Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию15. В этом же году Иван получает Большую золотую медаль за картину «Штиль» и заслуживает право поездки в Крым. В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й.
Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. На этом полотне Айвазовского изображена безветренная лунная ночь, легкая зыбь чуть рябит на море, а над ним плывут светлые облака. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.
Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Это путешествие очень обогатило знания Айвазовского об изменчивой морской стихии. Достоевский сравнивал преувеличенную эффектность пейзажей художника и скорость с которой он производил на свет свои «закаты» и «восходы» с писательской производительностью А. Дюма. С поразительной точностью им переданы мотивы движения.
Родина Айвазовского – прекрасная Феодосия в Крыму. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. Картины, написанные по впечатлениям этого похода имели большой успех у россиян. Юный Ованес часто наблюдал за ним. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями.
Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку – Ашхен. В центре внимания были несколько полотен.
Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, Айвазовский пишет картину «Малахов курган»— дань памяти героям обороны Севастополя. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Передача настроения морских волн протекает с легкой двойственностью тишины и ярости.
Легендарный бриг был полностью разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки удачными выстрелами нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те были вынуждены прекратить преследование. В 1837 г. Иван Айвазовский получает золотую медаль за блестящие успехи в живописи. 17 (29)июля1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна»7.
Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва – того, что возьмет зрителя за душу. Архитектура фонтана создана на основе фонтана в Константинополе. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал. И сам Ованес в последствии писал фамилию также.
В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Выставки картин Ивана Айвазовского можно посетить в Крыму, в Феодосии на Родине художника. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком.
Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Но однажды такое случилось и с ним – он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными.
Его упрекали в повторяемости и излишней красочности сюжетов. Картины, которые здесь находятся: «Среди волн», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд» и сотни других подлинных картин художника. Писал картины на библейские и исторические темы.
Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. За свою творческую жизнь написал огромное количество потрясающих полотен, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского и мирового искусства.
Неповторимы и ночные марины художника. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет. Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, вот таким образом у его техники лессировки были авторские нюансы. Лишь в 1837 году по просьбе профессора Академии художеств А. И. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.
Дом их стоял на окраине Феодосии, на возвышенности, откуда было видно море. Детей привела гувернантка-англичанка. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой – орденом Османии 2-й степени. Не отхожу от картины, пока не выскажусь».
В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. О муже она вспоминала, только когда ей были нужны деньги. Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа.
Но сердце художника воспринимает красоту в любом ее виде. Иван был младшим пятым ребенком. Эти полотна были для севастопольцев не просто картинами – это была жизнь, полная опасностей и героизма. Так иногда писал он воду. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия— полонизированная форма армянской фамилии Айвазян)8911121314.
Однажды Одоевский пригласил его в дом, пообещав, что там они обязательно встретят Глинку. В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула.
К его картинам невозможно было пробиться. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. Три года, которые Иван прожил в семье Казначеева, не прошли для него напрасно. Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно. Картина «Среди волн» является особенной и нестандартной.
В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Ивана Константиновича даже начали тяготить эти «смотрины» девушек на выданье из приличных домов. Всё прочее выстраивается вокруг этого главного. После переселения в Крым отец начал писать свою фамилию на польский манер — «Гайвазовский». Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о карьере, жизни и любви знаменитого русского художника армянского происхождения Ивана Айвазовского.
Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя».
Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. Настоящее имя — Ованес Айвазян. Учиться ему довелось у известного живописца М. Н.
Мальчика на берегу, рисующего море, заметил главный архитектор города. Вскоре Иван Айвазовский стал брать уроки у известного мариниста Ф. Таннера (Франция), которого в Петербург пригласили для выполнения заказов императорского двора. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Впоследствии была написан картина «Посещение Байроном мхитаристов». Выставку посетил сам Нахимов. Айвазовский поистине велик и море на его полотнах — словно живое.
Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение— выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого— в командировку за границу на шесть лет21. Приехав в город можно легко посетить галерею Ивана Айвазовского. Это сын мой. Много знаменитых полотен в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Киева (городу передали свои уникальные собрания произведений искусства сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко), Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею.
Высший свет не одобрил выбор Айвазовского, а двери некоторых домов даже закрылись перед ним – многие вдруг вспомнили о его плебейском происхождении. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя». Все это время Айвазовский не прекращал переписку со своим старым благодетелем Казначеевым. Он христианин.
Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности искрящемся сиянии, которое они излучают. Так настенный рисунок изменил весь ход жизни армянского мальчика. И однажды он взял кусок самоварного угля и нарисовал корабль на белой стене дома. И. К. Айвазовского – 417 единиц хранения. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор.
Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. То есть работа потребовала максимум усилий от художника – и целых десять дней. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам.
Всё прочее выстраивается вокруг этого главного. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Картины с названиями «Черноморский пейзаж» и «Шторм» художник создал всего лишь за 2 часа, причем выполняя работу своеобразной техникой.
С самого детства Иван проявлял художественные способности. При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат. Ребёнок этот был отец мой. Так иногда писал он воду.
Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». И это при том, что корабль получил 153 пробоины. И уже с 10 лет ему приходилось работать в городской кофейне.
Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. – Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как писал Ф. Ф. Львов: «Уже тогда не было пределов воображению Гайвазовского».
Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы. Он не мог без живописи и написал за свою жизнь около шести тысяч картин. Именно тогда Айвазовский познакомился с русской природой, непривычной для южанина. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру.
В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом. 17 (29)июля1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна».
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней.
«Мой адрес— всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову25. Он часто писал море ласковое, спокойное, удивительно красивое, благосклонное к людям. Воробьева.
Отец не стал его ругать, а дал ему лист бумаги и карандаш. Взирая на создания мастера, буквально ощущаешь эту стремительность и водоворот волн. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке.
Он работал ошеломляюще быстро и поражал всех не только «своей плодовитостью». Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями».
Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма.
Холодный ад отступает. Позже в 1836 году Иван становится подмастерьем у французского художника Ф. Таннера. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского открыта художником при жизни. Выполнять немалые работы за столь короткое время мог только Иван Айвазовский.
Только время от времени она позволяла им его навещать. Шторм подходит к концу. Это была первая картинная галерея одного художника. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку.
Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. Иван Константинович Айвазовский – великий русский художник-маринист. Там было столь любимое южное море и неуловимая магия Апеннин.
В работах Айвазовского на первом месте – свет и да, абсолютно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Многие из них пополнили сокровищницу мировой культуры и украшают лучшие музеи планеты. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего.
Таково свойство моей натуры», – признавался художник. Большая часть картин Айвазовского хранится в лучших музеях и галереях мира. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.
Все работы Ивана были сняты с выставки. О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый.
Море, такое разное — то спокойное, то непокорное, манило к себе. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс.
Эти работы получили одобрение публики. Помешала смерть. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды.
Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).
Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину – «Среди волн». При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Предки Айвазовского были из галицийских армян.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Гайвазовский делал стремительные успехи в овладении тайнами мастерства. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку – Ашхен. «Мой адрес— всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову. О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый.
В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века ознаменовались рядом крупных для художника событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году26.
Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Девушка была очень хороша собой, а строгое темное платье и просто причесанные волосы выгодно выделяли ее из толпы разодетых и жеманных дам и девиц.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью.
Самое большое собрание, естественно, представлено в Феодосийской картинной галерее им. В творчестве Айвазовского 70-х годов XIX века появляется ряд картин изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена. Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).
В работах Айвазовского на первом месте — свет и да, абсолютно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Эти картины он дарил армянским церквям Феодосии. Поистине гармония после разрушения. Помешала смерть. Но он не хочет быть простым помощником и чувствует потребность писать свои картины. Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую.
Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. Итак, пять наиболее знаменитых картин И. К. Айвазовского. А, перед тем, ему предоставляется поездка в Крым.
Бывая в монастыре на острове Святого Лазаря в Венеции, Айвазовский останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который приезжал туда для изучения армянского языка. В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Саркиса), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Заурвейда, Айвазовский смог продолжить обучение в классе ботанической живописи. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией.
В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». Наверно это и определило судьбу будущего художника. Обучение в Академии закончилось, Ованес перерос всех своих учителей и ему дали возможность путешествовать по Европе, естественно, с государственным содержанием.
В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, Айвазовский пишет картину «Малахов курган»— дань памяти героям обороны Севастополя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. Впоследствии долгое время он отказывался покинуть осаждённый Севастополь и только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает в Харьков, где находилась в тот момент его жена с дочерьми. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили.
Градоправитель Феодосии А. И. Казначеев прослышал о талантливом мальчишке от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов и дал ему несколько ценных уроков. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток. 2 мая 1900 года, 115 лет назад из жизни ушел выдающийся художник Иван Айвазовский. Благородная ложь послужила во спасенье и ребёнок был пощажен. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль».
В семье Айвазовских через год после свадьбы родилась первая дочь Елена, а вслед за нею еще три – Мария (1851 г. ), Александра (1852 г. ) и Иоанна (Жанна, 1858 г. ) А на 12-м году совместной жизни, сославшись на необходимость дать дочерям образование, Юлия Яковлевна вместе с детьми поехала в Одессу, да так оттуда и не вернулась. Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века ознаменовались рядом крупных для художника событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году. Это событие произошло 16 января 1820 года и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный». На самом деле, так как семья художника, спасшись от геноцида, переехала в Польшу, фамилия их произносилась на польский манер «Гайвазян», а Иван впоследствии стал Гайвазовским. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».
На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году мемориал также был утрачен). Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. На даче у Томиловых Иван даже проводил летние каникулы.
Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия— полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). По приглашению друга Пушкина – Николая Раевского, Айвазовский участвует в военной компании Черноморского флота у берегов Мингрелии (Абхазия). С того вечера художник зачастил в этот дом, напрочь забросив работу. Одна из картин Айвазовского была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу.
Ее полотно имеет размеры 282 на 425 см., которые довольно большие для картин, а рисование на такой площади довольно тяжелый процесс. При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. Вернувшись в Петербург, Айвазовский получил звание художника 14 класса. Мать была рукодельницей, в трудные для семьи времена ее вышивание не раз спасало их. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И. Л.
Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею.
Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут. так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве.
Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность.