Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Иван Иванович Шишкин – биография.
Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Лесной пейзаж кажется необъятным.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
Вскоре подросток вернулся в родительский дом, отказавшись наотрез от чиновничьей карьеры.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Сосны придают картине величественное звучание. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
В 1880 году личная жизнь Шишкина И. И. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Воробьев.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Это очевидно. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Их он стремился передать как можно конкретнее. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Кроме этого увлекался археологоией историей. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. Что впереди. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Облик этот был многолик. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Да и сама жизнь требовала этого. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Так писались и «Сосновый бор. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Парит. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художника для русского искусства:. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Закончив в 1860-м академию с золотой медалью, новоиспеченный выпускник на шесть долгих лет отправился заграницу, чтобы за один из написанных в Дюссельдорфе пейзажей получить звание академика.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Быть грозе. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. У работы было очень много положительных отзывов. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Однако трактованы они с большей живописной свободой. У него умерли сыновья.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Природа выражает музыку человеческой души. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В возрасте 66-ти лет, 8 марта 1898 года, Иван Иванович внезапно умер от разрыва сердца прямо за мольбертом, завершив свою миссию на земле прекрасным полотном «Лесное царство». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Крамским.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало.
Однако точные науки совершенно не интересовали творчески одаренного школяра, страстно увлекшегося живописным искусством. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В окрестностях Москвы.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Задний фон мрачен. Часто писал с натуры. Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С. М. Воробьева.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Не закончив учёбу, он вернулся домой.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
В окрестностях Москвы» (1869). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Примером таких работ является картина Рубка леса. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. — Ср. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В них нет политики и социальной направленности. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Это несомненно. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Ее иногда называют картиной-завещанием. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Мрачное настроение. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Его отец был купцом, культурным человеком. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Художник одушевляет деревья.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Крамским. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Природа – сама благородство.
Сосновый бор». Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Окрестности Москвы. Чувствуется глубина оврага, глушь. Много работал Шишкин и за границей.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Жил преимущественно в Петербурге. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». организованы две выставки работ художника. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Шишкин стремился к другому. Все сковано морозом и погружено в тень.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Картина Полдень. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. В таких картинах, как «Полдень. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). В 90-е гг. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Вернувшись в Россию, как гласит биография Шишкина Ивана, возмужавший мастер примкнул к петербургской артели художников, принимая в творческих изысканиях своих сподвижников (Савицкого, Куинджи, Крамского) самое горячее участие. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Случайность. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Особенный, тихий, погожий выдался день. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Но картина не является иллюстрацией стихов.
За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Его картина поет. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. А их было немало. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Над землёй летают ласточки. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Ничуть не бывало. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Лесная глушь (1872). Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Первое место занимает Шишкина Рожь. «Утро» полностью лишено всего этого.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Так в реальной жизни не бывает. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей.
У него были какие-то свои трения с Савицким. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Там будущий художник скучал.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Шишкин не облагораживал природу. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Густые кроны бросают на них тень. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Его репутация была безупречной. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. художественная галерея) и другим.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. К ним относятся Уголок заросшего сада. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Человек Шишкина прикреплён к земле. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Богато нюансирован цвет. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Эту технику художник освоил еще за границей. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Характерна в этом смысле «Рожь».
Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Это была ювелирная работа.
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Ему уже сопутствовала известность. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Мастер смело экспериментировал. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Биография художника зашифрована в его творениях. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин сдержан и величественен. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Внушительные дубы достойны восхищения. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Это было выступление против мёртвого академизма. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.