Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Гойя (1746-1828) – испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Сегодня, 30 марта исполняется 269 лет величайшему живописцу, одному из первых представителей эпохи романтизма испанскому художнику —Франсиско Гойя. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником.
Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. на тему «Поклонение имени Бога». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны.
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
Его хитростью завлекли во Францию. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. он стал ее вице-директором. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Художник стремится наиболее точно передать глубину переживаний людей, ожидающих смерти. Художник широко использует контрасты света и тени. так много нетопырей — все это вместо живых людей. Его произведения начиная с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Девы Марии. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Но его картина была отвергнута. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Девы Марии. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником.
В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Он продолжается целые десятилетия.
Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. К «черным картинам» мы еще вернемся. Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера. Под ее одеждой скрыт нож.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Глубоко психологичны портреты Гаспара Мельчиора Ховельяноса (1797) и французского посла Фердинанда Гиймарде (1798). По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. работает по украшению церкви св. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Образы на этих полотнах, кажутся одухотворенными и полными внутреннего благородства («Портрет Байеу», 1796 «Портрет доктора Пераля», 1797 и др. ). В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. По всей стране проходят казни, репрессии и экзекуция людей.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
И, наконец, революционный взрыв народа и попытка политического обновления страны. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Не имеет аналогов и «Портрет семьи короля Карла IV» (законченный в 1801), на котором особы королевской семьи уподоблены застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Хронология жизниГойя Франсиско (1746-1828)1746 Родился 30 Марта в Фуэндетодосе, в Испании. 1759 Переезжает в Сарагосу. 1763 Проваливается на экзаменах в Королевскую академию Сан-Фернандо. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Гойя остается совсем один. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Свадьба состоялась в Мадриде. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Гойя написал только один её портрет. Его слабость не дала возможности что-либо понять, он говорил невнятно. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Такое состояние его здоровья продлилось еще 13 дней., чей портрет он создал.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. 268 347 см.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Франциска Великого в Мадриде.
Следующий шаг — роспись Кинта дель Сордо («Дома Глухого»), где художник жил с 1819 г. Стены комнат Гойя покрыл пятнадцатью темными (преобладают оливково-серые и черные краски с редкими вкраплениями белого, желтого и розовато-красного), выполненными масляными красками панно фантастического характера. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Но так или иначе, недуг временно отступает и Гойя вновь погружается в работу. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам – в светлые тонкие полупрозрачные платья. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах».
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Он пишет «Проповедь св.
Ей никогда не выбраться. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В них он нанес удар академической школе. Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. огромен. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Но настал день и Гойя затосковал. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме Глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Критик В. Стасов, впрочем, сетовал на то, что в «Капричос» очень уж много «. аллегорий и иносказаний, зачем так много ослов, заседающих перед генеалогическими книгами и едущих верхом на несчастных мужиках, так много обезьян, проделывающих шутки над целою толпою олухов или стригущих друг другу когти, так много медведей, козлов, баранов и овец. Никто себя не знает». Принцип героизации свойствен и небольшому полотну «Водоноска», на котором изображена молодая испанская девушка, преисполненная силы и свежести. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». И вряд ли какие-то доводы убедят сегодня, что моделью для знаменитых картин «Одетая маха» и «Обнаженная маха» явилась не герцогиня Альба, а фаворитка тогдашнего премьер-министра. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. 18 век тоже был не самым удачным для художников. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. И тогда Гойя предложил дописать его. Благодаря Гойе ее имя вышло в легенды.
С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. И все эти картины — непосредственные наблюдения автора, подписавшего некоторые листы словами «Я это видел», «И это тоже», «Так было» и т. д. Вместе с тем нужно отметить, что автора интересует не столько документальная точность, сколько придание офортам единого трагического характера.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Картины Гойя рисовал для себя. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В 1771 г. Гойя вернулся на родину и с этого времени началось становление его как художника.
Гойя опубликовал свои «Капричос» — серию из 80 сатирических гравюр в офорте, критиковавших предрассудки, невежество, суеверия и пороки. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В августе он закончил «Последнее Причастие св. Когда он уснул-таки смирным и веселым, даже сам врач удивился его терпению и силам. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1799г. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Два года престарелый мастер прожил во Франции. 1814).
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Всё это было и не осталось незамеченным и забытым внимательным художником. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Свирепая и кровожадная Инквизиция тормозила развитие изобразительного искусства. Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу.
С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Штрихи его иглы острые, царапающие.
на тему «Поклонение имени Бога». В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. 97 х 190 см. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Свадьба состоялась в Мадриде. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 1814, Мадрид, Прадо). В центре он поставил королеву с детьми. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
За годы пребывания в Мадриде художник достиг значительных успехов: 7 мая 1780г. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. К теме свободных от условностей красавиц — мах — Гойя обращался не раз: «Маха и поклонники», «Танцующая маха», «Махи на балконе». его единогласно избрали членом Королевской академии искусств Сан-Фернандо, а в 1785г.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Франсиско впервые серьезно заболел. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Однако, вечно так продолжаться не могло. Речь к нему вернулась ненадолго, так как он был наполовину парализован. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Для банка св.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Тогда же написана и получившая широкую известность картина «Расстрел испанских повстанцев французскими солдатами в ночь со 2 на 3 мая 1808 г» (1814).
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Антония, благословляющего больного. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Кстати говоря, даже сейчас учёные не могут придти к окончательному выводу относительно того, каким именно недугом страдал художник. Именно так Гойя увековечил подвиг Марии Агостины, юной защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество. »).
Он также украсил фресками ее загородный дворец. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. К празднику св. Ф. Гойя.
В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Центральный образ, воплощающий весь смысл композиции, — фигура повстанца в белой рубашке. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Английский психиатр Ф. Райтман пришел к выводу, что во время работы над серией офортов «Капричос» художник находился в состоянии выраженной депрессии и враждебности к окружающему миру. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Фантастический образ истолковывался по-разному. Но в картине очень много воздуха и света. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Он думает, что он не испытывал страданий, но я не уверена в этом». Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). На полотне изображен самый напряженный момент — мгновение перед залпом.
1797). запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету).
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Так, на полотне «Восстание 2 мая 1808 г» (1814) изображена схватка испанцев с мамлюками французской конницы на Пуэрта дель Соль. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Франциска Великого в Мадриде. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Возожно именно вот таким образом в палитре часто преобладают тёмные тона.
1802). Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Об этом он потом расскажет на своих полотнах и замечательных рисунках. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Осталось последнее мгновение перед залпом. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Война для Гойи — это не что иное, как крушение светлого начала и торжество темного.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. По мнению известного европейского исследователя Антона Ноймара, причиной такого наполнения «фантастическими изображениями ужасов являлось, несомненно, безутешное одиночество оглохшего человека, в ушах которого бушевал шум, а сердце было полно горечи, жажды и упреков Богу и всему миру». Маха — женщина легкого поведения, но не проститутка в общепринятом смысле. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Очевидно, для того чтобы слезы безутешной вдовы не были слишком горькими, Гойя отправился с ней и они несколько месяцев прожили вместе. огромен. Для банка св.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Это стало началом известности и процветания Гойи.
Особого внимания заслуживают рисунки, посвященные борцам за свободу, ученым и мыслителям, ставшим жертвами инквизиции (серия «Заключенные»), где художник развивает тему страдающего узника, впервые затронутую в «Капричос». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
В смысловом отношении эта серия многопланова. Я теперь не хватаюсь за любую работу». Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
работает по украшению церкви св. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Холст, масло. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Клиника болезни напоминает энцефалит и нередко сопровождается потерей слуха. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Гойя попадает в опалу существующему режиму и в конце концов уединяется от людей и живёт в одиноком затворничестве в «Доме Глухого». Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Почти на всех листах запечатлены кульминационные моменты. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17.
За три часа до смерти он призвал всех. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Тем было освещено великое множество. Сходится с Лоакадией Вейс. 1819 Переезжает в загородный дом ("Дом глухого") неподалеку от Мадрида. 1820 Начинает работать над серией офортов "Черные картины"1824 Не соглашаясь с политикой короля Фердинанда VII отправляется в добровольное изгнание во Францию. 1828 Умирает во французком городе Бордо в возрасте 82 лет. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Тем не менее, совершенно всем при взгляде на эти произведения становится ясно, что в «Доме Глухого» подчеркнуто господствует темное начало, придающее изображению вид кошмарного сна. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Для него этот момент так и остался неясным. Но накануне его приезда художника разбил паралич, он потерял речь. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Картины с описанием будут представлены ниже. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Его собственная трагедия (болезнь, приведшая к глухоте) заставила его глубже задуматься о судьбе человека и общества в целом. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Каждый безумствует по-своему. и Гаспара Ховельяноса. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Незадолго до смерти в 1828 году он переезжает жить во Францию. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Недуг все чаще проявлялся с возрастом: эмоциональные вспышки периодически сопровождались глухотой, которая полностью завладела им в 1793-м году и Франсиско страдал от невозможности нормально общаться с окружающими. Жить ей осталось недолго. 1 апреля мы вместе обедали. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В ночь с 15 на 16 апреля в 2 часа он умер.
Его отец— Хосе Гойя. В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Стараясь превозмочь болезнь, художник уединяется и тайно создает знаменитую серию офортов, выполненную в форме трагического гротеска и получившую название «Капричос» (1798). В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
До пяти часов следующего дня, дня его святого, он не говорил. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Но в его трактовку Гойя внес тревожную ноту изобразив на заднем плане одетых в темное мужчин, которые надвигают на глаза шляпы и кутаются в плащи. В 1789г. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них — Маха обнаженная (ок.
Все портреты (в том числе и автопортрет 1815 г. ), написанные в эти годы, отличаются особой внутренней содержательностью. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Его вклад в формирование искусства 19-20 вв. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Примером может служить описанный выше «Портрет королевской семьи».
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Он пишет «Проповедь св. Тема страданий и подвигов народа получила свое продолжение и развитие в 85 офортах серии «Бедствия войны», появившейся в период с 1810 по 1820 г. (название было дано Академией Сан-Фернандо при издании). В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. За более чем полвека творческой жизни Гойя написал около 700 картин, 280 офортов и около тысячи рисунков и гобеленов.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
В августе он закончил «Последнее Причастие св. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Холст, масло. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Среди подобных композиций наиболее интересны «Зонтик» (1777) и «Игра в пелоту» (1779). В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. В 1792-1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Но протокол допроса не сохранился. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Начались годы странствий.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Гойя написал только один её портрет.
Это очень известные картины живописца. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Именно он олицетворяет непобедимую силу жизни. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
1797) и Маха одетая (ок. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Ощущение нарастающего трагизма, напряжения и взволнованности передается и тем произведениям, в которых мастер изображает сюжеты излюбленной для него темы народных праздников и гуляний (картина «Майское дерево», 1815 графическая серия «Тавромахия», 1815). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Холст, масло.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. «Капричос» имели большой успех не только у простого люда, но и среди некоторых друзей Гойи, относящихся к привилегированному классу. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Он смотрел на свою руку в простодушном удивлении. Уединившись на вилле, Гойя работал.
Есть среди них и такие (особенно среди работ 1780-х), которые написаны несколько вяло и небрежно, что объясняется личностным отношением мастера к своим героям. Это 14 картин. Вторая картина пользуется мировой известностью. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Нужно заметить, что не все портреты, созданные Гойей, равноценны. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу.
Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Среди его работ есть как картины, написанные маслом, а также гравюры и фрески.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. Её боялись.
У автора «Путешествий Гулливера» случались припадки, сопровождающиеся временной глухотой и сильными головокружениями, во время которых он терял ориентацию. В 1777г.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Потом была война Испании с Францией, яростный отпор партизан войскам Наполеона.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом., чей портрет он создал. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет.
Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Портрет понравился и был благосклонно принят. Во второй половине 17-го века в испанском изобразительном искусстве начинается спад. В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. А пока в Испании наступает реставрация монархии. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Национально-освободительная война, которая в это время вспыхнула в Испании, отразила сложность исторической судьбы испанского народа, находившегося в силках феодально-католических представлений.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».