Мужской портрет Джованни Беллини во многом напоминает портрет Антонелло да Мессина. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Автор многочисленных монументальных и станковых композиций, он во многом опирался на традиции Паоло Веронезе, примером чего могут служить такие его произведения, как «Мадонна с младенцем и святыми» (1708 г. Венеция, церковь Сан Джордже Маджоре) л «Великодушие Сципиона» (Парма, университет), даже в иконографическом отношении восходящие к 16 веку. 346. ). Итальянская живопись вполне изжила себя в течение XVIII века. Якопо Черути был наиболее выдающимся представителем данного направления. Самое знаменитое их произведение — роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597—1604) — типично для барочной живописи.
Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое. Особую область творчества Тьеполо составляют его блестящие по своему артистизму рисунки. Однако образ, созданный Беллини, одухотвореннее. Нищенское существование, уродство не могут сломить его оптимизма. Из числа сомнительных картин Леонардо некоторые исследователи приписывают ему тонко написанное Благовещение в Уффици, а большинство – великолепный портрет золотых дел мастера в палаццо Питти (No 207), являющийся действительно лучшим его произведением.
Эта резкая светотень, контрастность цветовых пятен, крупные планы, динамичность композиции создают атмосферу внутренней напряженности, драматизма, взволнованности и большой искренности. Секрет очарования Джоконды в изменчивости ее облика.
Можно выделить художников римской и болонезской школы. Внешне это проявляется в том, что наряду с несравненно большим, нежели в 15 в., распространением в архитектуре, живописи и скульптуре произведений крупных форм появляются также образы сверхобычных масштабов, примерами которых могут служить «Давид» Микеланджело и его же огромные фигуры пророков и сивилл в росписи плафона Сикстинской капеллы. В 1747 г. Пиранези выпускает серию офортов «Виды Рима», в которой достигает необычайной монументальности архитектурного образа благодаря максимальному приближению изображенных зданий к переднему плану, показанных к тому же с очень низкой точки зрения. Примеру королей следовали и кардиналы, в частности, Ришелье и Мазарини.
Петра (1657—1666), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Предпосылкой этого перелома послужило новое понятие о ценности человеческой личности, в особой степени характерное для эпохи Возрождения. Для итальянской живописи 18 в. было характерно разделение ее по жанрам.
Еще больше поражает здесь разнообразие точек зрения: гигантские колоннады предстают перед зрителем в разных ракурсах, дальние планы словно утопают в мягком и теплом воздухе, передний план, свободный и легкий, лишенный всякой загроможденности, свойственной ранее Пиранези, удачно заполнен стаффажем — под сенью полуразрушенных колонн расположились художники и бродят любители старины. Их лысые головы склоняются в скорбном молчании, кое-кто смахивает слезу. Мягкие, еле уловимые тени, напоминающие леонардовское сфумато играют на фигурах спящих. Таким национальным своеобразием не обладал ни один итальянский художник. Используя в них мастерскую линеарную технику, добиваясь глубоких и мягких светотеневых переходов посредством тонкой параллельной штриховки различной интенсивности, Каналетто одновременно с этим заставлял «работать» бумагу, прерывая слегка волнистые горизонтальные штрихи легкими вертикалями либо оттеняя ими светлые места. Этот плафон — также одна из вершин декоративного искусства 18 века.
Не менее знаменитым, чем Леонардо да Винчи и Боттичелли, является и Рафаэль Санти (1483-1520), который прожил 38 лет и за это время успел создать целый пласт ошеломительной живописи, которая стала одним из ярких примеров Раннего Возрождения. При этом последний художник действительно может гордиться тем, что является выдающейся личность. Все ее искусство, однако, по своему характеру скорее французское, чем итальянское. Тьеполо считают последним великим представителем венецианской школы. Женщина сидит в спокойной позе, сложив руки на коленях, но лицо ее полно неуловимого движения: слегка дрогнули в легкой улыбке губы и им в ответ заулыбались глаза, внимательно и чуть насмешливо следящие за зрителем. Они требуют точного геометрического расчёта.
Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу. Напротив, Тоскана и Папская область (куда входила, в частности, Парма) явились главными очагами другой, по существу своему антиренессансной линии, которую представляло искусство маньеризма. На одном стенде висят мужские портреты кисти Антонелло да Мессина и Джованни Беллини. Многие венецианские мастера пейзажа (Лука Карлеварис, Марко Риччи, Беллотто и Каналетто) были талантливыми офортистами.
Через посредство Рубенса, высоко оценившего ее достоинства, картина попала в собрание герцога Мантуанского, оттуда к Карлу I и уже затем, как и Положение во гроб и Венера дель Пардо Тициана, в Лувр. Впереди за праздничным столом расселись многочисленные гости (всего в картине 138 фигур. ).
Женщина и девочка стоят, затянутые в негнущиеся, тяжелые платья. Искусство Германии). Из школы Пьеро ди Козимо происходят и Фра Бартоломео и старинный друг и сотрудник этого мастера, Мариотто Альбертинелли (1474-1515). Фуга был также строителем и нарядного палаццо дель Консульта (1737) — образца римской дворцовой архитектуры 18 века.
Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства. В Ватиканском дворце Бернини оформил королевскую лестницу (Scala regia), связавшую папский дворец с собором. Луврские картины Сурбарана из жизни святого Бонавентуры (Святой Бонавентура на лионском соборе, Смерть Бонавентуры) уступают относящимся к этому же циклу полотнам из Дрезденской галереи и Берлинского музея. Он долго работал в месте, недалеко от Корреджов Парме.
Проходя по ней, легко перешагиваешь из столетия в столетие из страны в страну. С обоими мастерами знакомит нас дрезденская галерея.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
Портрет Гольдони (Венеция, музей Коррер) написан в таком же духе: знаменитый драматург изображен в парадном костюме, окруженный атрибутами своей профессии. За ним последовал Сурбаран (1598-ок. Вот так, масштабно и величаво изображали испанские художники самых простых людей. Он близок Леонардо и Рафаэлю и в то же время столь решительно отличается от них, что его нередко считают предшественником искусства XVII века.
Это еще молодая женщина в бедном платье, со следами тяжело прожитой жизни на лице. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро ди Кортона, Луки Джордано, станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци, прекрасного колориста Доменико Фети испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем и Строцци) несколько позже, в середине века, появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачно-романтические композиции Сальватора Розы. Его ранние итальянские виды иногда смешиваются с картинами его дяди.
Мария одета в красноватое платье с глубоким круглым вырезом, оттеняющим нежный овал лица. В Большой галерее можно встретиться еще раз с произведениями Джованни Беллини, Мантеньи (Мадонна Победы, Парнас), Боттичелли и его учителя фра Филиппо Липпи. Кроме того, там имелась колония немецких художников. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.
К раннему периоду творчества Караваджо относится Гадалка. Первым его самостоятельным произведением, выполненным на заказ в возрасте 19 лет, была картина на библейский сюжет «Принесение Исаака в жертву». После росписи в 1726-1728 гг. гигантской картиной, прославляющей «силу, величие и церковность» испанской монархии. Из учеников Антонио на первом месте следует назвать его племянника Бернардо Белотто, прозванного Каналетто (1720 – 1780), который после странствований по северной Италии был с 1746 по 1758 г. придворным живописцем в Дрездене, а потом в Варшаве, где и умер.
Но новое понимание масштабности связано не только с размерами – даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Не грубая сила главенствует в нем, а тонкая интеллектуальность. Феодальные порядки, господствовавшие на землях, принадлежавших духовенству и аристократии, рост цен, низкая заработная плата рабочих, занятых в мануфактурах, —все вызывало недовольство и брожение народных масс, выливавшееся в неорганизованные восстания бедноты, которые не могли иметь успеха в условиях подчинения страны чужеземцам и из-за ее экономической отсталости. Антонио Каналь родился и умер в Венеции. 1725 «Жертвоприношение Авраама», 1726 «Триумф Амфитриты», начало 1740-х). Вначале он следовал за Леонардо, судя по его Венчанию Девы Марии (1504), в Лувре, написанному еще в духе Фра Бартоломео, а затем в двух своих красочных картинах чудес св.
В аванзале он написал в 1765 – 1766 гг. Но он никогда не заслонял этой пышностью реалистической сущности портретного образа, Каждый из его портретов глубоко индивидуален, будь то мужской портрет, где очень ярко обрисована модель — кавалер с надменным лицом, полными чувственными губами и крупным носом (Милан, музей Польди-Пеццоли) или изящный портрет графа Виалетти в рост или автопортрет, написанный в темных «рембрандтовских» тонах или прелестный портрет мальчика (1732 Эрмитаж). Можно в этом периоде выделить и Корреджо. II столица Тосканы в этом не была одинокой.
Кверини, 1749). Помимо этих фресок Тьеполо расписал огромный, около 650 кв.
Петра, созданного Карло Мадерной. Рассматриваемые же безотносительно, они также принадлежат к чудесам проспектной живописи. Спустя 10 лет за этим произведением следует вторая большая алтарная картина Мадонна со святым Себастьяном. Поместив среди несущихся облаков Аполлона, он по карнизу вокруг стен изобразил олицетворения разных частей света — Европу в виде женщины, окруженной аллегорическими фигурами наук и искусств (отдельным персонажам придан портретный характер среди них он изобразил самого себя, своего сына Джованни Доменико и помощников), Америку, Азию и Африку с изображениями животных и своеобразных архитектурных мотивов. Эти рисунки исполнены пером, лишь иногда подкрашены акварелью.
Наиболее притягательными представляются работы Джузеппе Марии Креспи, прежде всего выполненная в 1712 г. серия Семь таинств церкви. Природа ееть «учительница учителей» и художник должен быть ее сыном. Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык.
Сам замысел такого сооружения, как собор св. Последователем ее на этом поприще, как мы видели, был даже знаменитый француз Латур. Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи.
Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. К этим же годам относится картина «Александр перед телом Дария» (ГМИИ им. Последний снова обратился в своих театрально-романтических пьесах («фьябах»)— «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король Олень»—к наследию импровизационной комедии масок. По существу именно папский Рим дал первый пример широкого государственного «освоения» новой культуры в условиях авторитарного государства, предвосхищая в некоторых отношениях художественную политику монархов крупных европейских держав. Предельно драматична группа женщин, оплакивающих Христа.
Этими эффектами художник как бы соединяет небесную сцену с реальным интерьером церкви. Это не жестокие палачи, а обыкновенные люди, привыкшие видеть смерть. В ней нет ничего лишнего — только гладкий морской залив, по которому рассеяны гондолы.
Нерасчлененную поверхность потолка он как бы «проломил» насквозь, превратив ее в безграничное небесное пространство. В числе их находятся Лука Джордано (1632 – 1705) и его прославленный ученик Франческо Солимена (1657 – 1747), сообщившие новый блеск неаполитанской школе, Карло Маратта (1625 – 1713) и его ученик Джузеппе Кьяри (1654 – 1727), своими вялыми формами и светлыми красками показывающие упадок римской школы, граф Карло Чиньяни (1628 – 1719) и его ученик Марко Антонио Франческини (1648 – 1729), раздувшие еще раз пламя болонской школы. Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци. Действующие лица его картин — почти всегда люди труда.
Умершая лежит на коротком ложе. В отличие от итальянской школы испанская была мало известна во Франции. В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. Будучи прежде всего феодально-клерикальным центром, Рим в 14 – 15 вв. Иаков, ведомый на казнь» и плафон в венецианской церкви Сан Джованни э Паоло (1725—1727)— также исполнены художником в широкой живописной манере.
Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу. Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – мастер городских пейзажей в стиле академизма, глава венецианской школы ведутистов. 83. 2. ). Лишенные яркого света солнечной Италии, эти произведения с видами туманного города теряют звучность и яркую красочность, свойственную венецианской живописи Каналетто.
Наружный облик церкви Сайта Мария Маджоре, фасад которой возведен по проекту Фердинандо Фуга (1699—1781), свидетельствует об облегчении и успокоении барочных архитектурных форм. Одновременно с Бонито работал неаполитанец Гаспаро Траверси (работал между 1732 и 1769 гг. ) — яркий и интересный художник, находившийся под влиянием искусства Караваджо.
Здесь находились семнадцать драматических и оперных театров, музыкальные академии, четыре женских приюта для сирот— «консерватории», превращенные в превосходные музыкально-вокальные школы. Предмет живописи – красота творений природы. Да и образ Христа приобретает в трактовке Тициана черты героя-бойца. В 1770-е годы Гварди достиг вершины своего мастерства.
Исследователей занимает вопрос: кто изображен на картине. Если для Эль Греко трудно найти параллель в итальянском искусстве, то Риберу (1591-1652) можно сблизить с Караваджо. Не преследуя цели быть верным исторической правде, Тьеполо превращает своих героев скорее в актеров, одетых к тому же по венецианской моде 16 столетия. Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. Прогрессивная гуманистическая идеология, возникшая на демократической основе городских республик, была во многих центрах страны вытеснена придворной культурой, очагами для формирования которой явились дворы мелких абсолютистских правителей. Ее помощь больше не нужна – перед ней на полу одиноко стоит таз с водой и полотенцем.
Среди важнейших центров Италии Рим занимал особое положение. Связующим звеном между искусством 17 и 18 столетий в Венеции служит творчество Себастьяно Риччи (1659—1734). Марка и др. ), Андреа Палладио-архитектор (вилла Ротонда), Пармиджанино (Мадонна с младенцем в руках), Якопо Понтормо (Портрет дамы с корзиночкой для пряжи). Одним из самых известных гениев итальянского возрождения, конечно же, является великий Леонардо да Винчи (1452-1519). Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура.
Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0, 5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. Другими путями пошли некоторые ученики Антонио Балестры. Его имя дано родителями по месту рождения – Корреджо, одной из его самым популярных и одновременно ранних работ можно назвать «мадонна со святым Франциском», она также характеризуется тем, что автор ее сотворил одновременно с появлением «Сикстинской мадонны», написанной Рафаэлем. Мягкая искрящаяся светом атмосфера «города лагун» спустилась еще раз на его живопись и остаток былого богатства и былой венецианской склонности к пышным празднествам оказался еще достаточно сильным, чтобы сохранить венецианскому искусству его старое настроение.
Как и в 16 в., так и теперь она оставалась важным центром книгопечатания. Чаще всего это были виды Венеции. Настоящим венецианцем, наоборот, был портретист и художник народного жанра Пьетро Лонги (1702 – 1762).
Театры Венеции были переполнены, церковные службы, где пели монастырские хоры и солистки-монахини, посещались как театры. Но главное создание Бернини — это грандиозная колоннада собора св. на потолке «Апофеоз Испании», в зале лейб-гвардии – знаменитую «Кузницу Вулкана».
Далее художник старается придерживаться стиля барокко, уже не наблюдается того уединения и покоя, фигуры на его картина начинают двигаться, прекрасным примером может служить картина «Мадонна со святым Себастьяном», являющаяся алтарной. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». «Усекновение главы Иоанна Крестителя» в церкви СантАнтонио (иль Санто) в Падуе, «Распятие» в соборе Тревизо, свежий, юный «Знаменосец» дрезденской галереи характеризуют его сильную, декоративную, не лишенную художественной прелести манеру.
Некоторое время они даже держали общую мастерскую. Правда, Италия могла только духовно содействовать этому «открытию мира» – само практическое выполнение данной задачи, так же как и передел этого мира, выпали уже на долю других государств. В картине Успение Марии (1605-1606), написанной в пору творческой зрелости, уже нет внешних атрибутов.
Однако лучшие художники все-таки умели преодолеть пагубные черты позднего барокко. Она понимает поступки окружающих, чутко реагирует их на душевные движения. На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка.
Легкими, как бы трепещущими ударами кисти Гварди не только лепил форму, но и достигал необычайной подвижности и одухотворенности всей живописной поверхности картины в целом. Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта. Веронезе как бы предчувствует конец ренессансной эпохи. Большинство из них — женские и мужские головы изображенные то в фас, то в профильных или трехчетвертных поворотах, трактованные в объемной светотеневой манере, поразительные по необычайной жизненности и мгновенной точности запечатленного облика («Мужчина в круглой шапочке», «Знаменосец и барабанщик», Венеция, Академия, см. иллюстрации). К его лучшим достижениям относится серия блестящих по технике офортов, каждый лист из которой изображает какой-либо эпизод бегства Иосифа и Марии с младенцем в Египет. знаменитый плафон в нефе церкви босоногих францисканцев (Льи-Скальци) в Венеции, блестящий светлой красочной фантазией, свойственной ему изображающий перенесение дома Богоматери в Лорето, в 1747 г. три колоритных плафона и более колоритный главный запрестольный образ церкви Санта Мария дель Розарио в Венеции. С одним из наиболее впечатляющих образов мадонны раннего Ренессанса встречается посетитель в картине Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем Андреа Мантеньи (около 1431-1506).
Укрупняются и масштабы самих архитектурных и художественных ансамблей (наиболее известные среди них – Бельведер Браманте, ватиканские станцы Рафаэля, сикстинский плафон Микеланджело) и размеры отдельных живописных композиций, фресковых и станковых, в особенности алтарных образов. Искусство гравюры пользовалось в 1740-1750-х гг. Картина датирована 1509 годом.
Оба художника работали в Венеции и познакомились там с техникой масляной живописи, привезенной с севера. Терезы» в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме). Он был крупнейшим художником итальянского рококо (последний этап барокко), мастером фресок и гравюр. Родился будущий художник в простой семье, его мать после смерти отца воспитывала 6 детей. К числу его лучших произведений относится «Прачка»—молодая женщина, стирающая белье в каменном бассейне ее лицо с огромными печальными глазами обращено к зрителю (Брешия, Пинакотека).
Помимо идейно содержательных сторон, яркого и образного отражения эпохи главные достоинства его заключались в исключительно высоком художественном качестве, виртуозном живописном мастерстве, благодаря чему престиж блестящей итальянской маэстрии оставался чрезвычайно высоким. Он сидит в позе, близкой к позе Джоконды. Недаром ее назвали Прекрасной садовницей.
Она была введена в Риме и в Неаполе Каспером ван Вителем или Ванвителли (1647 – 1736), уроженцем Утрехта. Наравне с Парижем Венеция задавала тон в литературной, театральной и музыкальной жизни 18 столетия. Большое место в творчестве Каналетто занимает гравюра. В Риме сформировался оригинальный стиль живописца, который все последующие годы почти не изменялся. Братья Карраччи — мастера монументально-декоративной живописи.
Вот Положение во гроб Тициана (1477-1576). истощенная войнами Венецианская республика, утратив в борьбе с турками свое господство на Средиземном море, начала одно за другим терять свои владения на Востоке и ее экономический упадок стал явным и неизбежным. Его композиции всегда логически связаны с интерьером, они зрительно расширяют и углубляют реальное пространство. Фрески – сложный вид изобразительного искусства.
Выйдя из Семиметрового зала, посетитель попадает в Большую галерею, но прежде чем идти по ней, следует завернуть налево и посмотреть хотя бы бегло зал Персье и Фонтена и Квадратный зал, В зале Персье и Фонтена, расположенном параллельно Семиметровому, выставлены фрески Сандро Боттичелли (1444-1510), некогда украшавшие виллу Лемми в окрестностях Флоренции. 124. ). Таковы романтические пейзажи Алессандро Маньяско, монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи — художников, стоящих на рубеже нового столетия. Его надо смотреть в Венеции: церквях, Академии, Скуоле ди Сан Рокко. перев. ) на потолке Скуола дель Кармине, в 1743 – 1744 гг. Большое влияние имела школа Феррары.
Это время всеевропейской популярности итальянских художников. Однако власть последних была слишком непрочной и в 1527 г., как только до флорентийцев дошла весть об ужасающем разгроме и разграблении Рима императорскими войсками, Медичи вновь были изгнаны и восстановлена республика, которая в течение трех лет героической, но неравной борьбы отстаивала свою независимость против соединенных сил императора и папы. Художник представлен в Лувре менее полно, чем Тициан и Веронезе. К ранним произведениям Франческо Гварди относятся несколько алтарных картин — «Распятие» (Венеция, частное собрание), «Оплакивание» (Мюнхен).
Лучшие из венецианских видов старшего Каналетто принадлежат Национальной галерее и музею Сон (Soane) в Лондоне, Лувру, галереям Турина и Дрездена. Срезанные рамой головы коров, собаки и верблюда в левой части картины, живописные фигуры крестьянок позади Ревекки (одна из них с пастушеским посохом) вносят в картину оттенок пасторали. Пирует и веселится патрицианская Венеция. 18 век был веком Просвящения.
Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами.
Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны («Положение во гроб», 1602). Мастеров этого направления мы находим также в Ломбардии, включая Бергамо и Брешию. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи. Еще на лестничной площадке можно увидеть Мадонну Чимабуэ.
На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры. В этой переходности заключена одна из причин того, что термин «позднее Возрождение» не является в науке таким распространенным, как термины «раннее» и «Высокое Возрождение». Очарование и изящество рисункам придают легкие, прерывистые линии. Уже к 1575 г. относится сооружение барочного фасада церкви Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта), а к 1590-м гг. Человек замкнулся в себе – он уже не ищет в окружающем мире опоры.
До Караваджо никто не осмелился трактовать сцену Успения с таким реализмом.
Окруженные темными тенями глаза смотрят на зрителя, но не видят его. Что за священный огонь, что за быстрая жизнь в их картинах.
Все они были ярким примером восхитительной венецианской школы живописи. Справа от группы женщин стоят римские воины. Наиболее ценные достижения итальянского искусства 18 в. связаны не только с архитектурой и монументально-декоративной живописью, где решающую роль сыграл такой великий мастер, как Тьеполо, но и с различными жанрами станковой живописи (прежде всего с архитектурным пейзажем), с театрально-декорационным искусством и с графикой. Пионером этого рода живописи, превратившей впервые на юге сухие городские виды в полные поэтического настроения и высокого художественного достоинства ландшафты, был Антонио Каналь, прозванный Каналетто (1697 – 1768). Таковы «Пир Антония и Клеопатры» в музеях Мельбурна, Стокгольма и Лондона, «Встреча Антония и Клеопатры» в Эдинбурге и Париже.
На маленьком стуле сидит девушка. Тонкими и свободными мазками он пишет площади, каналы, улицы, полуразрушенные здания, окраины и бедные кварталы Венеции, ее укромные дворики, пустынные лагуны, тихие переулки, неожиданно оканчивающиеся широкой затененной аркой, со свода которой, подобно гигантской прозрачной капле, свисает стеклянный фонарь, как бы тающий в розовеющем вечернем воздухе («Городской вид» Эрмитаж). Итальянские художники – это великие мастера живописи и ваяния, признанные во всем мире. Зиновия (1510) в Уффици, тесно примкнул к Альбертинелли. К числу его лучших работ принадлежат «Раненый» (Венеция, собрание Брасс), «Секретное письмо» (Неаполь, музей Каподимонте), «Урок рисования» (Вена). На траве сидит молодой человек в красной одежде. Ещё одним великим гением итальянского Возрождения, без сомнения, является Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви. В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. 1753). Ничего внутренне и внешне более жизненного он не писал ранее.
Картина сдержанна и сурова. Интересна созданная Гварди роспись органа для венецианской церкви Арканджело Рафаэле. Эти слова вспоминаются в зале Государственного совета. Их главной опорой стала Венеция. в 1741 г. ), продолжавшего насаждать в Риме разжиженный стиль Дюге, Франческо Цукарелли (1702 – 1788), писавшего в Венеции и в Англии пестрые, внешне декоративные ландшафты и Алессандро Маньяско (1681 – 1747), смешиваемого иногда с Сальватором Розой и выполнившего в Милане и в Генуе ряд эффектных, написанных в небрежной и широкой манере ландшафтов.
Его идеи изложенные в знаменитом «Трактате о живописи» (материал для которого был подготовлен в основном к 1498 г. и вскоре получил распространение в списках), а также во многих других его записях, явились подлинной энциклопедией теоретических представлений и практических знаний своего времени. Крупнейшим архитектором здесь был Филиппо Ювара (1676—1736), уроженец Сицилии, работавший в Турине, Риме и других городах и закончивший свой творческий путь в Испании. К этому периоду относятся его фрески в епископском дворце в Вюрцбурге (см. Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. Следует помнить, что в те же десятилетия продолжали свою деятельность художники-маньеристы.
Во всяком случае, фрески напоминают знаменитую картину Боттичелли Рождение Венеры из собрания Уффици во Флоренции. С этого времени территория Италии стала ареной столкновений между великими державами. В этом произведении художник изобразил сцены из жизни Товия. Хотя власть Венеции шла уже на убыль, разбогатевший на торговле и промышленности буржуазный патрициат сохранял еще остатки прежнего величия. Когда-то русский художник Александр Иванов говорил о венецианских живописцах:. Сегодня его плотна находятся в самых известных музеях мира и являются по-настоящему бесценными.
Начальный этап венецианской живописи 18 в. представляет творчество Джованни Баттиста Пьяцетты (1683—1754). Это приводило нередко к неумолимому разрушению картин. К популярнейшим, прославленным дворами и академиями художникам времени принадлежала Розальба Карриера (1675 – 1757), которой посвящено исследование Маламани. Облик молодой матери исполнен мудрости и душевной чистоты. К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 г., где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727—1804). 28).
Джузеппе Ногари (1699 – 1763) использовал в своих портретах и портретоподобных полуфигурах, помимо болонских, по-видимому, также северные, далее голландские художественные мотивы. Быстрые и смелые контуры, беглые штрихи придают жизненную подлинность и реальность его «Порту в Доло»— небольшой площади на берегу водного бассейна, по которой движется молодая пара — кавалер в парике и камзоле, ведущий под руку даму в пышном туалете, невольно вызывающая в памяти зрителя романтические образы Манон Леско и кавалера де Грие из повести аббата Прево. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Ему предоставили небольшой замок Кло-Люс, неподалеку от любимой королевской резиденции Амбуаз (В замке Кло-Люс, расположенном в получасе ходьбы от Амбуаза, теперь выставлены макеты машин, сконструированных по рисункам Леонардо, а также фотокопии его произведений. ).
Именно такими были предводители военных наемников – кондотьеры. Больше легкости и свободы в так называемом охотничьем замке Ступиниджи близ Турина (1729—1734) — огромном загородном дворце, чрезвычайно сложном и прихотливом по своему плану (который приписывается французскому архитектору Бофрану). Но одновременно Рим был духовной столицей всего католического мира.
Последний особенно выражен в творчестве Джованни Доменико Тьеполо, который в 1757 г. расписал ряд комнат соседнего с виллой «Дома для гостей» (так называемой Форестьеры). Золотой фон, на котором средневековые художники писали фигуры святых, был отвергнут в пользу естественного воздушного пространства.
Живописи начал учиться в юности. В более исторически-перспективных формах развивалось зодчество в северных областях Италии — в Пьемонте и Ломбардии, где в экономике и культуре явственнее обнаруживаются прогрессивные тенденции.
Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени. И все же, глядя на острохарактерные лица монахов, на их величественные фигуры, нельзя не проникнуться ощущением значительности, важности происходящего, нельзя не почувствовать почерка художника, неторопливо накладывающего на холст неяркие, локальные краски. Над общей массой задавленных художественной реакцией мастеров Средней Италии возвышается только одна титаническая фигура – Микеланджело Буонарроти, пронесшего через всю свою жизнь верность возвышенным этическим идеалам. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем.
Никколо Макиавелли, представитель передовой политической мысли своего времени, считал, что объединить Италию способен только государь, обладающий неограниченной властью. Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века. Городские пейзажи Каналетто отличаются детально точным изображением городского вида. Придавая своим моделям парадный, праздничный облик, он стремится дать их характеристику через окружающие их предметы обстановки.
Иаков на коне», в будапештском музее. Между 1740—1743 гг. Неподалеку от Прекрасной садовницы висит еще одна прославленная работа Рафаэля. Алчность и честолюбивые устремления правителей и тиранов, отныне отбросивших всякую маскировку своей действительной власти, толкали их на территориальные захваты за счет соседей. Его основная техника — рисунки пером иногда подцвеченные акварелью. явилась периодом самого высокого революционного подъема во всей славной истории Флоренции.
Не говоря уже о героях ярко драматического склада, – даже в образах исполненных гармонической ясности, ощущается огромная внутренняя сила человека, спокойное сознание своей значительности. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой.
Леонардо освобождает образ Марии от всего случайного и преходящего. Еще ярче это ощущение надвигающегося кризиса проявляется в творчестве Тинторетто (1515-1594). Италия – страна, которая всегда славилась художниками.
Новые представления охватывают не только землю, но и космос. Глубина площади —280 м в центре ее стоит обелиск фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована мощнейшей колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера в 19 м высотой, составляющей строгий по рисунку, незамкнутый круг, «подобно распростертым объятиям», как говорил сам Бернини. Поразительной широтой по охвату материала отличается монументальная четырехтомная сюита «Римские древности» изданная в 1756 г. К самым замечательным творениям Пиранези относится его последняя сюита офортов с видами древнегреческого храма Посейдона в Пестуме. Там, при дворе Франциска I, которому принадлежали все луврские картины Леонардо, художника встретили с почетом.
Открытие Америки и морского пути в Индию переместило основные пути мировой торговли, оставив Италию в стороне от них. Прошло несколько сотен лет с того времени, когда Леонардо писал во Флоренции ставший почти легендарным портрет, а споры вокруг него не прекращаются. Из других ломбардских живописцев можно назвать работавшего в Милане Франческо Лондонио. После лет ученичества в мастерской вышеупомянутого Грегори Ладзарини, скучного «венецианского Рафаэля», он испытал сначала длительное влияние Пьяццетты, а затем развивался дальше, главным образом на произведениях Паоло Веронезе, усвоив себе, между прочим, его пристрастие к великолепным портикам, как месту действия изображаемых событий и к балконам с балюстрадами, с которых смотрят вниз зрители. Это веяние было характерно для начала и первой половины 16 века.
Более значительным является сын Доменико, ученик Граначчи Ридольфо Гирландайо (1483-1561), в своих алтарных образах. Недаром одному из политических мыслителей того времени, Франческо Гвиччардини, который по своим убеждениям был противником демократии, принадлежит такое многозначительное признание: «Теперь же, когда люди узнали, что такое Большой совет, речь идет не о том, чтобы взять и удержать власть, захваченную четырьмя, шестью, десятью или двадцатью гражданами, а о правлении всего народа, который так стремится к свободе, что никакая мягкость, никакое угождение, никакое превознесение народа со стороны Медичи или других властителей не позволяет надеяться, что он о ней забудет» (Франческо Гвиччардини, Сочинения, М. – Л., «Academia», 1934, стр. Насколько эта фреска исполнена спокойствия, настолько все фигуры во «Встрече Антония и Клеопатры» охвачены движением. Клеопатра, желая доказать Антонию свое презрение к богатству, бросает бесценную жемчужину в бокал с уксусом, где она должна без следа раствориться.
Речь идет не столько о самих размерах отдельных сооружений и художественных ансамблей, сколько об укрупнении самого стиля, о новом «внутреннем масштабе» произведений римского Ренессанса. Наибольшим влиянием на молодое поколение художников в Парме пользовался Корреджо. В художественной жизни Рима большую роль сыграла также Французская Академия, собиравшая вокруг себя молодых живописцев, художественная деятельность которых была более живой и плодотворной, нежели безжизненное искусственно-программное творчество римских неоклассицистов, возглавляемых немецким живописцем Рафаэлем Менгсом. Аукционный дом ввёл лимит на ставку по телефону. м, плафон над дворцовой лестницей, где изобразил Олимп.
не был благоприятной почвой для бурного роста нового искусства. Гварди был большим мастером рисунка. Как и прежде, вопросы теории искусств оставались тесно связанными с гуманистическими идеями.
Она была начала в Милане в 80-е годы XV века и завершена примерно через десять лет. Елизаветы в Уффици (1503), ясная по замкнутой концепции Троица, наконец, оригинальное, перспективно сокращенное Благовещение (1510) в академии во Флоренции задуманы слишком самостоятельно, чтобы считаться просто подражаниями Фра Бартоломео. На них рядом со спокойным распятым Христом извиваются тела разбойников.
На пороге Высокого Возрождения стоит Крещение Христа кисти Франческо Франча (около 1450-1517). На ее плечи наброшен темно-синий плащ. Однако некоторые его жанровые работы считаются исполненными совместно с отцом.
Теперь в ней развивались бок о бок рядом друзья юности Микеланджело, Джулиано Буджардини (1475-1554) и Франческо Граначчи (1477-1543), два посредственных несамостоятельных художника. Но самая прекрасная отдельная картина последних лет жизни Тьеполо – «Св. Но Конка стремился, по крайней мере, подготовить поворот к новому среди своих учеников и в его римской мастерской находился Помпео Батони из Лукки (1708 – 1787 книга Бенальо), первый итальянский художник, под влиянием идей Винкельмана и Менгса взявший себе за образец Рафаэля, античное искусство и природу и хотя он в действительности, подобно Менгсу, которого мы оставляем немецкой школе, стал лишь искусным эклектиком, сначала присягавшим на верность Рафаэлю и Корреджо, но задетым также и духом французской живописи рококо, он все же выделяется из ряда своих итальянских современников, как новое и особняком стоящее явление. Мадонна, ангел, младенцы Христос и Иоанн Креститель находятся в полутемном гроте. Головокружительно высокие церковные плафоны художник превращал в бездонные небесные пространства с клубящимися облаками, где над головами молящихся реяли легкокрылые ангелы и святые.
В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты. Руки сложены на коленях, глаза спокойно смотрят на зрителя. Фон абсолютно плоский, а вокруг головы мадонны сияет традиционный нимб. В этом жанре наравне с французами работали венецианец Франческо Цуккарелли (1702—1788), автор идиллических ландшафтов, а также представитель римской школы известный в свое время «руинописец» Джованни Паоло Паннини (1697—1764) изображавший не только римские ведуты, но и различные выдающиеся события своего времени, так же как и интерьеры церквей. Венецианская видовая живопись была в первую очередь перспективной живописью, воспроизводящей реальные мотивы городского пейзажа. Обычные люди, которых художник мог увидеть на улице, стали его героями.
Вот таким образом в его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и по цвету, театрализация действия, общая «живописность» скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея («Экстаз св. получила в Венеции блестящее развитие. К наиболее отрадным произведениям Батони относятся его портреты, двойной портрет императора Иосифа II и герцога тосканского Леопольда (1769) в венском Придворном музее, его автопортрет (1765) и портрет курфюрста Карла Теодора (1775) мюнхенской Пинакотеки. Изменила свой первоначальный облик и знаменитая Джоконда исполненная около 1503 года. Так к 16 столетию Италия оказалась в состоянии жестокого экономического и политического кризиса. Статуя Микеланджело под названием «Давид» считается непревзойдённым шедевром, примером высшего достижения искусства скульптуры.
К худодникам, чьи произведения отличаются особой притягательностью, относится и Ботичелли. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свидетельствуют о новом подъеме искусства этой части Северной Италии. Картины Боттичелли – это настоящий дар человечеству. Интересно, что великий немецкий поэт Гёте, посетив эту виллу, сразу же отметил в ней наличие двух стилей — «утонченного» и «натурального». Даже такая чисто жанровая трактовка библейского сюжета, как, например, в его «Ревекке у колодца» (Милан, Брера), приобретает у Пьяцетты лирико-романтический оттенок. А может быть, это просто нимфа и сатир, как бы олицетворяющие пробуждение весенней природы. В 18 веке были возведены фасады двух знаменитых раннехристианских базилик Рима — Сан Джованни ин Латерано (1736) и Санта Мария Маджоре (1734—1750), которые занимают господствующее положение в архитектуре прилегающих к ним площадей. Ещё одним известнейшим художником, который является признанным мастером, является Сандро Боттичелли (1445-1510).
Быть может, это грозный Зевс, принявший облик сатира и дочь фиванского царя Антиопа. В своих композициях художник достигал удивительных эффектов «дневного» освещения путем соотношения белых тонов с бледно-голубыми и серыми полутонами, а глубокие пространственные паузы, отделяющие архитектурные формы и потоки человеческих фигур друг от друга, создавали ощущение воздушной легкости и невесомости. Росписи исполненные в период творческого расцвета, дают представление о своеобразном стиле мастера. Светлые пятна рубашки и манжет привлекают внимание к лицу и рукам.
Сурбаран и Веласкес представлены в Лувре не лучшими произведениями. Франческо Гварди становится руководителем мастерской своего старшего брата. Вдали расстилается гористый пейзаж с взбирающимся на холм городом. В 1746 г. Каналетто даже едет в Лондон, чтобы расширить рынок сбыта своих картин.
За школой Гирландайо остается слава, что она дала обучение Микеланджело. Человек в его представлении прекрасен не только внешней, но и внутренней красотой. Художника привлекают исторические, библейские и мифологические сюжеты («Кориолан под стенами Рима», ок.
С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине Святой Себастьян художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. К лондонскому периоду относится «Автопортрет» (1746), на котором Каналетто изобразил себя со свитком в руке на фоне собора Св.
1623—1740). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами —все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности (Борромини, римская церковь Сан Иво, 1642—1660 здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности его же церковь Сан алле Куатро Фонтане Карло). Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы — тоньше, пространство — воздушное («Успение Марии», 1606). Но как раз его слащавость делает его до сих пор одним из любимцев толпы.
Грандиозный размах монументально-декоративного искусства сеттеченто связан в первую очередь с именем Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), стиль которого формировался под воздействием его учителя Пьяцетты и Себастьяно Риччи. В 1514-15 гг. Бернардо Беллотто (1720—1780) — племянник и ученик Каналетто — был также одним из выдающихся ведутистов 18 века. Подобный мотив не раз встречался у декораторов 17 в. (у Гверчино, Луки Джордано и других), но нигде он не достигал такого пространственного охвата, такой сияющей бездонности атмосферы, такого блеска в передаче движения парящих фигур.
Среди них — Джакомо Франческо Чиппер или Тодескини, очевидно, по происхождению немец, но всю жизнь проработавший в Италии и Лкопо Черути (работал во второй четверти 18 в. ). Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона.
Нам известно немного его подлинных произведений.
Вот их имена и краткий перечень самых известных работ: Бенвенуто Челлини (статуя Персея с головой Медузы Горгоны), Паоло Веронезе (картины Триумф Венеры, Ариадна и Вакх, Марс и Венера и др. ), Тинторетто (картины Христос перед Пилатом, Чудо св.
Тьеполо написал вдохновенно-жизненный апофеоз Симона Стока (святой римско-католической церкви, генерал кармелитского ордена (1164 до 1265). В нем и примыкающих помещениях выставлены картины итальянских художников треченто и кватроченто (XIV-XV века). Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других. «Нищий негр», «Молодой человек с трубкой», «Женщина, плетущая корзину»—все эти образы, переданные с живой наблюдательностью, отличаются большой силой и чувством художественной правды.
Сюжет по-разному трактуется биографами Боттичелли. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа — и музыки). За двумя Диоскурами, Бартоломео и Мариотто, последовала другая пара друзей, Франческо ди Кристофано Биджи, прозванный Франчабиджио (1481-1522) и Андреа Анджели, прозванный Андреа дель Сарто (1486-1530).
Ваша письменная ставка всё же будет учтена в аукционе.
Из французских мастеров в Риме работали художники Вьен, Гюбер Робер, Фрагонар, Сюблейра, Давид, скульптор Пажу, архитектор Суфло и ряд других. Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Ни одна страна не может сравниться с Италией по количеству известных живописцев. Его композиции полны мерцающего света, пронизаны влажным и трепещущим морским воздухом.
Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены (смерть, а не Успение). С точным, почти режиссерским расчетом группирует Каналетто небольшие жанровые мизансцены в них он жизненно достоверен, порой даже прозаичен и чрезвычайно скрупулезен в передаче деталей. Сельский концерт Джорджоне висит на правой стене Большой галереи.
Теплый золотистый колорит говорит о близости Корреджо венецианцам. Центральное место здесь занимает Леонардо да Винчи. Портрет Тициана – подлинно ренессансное произведение. Немаловажным шагом стало изображение человека в реальной пропорции. Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Это Флоренция, Венеция, Милан и Папская область. Рядом с ним на столе — виола дамур, скрипка, флейта, рожок и чернильница с пером.
Работал Тьеполо и в портретном жанре. Как условно еще здесь изображение человека. Сильный успех имела она также как миниатюристка. С самого начала он принадлежал к числу «tenebrosi». Лицо полно жизни, одухотворено, нервно, но в нем нет и следа внутренней раздвоенности. «Торжественный концерт» — одно из самых блестящих произведений художника.
Вплоть до XIX века французы почти не ездили в Испанию. Джорджоне (1477/78-1510) – старший среди великих венецианцев – прожил недолгую жизнь. одновременно с ними возникла написанная на полотне, некоторыми неосновательно приписываемая более раннему периоду «Свадьба Нептуна с Венецией», в зале «четырех дверей» Дворца дожей в Венеции в1733 г. последовала роскошная декорация капеллы Коллеони в Бергамо, в 1737 г. ряд великолепных фресок в двенадцати комнатах виллы Вальмарана в Виченце, которым Мольменти посвятил специальное сочинение. После смерти Джованни Антонио в 1760-х гг.
Уже в ранней работе Каыалетто «Скуола дель Карита» (1726) ясно выразились принципы его художественного восприятия. Художник мастерски передает воздушную среду, тонкие, почти неуловимые изменения атмосферы. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения. Павла. В Лувре хранится Сельский концерт исполненный незадолго до смерти. Ее бело-розовое тело изображенное в смелом ракурсе, покоится на мягкой, пушистой шкуре.
Женщина в белой кофте и перекинутом через плечо плаще предсказывает судьбу юноше. сложилось искусство основателей Болонской Академии братьев Карраччи. Тьеполо Младшему принадлежат также жанровые росписи в палаццо Редзонико в Венеции.
Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Загадочность образа усиливает и фон: гористый серебристо-голубой пейзаж, прозванный лунным, созвучен настроению героини.
Эта эпоха называется Возрождением, так как, сбросив духовные путы средневековья, она привела к возрождению искусства, достигшего своего апогея в античном мире. Италия в эпоху Возрождения или Ренессанса достигла небывалого подъёма и расцвета. Большое распространение в эпоху Возрождения получил портрет. Камера-обскура (лат. Все эти черты бросаются в глаза в картине Сон Антиопы. Прослеживать все эти школы до последних проявлений их жизни было бы бездельно.
Кризис этот тяжело отразился также и на искусстве. В качестве одного из наиболее интересных сооружений в южных областях Италии должен быть назван королевский дворец в Казерте близ Неаполя, построенный Луиджи Ванвителли (1700—1773). Таковы его росписи «Крестьянский обед» или «Крестьяне на отдыхе» с широкими пейзажными фонами или красивый «Зимний пейзаж» с изображением двух пышно одетых венецианок. Но мадонна Рафаэля не столь серьезна и одухотворена.
Это портрет его друга-итальянского гуманиста и дипломата Бальтасара Кастильоне. Смерть учителя не сломила их мужества, не поколебала убеждений. Искусство 18 века (по итальянски сеттеченто) представляло собой завершающий этап многовековой эволюции великого классического искусства Италии. Середина и вторая половина 16 в. были временем нарастающей общественной реакции.
Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика. Архитектура и скульптура существуют в синтезе с произведениями, созданными приемом живописного иллюзионизма. Необычайная «уплотненность» искусства Высокого Ренессанса сказывается уже в том, что вряд ли во всей истории искусства можно найти другой пример, когда на протяжении краткого исторического периода в одной стране одновременно работало такое число гениальных художников.
Идеализация и патетика были особенно близки официальным кругам итальянского общества — основному заказчику произведений искусства. Своего апогея реалистическая живопись Испании достигла в творчестве Веласкеса (1599-1660). Но, в отличие от последнего, он дал более артистическое решение сходной темы. Изменился и фон – золото исчезло и над изображенными сияет интенсивное голубое небо. На фоне догорающего заката пять человек склонились над мертвым телом. Это направление, получившее у исследователей наименование pittura della realita (живопись реального мира), объединило многих мастеров, обратившихся к изображению повседневной жизни и избравших сюжетами своих картин различные бытовые и простонародные сцены.
Но Веронезе был не только художником веселых празднеств. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери. Он родился в Корреджо, отсюда происходит его художественное имя.
Но не тема страдания занимает итальянского живописца, а гармония и пропорциональность человеческого тела. К 500-летию со дня рождения Леонардо (1952) специалисты насчитали шестьдесят две таких картины. 1745 Дж. Он также гравировал, талантливо и сильно, ряд своих видов изданных особым альбомом. Верхняя часть туловища облачена в темную одежду и контрастирует с бледным лицом.
В сцене «Пира» ступени, на которых спиной к зрителю изображен карлик, ведут на широкую мраморную террасу с колоннадой коринфского стиля и хорами, под сенью которых пируют египетская царица и римский полководец. Строитель фасада латеранской базилики — Алессандро Галилеи (1691— 1736) в качестве прообраза для него избрал фасад римского собора св. Пальма Веккио (около 1480-1528) изображает в своей картине Иаков и Рахиль, созданной около 1515 года, пастушескую идиллию. Можно утверждать, что после восстания чомпи 1374 г. республика 1527 – 1530 гг. В английской столице художник выполнил ряд картин с изображением лондонских ландшафтов («Вид Лондона», 1746 «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы», 1747-1750 «Капелла в Итоне», 1754). Внутреннее убранство церкви, сооруженной Лонгеной в 17 в., отличалось чисто барочной пышностью, равноценно завершенной великолепным плафоном Тьеполо с огромной композицией «Перенесение дома мадонны в Лорето» (плафон этот был разрушен в 1918 г. ). В его алтарном образе в церкви Джезуати в Венеции — «Св.
Большинство из них выполнено с натуры, вот таким образом они кажутся живыми и очень динамичными. Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы изучали анатомию человека и законы освещения. Заботливо и мягко смотрит она на пристроившихся у ее ног детей. Леонардо значительно совершенствует и выразительные средства искусства.
фресками капеллы и дворца по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, к художнику пришла известность. Наряду с этим общеитальянским движением венецианская живопись идет по-прежнему своими собственными путями, на которых мы встречаем первоклассных декоративных фигурных живописцев, живописцев городских видов, впервые наделяющих этот род искусства всеми живописными чарами, а также портретных и жанровых живописцев, соперничающих в этих областях с художниками севера. Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой. Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении.
1790), сдержанная по колориту, но разнообразная по цветовым оттенкам. Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев —Аннибале Карраччи (1560— 1609). Такое положение не могло быть длительным. В Большой галерее висит его Распятие.
В тесном полутемном помещении столпились старики, пришедшие проститься с покойницей. Личность человека раскрывается многогранно, но гармонично. 1664).
Наиболее обобщающим из них явилась его книга «История искусства древности» (1764), где впервые был прослежен общий ход развития греческого искусства, характер которого Винкельман определял понятиями «благородной простоты и спокойного величия». Рука уже оторвалась от струн, но как бы продолжает ощущать их прикосновение. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. По существу, Гварди преобразовал тип декоративно-сценической ведуты.
В Высоком Возрождении особенно отчетливо проявлялся ренессансный антропоцентризм. Не без колебания называем мы даже имена популярных в свое время исторических живописцев, как Франческо Тревизани (1656 – 1746), уроженца северной Италии, превратившегося в Риме в угодливого эклектика, Антонио Каваллуччи (1752 – 1795), старавшегося сочетать рисунок Гвидо Рени с колоритом Корреджо и Себастиано Конка (1676 – 1764), ученика Солимены, который тщетно пытался в Риме, как показывают уже его «Волхвы перед Иродом» дрезденской галереи, стряхнуть с себя путы рутины. Рибера был одним из пионеров на этом пути, одним из основоположников испанского реализма. На рубеже XVI и XVII веков жил и творил глава итальянского реализма Микеланджело да Караваджо (1573-1609).
Лувр располагает прекрасными образцами раннего итальянского портрета. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. В 1763 г. в Венеции проходили праздники по случаю вступления в должность дожа Альвизе IV Мочениго. Наиболее значимым в итальянском искусстве, конечно же, считается эпоха Возрождения. Особое место среди художников Высокого Возрождения занимает Корреджо (1494-1534).
Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью. В 1717 г. Каналетто уехал в Рим, где познакомился с творчеством итальянских мастеров пейзажа и театральной декорации. Младший современник Леонардо урбинец Рафаэль (1483-1520) был многим обязан своему предшественнику. camera obscra – «тёмная комната») – простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.
Только что он закончил играть на лютне. Она лиричнее, женственнее, проще. «Апофеоз св.
Гварди исполнил двенадцать ведут, посвященных этому знаменательному событию («Площадь Св. Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке».
Марка в день ярмарки»). Композиция его Мадонны с Иоанном и Христом восходит к Леонардо. Фигура вырисовывается на фоне голубого неба, покрытого мягкими белыми облаками.
Кроме живописи Каналетто большое внимание уделял гравюре, которая между 1740—1750 гг. Образ коллектива, человеческих масс остается вне поля их зрения.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573— 1610), —художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Мирно спит женщина под сенью раскидистого дерева. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогая ему оформлять спектакли в театрах Венеции. Великие мастера, которые некогда жили в Италии, прославили искусство на весь мир.
Здесь ожидали его огромные задачи. С 1680-х гг. Одной из его ранних работ изданной в 1745 и в 1760 гг., является сюита из четырнадцати больших гравюр «Темницы» («Carceri») с изображением бесконечных многоэтажных сводчатых помещений, пересеченных балками, лестницами, галлереями, подъемными мостами, где в контрастах мрака и света свисающие с потолков блоки, рычаги, канаты, колеса, цепи причудливым образом перемежаются с обломками античных колонн, фризов и барельефов. Три креста словно вырастают из закованной в каменные плиты земли.
Тема эта рассматривалась, с одной стороны, в плане формирования типа человека, разносторонне развитого физически и духовно (так ее разрабатывал Бальдассаре Кастиль-оне в своем трактате об идеальном придворном), с другой стороны – в плане анализа норм прекрасного в применении к физической красоте человека (эту сторону развил Фиренцуола в «Трактате о красоте женщин»). В такой манере написана замечательная картина «Венецианская лагуна» (ок. Экономические и социальные изменения повлекли за собой изменения в сфере политической. Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656—1667). Козлоногий сатир, подкравшись из-за дерева, любуется уснувшей обнаженной красавицей. Здесь жили и работали выдающиеся композиторы и музыканты.
в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо Мадонну со святым Франциском. Другие композиции на религиозные темы — «Св. После этого Вам будет предложено разместить дополнительные ставки по телефону.
А рядом с нею дремлет толстый кудрявый Амур.
Однако значение Белотто в глазах потомства далеко затмила слава его соученика Франческо Гварди (1712 – 1793), художественно- исторической оценке которого посвящена монография Симонсона. В ее руках поднялась на абсолютно неожиданную высоту живопись пастелью. Его отец и учитель Бернардо Канале был театральным декоратором. В большой степени благодаря церквам, построенным по его проекту, католическая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант Андреа аль Квиринале, 1658—1678). Мадонна в гроте убеждает в том, насколько великолепно Леонардо владел этим трудным искусством.
Большой тронный зал мадридского замка он украсил в 1762 – 1764 гг. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.
Писал и в студии, пользуясь камерой-обскурой. Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом. Трудно представить себе более неклассическую трактовку античного сюжета. Его прозвали даже венецианским Караваджо. Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века.
Вазари, однако, ценит Буджардини как отличного портретиста и если ему справедливо приписана так называемая Монака, великолепно написанный портрет читающей дамы в палаццо Питти (No 140), то он и пред нами действительно является таковым. И это понятно. «И поистине, – говорит он, – живопись – наука и законная дочь природы ибо она порождена природой».
Винцент, Гиацинт и Лоренцо Бертрандо» (ок. Лучшие произведения последнего, стильно-строгое Посещение Богоматерью св. В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». Внешнему и внутреннему взору человека открылся бескенечно более широкий горизонт» (К. Позднее Возрождение (середина XVI века) подарило миру немало прекрасных живописцев и скульпторов. Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием.
Экспозиция Большой галереи не ограничивается XV-XVI веками. Марко Риччи (1679 – 1729), ученик своего дяди Себастиано Риччи, мог бы, правда, так же свободно быть болонцем или миланцем, как и венецианцем. Бунтарь в жизни и искусстве, он смело ломал академические каноны. В них он искал прежде всего движения и мгновенности впечатления. В известном смысле художественной индивидуальностью обладал архитектурный художник Джованни Паоло Панини (1691 – 1764) приглашенный театральным живописцем в Париж, но вернувшись оттуда в Рим, он усвоил себе и превзошел все, чего достигли в XVII столетии его римские предшественники в области архитектурной живописи, как Оттавио Вивиани и Вивиано Кодагора. Антонио Канале, жизнь и художественную деятельность которого описали Рудольф Мейер, Муро и Юзанн, закончил свое художественное образование в Риме, но работал, за исключением кратковременного пребывания в Лондоне (1746 – 1748), преимущественно в Венеции. 1758/59—1810), усвоивший графическую манеру своего отца.
Наконец, венецианская ландшафтная живопись XVIII века. Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона и др. ) и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой. Маркс и Ф. Эгельс, Соч., т. 21, стр. Изображение разворачивалось почти параллельно плоскости потолка, а не в его глубину, как это делали декораторы 17 в. Помещая главную сцену «Перенесения» не в центр плафона, а у его края и оставляя остальное пространство почти незаполненным, Тьеполо достигает полной иллюзии стремительного воздушного полета массы человеческих фигур. К наиболее захватывающим памятникам Рима принадлежит знаменитая Испанская лестница, сооруженная архитекторами Алессандро Спекки (1668— 1729) и Франческо де Санктисом (ок. Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет.
Темпераментная живописная манера, яркие краски в сочетании с повышенной театральностью образов сделали его популярным не только в Венеции, но и за ее пределами, в частности в Англии, где он работал вместе со своим племянником и учеником — пейзажистом Марко Риччи (1679—1729). Ангела в Риме». Замечательны его карикатуры на духовенство и венецианских вельмож.
Он учился у болонского живописца Джузеппе Мария Креспи, восприняв его живую своеобразную манеру письма с широким применением светотени. Первый, при котором венецианская фигурная живопись стала возвращаться к прежним заветам, был Джованни Баттиста Пьяццетта (1682 – 1754), перешедший из школы Молинари в Венеции в болонскую школу Джузеппе Мария Креспи, реалист и приверженец темных теней. Ранний его стиль представляет фасад палаццо Мадама в Турине (1718—1720). Творчество Пьяцетты, однако, не исчерпывается только его картинами.
Алессандро Лонги (1733—1813) — сын Пьетро Лонги — известен главным образом как портретист. Так, венецианский художник Пьетро Лонги (1702—1785) избрал своей специальностью изображение небольших галантных сцен, визитов, маскарадов, концертов игорных домов, уроков танцев, народных развлечений, шарлатанов, редких зверей. Его работы пользовались особенным спросом у англичан. Не всегда правильные по-рисунку, подчас довольно элементарные по колористическому решению, небольшие по размерам картины Лонги—«Урок танца» (Венеция, Академия), «За туалетом» (Венеция, палаццо Редзонико), «Носорог» (там же) — пользовались значительным успехом.
Люди на его картинах живут напряженной духовной жизнью (Святой Людовик, Распятие). Движением охвачено все в замечательной гравюре «Порт в Доло» изображающей молодую пару, прогуливающуюся по берегу канала. Это мы видим и у Франча. Таков портрет знаменитого композитора Доменико Чимарозы (Вена, галлерея Лихтенштейн). Достаточно взглянуть на его Хромоножку. В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных.
Великолепный пейзаж напоминает места, где родился художник. Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века. Свежее и сильное воздействие реализма Караваджо также отразилось в его картинах. Граф Пьетро Ротари (1707 – 1762), умерший в Петербурге русским придворным живописцем, в больших алтарных картинах является более слабым эклектиком, чем в бледных по колориту, но тонко прочувствованных портретах.
– Прим. Изображение на его полотнах кажется неподвижным, но в то же время пространство наполнено светом и воздухом («Возвращение «Бучинторо» к молу в день Вознесения», 1726-1727 «Двор каменотеса», 1729-1730). Лучшие из его картин можно видеть в Лувре и в мадридском музее. «Рим, даже будучи разрушенным, учит», — написал на одной из своих картин Гюбер Робер.
Все они явили миру прекрасные картины, которые можно увидеть во многих современных музеях. Лицо человека так же повернуто в три четверти и обрамлено плотной шапкой волос. Тем же настроением проникнут офорт «Замок св.
Все картины Леонардо да Винчи значительно потемнели. Начало 16 в. явилось временем, когда, по выражению Энгельса, «рамки старого orbis terrarum были разбиты» (К. Сломленная горем, она положила голову на руки и плачет. Его спокойствие не нарушается ни криками охотников, ни лаем собак. В картинах Тьеполо реалистичность сочетается с театральными эффектами. Другая известная постройка Ювары — необычайно эффектно расположенный на высоком холме монастырь и церковь Суперга в Турине (1716—1731) — по своим форхмам предвещает поворот к классицизму.
Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Домени-кино и др. ), в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе. Коллекция итальянской живописи занимает первое место в Лувре после французской.
Венецианская художница Розальба Каррьера (1675—1757) начала свою деятельность как миниатюристка, но широкую известность приобрела своими многочисленными портретами исполненными пастелью. В дальнейшем художник откажется от такой трактовки образов. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы («Лютнист», около 1595 «Игроки», 1594—1595). Но проходишь всего несколько шагов – и перед глазами оказываются произведения совсем иного видения мира. Огромная картина Веронезе (6, 6 X 9, 9) находится в том же зале Государственного совета, что и полотна Тициана. Между 1740 и 1743 гг.
Корреджо ищет внешнюю грацию, нередко переплетая ее с эротикой. 16 в. папский Рим оказался во главе политической и духовной реакции.
Всю жизнь она писала портреты и поэтические аллегории. Его городские ведуты не отличаются широтой художественного обобщения, в них мало настроения, движения, воздушности, но они представляют большую художественно-документальную ценность. в Венеции большой популярностью.
Веласкес, как говорил Крамской, пишет и, как у господа бога, все шевелится, смотрит, мигает, даже и в голову не приходит ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего. Петра – -должны были стать еще грандиознее. Его повествовательная живопись, которую Гольдони называл сестрой своей музы, донесла до нас своеобразный и поэтический дух «века маски», беспечной уличной жизни интриг, легкомыслия и развлечений, свойственный Венеции этого времени.
Леонардо да Винчи скитался всю жизнь и незадолго до смерти приехал по приглашению короля во Францию (1517 год). Петра, мог возникнуть только в городе, где сохранились Пантеон и Колизей.