Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»). Большую роль начинает играть в них окружающая среда, бытовой интерьер и натюрморт (Караваджо принадлежит один из первых натюрмортов в европейском искусстве). Латурн, Гейнсборо, Гудон создали портреты, художественной особенностью, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность.
Без этого качества, без возможности художественного отражения исторической действительности в ее противоречивой сложности, стилевые формы в эту эпоху вообще утратили бы возможность существования. Живописи барокко присуща известная театральность.
Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. Франция диктовала вкусы и моду всей Европе.
«Весь зримый мир —лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы () Человек в бесконечности —что он значит. » —писал Паскаль («Мысли») в XVII в. как бы в ответ на ренессансное представление о человеке как о «великом чуде», которое Бог поставил во главе мира. Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды», посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами, — произведение уже вполне сложившегося и большого мастера. Герои большинства произведений Караваджо — люди из народа. Самым значительным итальянским живописцем этого времени был Микеланджело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам XVII века.
Недаром впоследствии даже Делакруа, художник романтик, враждебный классицизму, подчеркивал его,, силу концепции, точность, доведенную до последнего предела Свободные, счастливые люди, окруженные прекрасным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью:,, И я жил в Аркадии (,, Аркадские пастухи) и зритель легко понимает мысль художника о недолговечности даже самой безоблачной жизни. Хотя часто повторяемые евангельские сюжеты иногда страдают у него некоторым однообразием, живопись его поражает своим совершенством — не случайно многие современники и даже позднейшие исследователи называли его учеником Тициана (чего в действительности не было). Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени.
Ж. Б. Грез «Паралитик» (1763). Его жизнь вступает в полосу внешнего благополучия. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).
Самым значительным итальянским живописцем этого времени был Микеланджело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам XVII века. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью.
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Главное в его произведениях – не повествование, а характерный типаж. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название «караваджизма» и поверхностных подражателей, усвоивших лишь внешние приемы.
О. Фрагонар «Портрет Дидро», «Вдохновение» (1769). Скульптура украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. Мера, порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия»).
Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. В этом стиле строили Мартин Виллареаль, Алонсо Кано и другие. 1620, Эрмитаж). Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Завтрак» (1617), «Менины» (1656), «Пряхи». Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой.
Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж. Здесь он пытался обосноваться при дворе Филиппа II. Наиболее сильной стороной Риберы был драматизм, умение достигнуть суровой правды и эмоциональной напряженности в передаче острых жизненных коллизий.
Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи — не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее. И еще:. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью тем же великим французским мыслителем Паскалем: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий».
Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). Недаром во многих произведениях мастеров классицизма такое большое место занимает природа, которая не только служит активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем идейно-образном содержании картины. XVIII в. — век портрета. Его архитектор, Фернандо Касас де Новоа использовал такое обильное декоративное убранство, что башни храма кажутся скульптурными произведениями, а не архитектурными.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством. Barocco, букв.
В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 гг. В Англии пуританское движение Эпохи революции оказалось неблагоприятным для развития изобразительного искусства. «Золотым веком» испанской живописи является XVII век, а точнее — 80-е годы XVI — 80-е годы XVII столетия.
«Голубые» изучали геральдику историю католической церкви и мораль. Тернер, Р. Бенингтон. Черты мистики, фантастичности иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей он одновременно и "венец всего сущего", "краса Вселенной" и, говоря словами Гамлета, "квинтэссенция праха" ("То участь всех: // Все жившее умрет // И сквозь природу // В вечность перейдет").
Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. Здесь развились те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве. Формирование этой манеры связывают с влиянием Рубенса, который в 1628 г. приезжал в Мадрид и подружился с Веласкесом. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни.
Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов. Человек трактуется прежде всего как часть природы.
Лоррен как основоположник традиций французского пейзажа. Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм». Третье из последних произведений Веласкеса — «Пряхи».
Современники утверждали, что, увидев свой портрет, папа воскликнул: «Troppo vero» («Слишком правдиво»). Связь с рококо в заостренно- пикантных и вместе с тем ироничных ситуациях. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Основанная в 1634 году по инициативе А. де Ришелье Французская Академия кодифицировала литературный язык и пропагандировала нормы поэтики классицизма, первой «официально одобренной» художественно-эстетической системы.
