А теперь посмотрим, как в романе «Мастер и Маргарита» организует убийство Иуды из Кириафа Понтий Пилат. По тексту они ни разу не встречаются Иуда из Кириафа на сцене ершалаимских событий возник после того, как заболел Левий Матвей. И далее рассказывается, как Иуду из Кириафа выманили вечером из города, где неподалеку от берега Кедрона двое неизвестных убили его ударами ножа в спину и в сердце. Булгаков предлагает свой вариант, «осовременивая» Иуду из Кириафа: наводчик, доносчик – тип гораздо более распространенный, чем предатель, а платный осведомитель – профессия, существующая в любом обществе.
заданный автором ный барабанщик) лучший ответ это Сколько уже было литературных версий об Иуде. Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). Беспечного красавца из Кириафа никак нельзя считать предателем. Иуду швырнуло вперед и руки со скрюченными пальцами он выбросил в воздух.
на короткий срок исчезает из реальности, становится нечистой силой. Меняется оружие. » Удар ножом в спину для Булгакова – подлый, разбойничий, вероломный удар. Если бы его не арестовали, ничего бы не исполнилось. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но так как был вор. смотри сам. На кресте Он сказал: "Исполнилось". Но собственно предательства в данном случае не было: Иуду интересовали деньги, а не бродячий философ.
Кто-кто, а уж всеведущий Пилат абсолютно точно знал, зачем Левию нож, хотя тот солгал Пилату, что украл его, «чтобы веревки перерезать» (с. Один из распространённейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, — повешение Иуды Искариота на дереве при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях). И хотя Левий не желает оказаться подобием Иосифа Флавия, встреча с Воландом все-таки происходит на крыше библиотеки: обыгрываются и «книжные» интересы бывшего мытаря и то, что мастеру пришлось-таки пройти отвергнутый Левием путь: хранить и разбирать рукописи в одном из московских музеев (не в Румянцевском ли. ). Глаза у Него голубые и очень светлые. Молчание Левия куплено ценою смерти Иуды – Левий обезврежен, за него Иуде отомстил Пилат. Сила предательства в них.
Похоже, что такой человек, как Майгель, не имеет ни малейшего представления о раскаянии. Тело его так сильно ударилось о землю, что она загудела., выкрашенную суриком.
Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. 744). Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей» и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Нож – традиционное оружие убийства в Древнем мире.
И если жизнь Иешуа куплена Каифой, то жизнь Иуды куплена Пилатом. Памятник Иуде Искариоту в Свияжске был установлен, если верить Х. Келеру и А. Вараксину, через 10—12 дней (около 11 августа 1918г. ) после подписания В. Лениным этого постановления Совнаркома и на следующий день день после убийства большевиками настоятеля Свято-Успенского Свияжского монастыря священномученика епископа Амвросия. Но для Булгакова «тема ножа» имеет и особую субъективную окраску. Пилат опередил Левия, но совершенные Левием мысленные убийства Иешуа и Иуды и приказы Пилата касательно этих двоих объединяют бывшего сборщика податей с пятым прокуратором Иудеи. Чевкин дал весьма нетрадиционную трактовку поведения Иуды, во многом предвосхитив последующее развитие этого образа в литературе и искусстве XX в., в частности, в известной рок-опере Иисус Христос – суперзвезда (1969) (либреттист Тим Райс).
734) у кентуриона «поножи, меч и нож» (с. 732) и исчез. При этом упоминаются многие реалии, отразившиеся в булгаковском романе: турецкие казармы на месте дворца Пилата (в Мастере и Маргарите рядом с дворцом помещены римские казармы) караваны арабов-паломников на верблюдах, ничуть не изменившиеся со времен Христа ворота и стены Гефсиманского сада переправа через Кедронский поток. И люди остались те же. И. из К. любит Низу и наивно мечтает разбогатеть, чтобы увести ее от опостылевшего мужа. – начальник тайной стражи философски отвечает: – Нет, прокуратор, он встанет. Булгаков полностью отверг свидетельства о внешней, телесной красоте Иисуса.
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, — на собрании «человек около ста двадцати» (Деян. 1:2). Удавился Иуда, но за ним стояли первосвященники.
Здесь переданы впечатления от посещения Федоровым Гефсиманского сада в лунную весеннюю ночь. Обе страсти Иуды стали для него роковыми: коварная любовница заманила его в ловушку, а полученные тридцать тетрадрахм стали (пусть и фальшивым) объяснением гибели. В романе его поражает из темноты предательский клинок убийцы.
Но так или иначе Петра де Кастельно благополучно выпустили из города.
Покуда существует хоть один доносчик, у сатаны будет источник для «причастия». 95гг. ), бывшему еврейскому военачальнику историографу при дворе Флавиев. Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять всадил его в сердце Иуды. С таким условием, чтобы был «один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:21). Соответствующий отрывок в русском синодальном переводе Библии звучит так: «Города же их (были) Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим (Нав., IX, 17).
Оно сторожит на каждом шагу подвиг и предательскими ударами ножа подсекает его корни. На красоту Его внешности мы нигде не находим ни малейшего указания. В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с чёрным нимбом над головой.
И прокуратор буквально обезоружил Левия: его солдаты не дали Левию зарезать Иешуа, его поспешные действия предотвратили смерть Иуды от руки Левия. Но ранее он не встанет.
Однако и здесь корыстолюбие в конечном счете оказывается только следствием. 590), которые он не снимает даже во время страшной жары на Лысой Горе. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, вот таким образом её древесина имеет красноватый цвет21. Иуда из Кириафа напоминает этим Майгеля.
Якобы реальная, но мнимая казнь Иешуа (ведь он никогда не был, не жил. ) в Ершалаиме перекликается с якобы мнимой (по словам Азазелло) и одновременно реальной смертью мастера в Москве. После чего Иуда вышел6 и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников. 744).
– Ни за – не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука. Жизнь Иуды тоже оценена, правда, сумма Булгаковым не названа. Сатана на балу нуждается в крови Майгеля – шпиона и осведомителя.
27: 3–5). Но вот что-то я не помню, был ли у Булгакова канонический поцелуй Иуды. В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда — высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства. А каноническая версия (из Евангелий) – сребролюбие и вселение в него Сатаны. И. из К. наделен внешностью благостного красавца:. Пользуясь должностью, Иуда подворовывал4. Эта версия близка к Ю. Трифонову в изложении Татьяны Рыжковой. Некоторые важные детали, связанные с сюжетной линией И. из К., Булгаков почерпнул из труда французского историка Эрнеста Ренана (1823-1892) Жизнь Иисуса (1863), против которого выступал Ф. В. Фаррар.
Афраний, рассказывая прокуратору об Иуде, держал в руках «заскорузлый от крови кошель», который уже успел побывать у Каифы и был возвращен Афранию. Дальнейшая судьба этих тридцати тетрадрахм последовательно описана. Фаррар в глубине души верил, что Христос не мог быть в своей внешности без личного величия пророка и первосвященника, хотя и отвергал позднейшие апокрифические описания внешности Иисуса как слишком уж идеальные, благостные и неземные: Никифор, приводя описание, данное Иоанном Дамаскиным в восьмом столетии, говорит, что Иисус похож был на Деву Марию, что Он был красив и поразительно высок ростом, с светлыми и несколько вьющимися волосами, которых никогда не касалась рука Его Матери имел темные брови, овальное лицо с бледным и смугловатым оттенком, светлые глаза, несколько сутуловатый стан и взгляд, в котором выражались терпение, благородство и мудрость.
Однако никаких вещественных связей с прокуратором Левий не желает. Современные критики книги Х. Келера ссылаются также на доклад казанского краеведа Льва Жаржевского на экспертном совете РИСИ «Лев Троцкий и памятник Иуде в Свияжске: миф и реальность»61, который якобы доказал, что «автор Красного сада никогда не был ни в Свияжске, ни в Казани, а историю про памятник Иуде просто-напросто придумал». Жребий выпал Матфию и он был «сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26). Он выполнил задание Синедриона – стал наводчиком и привел философа к себе домой. Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлёвы», в повести Т. Гедберга «Иуда. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.
История одного страдания» (1886), в драме Н. Н. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944) рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978г. В разделе Литература на вопрос как предал Иуда Иешуа в романе.
Эти двое утешают бывшего поэта, после чего луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Здесь он обладает многими чертами Иисуса Христа, отмеченными в книге Ф. В. Фаррара, в том числе деталями костюма: белым кефи (наголовным платком), голубым плащом, таллифом. Иуда из Кириафа, влекомый женщиной, пренебрегает торжеством Пасхи. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом. 30 июля 1918 года Ленин подписал постановление Совнаркома (правительства) об установке в Советской России «памятников великих деятелей социализма, революции и проч».
Пилат под предлогом того, что отдает Афранию долг (он занимал, когда въезжал в Ершалаим, чтобы бросить монеты нищим), вручает ему кожаный мешок. В архиве писателя сохранилась выписка этого имени из книги английского историка епископа Фредерика В. Фаррара Жизнь Иисуса Христа (1873). Один из убийц Иуды «засунул сверток за пазуху» (с. Более того, Демьян Бедный позже написал (а газета «Правда» опубликовала) антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере, где как раз и возвеличил Иуду Искариота50. На иконах, называемых «Страшный суд», Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. Около него зажигают две свечи, чтобы точно установить, что свидетели его видят.
Однако, вскоре после заседания экспертного совета РИСИ, в июне 2012г. состоялись «Третьи Свияжские чтения», на которых главный архитектор проектов Центра разработки генплана Казани С. П. Саначин в своём докладе фактически оппонировал Л. Жаржевскому и, согласно мнению одного из участников этих чтений, «предоставил огромный срез информации о событиях 1918 года в Казани и достаточно аргументировано показана возможность пребывания Хеннинга Келера в Казани весной-летом 1918 года и тех событий, которые он описывает в своей книге, хотя вопрос о памятнике Иуде, по словам самого Саначина, остался открытым»62. В описании А. Вараксина содержатся некоторые детали, которые отсутствуют в книге Х. Келера. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»72 «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику или чтобы дал что-нибудь нищим»73. Автор Мастера и Маргариты намеренно одел Иуду в голубой таллиф и белый кефи. Ленинский план монументальной пропаганды был дополнен Пролеткультом, который якобы включил в список новых монументов и памятник Иуде как «борцу с христианством»71неавторитетный источник.
«Насчет ножа не беспокойся, нож вернут в лавку» (с. Беспристрастное открытие истины (1922) (см. : Христианство). То, что разыграно на подмостках ершалаимского театра, вероятно из года в год повторяется в конкретных земных ситуациях, названных «балом» у сатаны. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом и Матфия» (1:23) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Так, А. Вараксин описывает основание памятника (чего нет у Х. Келера) как обитую досками деревянную тумбу64неавторитетный источник.
Праздник иудейский сливается во времени с праздником сатанинским. Различие мотивировок не скрывает единства цели – убийства.
Эпилог Мастера и Маргариты созвучен воображаемому вознесению Христа в очерке Федорова: Туча и луна придают еще более очарования тому, что я вижу, угадываю, почти постигаю. Так выглядит явно поданная версия. На вопрос прокуратора: – Так что он, конечно, не встанет. От проводника же Федоров узнал, что недавно здесь был зарезан инок Пафнутий.
В письме к П. С. Попову от 19 марта 1932 года снятие со сцены пьесы «Кабала святош» Булгаков назвал «ударом финского ножа». Он вовсе не интересовался личностью Иешуа, никогда не был его последователем. Следовательно, деньги в конце концов оказались у Пилата. Кроме того, Варенуха остается жив, правда, временно превращается в упыря, т. е. В 2000 году был опубликован второй источник о памятнике Иуде в Свияжске— в журнале «Казань», это выдержки из брошюры («Дорогами русской смуты») писателя-эмигранта А. Вараксина изданной в Берлине в 1923 году, который также описал установку памятника Иуде в Свияжске63.
То была «какая-нибудь безделица» (с. У Левия было два объекта убийства: любимый учитель и ненавистный Иуда. Иуда из Кириафа погибает, как и барон Майгель, в обстановке всеобщего празднества.
«Это вот что: на Фонтанке среди бела дня меня ударили сзади финским ножом при молчаливо стоящей публике». Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий. Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление. Эта смерть символична и ритуальна. На последней трапезе Иисус ему подал, обмакнув, кусок хлеба и «сказал ему: что делаешь, делай скорее»5. Эпизод убийства И. из К. решается как эпическое преображение пародийного описания убийства предателя Рики-Тики (арапы обвиняют полководца в том, что он их загнал под чемоданы, т. е. намеренно подставил под огонь тяжелых британских орудий).
В сцене гибели предателя он использовал ряд деталей из очерка русского писателя Александра Митрофановича Федорова (1868-1949) Гефсимания, опубликованного в апреле 1911 г. в петербургском журнале Новое слово. То есть предательство Иуды – необходимое звено в цепи. Также в произведении Стругацких «Отягощённые злом или сорок лет спустя» Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Пилат предлагает ему деньги, приглашает «разбирать и хранить папирусы» в Пилатовой библиотеке в Кесарии (с. Фактически прокуратор предлагает бродяге стать историком, подобно Иосифу Флавию (37 – ок. СССР, 1989г. ), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Сына Божьего» Н. Мейлера (1997) и «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).
Они же сказали ему: что нам до того. Гибель Иуды из Кириафа совпадает по времени с погребением Иешуа Га-Ноцри, точно так же, как смерть Майгеля на балу совпадает с гражданской панихидой по Берлиозу в «Грибоедове», что еще больше сближает обе части «Мастера и Маргариты». Выдержки из книги Х. Келера (о памятнике Иуде в Свияжске) были опубликованы в 1920-х годах в английских и французских газетах49— и ни Лев Троцкий, ни Всеволод Вишневский, ни Демьян Бедный (бывшие в августе 1918г.
Провокатор по своей роли и, вероятно, по призванию, Иуда – человек безнравственный. Иногда, правда, примешивается и корыстолюбие, но не как причина, а следствие. когда труба Мессии, которого они здесь ожидают, прозвучит над ним.
Третий праздник – христианский, в Москве – еще грядет, но он нимало не волнует барона, равно как и всех остальных персонажей барон – атеист и вообще «отпетый негодяй». И все на спине. в Свияжске) эти публикации не опровергали.
Чело Его чисто и ровно, а лицо Его без всяких пятен и морщин, но рдеет нежным румянцем. А И. из К. предстоит подняться, когда над ним протрубит труба Мессии. В романе мастера ножами вооружены Пилат и Марк Крысобой: «широкий стальной нож в ножнах» у прокуратора (с. 745), но Левий отказывается.