Некоторые вопросы истории культуры в период с 1300 по 1775 (замечания зарубежных-ученых по IV тому «Истории научного и культурного развития человечества»), стр. Некоторые вопросы истории бронзового века (замечания зарубежных ученых по II части I тома «Истории научного и культурного развития человечества»), стр. Некоторые вопросы истории бронзового века (замечания зарубежных ученых по II части I тома «Истории научного и культурного развития человечества»), стр.
Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Их признаки следуюшие: миниатюрнэм форм, характеризуюшихся к тому же разорванностью.
Поэма должна была производить сильное впечатление на крестьянскую массу накануне восстания 1381 г., слушавшую, как один из руководителей восстания, Джон Болл, наизусть читает отрывки из нее и заключает их популярным двустишием: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был тогда господином. » Проникнутый чувством глубокой социальной справедливости, Ленгленд устами своего Петра Пахаря защищает идею всеобщего труда и объявляет простой физический труд земледельцев основой общественного благополучия и нравственного исцеления для всех классов общества. Оно выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом ее оценки, утверждением определенной системы ценностей произведения искусства создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, созидая то, чего в действи-тельности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д. ). Такая специализация неизбежно вела к укреплению товарно-денежных отношений, что исподволь подготавливало рождение новой, капиталистической экономики.
Это обусловило нарастание духовной отвлеченной экспрессии образа. Так, в Гданьске здание ратуши соседствует с костелом св. Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например победоносной борьбы людей – греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры – полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.
Увенчанный шпилем высотой в 78 м костел господствует над городским пейзажем. Воздействуя на природу, человек познавал ее. V–X вв. ), романский (XI–XII вв. ) и готический (конец XII–XIV вв. ).
Попытки создания «варварских королевств» в V–X вв. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. А это соотношение явственно меняется в историко-художественном процессе: так искусство Возрождения не знает еще четких демаркационных границ между жанрами в XVII–XVIII вв. По образу жизни и по идеологии города не были ни антифеодальными, ни антирелигиозными. Принципы эти (и соответственно определения жанров) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему жанра.
Довольно рано горожане, прежде всего зажиточные, начинают ощущать сословное единство и принимать меры к тому, чтобы защитить его и сделать основой своего процветания. В Европе объявляется поход против гуманизма во всех его проявлениях.
велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. В Средние века в течение многих столетий временем "владела" церковь. Классичеекое искусство Гайдна и Моцарта не отказывается от традиций. Первый подъем новой культуры в Италии относится к XII–XIII вв.
– достигалась путем острого непосредственного наблюдения конкретных единичных явлений. Вторжение французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий XVI в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом.
Эпоха эллинизма была отмечена крупными научными открытиями, развитием точных и естественных наук, материалистической философии, глубоким интересом к моральным и эстети-ческим проблемам. Они сумели сохранить и перенести в феодальное государство осколок родового строя в форме сельских общин. Решающей боевой силой в нем было крестьянство. Никто не знает к ней дороги. Народная традиция утверждала, что каждое явление природы – воплощение божества, что весь материальный мир природы одухотворен и вот таким образом оправдан а в каждом человеке заключено нечто священное, что делает его в известном смысле равным королю.
Они тесно связаны прежде всего в процессе формирования классической сонатьи-симфонии.
XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, шитье, чеканка интарсия и т. д. ). Мы имеем здесь критику с позиции широких масс городского населения, крестьянства, народа. Другие шли в этом направлении еще дальше.
На творчестве дебюсси и Равеля (как и художников-импрессионистов) сказалась ограниченность импресснонисткой эстетики. В повышении экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства (вазы и т. п. ).
У некоторых народов, например Китая именно в эпоху Средних веков оно пережило настоящий расцвет интерес к разнообразным сторонам жизни породил развитие пейзажа, натюрморта, бытового жанра, портрета. Он успевает убежать домой и тогда организуется осада его замка.
В целом они образуют своего рода энциклопедию свободомыслия, побудившую некоторых исследователей назвать Жана де Мена «Вольтером средневековья». В искусстве Оттоновской империи (X в. ) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским великолепием – черты, подготовившие романский стиль. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. В целом монументальное искусство в XX в. претерпевает глубокие изменения.
Композитора явно привлекает упорядоченностъ, организованность классического метода, которые в собственном творчестве он доводит до своего рода конструктивного аскетйзма. Учение Лютера воспи-тывало в личности действенное начало.
Египетская культура развивалась медленно. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др. ), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличаю-щимся острым восприятием натуры и характера. Вопросы нравственного поведения человека, его мирской деятельности решались церковью. С этого периода и вплоть до начала 1 тысячелетия до н. э.
Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории бывшего СССР – на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костенковско-Борщевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта). Борьба с феодализмом приобрела вот таким образом более острые формы.
Разум произносит покаянную проповедь, а Совесть держит его посох.
Синтез искусств стал важнейшим завоеванием художественной культуры Древнего мира. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу. Но немецких художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев.
насчитывалось более 180 подобных башен, в Падуе – более 100. Свойственный эпохе дух отрiщашя, дух сомвеяья наложил, как МЫ ВИДИМ, заметный отпечаток на кам ерно-вокалькуiо лврику. Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и вот таким образом носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Однако традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Героический эпос «Песнь о Роланде» (ок.
Тогда Привет призывает новых союзников – Великодушие и Сострадание. В X– XII вв.
По своему духовному облику Гайдн — художник еще переломного времени, представитель новой, молодой культуры эпохи Просвещения, стесненный, однако, старыми общественными условиями. Особенно это относится к Италии. Когда он приходит на побывку к отцу, тот расспрашивает его о рыцарской жизни. Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения в пещерах Испании (Альтамира и др. ), Юга Франции (Ля Рош, Монтеспан и др. ), России (Капова пещера), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др. ).
Сатирический элемент в фаблио также имеет не всегда одинаковый смысл и направленность. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства.
Искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии) достигло в это время высокого развития. Каждый из грехов воплощен в очень типичную житейскую фигуру: Чревоугодие, например, представлено в образе пьяницы-ремесленника, который шел на исповедь, попал в кабак, откуда его с трудом извлекли жена с дочерью не менее характерны Леность, «вся в грязи и со слипшимися веками» и особенно Гнев, «сопящий носом и кусающий губы», который изображен в виде монастырского повара.
Отправлением в Китай посла и группы студентов и ученных монахов (607 – 608 года) возникает планомерное заимствование континентальной культуры. Самой крупной фигурой северных стран в ту эпоху был Ян Стбылиус. Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики искусства) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни и как отличное от нее – выдуманное иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием «рукотворности» отношение человека к искусству принципиально отличается от его отношения к религии). С середины V в. н. э.
Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. Создавалось романское искусство в основном в монастырях.
Изменение статуса города было обусловлено многими причинами. Философское размышление, оценка жизни, самооценка занимает все большее место в этих ромавсах-монологах.
Образ человека здесь отмечен то мечтательностью и глубокой задушевностью, то суровостью и мятежными порывами, драматизмом страстей. Наряду с другими причинами это усилило тягу людей к образованию. разворачивается период Древнерусского искусства.
Затем в соборе строились капеллы. Он сообщает, что мир имеет форму шара, что небесный свод – разреженный воздух, который греки называли «эфиром», что облака образуются из влаги, которую притягивает к себе солнце и т. д. Но наряду с этим мы находим у Готье баснословные рассказы о «чудесах мира» – об острове близ Ирландии, где могут жить только мужчины и самцы животных, о реке Шабаш, которая перестает течь по субботам. Значительную роль в этом сыграла «вера в душу слова», его магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая обрядность.
Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Впрочем, коНструкиии венской классики (классическая структура периодов, фигуративность фактуры и т, д. ) он охотно сочетает с доклассическими видами организации музыкальной ткани (токкатность, поп 1еао) и доклассическими же жапрами (гавот, токк2та), образовавшимися олределенню линию в его творчестве. Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм.
Перспективность средневековой культуры Западной Европы определялась тем, что варвары «омолодили». Здесь мы находим Iу же свободу iоiтерлретащiи: наряду с клЗссичесюiм для русской музыки жанром обработки в точном смысле слоа, мы встретим и перевод песни в другую жаяровую сферу (Пять песен для голоса с оркестром Лядова) и свободную, новую музыкальную ивтерпретацшо слов народной песни, У того же Лядова (поздние олусы которого вообще очень тигшчвы для для ХХ века. ) имеется цикл детских песен-лрибаугок на народные слова. При своем возникновении, роман не преследовал сатирических целей.
Бурдель). В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. В разных странах оно проявило себя по-разному. Марии, построенным в 1350–1592 гг. От Римской империи была унаследована и форма централизованного государства. Полис стремился также обеспечить его всесто-роннее эстетическое развитие. Эволюция камерной инструментальной музыки от ХIХ к ХХ веку была тесно связана с основными стилистическими направлениями эпохи.
Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Две пересекающие его улицы служили основными парадными магистралями.
Известно, что во Флоренции XIII–XIV вв. до н. э. но по творческой иц. аивйдуалностй композиторы эти различны. Овладевая изображением зверей, человек, казалось, обеспечивал себе победу над ними.
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
Созывается суд, на который обвиняемый благоразумно не является. Начало самостоятельного развития искусства относится к концу XIV в., когда нидер-ландские провинции были насильственно собраны воедино под властью бургундских герцогов (1363–1477) в независимое «промежуточное» (Энгельс) государство, расположенное между Францией и Германией оно включало Фландрию, Голландию и многочисленные провинции между Маасом и Шельдой. Однако целый ряд отраслей художеств, деятельности долгое время оставался в большой зависимости от религиозно-ритуальной деятельности, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности – технической (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицис-тика), агитационно-пропагандистской (ораторское искусство, плакат искусство рекламы, оформи-тельское искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д.
Станковое искусство – термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики имеющие самостоятельный характер и (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации) не предназначенные непосредственно для какого-либо сооружения издания и т. д. Предшествующие многие тысячи лет развития древних племен воспитали верность глаза, гибкость руки, способность выделить главное и характерное, умение видеть присущую природе красоту и гармонию форм. В многочисленных его миниатюрах очень ясны связи с Григом. Термин «станковое искусство» произошел от «станка», на котором создаются произведения станкового искусства в живописи, например им является мольберт. Утверждение феодальной формации в западноевропейском обществе в начале 2 тыс. до н. э. При жизни Гайдна были созданы шесть симфонии Бетховена.
Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д. ). Огромные богатства, восточная торжественность и зрелищность культовых и придворных церемониалов поражали воображение людей того времени. должно не копировать ее, а воспроизводить ее структуру.
Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организационный признак человеческой жизнедеятельности. Общей тенденцией этих литературных памятников является последовательный переход от богов к героям и земным правителям от космогонии до истории: устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от богов, что позднее с политической целью широко использовалось официальной идеологией. XVIII вв. Оно вливало в формирующееся византийское искусство живые силы свежесть и непосредствен-ность чувств вносили и варвары, воздействие художественной культуры которых усиливалось начиная с IV–V вв. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. многие композиторы обращались к воплощению речевых интонаций в музыке в целях обновления интонационного строя своих произведений (например Глюк, Мусоргский). Ничто не прошло мимо него.
По своим физическим данным человек уже ничем не отличался от современного. Возникают большие монументальные стили. В архитек-турные ансамбли включались произведения монументальной скульптуры. Развитие и расцвет городов свидетельствовали о том, что европейское Средневековье вступило в пору зрелости и города стали ярким воплощением этого этапа. эстетика классицизма установила жесткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого жанра в общей иерархической жанровой системе (именно тогда во Франции и вошел в обиход сам термин «жанр») в XIX в. развернулся процесс взаимодействия жанров их сплетения и скрещения, жестко установленные границы стали размываться.
В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др. ) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимо-проникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя. Ренар продолжает издеваться над своими противниками. ареной глубочайших социальных конфликтов.
Способность искусства модифицироваться не только на уровне пространственных решений (монументальное, декоративное, станковое), но и эволюционировать во времени ставит задачу периодизации истории искусства, накопившей к настоящему времени исключительно богатый материал, нуждающийся в исторической дифференциации. XVIII в. – 1-й трети XIX в. (работы скульпторов Ф. Ф. Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных отношений, стало главной основой социальной структуризации японского общества. Поэма состоит из одиннадцати видений, различно расчлененных в различных редакциях, но всюду явственно распадающихся на две части из которых наиболее интересна первая – аллегорическое повествование о странствовании паломников к Правде, во второй помещены «Жития» своеобразных аллегорических фигур, «Видение» открывается «прологом».
Кроме того их важнейшей функцией было укрепление государственного строя, вот таким образом мифологическая часть эпоса должна была дополнять историческую, что, например, в «Кодзаки» ведёт читателя от времён легендарного императора Дзимму до правления императрицы Суйко (593-628гг). Римляне перерабатывали типы греческой архитектуры, принципы ордерной системы и декора. Первобытное искусство возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите.
Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Декоратив-ное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п. ).
В конце концов замок Ренара взят, но среди общей суматохи ему удается бежать. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах.
Революционная тема ни в какои мерс не исчерпывает собой наслсдия Бстховена. От импрессионистской эстетики их уводило народно-реалистическое жанровое содержание музыки.
Богаты таким мелодизмом оперы 40-х годов, среди которых «Летучий голландецх выделяется народно-песенным складом музыки, а. хЛоэнгрин» — налiйся ее укра. яением, умер Лист к этому времени покинул Францию, обосновавшись в Германии. Уже в одном из ранее законодательных документов «Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор». Религиозные догматы христианства, буддизма, мусульманства накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. звериный стиль.
Камерно-инструментальным жанрам отдали дань мнбгие другие французские композиторы: Форе, дюка, Руссель, де Северак, Роже-дюкас и другие. Жанр художественный (франц. Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире. В конце XIV в. городские власти Флоренции и Генуи приказали уменьшить родовые башни до высоты в 50 локтей, в других городах они были просто снесены. Существенно при этом, что моральная оценка его личности двоится.
Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Лишь к концу 5 в. до н. э. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. Наконец, некоторое родство с Шиллером (и немецкой ьщеалистической философией) Моцарт обнаруживает в том слиянии этического и эстетического жизненного критерия, которое теоретически доказывалось эстетиками и гораздо широ, свободней и полнее было воiтлощено в искусстве Моцарта. Ренар, по совету жены, решает сам достигнуть престола.
до конца 5 в. н. э. В это время сложились новые принципы градостроительства. Стадию позднего Возрождения проходят, кроме Италии, Нидерланды, Франция и Англия. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности.
Искусство должно «удваивать» реальную жизнедеятель-ность человека, быть ее воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д. («пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Византийское искусство возникло и развивалось на сложной основе. Центральными фигурами первого видения являются женщина в простых холщовых одеждах, долженствующая изображать «Святую церковь» и ее соперница, пышно и богато наряженная «леди Взятка», «Церковь» показывает автору отдельных представителей грешной человеческой толпы, характеризованных очень жизненными чертами и разъясняет ему, что зло прочно утвердилось в мире во всех общественных классах. Механические часы появились в XIII в. в 1288 г. часы были установлены в Вестминстере.
Полифоническое мастерство Моцарта является одним из высших достижений в этой области. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину боковых стен, а переход от формы окружности к много-угольнику заполнялся вогнутыми сферическими стенами – «парусами». – времени падения мировой империи. Народный быт в гармонии с природой, труд как единственная подлинная добродетель человека, .
Острее передавались чувства человека, находившегося в трагическом конфликте с окружающей средой. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Гармонический язык венских классиков, базирующийся на принципе функциональности тонико-доминантово-субдоминантовых соотношений, обнаруживает большие богатства в области тематических и ладовых контрастов, тональных и модуляционных планов, непосредственных сопоставлений далеких тональностей и т. п. И хотя для них характерно в основном гомофонно-гармоническое мышление, все же полифония служила им важным средством выразительности (особенно в круговых формах). Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельными столбами, принимавшими на себя давление арки.
В «Романе о Лисе», как и в фаблио, необходимо разграничить сатиру и юмор. Как и Ба Моцарт отлично знал музыку современных европейских мастеров.
Башня, виднеющаяся вдали пейзажа – башня Правды, темница в долине – обиталище Зла, поле – «полное людьми» – человечество. Как это бывало не раз и в более ранние эпохи, . Как определяют японисты, чувство органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе – твои отец и мать» и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё – от былинки до Вселенной.
Здесь, в первую очередь, следует назвать Испанию. Новые веяния неравномерно проявлялись в различных видах искусства. В музыке на смену унисону (одноголосье) пришло многоголосье. Последние ветви романа носят обличительный характер.
Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и Китае. Он один знает Правду и ее местопребывание. В нем утвердились принципы реализма, новые идеалы. Истоки его восходят к первобытному обществу.
В центре их искусства, обобщенного по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, абсолютного физически и духовно, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения. Но в смысле общей сти5истической направленности их творчествё заняло как бы средиi-iное положение между крайними полюсами французской музыки этого периода (между Сен-Сансом, Франком, дЭнди и имирессионистами)., тяготея в той или иной степени к какому-либо из них, а большей частью синтезгiруя их принципы.
В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека. Западная империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды. Эти качества привлекали внима-ние последующих поколений.
Эта школа возникла на основе героических традиций национального классицистского театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные пережи-ваниям реальных событий и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни. В начале XX в. вновь появляется архи-тектонически продуманная монументальная скульптура (А. Оно несет на себе печать дисгармоничности и трагизма, которыми изобиловала общественная жизнь Германии XVI в. Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического развития страны, ставшей в конце XV–XVI вв.
С конца 4 в. до н. э. Сознание народных масс изменилось. Ратушу, здание, в котором располагались органы городского самоуправления, зачастую стремились уравнять по высоте с собором. Положiггельяьте образы, положительные идеи продолжают жить и в этот период.
Отныне был невозможен возврат к старым шаблонам оперной мелодики. В них обнаружились типичная для нидерландцев любовь к деталям, конкретности их изображения, повествовательность, тонкость в передаче настроений и вместе с тем поразительное умение воспроизвести целостную картину мироздания с его пространственной безграничностью. При этом Моцарт оказывается шире Гайдна. Вместе с тем человек в сознании людей перестал быть центром мироздания.
Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, то есть должно воссоздавать (моделировать) жизнь в ее реальной целостности и структурной сложности. (государство франков империя Каролингов, Оттоновская империя) не привели к образованию централизованных государств, как в Византии. И в «Орфее» и в «Алъцесте» имеются балетные сцены, еще больше ориентированные в парижских редакциях этих опер. Многоугольные в плане помещения перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом.
Острая наблюдательность художника теперь сочета-ется с умением мыслить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Убеждённый в живой связи всего со всем японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей. Правительство (сёгунат) находился в Эдо. активно развивались многие старые и возникали новые города.
Именно в это время, когда над страной нависла угроза ее полного порабощения иноземными завоевателями, раскрываются силы парода, вступающего в борьбу за национальную независимость, за республи-канскую форму правления, растет его национальное самосознание. ССамая яркая особенность системы выразительных средств у романтиков — значительное обогащение красочности (гармонический и тембровой), по сравнению с классицистскимиобразцами. Так формировалась многослойность городской культуры – многослойность, характерная для средневековой культуры в целом. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения.
фрагмеатарностью фактурьг отказ от классических принципов формирования музыкальной ткани и, прежде всего, в мелодци (замена конструктивно четкой мелодиц, оформленной в виде периода, предложения, фразы, потоком возбужденных интервалы-тых ходов) отказ от четкой ритмической организации с делением фактуры на периоды, предложения ц с устойчивостью ритмоэлементов отказ от деления факiурьи на мелодьло и фон и тяготение к предельной к предельной интеграции всей музыкальной ткани наконец, атонализм, резко отразивiяийся на формообразовании. Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер.
В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. В образах Аполлона (бога солнца и покровителя искусства), Афины (богини мудрости, покровительницы ремесел и земледелия) и других богов и героев греки воплощали свое представление о абсолютном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, стихийное начало. genre, от лат.
XVIII в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др. ). сознание свободного грека было проникнуто чувством гражданской ответственности, в органическом единстве соединялись в нем личные и общественные интересы. Возвышендая вагцеровская декламация внесла много нового в музыку ХIХ века. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
В эпоху Македонской династии (867–1056) и династии Комнинов (1081–1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. Романская архитектура поражает мощью, скульптура – мятущимся духом. Тяготение к гармоничному идеалу и завершенным классическим формам сочеталось с острым чувством индивидуально неповторимого. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) художник Джордже Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья.
Древнейшие из известных письменных памятников книги «Кудзики» (620 год), «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), посвящённый истории, догматизму и ритуалу синто, демонстрирует переход обрядов, которыми сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных работ, в мифы. Характерная черта древнегреческой мифологии – очеловечивание ее образов. Правда, та и другая продолжают еще оставаться «служанками богословия».
Характер его образов и, тем самым, облик его тематизма тесно связан с принципами развития в симфоническом цикле, будь то разработка в allegro или варьирование в медленной части. Однако феодализм был еще прочен. лет тому назад искусство неолита и бронзы. В XV–XVI вв. В 425 г. здесь был основан университет, куда стекались знаменитые ученые всех стран.
Известно, что темы для ряда песен Малера использованы композитором в сямфотшях. С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. В христианстве возникло учение о существовании двух миров – высшего божественного, духовного и низшего мира земной реальности, являющегося лишь его отражением обнажились и противоречия между двумя природами человеческой натуры – духовной и телесной, матери-альной.
Древнейшее искусство Восточной Европы формировалось начиная с 4 тысячелетия до н. э. В раздробленной Италии, как и в Германии, утверждается мелкодержавный княжеский деспотизм. Он — симфонист в оперс и синтетически связан с вокальной музыкой в симфонии.
Стремление к научному познанию мира не умаляло роли воображения. Однако нередко соборы строились в течение нескольких столетий. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познава-тельного диапазона искусства.
Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории искусства. Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетического субъективизма, ведущие к отрыву искусства от действительности, оказались малопригодными для развития монументального искусства, а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации искусства в индустриально развитых странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения монументального искусства из сферы общественного бытия). Своеобразное лродолжекие традиции ромактической Ые4 получили в скандинавской музыке, в частности, в сочинеiшях Грята, позднее творчество которого содержит замечательные образцы ромаятяческих циклов на слова норвежских поэтов — И. Паульсена, В. Крага, А. Гарборга (цикл Горная дена). Многое у Франка шло от романтического искусства ХIХ века (поэмность драматургии, лейтмотивность и монотеатизм), однако наметались я моменты, предвосхлщавыхке процессы искусства ХХ столетля. Например, Прелтодия, Хорал и Фуга, Прелюдия, Ария и Финал для фортепиано. Моцарт был в сравнении с Гайдном совсем иной иi-щивидуальностью.
Больше того именно в XIII в. папство производит полную мобилизацию сил в целях насаждения «правоверия». Но балет у Глюка не является вставным дивертисментом, не связанным с действием (оперы, как это имело место, например, во французской лирической трагедии периода ее угадка (после смерти Люлли), он органически вытекает из драматического действия. На этом обширном творческом пути, как бы сквозь разные эпох.
Развитие феодальных отношений привело к возникновению многочисленных центров культуры в различных частях мира, находившихся во взаимодействии. Назовем романс Рахмашшова Христос воскрес, Тавеева Среди врагов. Главными центрами нового искусства и культуры стали богатые города южных провинций Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент, Брюссель, Турнэ, позже Антверпен). Щедрина, И. П. Архитектура и скульптура вплоть до XVI в. развивались в рамках готического стиля.
Глюк не отказывается и от балета в операх. преимущественно с Востока в Западную Европу, нельзя отрицать восточного происхождения некоторых фаблио. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.
В Германии, ее крупнейших городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. Открытостью способствовал поиск новых форм государства на отмену от исторически первого его варианта – «Общества удзикабане» (аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и имя «кабане», что указывало на их общественное положение), где власть над человеком как своё природное право осуществлял каждый аристократ отдельно. С движением иконоборчества связан расцвет книжного орнамента. Он протекал иным путем, чем на Востоке. Ренар в монастыре прикидывается праведником, но по ночам ловко крадет кур.
Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (3араут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). Как бы ни была символически шуточна философия его «Волiпебной флейты», не случайно эта опера привлекла внимание Гёте. От имени Разума и Природы поэт разоблачает всевозможные суеверия, предлагая вместо этого научные объяснения всех явлений.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. С постройками стиля модерн органически связаны произведения монументальной живописи (М. А. В это же время сложилась реалистическая система в искусстве.
общеевропейского масштаба. Преобладание оперы не означает у него умалеiiия симфонии. Искусство Возрождения прошло этапы раннего (XV в., соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), Высокого (90-е гг. В то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Многие немецкие художники становились участниками политической и религиозной борьбы и подвергались преследованиям (скульптор Т. Рименшнейдер, художники М. Грюневальд, Г. Грейфенберг, Г. Платтнер, П. Лаутензак).
В отличие от античной основы византийского искусства в искусстве Западной и Центральной Европы с V в. на первый план выступили наделенные первозданной силой «варварские» элементы: образы фольклорной традиции племен, разрушивших дряхлеющий Рим. И примечательно, что город как бы вбирал в себя наследие обоих предшествующих типов. Не случайно мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в небесной пещере, а потом снова явила себя миру, есть не просто рассказ про смерть и воскресенье, а фиксацией факта понимания диалектической природы бытия.
Это определяет особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя образов. Верное жизненной правде, немецкое искусство было менее рационально, оно уступало итальянскому в разработке научных основ, в нем не было тех последовательно рационалис-тических философских воззрений, которые у итальянцев привели к безоговорочной вере в человеческий разум. Лучшие художники эпохи эллинизма сумели передать ее грандиозность и героику в образах огромного эмоционального наполнения и динамики исполненных страстной патетики.
Во Франции примером такой энциклопедии может служить поэма лотарингского монаха Готье из Меца «Картина мира» (около середины XIII в. ). Однажды, когда они, сильно утомившись, заснули, он проник в их лагерь и всех их привязал к деревьям. Культура данного периода почти полностью формируется под его воздействием. В некоторых государствах готическое искусство в XV–XVI вв. Особенности величественной природы Египта – дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня и отсутствие леса – во многом определили суровую красоту родившегося на этой почве искусства.
Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Оно стало эмоцио-нально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясность. Особенно характерно это было для Италии. В нем видели лишь частичку Вселенной, подчиненную ее неведомым силам. В поэзию проникали индивидуальные чувства.
В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. до н. э. Культура средневековья исключительно богата и разнообразна. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры.
Всем этим народная мудрость противопоставляется как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан. Даже крошечная улитка берет верх над Ренаром. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт.
Греческий язык оставался разговорным языком. Новыми общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий в XIII в. Наряду со все более теряющей связь с жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая, городская литература. Палач выкалывает Хельмбрехту глаза и отрубает руку и ногу. Оно было призвано воспитывать массы в духе покорности, наставлять в вере.
Изобличенный в этом и прогнанный из монастыря, он умудряется снова втереться в доверие к Ноблю и сделаться его фаворитом. Греция утратила былое экономическое и политическое значение. Но в XIV в. готика распространилась в Италии повсеместно.
Но классицистский строй мышления соединяется в его творчестве с ромаытическцми чертами. Это не значит, однако, что тюсотворения окончательно вытескяют ыеа. Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов.
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы, простиравшейся от Геркулесовых столбов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. В этом месте и сосредоточивается главная идея «Видения» вообще. Более того, в силу отказа от классических структур мелоса и гематизма с их индивидуализированньхм мелодическим строем, сама эмоция у экспрессионистов теряет личностный харатер, превращается в эмоцию вообще, типизированную категорию экспрессии (страх, отчаяние, 1одицочество и тм. ). В Средние века считалось, что "городской воздух делает свободным".
Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья.
Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Ромаяс все заме-шее окравлiвается рефлексией, монологизируегся. Благоприятным фактором для этого становится привлечение к японскому языку китайского письма (завезенное в страну примерно в 400 году она осталась приобретением не многих) и его широкое практическое применение.
Их сближает гармоничное мировосприятие, глубокий и оптимистический гуманизм (безо всякого прекраснодушия), понимание серьезности художественных задач, этического смысла искусства (без морализирования), поиски правдивого воплощения избранных тем и круга образов, ясность творческой мысли, совершенство формы. В пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой демократии в 5 в. до н. э. Церковь стремилась быть «всеобщей» – она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности.
В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства. Оно по-настоящему оптимистично. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военачальников. Произведения изобразительного искусства появляются уже в ориньякское время (то есть в caмом начале позднего палеолита).
Если немецкий доминиканец Альберт Великий (1193 – 1280), учитель Фомы Аквинского, пользовавшийся репутацией величайшего натуралиста своего времени, все же лишь собирал и популяризировал добытое античной наукой, то английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214 – 1294) становится на путь эмпирического естествознания. для Гайдна более характерен объективiiо-эыический (с элементами лирикм и драматизма) мир образов, для Моцарта — по преимуществу субъективно-драматический. Спасшийся заяц рассказывает обо всем Ноблю и за Ренаром устраивают погоню. Далее искусство доисторической эпохи подразделяется на искусство мезолита (среднекаменного века) – приблизительно 10–7 тыс.
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (сер. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё). В искусстве Каролингского возрождения (VIII–IX вв. ) наметилась национальная стилевая общность, возродился интерес к античности и вместе с тем отмечалось тяготение к одухотворенности образов. В то время как в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества и соединение личных и общественных интересов было свободной и естественной формой «активного гражданства», Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку, осуществляя насилие не только над рабами, но и над свободными подданными.
«И кто хочет знать, где живет этот святой, – заключает Петр, – тех поведу я прямо к его дому». Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки.
В этой огромной второй части романа (примерно 18 000 стихов) главную ценность представляют длинные вставные рассуждения, вложенные в уста Разума и Природы и имеющие характер самостоятельных дидактических поэм. Соответственно в эту эпоху искусство неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно все имеет «прикладной» характер. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев.
Однако в оценке этих черт наблюдается двойственность. В эпохи неолита и энеолита и отчасти в Бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае – сложные криволинейные, главным образом, спиральные узоры а в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте – прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами).
Благодаря цехам ремесленное производство в Средние века было четко регламентировано. жанров: смещение в одном произведении признаков и свойств различных жанровых групп. Таким образом, университеты, появление которых несомненно свидетельствовало о расцвете городской культуры и росте роли городов в жизни средневекового общества, оставались в пределах феодальной общественной системы и подчинялись клерикальной и светской власти. Культ мест и героев имел государственное значение.
В первом из них рассказывается о том, как некий человек, желая вдуматься в смысл христианского «символа веры» («Верую»), напрасно старался среди монахов всех орденов найти человека, который оказал бы ему помощь всякий требовал от него платы за наставление или ругал других. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
Тем самым для искусства открывались новые перспективы. Первобытное искусство – искусство эпохи первобытнообщинного строя. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как бытовой жанр – «портрет – пейзаж – натюрморт», свойственен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве точно так же «песня – романс – кантата – оратория» есть ряд специфических музыкальных жанров. средневековый город вступил в новый, третий период своего развития – период расцвета.
Выраженная в такой общей форме, она безусловно неверна. Известно, что в XII в. существенно возрос процент грамотных среди мирского населения. Для нидерландского искусства характерны новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности такой, как она есть, выражение органической связи человека и окружающей его среды, постижение тех возможностей, которыми наделяют человека природа и жизнь. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она дает художественному образу материальное воплощение, вне которого он – как и любая другая модель – не может существовать с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный «язык» (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д. ), призванный донести до сознания людей заключенную в нем художественную информацию.
Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское. Успехи, достигнутые нидерландским искусством в этом направлении, подготовили дости-жения реализма XVII в. В отличие от итальянского нидерландское искусство Возрождения не пришло к утверждению безграничного господства образа абсолютного человека-титана. Жизнь гармонична только в ее движении, в ее великом драматизме, в сплетении серьезного и комического. XIX в).
лет тому назад. Ему оказывают это снисхождение. Пороки плохи потому, что сокращают жизнь человека, а жизнь – это первый закон природы. Таковы Песни об умерших детях.
Прокофьев начинал с 6ата, гЛавньКi объектом которого был акадеюзм. Такое же зримое воплощение получила борьба города с церковью. В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Города предоставляли преподавателям и школярам разные льготы и привилегии.
В крупных циклических формах он придерживался классических тенденций. Испанцы. аали миру яркое и сксство, в концертно-блестящих (Альбеныс), лирическизад шевных (Гранадос) и поэтически-красочных (Фалья) формах которого оказалась воспетой и страна и душа испанского народа. Однако в недрах средневековой схоластики, в спорах философов Западной Европы, в науке народов Ближнего и Среднего Востока, в борьбе религиозных течений Китая и Индии раскрывались новые важные стороны восприятия мира, углублялось его познание. Древнейший форум в Риме – республиканский форум Романум (6 в. до н. э. ), к которому сходились все дороги столицы. Часто судьба народа решалась произвольно тиранами, полководцами-победителями.
Общенациональный духовный подъем в эпоху Высокого Возрождения в Италии (кон. Светская культура в романскую эпоху не исчезла. Городская бюргерская культура с ее культом трезвого практицизма развивалась здесь рядом с пышной культурой княжеского двора, выросшей на французско-бургундской почве. Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н. э. ), разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации. творческой зрелости.
Термин «романский стиль» применяется к искусству XI–XII вв. даже у Рахмаяянова, самого непосредственного его продолжателя, любовная тема нагiболеее ярко вьиражена в ранних романсах (ор. 4 и 14).
В придворной рыцарской среде XII–XIV вв. Во время свадьбы являются стражники и забирают Хельмбрехта и всю его шайку. Но сферой отрiщавяя не исчерпывается, конечно, ее содержание. Проснувшихся зверей освобождает улитка, которую Ренар забыл связать.
В искусстве Меядельсона все ясно, трезво, жизненно. Таким образом искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Первое общественное разделение труда, связанное с переходом от охоты к земледелию и скотоводству, способствовало развитию новых тенденций в искусстве. В западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Воспитанные на классицистской сонате-симфоiгии, олицетворявшей идеальный вид «чистого», «совершенного» инструментального искусства, лишеiнiiого коiкрстiiьих вiiсмузыкальных ассоциаций, комнiозиторыромантикй сознательйо противопоставили ей свою новую разновидность инструмертальной музыки, неразрывно связанную с определенными дитсратурными образами, а иногда и прямыми сюжетными реминисценциями. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных райо-нах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры.
Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. В нем содержались элементы эстетического восприятия из которого развилось искусство. Ее величайшее достижение граничит с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая пришла на смену настенным росписям романских церквей и готическим витражам. В XIV в. английская деревня испытывала затяжной кризис, в особенности усилившийся после опустошительной эпидемии чумы («черная смерть», 1348 г. ), которая значительно уменьшила население Англии и вызвала недостаток в сельскохозяйственных рабочих. Наконец, камерное искусство привлека и в связи с нарождением и интенсивным развитием нового классицизма.
Становление раннего феодализма в Византии (конец VII – начало IX вв. ) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, проявившимися в религиозно-еретических движениях крестьянско-плебейских слоев общества – иконоборчестве и павликианстве, – которые охватили прежде всего византийский Восток. Исполненные экспрессии и острой наивной выразительности, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, различных чудовищ, демонов как бы воплощали силы неутомимой жизненной борьбы. Эти особенности восприятия мира проявились в нидерландской живописи и графике XV и XVI вв. «Похвальное слово глупости»).
Интерес к точным наукам, античному наследию и итальянскому Возрождению проявился в Нидерландах уже в XV в. В XVI в. с помощью своих «поговорок» (1500) Эразм Роттердамский «разболтал тайну мистерий» эрудитов и ввел живую исполненную свободолюбия античную мудрость в обиход широких кругов «непосвященных». Вслед за исповедью «грехов», составляющей как бы интермедию, веселую жанровую сценку, Разум обращается к покаявшимся с призывом – «искать Правду». Изобретение книгопечатания способствовало распространению научной литературы, политических брошюр, боевой сатиры («Письма темных людей»), памфлетов не только в литературе, но и в изобразительном искусстве (ученики Дюрера – Б. и Г. Бехамы, Г. Пенц). Для этого он поступает во французский монастырь, где учит монахов своей «лисьей хитрости».
Не случайно наиболее значительные достижения здесь связаны с портретом. XVII в. имел особое значение для формирования национальных культур Нового времени. К концу XV – первой трети XVI в. искусство Возрождения развивалось и в Германии. Демут-Малиновского и др. ). В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 гг.
Возник интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни. лет тому назад. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерой, Корнель, Расин, Мольер). По Олимпиадам с 3 в. до н. э.
«Героическая», Пятая и девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора, «Патетическая соната» и «Агтпассионата»—именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшес мировое признание. В средневековых городах второй половины XII–XIII вв. Этот субъективный отгегiок выражен в той непрерывi iости развития, которая образует аi iтипод театральной и еонатной «расчлеиенноети.
В дальнейшем история искусства Нового (XVII – нач. Своим учением о суверенитете природы он предвосхищает идеи Рабле. Последним великим певцом любви в России был 4айковский. – так называемый эллинистический период, продолжавшийся до 1 в. до н. э. Надо во всем следовать природе.
Интуиция заменяла научный подход к изображению природы.
Спрашивают об этом паломника, побывавшего и в Риме и в Палестине: «Знаешь ли ты святого именуемого Правдой. » – «Нет, – отвечает тот, – никогда не встречал я паломника, который бы искал такого святого». Основным жанром Гай, дна стала симфония, основным жанром Моцарта — опера.
Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии. Совсем напротив.
Его гармоническяй язык и инструментовку хараюгери зует повышенный интерес к красочности. Просуществовав около 500 лет, она во многом повлияла на экономику и куль- туру североевропейских стран и в то же время помогла городам понять, какую серьезную силу они могут представлять. Стремление создать выразигслы тый виртуозвьтй стыль вызвало ВПОСЛОДСТВИИ к жизни «Этюды для фортеiiиано по Кагiрисам Паганиi-ги» и «Концертныс этюды по Кагiрисам Пагаiини».
Их усилиями первая атака отбита. Лирическое восприятие мира — важнейшая сторона содержания романтической музыки. Но и сам вокальный цикл лробретает некоторые черты симфонизма.
Человек прекрасен для неiю только в полноте и многообразии своих чувств. увенчали ее высоким многоступенчатым куполом. В этих условиях позднего, завершающего этапа Возрождения, возникает «трагический гуманизм», раскрывающий более глубоко противоречия между человеческой личностью и окружающим ее обществом, осознается жестокий разрыв между ренессансными идеалами и враждебными антигуманистическими силами, начинающими побеждать в обществе. В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Крупными центрами ремесленного производства становятся Флоренция, Сиена, Милан. Вместе с тем резко возрос удельный вес симфонических концертов — их проводили в Париже две организации, одну возглавлял дирижер Эдуард Колонн (существовала с 1873 года), другую — Шарль Ламуре (сI 881 года). В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно отображения жизни.
И уже во второй половине XVI в. возникают тенденции антиманьеристического искусства. Подобно ериода. ч творчества, отчетливо показывают этапы хУдожественноэстетичеекой и стилевой эволюции композитора. Своеобразным очагом искусства Возрождения XV–XVI вв. Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, проявляющиеся в расцвете экспрессивного и иногда трагического гротеска в искусстве и литературе, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить» (Эразм Роттердамский.
Позднее стали появляться школы при соборах, такие, как знаменитая Шартрская школа во Франции, хорошо известная уже в конце X в. Большим шагом вперед на пути обмирщения общества стала организация цеховых и гильдейских школ. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Сибелнус). в централизованную деспотию. Между тем все люди по природе равны между собой.
камерно — вокальных тра, цшщй ХIХ века наиболее устойчивыми и влиятелъiгыми следует считать немецкую и русскую французкая — более локальна. Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Это конечно, аллегория. Создаваемые как элемент или деталь композиции (площади, улицы, парка, здания, а также интерьера, костюма и т. д. ) произведения декоративного искусства (в отличие от станковых) играют существенную роль в объемно-пространственной организации ансамбля. Так, например, принципы монумен-тальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовла-дельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социаль-ного строя и обожествления личности властителя (так называемый Большой сфинкс в Гизе), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы.
Часов не было и люди узнавали время по звону колоколов близлежащей церкви. Глупо, например, думать, что кометы своим появлением предвещают смерть королей ибо, как заявляет Природа, короли ничем не отличаются от последних бедняков: «Я создаю их всех одинаковыми, как это видно при их рождении». К началу XIV в. в Париже насчитывалось 350 цехов, которые производили различную продукцию. 1Iтак, главным жаяром в испанской камерно-инструментальной музыке стала харакгеристическая (или лирическая) миниатюра ярко выраженного национального стиля. Буддизм, который проникает в Японию одновременно с китайской письменностью и в начале там воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии как способ защиты существующего режима на ряду с идеей необходимости для каждого достичь образованности «сатори».
Вплоть до 4 в. до н. э. К концу 4 в. до н. э. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место искусство должно быть изоморфно реальной жизнедея-тельности человека, т. е.
Искусство зародилось в глубокой древности, в Каменном веке. Изенгрим приносит Ноблю жалобу на Ренара. Музыкальный стиль Меядельсотна безусловно ипдивидуален.