В конце 1620-х годов Веласкес пишет картину на мифологический сюжет «Вакх» или, как ее чаще называют, «Пьяницы» ибо Вакха окружают подвыпившие испанские бродяги.
XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм и реализм.
В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.
Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. Этот известный сюжет изложенный Овидием в «Метаморфозах», перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – Арахны.
Пуссен и здесь старается предельно ясно выражать свои мысли в картинах. Иль Джезу — только начало, ранний этап стиля, а дальше начинается буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою «камен-ность» и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала.
Для искусства барокко, стремящегося к созданию большого стиля, было характерно представление о мире как о некоем космическом единстве, о могучей стихии, объединяющей небо и землю, богов и людей и находящейся в непрестанном движении и изменении. За исключением некоторых стран, оно затухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо. Познакомить с особенностями исторического развития Испании. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. Пуссен и здесь старается предельно ясно выражать свои мысли в картинах.
В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Германия была политически раздробленной и экономически слабой страной. Театральное искусство отходит от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни.
Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Сформировать представление о «золотом веке» испанской живописи XVII века, о творчестве гениального художника Диего Веласкеса. Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Весь день воспитанниц проходил по расписанию: они вставали в шесть часов утра (в большинстве женских монастырей послушницы вставали в четыре часа на утреню), в семь — молитва, завтрак, с восьми до 12 — занятия, обеденный перерыв длился до двух часов дня, когда снова начались занятия и продолжались до вечера, в шесть часов они ужинали, ложились спать в девять вечера.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) родился в немецком городе Зигене, куда эмигрировала семья Рубенсов во время острых политеческих событий во Фландрии. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Мы можем отметить и его прочную связь с национальной традицией в искусстве Франции, вспомнив рациональную конструктивность французской готики, гармоничность и уравновешенность ренессансной пластики (Гужон), живопись Фуке, выделяющуюся среди произведений его современников ясностью и спокойствием.
Музыка приобрела статус самостоятельного вида искусства. В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса.
В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631 г. ) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ). Самое известное произведение Милтона — величественная эпическая поэма «Потерянный рай» (1667) — издана в 12 книгах. Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой. В этих работах Веласкес соединяет караваджистское «тенеброссо» с сурбарановским умением передать величие вещей и уже чисто свое, глубокое уважение к людям из народа.
Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей живучести архитектурных традиций итальянского барокко (Собор Дома Инвалидов в Париже). Для архитектуры характерным был стиль барокко. Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, представлены с тем же чувством достоинства, что и победители — испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название «Копья»). Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса.
Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. «Зеленые» к перечисленному добавляли историю и географию.
При всем том некая художественная «грамматика» стиля действительно являлась в большой степени международной и всеобщей. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки.
Эти качества особенно сказались в портретах шутов – карлик «Дон Антонио», «Идиот из Кории» – образы переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия. С четырнадцати лет он начинает брать уроки живописи. Инесса» (1641), «Хромоножка» (1642) материальную достоверность и возвышенность художественных образов, созданных Ф. Сурбараном: «Отрочество Марии» (1641 – 1658), «Молитва св. Но главным жанром ван Дейка становится портрет.
В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). Дело, разумеется, не только в сюжетно-тематической стороне его портретов. Одной из таких тенденций является реалистическое отражение мира, основанное на более непосредственном контакте с жизнью, с натурой. Его проявление разнообразно как в различных национальных школах, где предпосылки для формирования барокко или классицизма оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе (например, в буржуазной республике Голландии), так и у отдельных мастеров (Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский).
Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Четко отделены пространственные планы, такое разделение подчеркивается и цветом. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Это национальный «Праздник бобового короля»—семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках.
Кажется, что в самом звучании слова «барокко» есть это ощущение изгибистости и вибрации. Она надолго приняла на себя хранение традиций высокого художественного мастерства.
Большое место занимают пейзажы. Переписанная Даная 1636. В 1602 году художник возвращается в Антверпен и сразу получает признание у себя на родине. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства. Черты мистики, фантастичности иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью.
Романтизм. 1618-20). Этому особенно способствует колорит картины, торжественное звучание синего, красного, желтого. Благодаря женитьбе на Саскии ван Эйленбург он сближается с патрицианскими кругами и имеет у них успех.
