Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов. Веласкес, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599-1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня1599—6 августа1660)-испанскийхудожник, величайший представительзолотого века испанской живописи. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Эрреры.
Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый испанский художник Веласкес, который тут же был призван во дворец. Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. За год до смерти, художник получил красный крест дворянина и вернувшись к картине, не поленился выписать его на своей груди. Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов.
«Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Это дорого стоило. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. 1625 год.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Картину невозможно смотреть вблизи. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.
Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок.
С 1622 года он возглавил правительство. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.
Он обратился напрямую к папе римском) который издал специальный указ, позволивший посвятить Веласкеса в рыцари. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. В 1623 годуВеласкеспереехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Запись сделана еще до того, как Пареха начал работать у Веласкеса, а членом ремесленного объединения мог стать только свободный человек. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Она изображала сцену придворного быта.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Достаточно посмотреть работы Рембрандта последнего периода его жизни (особенно офорты), когда он жил в бедности на окраине Амстердама. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера.
Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Флот перевозивший рабов насчитывал 10000 судов.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Веласкес Диего, великий испанский художник. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629). На первом изображена мастерская, где происходит работа.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Героями трех из этих работ стали карлики. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. скажи ей, чтобы помогла мне. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Опросив 148 членов ордена в Мадриде, Севилье и других городах Испании, Совет ордена отказал Веласкесу в приеме. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
1638 г. ). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
«Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). и о наличии вакансии на это место. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. 1620). Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Сохранилось около десятка подобных работ. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Но и там было не все так радужно. Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании – крестом Сантьяго. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. В ее составе – более 50 картин Веласкеса, то есть почти половина всех дошедших до нас его работ. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Оно проявляется во многих его работах. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни.
«бодегон»). Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Иногда фон вообще выбирался условный.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Диего получил хорошее образование. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Он приобрел известность еще в юности.
Если Эррера славился своим крутым характером, то Пачеко был его полной противоположностью, являя собой образец воспитанности, мягкости и отзывчивости. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. В 1617-1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. 1608-1670). 1620, Лондон, собрание Веллингтона). «Менины» часто называют картиной создания картины.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса.
Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Он рисовал углем и белым мелом на синей бумаге и всегда стремился к тому, чтобы достичь портретного сходства». Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали».
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. – харчевня или трактир). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Это объяснимо. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Валерий, Голландия XVII века, была самым богатым государством мира – с этим не поспоришь. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. В Амстердаме был крупнейший в Европе невольничий рынок. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Вот они- то и являются главными персонажами полотна. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей.
1617), «Продавец воды» (ок. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. 17 век.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). У её босых ног лежит кошка.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом).
И в этом особенный трагизм. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса.
Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. Они были написаны так мастерски, что изображения на них казались как живые, без преувеличений. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Впрочем, не бывает правил без исключений.
Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. С 1622 года он возглавил правительство. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Такие дела.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Это решение оспорил король Филипп IV.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Для них характерна темная палитра цветов, плотная и тяжеловатая манера изображения, резкие светотеневые контрасты. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Слева в беспорядке толпятся голландцы. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. На переднем плане группа ткачих за работой.
Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. Полотно оригинально во всех своих качествах. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Вероятно, невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро».
В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная откороля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Основной статьей дохода страны была работорговля, в этом бизнесе она обошла все страны. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам.
Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Им стал Франсиско Гойя.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее.
Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. Изображена внутренность мастерской шпалер. Но это была лишь одна сторона медали. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко.
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и как менялось ее лицо. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею.
Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. На фрейлину она не обращает внимания. Их судьбы зачастую трагичны. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние.
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В 1868 году в Испании произошла революция. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Но сильнее всего его манила живопись.
Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса графа-герцога Оливареса Дама с веером серия портретов инфант). Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Ему 57 лет. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Эту картину можно назвать полотном вне времени, так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.
Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом».
Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Это произошло 6 августа 1660 года. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок.
Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Впоследствии оно только увеличивалось.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы».
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Их позы и жесты живые, естественные. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Художники – народ «проблемный».
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Сам художник изображён с крестом ордена Сант-Яго на груди, который он получил тремя годами позднее, в 1659 году, — по легенде, этот крест добавил к портрету сам король Филипп IV.
Так, англичане в нем представлены лишь несколькими работами очень фрагментарны французский и голландский отделы собрания. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».
В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Лица обеих групп реальны. На втором показана мастерская художника. Впоследствии оно только увеличивалось.
При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Марфа.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634-1635, Мадрид, Прадо). Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Авторитет этого мастера был столь велик, что в 1618 году его призвали на службу в инквизицию в качестве цензора по вопросам искусства. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. В картине присутствуют два плана. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи».
И почти невероятным. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Итак, время действия – 1656 год. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью.
Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. В левой части картины изображен сам художник. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Тот без раздумий принял это предложение. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником».
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. Многоплановость картины, а также взгляд одной из женщин в сторону зрителя, также подчеркивает эффект присутствия, совмещенный здесь с визуальным приглашением художника к проникновению в мир искусства из повседневности. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела».
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. 1620), «Старая кухарка» (ок. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. («Триумф Вакха»).
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Каганэ.
Картины «Завтрак» (ок. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Веласкесу несказанно повезло. После возвращения из Италии в своих работах Веласкес стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.
Веласкес написал несколько портретов детей Филиппа IV от его первого брака – Валтасара Карлоса, умершего в 1646 году шестнадцатилетним и Марии Терезы. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. 1625 год.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Менин часто называют картиной создания картины.
В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. Каждый образ на редкость красноречив.
На картине изображен момент передачи ключей города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау. С неё было сразу же сделано несколько копий. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Картина «Непорочное зачатие», ок. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». После окончания обучения наставник, которого привлекли добродетель, чистота, гениальность, а также другие положительные качества его ученика, отдал замуж за него свою единственную дочь, шестнадцатилетнюю Хуану Миранду. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века.
А почему в мастерской находится инфанта. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне».
Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства».
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Но они никак не проявили себя. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Филипп IV женился дважды. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
То же и портреты Веласкеса. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Художник же как мог оттягивал отъезд. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев. Во время своего второго визита в Италию художник написал портрет папы римского, за что был буквально обсыпан наградами. На это указывает отражение в зеркале. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Своей особой философией дышит и природа произведения. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Один из них представлен слева. Однако и это не помогло. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. В картине Менины (Фрейлины, 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Что же до сохранившихся рисунков, то они в который раз демонстрируют выдающееся мастерство художника.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Разумеется, нет.