь. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Внушительные дубы достойны восхищения. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Значительный интерес представляет серия небольших набросков облаков, очень лаконичных и выразительных. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Солнечный свет, озаряющий поляну с цветами, падающий на стволы, насыщающий зелень в глубине, внимательно прослеженные градации светотени, гармоничный колорит рождают ощущение ясного летнего дня.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Мастер смело экспериментировал. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
Густые кроны бросают на них тень. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
В доме Шишкина постоянно бывали молодые художники, он охотно брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки.
Глядя на этот рисунок, лишний раз убеждаешься в умении Шишкина найти гармонию, ритм там, где, на первый взгляд, все случайно и беспорядочно и достичь исключительной завершенности в трактовке форм – в данном случае лежащего в лесной глуши дерева, сухого пня на переднем плане, старых елей в глубине и всевозможных трав, густо устилающих землю. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Это была ювелирная работа. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Большую часть картины занимают серые облака. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. В картине 1867 года В церковной ограде. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Но облачное небо уже начинает светлеть. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Крамской отмечал исключительное значение, поучительную роль своего рода исследовательской работы мастера. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину1. Природа насыщена сырым воздухом. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Русское богатство. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Одно из них – Сосна.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин.
Воздух словно напоен теплом. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. В природе нет для него крупного или мелкого. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения.
Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Окрестности Москвы. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Так писались и «Сосновый бор. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Окрестности Москвы. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Парит.
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места., создав в ней романтический образ великолепной, одетой ризой снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Они давали богатый натурный материал. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Автор словно утверждает значительность темы. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений.
И только отец видел в двадцатилетнем Ване талант и отправил сына в Московское училище живописи и ваяния. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.
Мери-Хови. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости.
Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Крамским.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Лучшей вещи он не писал1. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин, – записывает художник1. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Естественна вот таким образом его дружба с В. Г. Перовым, который подарил ему эскиз своей самой смелой по силе обличения картины шестидесятых годов Сельский крестный ход на Пасхе. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. В окрестностях Москвы» (1869). Шишкин не облагораживал природу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Этюд Полдень.
В произведении видны стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – делился Крамской с Васильевым, – по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и абсолютно оканчивает1. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Последняя работа автора является наиболее известной. Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Он кропотливо изучает натуру. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Крамской подчеркивал, что натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Его репутация была безупречной. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Это было выступление против мёртвого академизма.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Облик этот был многолик. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. И это важно отметить, поскольку подводит нас к пониманию истоков раннего творчества Шишкина.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Все тут было близко душе Шишкина – демократическая обстановка, простота нравов, товарищеская среда. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Шишкин сдержан и величественен.
Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Многодельный, сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. На картине изображен не просто сосновый лес.
Эта картина – очень светлая и яркая. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Банальная красивость со всеми свойственными ей эффектными атрибутами абсолютно чужда его творчеству. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Важно отметить и сходство их оценочных позиций: обширная, плодоносная, цветущая природа у Аксакова сродни исполненной жизненных сил природе Шишкина.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Пейзаж носит пространственный характер. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Мы видим и высокие старые сосны и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Старательно анализируя каждую форму, художник с необычным даже для академических выпускников умением и знанием передает древние, поросшие мхом валуны, листья папоротника, тонкие стебли трав. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Над землёй летают ласточки. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
Его отец был купцом, культурным человеком. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Решительные высказывания вождей революционно-демократического лагеря, особенно могучая проповедь Н. Г. Чернышевского, волновали сердца, будили умы, вызывали все более горячий протест против крепостнических пережитков.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Картина Хвойный лес.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Природа – сама благородство.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. «Сосновый бор. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Два года назад, в Дюссельдорфе, они с Каменевым лишь мечтали о русском раздолье с золотой рожью. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Последнюю свою работу он так и не закончил. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Природа выражает музыку человеческой души. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В окрестностях Москвы.
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Его картина поет. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.
В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Среди исполненных здесь произведений сохраняет ощущение живой прелести непосредственно почерпнутого в природе мотива этюд На песчаном грунте. Все полно жизни. Саврасова, прирожденного живописца, склонного к поэтизации натуры, захватило величие Альп, торжественная красота сверкающей белизной заснеженной вершины, открывающейся между темными склонами гор. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». Удивительный старик этот Шишкин. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Божия Благодать. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
Сейчас эти мечты стали явью. Его восхищение природой с годами не притупляется. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Процесс отбора идет даже на этой стадии. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Сосны придают картине величественное звучание.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ее иногда называют картиной-завещанием.
В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Лето 1866 года Шишкин работал в Подмосковье вместе с Л. Л. Каменевым и, возможно, с В. Г. Перовым. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. На косогоре (1880). Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Сиверская (1883. ).
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Прозрачная, словно колышущаяся тень от сосны, лежащая на земле, плывущие облачка на голубом небе, песок и зелень, озаренные солнцем, – все это полно жизни. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. 60. ). Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. У работы было очень много положительных отзывов. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины.
Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Среди долины ровныя. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Мастером пленэра Шишкин не стал, но в то же время он довел до совершенства разработанную им систему, основанную на точном рисунке и цвете, подробно характеризующим натуру. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В торжественном слиянии просторов земли и высокого сияющего неба ощущаются элементы эпического понимания образа. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Шишкин же был пока что на пути к этому.
Быть грозе. В этой будоражащей мысль, отвечающей духу времени статье, содержится обращение к молодым художникам войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться идеями века. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника.
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
Воробьев. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Эту технику художник освоил еще за границей. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Взору открываются огромные массивы лесов. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Ему нравятся произведения, в которых он видит строгую законченность без сухости и однообразия, его внимание привлекает и реалистическая жанровость, свойственная немецким художникам, поскольку он сам в ту пору вносил элементы жанровости в свои картины, обставляя их человеческими фигурами и животными, как того требовала от пейзажистов Академия. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. В восьмидесятые – девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.
Это излюбленная тема Шишкина – тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма.
Обращение Рейсдаля к мотивам лесной природы, словно приближенной на его полотнах к человеку, стремление художника к своего рода портретированию изображаемой местности, перечисление подробностей наряду с глубокими обобщениями – все это было родственно творческой душе Шишкина. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Думается, что можно. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Задний фон мрачен. На всем словно лежит серый налет.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
Крамским. Все вокруг погружено в зимний сон. Их он стремился передать как можно конкретнее. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Своими работами первой половины шестидесятых годов Шишкин органично вошел в систему современной ему европейской живописи.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Он носит романтический характер. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ритмичность в расположении прямоствольных сосен, ясность контуров, взаимоуравновешенность масс, вертикальный формат холста – все это придает картине коструктивную крепость, устойчивость. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Эти литографии, а также некоторые этюды и рисунки позволяют утверждать, что к моменту окончания Академии Шишкин был уже мастером, обладавшим определенной самостоятельностью в восприятии и интерпретации природы. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878).
Недаром его называли швейцарским Поттером. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Домотканово (1888). Часто в поздние годы он применяет цветную бумагу, на поверхности которой меловые штрихи и пятна как бы излучают свет.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Приведенное высказывание перекликается с тем, которое мы находим в дневнике Шишкина, где он пишет по поводу выдающегося чешского живописца и рисовальщика И. Манеса: Его работа нисколько не похожа на заграничную вообще, т. е. легкую, вкусную и часто пустую и бессмысленную, у него строгий характер и манера напоминает старых, но хороших художников2. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. 1. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в русском пейзаже А. И. Куинджи. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Это одно из самых совершенных произведений художника. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Вертикали пересекаются косыми линиями. Активно используя рефлексы и цветные тени, Шишкин добивается непосредственности впечатления солнечного света при безусловной материальности и предметности изображения.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Работа над картиной происходила в 1889 году. Первое место занимает Шишкина Рожь1. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. В основе теплого, светлого колорита лежат многочисленные, тонко сгармонированные оттенки зеленого и охристого цветов. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Все сковано морозом и погружено в тень.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Художник их штудировал прямо в лесу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Интересно сопоставить Лесные дали с близким по теме полотном Лесная даль в полдень исполненным в 1878 году М. К. Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Вид на острове Валааме (1860). Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Впереди художника ждали новые достижения. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Об умонастроении лучшей части этой молодежи можно судить по находящейся среди архивных материалов Шишкина рукописи-черновику статьи Художники и студенты. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Богато нюансирован цвет. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Произведение отличают подробная, даже излишне скрупулезная детализация, вызванная желанием досконально рассказать обо всем увиденном тщательный рисунок, выявляющий со всей четкостью формы предметов.
У него умерли сыновья. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Рожь. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
Виртуозно исполненные миниатюрными бисерными штрихами перовые рисунки Шишкина представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о счастии, довольстве человеческой жизни1. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы.
В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Изображена Кама близ Елабуги. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Устремляясь вперед, дорога уводит взгляд зрителя к светлой реке, холмам и чуть белеющей церкви и затем к смыкающемуся с горизонтом небу. Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Органическое единство графически-линейного и живописного начал отличает этот мягкий пластический рисунок.
Передвижники). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Все они были написаны под Петербургом. Колорит здесь играет решающую роль. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Один из самых совершенных – Берег моря. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. За эту картину Шишкин получил звание профессора. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. А их было немало.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Однако такого единства ее живописной трактовки в совокупности цвета, света и воздуха, такой нерасчлененной, свето-насыщенной, подлинно пленэрной цветовой гаммы, как у Серова, мы у него не находим. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Лесная глушь (1872). Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет.
Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Валаам (1858, 59. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Невероятная тишина царит в пейзаже. Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Он суров, величествен, но доступен. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Приближается страшная гроза. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Первое время за границей Шишкин путешествует: он посещает Берлин, Дрезден, едет в Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и, наконец, поселяется на зиму в Мюнхене. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Еще в 1857 году, впервые попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим чудесным местом, где лес из дубов, саженный П Великим на берегу моря, – как писал он родителям, – и есть особенно отмеченные, которые им собственно посажены, – колоссальные дубы1. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Ей художник всегда придавал важное значение изучая свойства тех или иных красок их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти.