Рубенс История Марии Медичи 10. В историю культуры Франции Мария Медичи вошла благодаря знаменитому Люксембургскому дворцу и Люксембургскому саду, циклу картин Рубенса «Жизнь Марии Медичи» и аллее Кур-ла-Рен, с которой началась история одной из главных парижских достопримечательностей – Елисейских полей.
В 1600-м он отправился в Венецию, где стал придворным художником герцога Мантуанского. С помощью Гонзаго он рано начал получать заказы и от других мелких князей. С чисто научной дотошностью он выяснял детали кроя римской тоги, поскольку представлял ее себе иначе, нежели французский эрудит и издатель Тертуллиана Сомез, а также просил Саломона де Броса сообщить ему точные размеры галереи (в конце концов, картины все равно пришлось под них подгонять). Это случилось после ее примирения со своим сыном, королем Людовиком XIII.
Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. Жену он любил всю жизнь и на картине несомненна их интимная близость. К счастью, художник успел ухватиться за соседнее сооружение и не пострадал.
Господин де Люсон (именно так звали премьер-министра Людовика XIII до того, как он стал именоваться Ришелье), которого она вытащила на свет божий из глуши и из простого епископа превратила в крупного государственного деятеля, переметнулся от нее к королю. Не обошлось и без происшествий. Обмен принцессами (фр. Но королева не думала признавать себя околдованною и не хотела простить убийцам Кончини.
Красная драпировка кровати на фоне полотна повторяет формы парадной драпировки официальных портретов знатных особ того времени (см. Как раз в это время наконец-то состоялось очное знакомство с Пейреском. Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. На переднем плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при этом Венера удерживает Марса, спешащего на помощь богине мести— всё в картине говорит о миролюбивой политике королевы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатическими браками.
Кроме того, постоянно менялись, а подчас даже отвергались уже готовые композиции. Выплаты были приостановлены. А эскизы сохраняли замысел мастера во всей его первозданной свежести. Существовал целый ряд фактов, которые кое-кому хотелось бы замять, но проигнорировать которые художник никак не мог иначе его героиня стала бы просто неузнаваемой.
Первый стал королем Франции – Людовик XIII. Причин этого выбора было сразу несколько. Даже Пейреск на время утратил привычное хладнокровие. После длительных переговоров, закончившихся в марте 1600 года, обе стороны пришли к согласию, Фердинанд I дал приданое в шестьсот тысяч крон, таким образом Мария Медичи принесла своему жениху самое большое приданое за всю историю Франции. «Учреждение регентства»), чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. далее «Обмен принцессами»).
Холсты заняли весь его салон. Говорят, что итальянский художник Гвидо Рени, увидев картину Рубенса, воскликнул: «Он смешивает свои краски с кровью. » Рубенс отличался непревзойденным умением изображать свои фигуры так, что они казались живыми. 23 декабря 1621 года Пейреск уже мог написать своему фламандскому другу: «Мне стала известна причина вашей поездки во Францию, которая заключается в том, что королева-мать обратилась к вам с просьбой обогатить ее новый дворец произведениями живописи, выполненными вашей рукой». 210 В январе 1622 года Рубенса вызвали в Париж. И Рубенс сделал невозможное возможным.
О, критики. ». 227 Поэт с трудом воображал себе придворного художника в роли революционера. Эстафету связи с художником принял брат аббата, Паламед де Валавэ, занимавшийся управлением имущества семьи. На переднем плане две Победы оплакивают Генриха. Кроме денег принцы и вельможи потребовали от правительницы наместничеств, городов во владение и все требования их были исполнены ко вреду государства.
La Majorit de Louis XIII La reine remet les affaires au roi, le 20 octobre 1614), Изначально картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того требует хронология реальных событий. Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. На этом злоключения художника не кончились.
Все ее попытки удержаться на престоле были обречены на провал. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом— символом верховной военной власти— в руке. Получив точные размеры картин, Рубенс выполняет двадцать четыре первых эскиза в серых тонах из которых явственно видно, как художник решил политическую проблему: такие сюжеты, как «Мать короля и регентство», «Мир регентства» или «Передача власти в руки короля» лишены их полемического содержания благодаря изобилию символов и пухлых богов, которые некоторым образом смягчают неприятный характер изображенных исторических событий. Зато на другую работу Рубенса — «Историю Константина», выполненную по заказу Людовика XIII, французы буквально накинулись, обвиняя мастера в искажении анатомии. Вот где Рубенсу пригодилось его знаменитое умение держаться в обществе. Регентство Королевы. Он знал, что его законное место находится на троне.
lion). Королева подумывала было пригласить Симона Вуэ (1590-1649), но посчитала, что сильное влияние натурализма Караваджо, от которого тот так и не избавился, окажется не слишком лестным для оригинала. — 320 с. Настоящее имя писателя – Эрих Пауль Ремарк. Отправление в Мурманск (130 км). Позднее прибытие, размещение в гостинице. Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в МарсельПосвящается Марии Игнатьевне ЗакревскойПрибытие в Дзержинск (ДКХ), 6:00 в Нижний Новгород (пл. Как отмечал Роже де Пиль, «ее в равной мере очаровали и его мастерство и его умение вести беседу». 221 Затем настал черед Ришелье: «Он с восхищением смотрел на полотна и все никак не мог ими налюбоваться». 222. «Взятие Юлиха»), но ввиду крайней дипломатической сложности сюжета (битва у Пон-де-Се — главная битва гражданской войны 1620 года между королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся вернуть власть) идея картины была отброшена. Сожалею, что в сообщаемых мною новостях на сей раз нет ничего интересного. В Антверпен Рубенс вернулся увенчанный славой.
LEchange des deux princesses de France et dEspagne sur la Bidassoa Hendaye, le 9 novembre 1615), Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Прибытие домой ночью. Императрице Марии ФёдоровнеИсточник: Дружинин В. Н.
Его представительская роль указана не только поразительно богатой одеждой, но и тем, что фигуры четы новобрачных изображены в полный рост. Этот жанр «живописного повествования», названный Пикассо «историческим фильмом» и заслуживший от него упрек в чрезмерной описательности, позволил Рубенсу дать волю своей любви к аллегории.
Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция. Владимир Буковский, 1995 год. По возвращении в Антверпен он подготовил общий план серии. Справа на картине — одетая в траур Мария. Он скончался вместе со своей женой 17 октября 1587 года в загородном доме Поджо а Каяно.
Из Брюсселя Рубенс выехал в Антверпен, где и принялся за работу. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар.
— Рубенс и не думает щадить ее окружение. Рубенс нередко и сам подвергал свои замыслы значительной переработке.
Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию (см. Вспомним ногу Христа на плече Марии-Магдалины. В Антверпене вспыхнула эпидемия чумы. Теперь она желала, чтобы художник, воспев в картинах историю ее жизни, способствовал укреплению ее позиций при дворе.
Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции. После смерти жены Франческо I Медичи женился на своей давней любовнице Бьянке Капелло. Роже де Пиль обнаружил их в частной коллекции аббата в 1650 году. Речь шла не о простой любознательности эрудита.
Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). — Молю Господа сохранить вас в полном здравии». 217.
Король возносится на небо. Быть может, он пытался таким путем польстить Марии Медичи. Это наиболее известная из «серий» художника, в число которых входят выполненные в той же манере «История Ахилла», «История Константина», «История консула Деция Муса», «Торжество евхаристии» и, наконец, фреска, прославляющая Якова Стюарта, украсившая плафон лондонского Банкетинг-холла. Итак из всех знаменитых оставался один Рубенс.
Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля. (Пурна Параматмамша Солнце, Луну, Марс и РахуДорога домой. Все остальное должно подчиняться этому эмоции нужно держать под контролем.
выше «Учреждение регентства») передаёт регентше державу цветов французской монархии. Боги Олимпа— в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом)— поддерживают проект брака. 11 июня 1625 года он уже был в Брюсселе, на следующий день — в Антверпене. Затем он осведомлялся, может ли показать короля в золотых латах и интересовался, как именно должны выглядеть «польские» подвязки под чулками в виде лент, в отличие от обычных крепившиеся под короткими штанами. Наконец, даже внешне Мария Медичи не отличалась яркой красотой, чтобы не сказать хуже. Старшему сыну Марии Медичи не нравилось поведение его матери.
Он наводил справки о конкретных людях и их карьере, заводил и, не жалея усилий, поддерживал отношения с влиятельными политическими деятелями своего времени, по случаю приглашая отдельных из них в крестные своим сыновьям, выступая посредником в продаже или покупке художественных коллекций, содержа целый штат «маклеров», которые по его поручению не только разыскивали в разных странах предметы искусства, но и доставляли ему свежие новости из этих стран. Столь значительное число посредников имело свой смысл.
Готовая картина в данном отношении производит иное впечатление. Город готовился к торжественному празднованию заочного бракосочетания французской принцессы Генриетты с королем Англии Карлом I. За невестой прибыл «Букинган» — так в Париже называли герцога Бекингемского.
Франция была страной, которая страдала долгое время от религиозных и гражданских войн. 30 сентября 1623 года «в знак признания заслуг и за услуги, оказанные королю»228 инфанта назначила ему внеочередную ренту (выплачиваемую антверпенской цитаделью) в размере 10 экю. Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно уже остальных картин нарративного цикла.
Строительство возобновилось и в 1625-м Мария Медичи торжественно открыла большую галерею первого этажа в западном крыле дворца, украшенную 24 роскошными полотнами Рубенса из «Истории Марии Медичи». Напрасно она приводила в движение все рычаги, чтобы удалить ненавистного министра от двора в так называемый «день обманутых» (11 ноября1630года) она окончательно должна была признать себя побежденной своим противником (см. Ришельё) и в июле 1631 года бежала вБрюссель. LApothose dHenri IV et la proclamation de la rgence de la reine, le 14 mai 1610), Центральное полотно цикла и важнейшее событие в жизни Марии Медичи — после убийства Генриха IV Равальяком престол формально наследует 9-летний Людовик XIII, но фактически власть в стране переходит к его матери.
Но все это были мелочи по сравнению с настоящим несчастьем, грянувшим вскоре. Вплоть до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в своих письмах, что, несомненно, привело к путанице в названии предыдущей картины. В Париже завистники, возглавляемые архипресвитером Нарди, подняли настоящий вой. Мария была одной из 8 детей, родившихся в первом браке Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. В этом браке помимо Марии Медичи родились Элеонора (1566-1611), ставшая впоследствии женой Винченцо I Гонзага и матерью будущей императрицы Элеоноры Гонзага Ромола (1568) Анна (1569-1584) Изабелла (1571-1572) Лукреция (1572-1574) Филипп (1577-1582). Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи.
Сюлли с достойными товарищами должен был удалиться от дел и деньги, скопленные им для войны, пошли на раздачу жадным и расточительным принцам и вельможам, которые пользовались слабостию верховной власти для достижения своих личных целей, чтоб нажиться на счет казны и народа, вовсе не думая ни о благе общем, ни даже об интересах сословных. Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр. Витри исполнил поручение и в апреле 1617 года Кончини был убит.
Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии.
Здесь его ждала встреча с Паламедом де Валавэ. Женился он по необходимости и в дальнейшем не отказался ни от одной из своих любовниц. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Надо признать, что их смысл не всегда был ясен и именно их изобилие отталкивает сегодня зрителя.
Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах— следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак). Королева на этих картинах постепенно старится. Изображенные на ней «исторические личности», безусловно, выиграли во внешнем портретном сходстве, переданном, сравнительно с эскизом, более точно, но зато многое утратили из сообщенной им в эскизе внутренней характеристики, превратившись в эффектные «костюмные» фигуры. Изображены на небесах боги. Например, Пейреск писал художнику в мае 1623 года, передавая «совет» аббата де Сент-Амбруаза: «Если бы Вы привезли для Кардинала небольшую картину Вашей кисти такую, которая подходила бы для кабинета редкостей, все Ваши дела пошли бы намного более гладко». На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле).
Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие— Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. В дальнейшем собачка заняла свое место сразу на нескольких картинах галереи. Их черноволосые головки произвели на художника неизгладимое впечатление. 24 мая 1623 года Рубенс вторично прибыл в Париж.
В этом браке у герцога не было детей. Рубенс интересуется Францией, покупает книги, чтобы лучше узнать эту страну.
Здесь почти отсутствуют аллегорические фигуры, за исключением, парящих в воздухе с венками в руках изображений Славы и Чести. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась королева — музыка представлена лютней, скульптура — бюстом изобразительное искусство — палитрой.
Полностью открылась картина только в XIX веке. В отличие от композиции «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Коронация Марии Медичи» — изображение реального исторического события имевшего место 13 мая 1610 года в церкви Сен-Дени в Париже, накануне убийства Генриха IV. Король в античных доспехах возносится к небесам, влекомый Юпитером и Сатурном.
Через несколько месяцев восторги Марии по поводу картин несколько поостыли. Встреча в Лионе (фр. В конце 1621 года Мария Медичи пригласила Рубенса для оформления Люксембургского дворца.
Он готовился к новой поездке во Францию, надеясь разыскать там красавиц с улицы Вербуа, чьи «изумительные черноволосые головки, какие не часто приходится встретить», 218 произвели на него такое впечатление и просил приготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце, чтобы вместе со своим помощником Юстом ван Эгмонтом приступить к размещению на месте готовых картин. Его слава достигла Франции. Художник всегда тщательно прописывал все ямочки, морщинки и складки плоти, придавая представленному на картине телу почти физически ощущаемую плотность. Это был один из самых несчастливых королевских браков всех времен. Иное дело галерея Медичи.
«Если вы не сочтете нужным поискать более естественные позы в тех 12 полотнах, где фигурируют кривые ноги, — писал Пейреск, — вы, определенно, не можете рассчитывать на удовлетворительный результат». 223 По поводу еще одной картины, в которой одно бедро у персонажа оказалось ниже другого, он добавлял: «Было бы желательно, если бы вы собственной рукой исправили оба эти бедра». 224. Длина фасада, выходящего на улицу, 89 метров. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие. Третья – Кристина Мария была выдана замуж за Виктора Амадея I, герцога Савойского и короля Кипра и Иерусалима. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха»— в торце и «Совет богов»— на правой стене.
Перво-наперво Рубенс постарался выяснить, под каким знаком родилась королева-мать.
Еще бы, отныне его творения украсили собой дворец французской королевы-матери. Филипп де Шампень делал в искусстве лишь первые шаги. Разумеется, нет. Эта же собачка присутствует и при рождении дофина.
Ленина). Из кардиналов присутствуют де Гонди и де Сурдис. В Италии же герцог Манту-анский Гонзаго, тут же назначил его придворным художником. Волосы ее теряют рыжеватый блеск, становятся более светлыми, но все же еще не седыми. Де Бросс прекратил строительство, хотя ему приказывали немедленно начать работы.
Но дальше все пошло не так, как она рассчитывала. Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа – итал. Жизнь Марии Медичи, в его интерпретации, стала не просто интересна, но даже приобрела какое-то вселенское звучание.
С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. Но ей этого было мало и она не позволила сыну управлять страной. Каждая из картин цикла представляла собой нечто самостоятельное, но Рубенс строил их так, чтобы вызвать у посетителя галереи ощущение некоего общего композиционного движения, объединяющего отдельные картины и вместе с тем постепенно, но неуклонно направляющего его взгляд к противоположному торцу галереи, где весь ансамбль достигал своей кульминации в трех самых больших композициях — «Коронация Марии Медичи», «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Совет богов». Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции. Портрет мари Медичи – Королевы Франции (Холст, масло, 1622г. ) Портрет королевы Франции XVII века – Марии Медичи принадлежит творчеству Рубенса.
Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). Мария Медичи – вторая жена короля Генриха IV Французского (Генриха Наваррского), родилась 26 апреля 1575 года во Флоренции в семье Франческо I Медичи, который был Великим герцогом Тосканы с 1574 по 1587 год. Отчаявшись, Мария Медичи наблюдала из-за кулис в течение многих лет за тем, как ее муж пытался контролировать страну, которая собиралась уничтожить себя изнутри.
Название города (фр. Рубенс прославился изображением обнаженного тела – как мужского, так и женского. выше «Представление портрета»). Рубенс, впрочем, отдавал себе ясный отчет в том, что его ожидало: «Сударь.
Но он ошибался.
В частности, оба эрмитажных эскиза — «Коронация Марии Медичи» и «Смерть Генриха IV» — отражают этап работы мастера еще до того момента, когда место и роль каждой из этих композиций были определены окончательно. Совершенство последней вдохновляло многие поколения художников и послужило образцом для «Коронации Наполеона» Давида. Однако к такому решению Рубенс пришел не сразу. Увы, счастливому союзу не суждена долгая жизнь — ее прервал безумец Равальяк изображенный в «Апофеозе Генриха IV» в образе мерзкой змеи, пронзенной стрелой. Он наблюдал со стороны, ожидая своего времени, чтобы нанести удар. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха» – в торце и «Совет богов» – на правой стене.
Галерея Марии Медичи включает в себя 24 крупных полотна. Пейреск писал по этому поводу: «Здешние художники, чью репутацию сильно пошатнули ваш приезд и ваша работа, не находят себе места и мечтают устроить склоку». 215 14 июля 1622 года в Париже разнеся слух, что Рубенс умер. Из шести детей выжили всего пять, но они добились многого. Художник не упустил ни одно важное событие в жизни королевы-матери.
В 1630 году Рубенс написал уже семь картин из этой серии. Ему хотелось знать, кто есть кто и кто на что способен. Четвертый – Николя, умер в 1611 году, прожив всего 4 года. Из-за отсутствия тени на драпировке фона силуэт женщины кажется бесформенной кляксой, слишком большой и угрюмой.
Инфанте они очень понравились. La Naissance du dauphin (futur Louis XIII) Fontainebleau, le 27 septembre 1601), Будущий король Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло. Теперь уже Франция и теперь уже надолго (см. Боги Олимпа – в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) – поддерживают проект брака.
Здесь, над камином, был помещен аллегорический портрет «Мария Медичи в виде богини Паллады» и отсюда начинался живописный рассказ о жизни королевы. Образование Марии Медичи фр. После 10 лет брака она стала королевой Франции.
Ее образ, словно гора, поражает величавостью и массой. Если бы они хотя бы заплатили ему за первую серию картин. Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был пригнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы.
драпировки на портретах родителей Марии Медичи). Еще одна сложность заключалась в необходимости найти нужный тон поведения во дворце. Дополнительный объем женскому телу придало пышное платье и, не менее огромный, воротник. Внешность Марии Медичи кажется знакомой и «родной» по той причине, что выбеленное круглое лицо и полные щеки неоднократно встречались современному обывателю в чиновничьих кабинетах. Анжуйский мир (фр.
Во-вторых, что не менее важно, Рубенсу далеко не с самого начала были известны точные размеры, а соответственно и пропорции простенков, предназначенных для размещения картин, места расположения дверей и тому подобное, поскольку отделочные работы в галерее Люксембургского дворца продолжались, по-видимому, до начала октября 1622 года. Одна из Побед поднимает трофей из оружия в честь Короля. А уже через девять месяцев, 27 сентября 1601 года Мария Медичи родила первого ребёнка, сына, будущего французского короля Людовика XIII. Паламеду повезло меньше — он получил серьезную травму. Вторая – Изабелла стала женой Филиппа IV Габсбурга, короля Испании и Португалии.
Рубенс позволяет ощутить поразительное колористическое богатство эскиза, воистину внушая зрителю впечатление, как сказал бы Э. Фромантен, «чрезвычайной звучности при малом количестве инструментов». Рубенсу повезло, ведь его жизнь могла сложиться и иначе. В "Автопортрете с Изабеллой Брант" (см. Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах – следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак).
Коварнее всего мастер обошелся со славным королем Генрихом. Смерть Генриха IV и провозглашение регентства (фр. Королева не знала, как справиться с такими заботами. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Рубенс боится, что из-за своих постоянных просьб об оплате он потеряет заказ на историю ГенрихаIV, который для него очень выгоден. Кончини стал ее ближайшим советником.
Иоанна Австрийская умерла в 1578 году, умер также ее ребенок, родившийся в том же году. Что же говорить о дворе Людовика XIII, погрязшем в бесконечных заговорах и интригах.
Среди богов изображена отдыхающая после брака Франции с Испанией Европа – этот очень важный для политики Марии Медичи брак символизируется двумя парами голубей, сидящих на глобусе.
На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Всегда невозмутимый аббат, стремясь поддержать моральный дух друга, призывал на головы его врагов все несчастья мира: «Ваша решимость противопоставить ухищрениям завистников стоическое спокойствие доставляет мне огромное удовольствие и я молю Господа сделать так, чтобы ОНИ СДОХЛИ». 216 Вскоре после этого к Рубенсу обратился Клод Можис, просивший выслать ему для ознакомления эскизы картин. В феврале1619года Мария бежала вАнгулем, помирилась с сыном и после смерти Люиня (1621) вернулась вПариж, где снова встала во главе государственного совета. Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий5. Вход в галерею располагался в одной из узких торцовых стен.
Вход во дворец находился, как и сейчас, со стороны улицы Турнон. Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане. В картине "Пьяный Силен" Рубенс графически иллюстрирует животное начало, пробуждающееся в человеке из-за избыточного потребления вина. Судьба Марии Медичи (фр.
Через нее он устанавливал дальнейшие контакты с правителями европейских династий. Рубенс-санкюлот. Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами. Отношения между королевой и ее архитектором осложнились. Пейреск снова уехал к себе в Прованс, так что лично свидеться обоим гуманистам больше не привелось.
С того дня, как он приступил к работе над галереей Медичи, его упорно «хоронили» в 1622, 1624 и 1625 годах.
Современники единодушно восхищались дворцом. Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию, чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. Весьма снисходительный к своей героине — и заказчице. С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений.
Вплоть до своей смерти художник хранил портрет Марии Медичи в стенах родного дома. («Хороший контракт, — одобрительно комментировал Пейреск. Инфанта Изабелла, большая поклонница искусств, постоянно поддерживала мастера. Но после отказа от «Ссылки в Блуа» (см. Сомнительные повороты в судьбе королевы пришлось завуалировать. Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа— итал. Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие.
Регентство в монархических государствах представляет собой временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства правителя, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. Счастливому браку способствует Гименей изображённый за спинами молодых. Мария Медичи вышла замуж за короля Генриха IV в 1600 году. За их спиной — богиня Мира (в белых одеждах) сжигает оружие, одновременно отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского борца).
Тогда же Рубенс подписал контракт на 20 тысяч экю за написание 24 картин для галереи. С правой ноги королевы соскользнула домашняя туфля.
Дорвавшийся до власти Людовик XIII наложил на нее домашний арест. Его мать, католичка, вернулась оттуда на берега Шельды после смерти мужа. Рождение Людовика XIII (фр. Во Франции его хорошо знали и не только вследствие привилегий, которых он добился для распространения своих гравюр, но главным образом благодаря славе живописца, давно перешагнувшей границы Фландрии.
Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие – Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. «Счастье регентства») Рубенс меняет порядок картин. В первоначальном списке три сюжета, ставших впоследствии (кстати, по настоянию Рубенса) главными, не стояли подряд и «Смерть Генриха IV» предполагалась в качестве замыкающей весь ряд картин на левой стене. Многие композиции грешат театральной вычурностью, но лучшие, несомненно, «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Свадьба во Флоренции» и «Коронация королевы». Дом он обставил так, что мог принимать в нем высокопоставленных посетителей.
Возвращение в Антверпен стало для Рубенса началом очень продуктивного периода в его творчестве. Франция окружена народами, которые умоляют Королеву принять управление государством». Вытянутую композицию, представляющую вступление итальянской принцессы со свитой из самых знатных вельмож королевства в храм Сен-Дени, впоследствии заимствовал Давид для построения своего «Коронования Наполеона». В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр.
Абсолютнолетие Людовика XIII (фр. Нужно было обладать дарованием Рубенса, чтобы превратить эту надуманную, тяжеловесную аллегорию в исполненное жизни и движения красочное зрелище, где каждая фигура кажется абсолютно естественной, какой бы отвлеченный смысл она в себе ни заключала. Она намеревалась воспользоваться правом регентства, на которое могла рассчитывать после коронации, торжественно устроенной в Сен-Дени как раз накануне смерти Генриха. Удаленная оттуда по требованию Ришелье (1638), она переселилась в Англию, прибыла в Амстердам, где была торжественно принята, а потом в Кельн, где и умерла в одиночестве и бедности в доме Рубенса в Цветочном переулке, 3 июля1642 года. В то время Рубенс был в полном расцвете жизненных сил и таланта. На заднем плане различим вид на город Лион.
Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий. Манера, в которой они написаны, заставляет вспомнить обнаженных богинь в «Суде Париса» Рубенса и его многочисленные варианты «Трех Граций». Сознательно избегая двусмысленных ситуаций и акцентируя внимание на благополучные события, Рубенс вполне успешно решил стоявшую перед ним задачу апологета. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом – символом верховной военной власти – в руке. Жену маркиза, Элеонору, казнили, обвинивши в том, что она околдовала королеву Марию. Беспомощность старика из свиты бога виноделия Бахуса выписана особенно детально.
О, критика. Так, аббат де Сент-Амбруаз писал Пейреску 1 августа 1622 года: «. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.
«В конце концов, этот двор меня утомил», 225 жаловался Рубенс, все-таки сумевший посетить королевские коллекции в Фонтенбло и сделать там несколько копий с работ Приматичо и Джулио Романо. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. Соответственно композиция эрмитажного эскиза еще не имеет вытянутого горизонтального формата окончательного варианта, а ее фигурная группа представляет собой некое устойчивое компактное целое, еще не разделенное четко на две половины (тематически и композиционно связанные с каждой из сторон галереи), как в законченной картине.
Слева на картине изображена божественная пара Юпитера с Юноной, перед ними с поклоном – пришедшая посоветоваться Мария Медичи. Центральным звеном ансамбля являлась помещенная на торцовой стене картина «Смерть Генриха IV и объявление регентства».
"Пьянство отнимает руки, ноги и разум" – учит нас история Силена.