Не подлежит сомнению, что в течение всего раннего средневековья происходило в самых широких масштабах блуждание сказочных и новеллистических сюжетов, беспрерывный международный обмен их, происходивший обычно устно, но нередко также и письменным путем. Все виды искусств переживали подъем. Мы имеем в виду весьма широкое течение, образуемое разными точками притяжения (в одних случаях к стилям барокко, рококо, к полифоническим формам от нидерланщiев до Баха, в других — к классицизму ХУIII- начала ХIХ века), течение, которое по разному проявляло себя на разных этапах своего развития. Петух, которого Ренар уносит в зубах, учит его крикнуть преследующим его крестьянам: «Я утащил его наперекор вам. » Ренар раскрывает рот, чтобы крикнуть это и петух спасается.
В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Идеологом этих ранних реформационных течений явился оксфордский богослов Джон Уиклиф (John Wycliff, 1324 – 1387), сочинения которого вызвали оживленную полемику с ним католического лагеря и были осуждены в Риме. У племен, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии (от Норвегии и Карелии на Западе до Колымы на Востоке), бытовали и древние мотивы и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Эту задачу выполняет итальянский доминиканец Фома Аквинский (1226 – 1274), который в своей «Сумме богословия» пытался примирить все рациональное знание, унаследованное от древних, с христианским учением. Первоначально Ренар, как типичный грабитель и насильник, без сомнения – рыцарь.
В связи с этим возникло понятие о гармоничной человеческой личности, об идеале. Но они (за исключением только Оффенбаха) с трудом пробивали себе дорогу к общественному признанию сквозь весь строй и характер общественной жизни Второй империи.
Издревле центром города являлся собор. Получает развитие политическая графика: листовки, памфлеты, карикатура. Католическая церковь обладала исключительным идеологи-ческим и экономическим могуществом. Очень широкая и многогранная культура ромагггической эпохи проявила себя, конечiо, ве только в творчестве немецких и австрийских композиторов, но и в музыке скаядшiавской (Гряг, Ю. ) Свенсен) и в финской (Я.
Что касается Стравiоiского, то камерная иIiстрментальная сфера в этот период его почти не прiiвлекаел исключением являются ранние четыре этюда для фортеивано (1908), написанные под явным влиянием Скрябина и Три пьесы для стргнного квартета, в которых наметапись некоторые черты будущего неоклассив. мзма. XIX в. – по настоящее время) подразделяется уже в рамках конкретной национальной истории.
Но куда идти в ее поисках. Начали систематически даваться и камерные концерты. Привет заключен в башню под надзором злой старухи и Юноша приходит в полное отчаяние. В Константинополь было привезено множество античных статуй.
Особенности исторического развития Нидерландов обусловили своеобразную окраску искусства. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике).
Этот стереотип начинает изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших масс людей в поселениях, появление излишнего продукта имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Использован был этот жанр весьма широко. С удивительным мастерством испанские композиторы соединяли миниатюры и сюиты, лепили из них крупные формы типа рапсодий (Гойески Гранадоса), расширяли масштаб произведений изнутри, путем сцепленця жанровых сцен — образов (Кордова Альбениса). Рыцарская любовь создает куртуазный рыцарский роман, рыцарскую лирику трубадуров. Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художественного творчества находится еще в зача-точном состоянии и потому сами термины «жанр», «род», «вид», «разновидность» употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Но в то же время дебюсси и Равель в ряде крупных сочинений преодолевают ограниченность импрессионистской эстетики и создают такие психологически углубленные сочинения, как Второй фортепианный концерт и «Гробница Куперена» (Равель), грандиозные по масштабам симфонического развития «Вальс» и «Болеро» (Равель), яркие колоритные картины народной жизни, как «Иберия» и «Празднествю (дебюсси), В отличие от многочисленных направлений модернистского искусства, распустившихся пьадным цветом в начале ХХ века (экспрессионизм, конструктивизм, урбанизм и другие), творчество двух французских художников отличает полное отсутствие болезненной утончённости, емакования ужасного и уродливого, подмены эмоционального восприятия окружающего «конструированием» музыки.
В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Освободительное движение не ограничивалось городами.
Искусство Средних веков в Западной Европе обращалось ко всему обществу, к народу. "Средневековые университеты и схоластика"). В эпоху расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произведения монументального искусства (скульптурный декор афинского Парфенона) в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы древнегреческого полиса.
Сибелиус мастер крупных форм, что оiяущается и в миниатюре, которые, как верно отмечено в одной из работ о композиторе, часто служат как бы эскизами к сймфониям. В отличие от Беiховеяа, Шуберт вьщнинулся как художник пе в годы революционных восстаний, а в то переломяое время, когда па смену пришла эпоха общественно-политической реакции. Появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).
Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств. ведущее значение в античном мире приобретает искусство Древнего Рима. Позже понятие «Возрождение» приобрело широкий смысл. Культура и искусство пришли в упадок, но лишь на непродолжительное время.
Наоборот, явное предпочтение отдается музыкальному пейзажу, жанровой сценке, характерному портрету, реже мифу или сказке. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени и др. ). Городская литература осваивает целый ряд жанров рыцарской поэзии, существенно их видоизменяя. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат. В некоторых случаях это неприятие поднимается даже до активного протеста.
Получила широкое развитие мелкая пластика бытового содержания, а также садово-парковая скульптура. Цех включал в себя мастеров, подмастерьев и учеников. Он воспевает финскую природу, образы финского эпоса. Ганза являлась большой силой, как политической, так и военной. Всегда обращенный к внешнему миру, просто и оптимистическая Воспринимающий его, он — казалось бы, такой простодушный и насквозь «земной», — сам того не сознавая, может по существу, выступать философом в своих творческих концепциях, как свидетельствует об этом его оратория «Времена года, как убеждают в этом итоги его симфонизма.
Однако интерес к античности не иссяк: вместе с унаследованным от поздней античности христианством западноевропейское средневековье восприняло и многие художественные формы и иконографию, в которой утверждался образ страдающего, но возвеличенного человека – Христа. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитек-турные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Греки чтили память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человеч-ности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни). Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе.
Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы, способствовали их разрушению. Участие городов в работе парламента имело двоякое значение. Такой художник не может быть попросту «солнечным» — хотя он и глубоко оптимистичен. Напротив, оно широко развивает лучшие, прогрессивные из них.
Часто эти изображения сплетались в орнаменты сложной композиции и своевольного ритма. Вообще не следует слишком привязываться к одной женщине и быть с ней особенно щедрым ибо это противно природе, «создавшей каждого для каждой и каждую для каждого». Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода. эстетизм, аволлонкческий культ красоты, проявл5оощийся в изысканнопи и гiластическом совершенстве мелоса, в красочной сочности гармоний, звукоизобразцтельности, приверженности к колориту.
В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. Создавались и настенные росписи. XIX вв. ) и Новейшего времени (вер.
Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает в эпоху Ля Мадлен (по названию французского грота, где были сделаны первые относящиеся к данной эпохе находки), которая датируется 20–10 тыс. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки). На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. Такова в значительной своей части лирика Талеева, Метяера., молодого Маяковского. В западной музыке можно отметить многое у Гуго Вольфа (Одиночество), Малера, даже у позднего Брамса. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры.
В результате ратуша если и не сровнялась с костелом, то приблизилась к нему по высоте. Реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Он утверждал высокое представ-ление о человеке, о жизни родной общины, родного полиса. Хельмбрехт тоже усвоил эти обычаи. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове), которые проводились раз в четыре года, были своего рода смотром физической и духовной доблести. Первой литературной памяткой того времени стала великая политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того времени в процессе его развития.
Здесь рассказ Гильома де Лоррис обрывается. Стиль Сибелнуса в целом суровее, особенно в зрелом периоде. Вся страна, приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции.
Со смертью отца в 1826 году ЖИЗНЬ композитора превратилась в (борьбу между поэзией и прозой». С угасанием эллинистических государств с конца 1 в. до н. э. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. На этой основе зародились зачатки эстетического чувства.
Первая – восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Гайдгi создал немало оiiср, но они явно второстепенны у него. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры изображающие людей и животных (в т. ч. глиняные статуэтки женщин – т. н. ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародитель-ниц»), а также первые образцы художеств, резьбы (гравировка на кости и камне). Они собирали древние рукописи изучали классиков.
вызвало подъем художественной культуры. Божества римлян – это покровители отдельных видов человеческой деятельности, прежде всего общественной (боги удачи, плодородия, добродетели, мира и т. д. ). Наиболее сложна фигура самого Ренара, на протяжении романа далеко не единообразная.
Не менее страстно отвергал он и импрессионизм с его эстетской рафинированностью. Своеобразным отражением соперничества церкви и города стала власть над временем. Вместе с тем многос объединяет, а не разделяет Гайдна и Моцарта. в бытовом жанре, портрете интерьере, пейзаже.
Политическая власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников Объединенные в цехи, они активно противостояли местным феодалам и способствовали отражению натиска иноземных завоевателей (прежде всего германских императоров).
енной мысли. Это самый большой кирпичный собор в Польше и один из самых больших в мире. XV – 1-я треть XVI вв. ) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряженного драматизма произведениях монументального искусства (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др. ).
В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Пример дает хотя бы Англия, где средневековые города сложились в течение X–XII вв. У него возникали образы, которые находили выражение в слове, в музыкальных звуках, в рисунках. Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Процесс художеств, развития человечества развертывается, таким образом, в «двухмерном пространстве», одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая – понятием стиля. Именно эта черта сближает его с искусством классической Греции.
Небывало новые творческие задачи вставали и перед певцами — исполнителями опер Вагнера. Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого Проторенессанса (предвестия Возрождения), раннего, Высокого и позднего Возрождения, причем в рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное маньеристическое направление, не способ-ствующее познанию действительности. В то же врёмя в Германии приобрели большое влияние представители умеренного, «приглаженного» романтизма идейно-художественные устремления, которых в известной мере совпадали с «областническими» тенденциями в литературе. Провозгласив «священное писание» единственным источником веры, Уиклиф вместе со своими сотрудниками перевел библию с латинского языка на английский этот перевод сыграл известную роль в формировании английской литературной прозаической речи. С расширением общественно-трудовой деятельности человека обогащался его кругозор.
В кон. В IX–XII вв. Среди нац.
Феодальная эксплуатация, рост налогов, появление неимущих в деревне, безземельных батраков, жестокое «рабочее законодательство» привели к крестьянскому восстанию 1381 г. (под предводительством Уота Тайлера, Джона Болла и других), носившему антифеодальный характер некоторые группы требовали лишения феодалов их привилегий, отобрания у них земельных угодий и уравнения сословий. Ренара требуют к ответу.
Религия в Древнем Риме постепенно приобретала государственное значение, в ней большую роль начинали играть торжественные обряды. Она наметилась уже в 10-е годы в виде фортепианньгх пьес, в форме старинных танцев. В XI–XII вв. Перелом, совершившийся в искусстве первой трети XV в., наиболее полно сказался в живописи. Для произведений художников-монументалистов XX в. характерны острая публицистическая направленность, личностно-эмоциональный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в социальную оценку изображаемого события (произведения мексиканских монументалистов, росписи общественных зданий муниципалитетов в городах Италии и Франции). Такие поселения также быстро становились политическими и военными центрами. Охота давала возможность наблюдать животных их повадки и т. д.
Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общест-венной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиозно-догматического мировоз-зрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др. ). XVI – сер. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н. э. ).
Таким образом искусство творит воображаемые «миры», более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, то есть представляет собой практически-духовное освоение действительности, отличающееся и от ее чисто духовного освоения, характерного для теорети-ческого знания и от чисто материальной практики. Майоль, Э. А. В конце XVI в. она разрослась в могучее движение Реформации и закончилась победой буржуазной революции.
Мартоса, В. И.
Учитывая культурные влияния, шедшие в XII – XIII вв. в долинах и дельтах больших рек – Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Ярко иллюстрирует эти перемены появление среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато (III – IV ст. ), который широко использовал труд рабов. орета», но широкий размах приобрела деятельнопь театра. хКомическая опера», на сцене которого — вопреки его названию — ставились / произведения различных жаиров, в том числе и современных французских авторов (от «Кармен» Бизе до «Пелеаса и Мелизанды» дебюсси». Современную эноiгею борьбы за счастье он последовательно воплощал в различных образах и сюжетах своих опер.
Европу.
Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и Вселенной. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства.
XV в. – первая треть XVI в. ) и позднего Возрождения (вторая половина XVI в. ). Моцарт заглядывает и глубже Гай. iцiа: он один из немногих музыкантов своего времени, обратившийся к наследиiо Баха. Расширяется и сфера явлений, отображаемых в искусстве. невозможно понять феномен Моцарта. выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими – художественно-образными – формами воспроизведения действительности. Расширилась тематика, разрабатывались разнообразные художест-венные жанры. Власть перешла в руки военных.
Города-коммуны обладали значительными нравами. Начав творить в годы позднего Генделя, Гайдн закончил творческую работу накануне появления «Героической» симфонии Бетховена, а умер лишь тогда, когда юный Шуберт уже стал сочинять. Даже тогда, когда глубокие противоречия привели к гибели Древний мир. Это Петр, простой сельский пахарь. Воинствующие религиозные идеи должны были дойти до всех. Новшеством является создание художественной прозы, причем, однако, первые образцы ее (историография и прозаические переложения рыцарских романов), хотя и возникли в обстановке развивающихся городов, не принадлежат к специфической городской литературе.
Некоторыми особенностями отмечена периодизация отечественной истории искусства. Она прибавляет: «Нет подлых иначе, как по своим порокам и благородство зависит от доброго сердца, без которого ничего не стоит родовое дворянство». Его воздействие вполне объяснимо. В меньшей мере коснулось «Отап. Исследования историков и археологов дают основание утверждать, что первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту.
Таким образом, понятие жанра многопланово и в каждом виде искусства конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфическую систему жанров. В стихии субъективного утонули и растворились жанровые и национальныё признаки искусства. Роль Ганзы в истории трудно переоценить.