Историки искусства Фрэнсис Фоул и Ричард Томсон предполагают, что есть «символическое единство женщины и природы» в Источнике, где цветущие растения и вода служат фоном, который Энгр заполняет «вторичными признаками женщины». «источник» появился через некоторое время после этого, словно Энгр слишком привык видеть на стене обнаженную девушку.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В Лувре полотно хранилось до 1986 года.
С. 157. И одновременно меня охватило уныние. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Официальные круги приняли картину с восторгом.
Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему. Моле, герц. соборе), «Испанский посланиик застает кор.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж). В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
Но в Салоне в 1834 году они встретила прохладный прием и жесткую критику.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. марочку выше).
После падения наполеоновской империи в 1815 году и Венского конгресса французские подданные, жившие в Риме, стали в массовом порядке покидать город. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. Энгр выработал в рисунках особую технику. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием. В 1818 году он возобновил знакомство с Лоренцо Бартолини, старым приятелем ещё по мастерской Давида. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр.
При этом Энгр не побоялся допустить анатомические искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка. sa vie et ses oeuvres» (Пар., 1870).
Женщины осваивали мужские сферы деятельности и становились известными художницами (Виже-Лебрен), певицами (Малибран, Полина Виардо), писательницами (Мадам де Сталь, Жорж Санд). Блака), «Мучение св. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Энгр (Жан-Огюст-Доминик Ingres 1780—1867)— французский исторический и портретный художник. В этом же году Энгра назначили директором Французской академии в Риме.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Удивляли образованием, самоуверенностью, элегантностью, хотя тоже чувствовали и свою зависимость (денег и мужчин) и свою неволю. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. Ж. О. Д. Энгр. Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet).
за картину: «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», получил большую так наз. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Как художник он сформировался очень рано и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. Человек, который живёт здесь, — художник. »57 Тем не менее, он не собирался возвращаться во Францию, где у него не осталось родных и где критика с неизменной враждебностью встречала все его новые произведения. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Идеализируя внешнюю красоту, Энгр считал себя не в праве только копировать реальную женщину и создал недостижимый образ, рождённый фантазией52.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. «Фонтан молодости»).
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). академии в Риме, где пробыл в этой должности до 1841г., а затем трудился снова в Париже. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини.
С 1827 года чета Энгров обитала в казённой квартире в Академии изящных искусств, жили они скромно для людей с их положением, в частности, держали только одну служанку. Важнейшие в числе работ Э., рассеянных в других местах, — «Рождение Венеры Анадиомены» (у Ф. Рейзе начат. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так. Во время переписки Энгр попытался нарисовать её портрет на основе описаний в письмах и при очном знакомстве в сентябре реальный образ и рисунок совпали. Одновременно работал на большой религиозной композицией Мученичество святого Симфориона для собора города Оттен. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. за счет французского правительства в Италию, до 1820г. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Всего художник прожил в Италии 24 года103. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Женская фигура представлена фронтально. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. по: Березина. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Но я имел счастье найти в моем друге господине Форбене (возглавлявшем тогда Управление изящными искусствами, – В. Б. ) одного из самых пылких покровителей. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных5.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.
С. 137. В Италии Энгр создал и некоторые, едва ли не самые совершенные изображения обнаженной натуры. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы – уступая просьбам знатных заказчиков. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Виды деятельности. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку4. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. по: Березина В. Н. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Она стоит между двумя цветами с их «уязвимостью для мужчин, которые хотят щипнуть их» и создан плющом, растением Диониса бог беспорядка, регенерации и экстаза.
Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. И да, это правда, это очень точная копия Свадьбы Марии Дюрера – но так вот такими копиями, старинных ли гравюр или объектов в студии молодые художники и занимались тогда повально, в этом их образование и состояло. назначен директором французск. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). RF 219)34.
Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". В 1962 году значительная часть материалов девятой тетради, с дополнениями из критической литературы того времени, вышла в переводе на русский язык131. Картина была выполнена в форме круга. Из находящихся в нем девяти картин этого художника наиболее замечательны: «Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса» (1808), «Руджьеро, освобождающий Анджелику» (из «Неистового Роланда» Ариосто, 1819), «Христос вручает ап.
только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
В декабре они обвенчались. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». М., 1992.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Моделируя формы с помощью тончайших светотеневых нюансов, Энгр почти стирает грань между условностью живописи и реальностью. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Орлеанского, г-жи де Санонн, г-жи Деваше и пр. — Ср.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Произведениями Э. особенно богат Луврский музей в Париже. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Этот отзыв стал известен Давиду и глубоко его уязвил, вскоре последовал полный разрыв в отношениях учителя и ученика. На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. Это в некотором смысле возвращение к романтическим ориентальным концепциям ранних экспериментов, но тип одалиски Энгра ближе к классическому идеалу красоты, который он воспроизводил во множестве своих работ100. Бартолини тогда ваял графскую жену.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Это было сделано ради особой экспрессии, чтобы подчеркнуть грацию героини и драматичность её положения, особенно в контрасте с бесстрастностью царя богов. Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника.
Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Считая себя историческим живописцем, Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, заявляя, что исполняет великую миссию. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Публика ответила Энгру тем же: выставленная в 1855 году на Всемирной выставке картина подверглась бойкоту во второй раз и больше никогда не демонстрировалась публично89. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
Работа была начата во Флоренции приблизительно в 1820 и не закончена до 1856 в Париже. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Николаю и Александру Невскому.
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
Черты лица девушки классические с «несколько меланхоличным выражением» (и, что впервые проявляется у художника, отличаются некоторой слащавостью), она напоминает «головки Грёза», которые в период Второй империи снова стали модными. Черты лица девушки классические с «несколько меланхоличным выражением» (и, что впервые проявляется у художника, отличаются некоторой слащавостью), она напоминает «головки Грёза», которые в период Второй империи снова стали модными. Графиня согласилась на то, что на рисунках Энгр будет изображать её обнажённой, но, разумеется, позировать будет другая женщина. – На следующий день, действительно, я продолжил сеансы, которые были очень непродолжительными менее чем через месяц портрет был закончен» Цит. «Фонтан молодости»).
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Последние годы в Риме Энгр зарабатывал на жизнь только рисованием портретов туристов, преимущественно британских, что сильно его раздражало. В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Фигура чётко выделяется на неглубоком фоне, терракотовый сосуд и движущиеся блестящие струи воды ещё сильнее подчёркивают контраст тёплых розовато-золотистых оттенков кожи и серой скалы4. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Колорит соответствует изысканности и грации модели— платье решено в голубовато-серебристых оттенках, что оттеняется синим тоном скатерти на столике перед зеркалом122.
Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. совершенствовался в Риме, а потом в продолжение четырех лет жил и работал во Флоренции. Дела, дела. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Женская фигура представлена фронтально.
В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. М., 1992.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. «Фонтан молодости»). Симфориона» (1834, в отенск. Купив картину, он спрятал её в своём кабинете и, по слухам, показывал её только своим турецким друзьям – как я понимаю, каждый раз под гомерический хохот, настолько абсурдной была разница между тем, что реально происходило в женских турецких банях и тем, что намолотил Энгр.
Только развлекаясь подобным образом Энгр мог довести до конца процесс создания портретов надоевших ему моделей. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Фитц-Джемса), «Карл V, будучи еще регентом, принимает представителей города Парижа» (1822 у гр. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Merson, «Ingres, sa vie et son oeuvre» (Пар., 1867), A. Delaborde, «I sa vie et ses traveaux» (Пар., 1870) и Ch. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Blanc, «I. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Эту картину он начал ещё в 1808 году, во время пенсионерской поездки в Рим, такого рода работы входили в обязательный отчёт художника, поскольку должны были демонстрировать его мастерство в изображении обнажённой натуры. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
В 1817 году скончалась его мать. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Бертен о своем портрете: «Он (Энгр) плакал и я тратил время, утешая его. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. И на этот раз Энгр противостоял Делакруа ибо для современников была неоспорима их творческая несовместимость118. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Однако художник иногда так увлекался своей моделью и работой, что получившуюся картину не представлялось возможным представить широкой публике. Среди них Теодор Шассерио, Эдгар Дега, Анри Леманн, Жан Фландрен, Амори Дюваль. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Черты лица девушки классические с «несколько меланхоличным выражением» (и, что впервые проявляется у художника, отличаются некоторой слащавостью), она напоминает «головки Грёза», которые в период Второй империи снова стали модными. Он работал тонко отточенным графитным карандашом, передавая фигуру единой непрерывной линией, почти без моделировок. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида».
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. он учился у Л. Давида, в 1802г. Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался и в позднейших работах Э., какова, напр., картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.
RF 219). Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Обнажённая, босая девушка с сосудом из которого льётся вода— аллегорическое изображение источника жизни (см. Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов— портрет Керубини и Бош. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы.
Художник выполнил и множество графических портретов42. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. С 1797г.
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». О влиянии художника заявляли Анри Матисс и Пабло Пикассо. О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Когда эта картина была закончена в 1845 году, тело графини было одето и украшено самым должным образом. К подобным уловкам Энгр прибегал и при создании ряда других портретов: баронессы Ротшильд, графини де Брольи или госпожи де Балай. Женская фигура представлена фронтально.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Именно как прекрасный портретист Энгр и войдет в историю искусства 19 века. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отся во Французскую Академию в Риме. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. «Франциск I у смертного одра Леонардо да-Винчи» (1824, у герц. Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отся в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Линии рисунка безупречно чисты, фигура девушки исполнена анатомически идеально.
Ж. О. Д. Энгр. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Что показывают картины: правду или ложь.
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают). Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Пасторе), «Обет Людовика XIII Богородице» (1824, в монтобанск. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. В Лувре полотно хранилось до 1986 года.
Наиболее «типичные» произведения художника это «Большая одалиска» (1814), «Одалиска и рабыня» (1842), «Венера Анадиомена» (1948), «Источник (1856), «Плененная Анджелика» (1859) и «Турецкая баня» (1862). В 1870 году книгу об учителе опубликовал его студент Амори-Дюваль, это главным образом эпизоды из его жизни и разнообразные анекдоты, которые позволяют в известной степени скорректировать категоричность его собственных высказываний133. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Она стоит, опираясь на левую ногу, слегка согнув правую, её торс наклонён влево. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). По возвращении своем в Париж был в 1826г. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну. Получили мощи процессы эмансипацию.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Сумма гонорара составила 3000 франков. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. RF 219)23.
Она стоит, опираясь на левую ногу, слегка согнув правую, её торс наклонён влево. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Линии рисунка безупречно чисты, фигура девушки исполнена анатомически идеально. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
в 1808 и оконч. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). Поза обнаженной фигуры может быть по сравнению с тем из другого Энгром, Венерой Анэдиомин (1848) и является перевоображением Афродиты Книда или Венеры Пудики.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). соборе), «Антиох и Стратоника» (1839), «Юпитер и Антиопа», «Франческа да Римини по V песне Божественной Комедии Данте» (в нантск. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Грациозно поднятая над головой правая рука поддерживает дно сосуда. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». римскую премию и, отправившись в 1806г. И тогда и сейчас отмечается необыкновенно-красивая цветовая гамма картины – красный бархат платья, горчично-жёлтые подушки, серебро кружевного воротника, складки кашемировой шали, все эти тонны ювелирных побрякушек, всё это создаёт невероятный калейдоскоп. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Столь же спокойно и выражение его лица. Энгр встал, подошел ко мне и сказал почти что на ухо: «Приезжайте позировать завтра, Ваш портрет готов». В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Энгру требовалась прихотливая и в то же время непринуждённая поза, он долго искал общий абрис фигуры, рассчитывал положение рук. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. За годы своего управления (1834-1841) Энгр отреставрировал и расширил учебные помещения, ввел учебный курс по изучению археологии, увеличил количество классов с живой натурой, значительно пополнил фонд библиотеки и коллекции галереи слепков.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Линии рисунка безупречно чисты, фигура девушки исполнена анатомически идеально. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Однако самым примечательным в искусстве Энгра римского периода становится обращение его к обнажённой натуре, трактуемой, впрочем, предельно целомудренно.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). По мнению современных искусствоведов, в этой картине Энгр добился гармонии восприятия натуры и воплощения её форм. избран в члены института и в 1834г. Вместе с тем он был далек от одноплановости.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
В 1813 году Энгр женился. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Она стоит, опираясь на левую ногу, слегка согнув правую, её торс наклонён влево. — Его надо найти в самой модели». В портретах Энгр невольно переставал быть упорным академистов и становился на позиции взволнованного красотой человека реалиста. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus).
Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку5. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Наконец было условлено, что он начнет все сначала. Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Грациозно поднятая над головой правая рука поддерживает дно сосуда. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез.
Его звалиЖан-Мари-Жозеф, так что Энгру-младшему было в кого получать такое многочленное имя. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где следовало открыть музей его памяти.
По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных6. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер).
Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Середина октября 1824 Энгр : «Вы знаете, что до этого времени я встречал мало доброжелательности со стороны публики и критики. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. «Фонтан молодости»). Можно ли верить фотографиям. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Творчество. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
Но я же пытался избежать психосексуального. Грациозно поднятая над головой правая рука поддерживает дно сосуда.