Пейзаж с мельницей. Самым талантливым из них был Лун Ленен (1593-1648), героями картин которого стали простые крестьяне. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Искусство Испании В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. Пишет себя и любимую в роскошных нарядах: Автопортрет с Саскией на коленях 1636. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей, что он одновременно «венец всего сущего», «краса Вселенной» — но и «квинт-эссенция праха», говоря словами Гамлета.
Соответственно этому формируется система художественных жанров. Образование призвано сделать хозяйку дома христианкой. Особое место занимала группа так называемых живописцев реальности.
Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения. Братья Карраччи – мастера монументально-декоративной живописи. Короче, в воображении встают характерные черты того широко распространенного в первой половине и середине XVIII века стиля, который принято называть стилем «рокайль» (раковина) или «рококо» или «стилем Людовика XV».
Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610—1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера). Во второй половине XVIII столетия «стиль Людовика XV» стал постепенно сменяться новым. Родом из Лотарингии (по-французски — Лоррень, что и дало ему прозвище), он тоже почти всю жизнь провел в Италия. Скорбно глядящий на зрителя Себастьян де Морра задумавшийся над гигантским в его маленьких руках фолиантом любимый шут Филиппа IV Эль Примо разряженный, как принц, карлик «Дон Антонио», кажущийся еще меньше рядом с большой собакой «Идиот из Корин» (последние два портрета написаны уже в 50-е годы), — все эти несчастные, развлекающие двор, переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся и состоянии крайней взволнованности и эмоционального напряжения. В 1763 году секретарь неаполитанского посольства в Париже Фердинанд Галиани писал: «.
Быть может, с наибольшей отчетливостью это проявилось в портретах. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики) из итальянского искусства наибольшее влияние: на него имели Тициан н Тинторетто. Рубенс понимал и любил античность, образы классической древности обретают земную достоверность, не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда».
Крупнейшему итальянскому живописцу эпохи Караваджо принадлежит главенствующая роль в утверждении новых, прогрессивных принципов. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Самым значительным итальянским живописцем этого времени был Микеланджело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам XVII века. Формируются новые музыкальные жанры опера, оратория. Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров. В начале 30-х годов Рембрандт переезжает в Амстердам.
Например, образы людей с портретов Рафаэля и образ Христа с картины Караваджо «Трапеза в Эммаусе». Луи Лево и Андре Ленс впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Во ле Викот близ Мелена (1657—1661). Сопоставление творчества двух французских художников –классицистов.
противоречив».
Их позы и жесты оправданы, естественны. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. она утратила господство на море. Человек в бесконечности – что он значит. «Смерть Марии». Веласкес внес много нового во все жанры живописи, к которым он обращался.
Возвышен сам художественный строй его картин. Это также жанровая картина, поданная мастером монументально.
Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен (1594—1665). «Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчетливо истинны», — говорил Декарт, — «и ясность и отчетливость воцарились в литературе и искусстве». Английский поэт и гуманист Джон Милтон (1608—1674) в трактате «Об образовании» (1644) провозгласил воззрения на воспитание будущих властителей, который оказал влияние на формировании системы обучения в Англии, а позже и в Америке.
Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Быть может, с наибольшей отчетливостью это проявилось в портретах. Начало XVII в. граничит с именами Шекспира и Сервантеса. В каждом классе занятия соответствовали возрасту учащихся: «красные» учились чтению, письму и арифметике, основам катехизиса и священной истории, а также латыни.
Петра и оформление гигантской площади этого собора. Но в статуях еще много готического – в общем, выражении, в религиозной экзальтации. Ускоренное развитие получили естественные науки, сблизившиеся с производством и техникой. На переднем же плане изображена инфанта Маргарита, видимо, пришедшая на сеанс для развлечения родителей, в окружении фрейлин, карлиц, придворных и собаки.
Резко увеличился объем гражданского строительства. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в Х V III веке. Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно.
И есть еще одна особенность искусства XVII века, которую не знали предшествующие эпохи — одновременное развитие искусства сразу в нескольких странах, отсутствие национальной замкнутости (общение между художниками разных стран, обучение и поездки в другие страны и т. д. ), по сравнению с прошлым. Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной. Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегонес как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»). Влияние итальянского барокко, его полотна пронизаны ликованием и радостью. Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов. Высшие достижения классицизма в живописи связаны с творчеством крупнейшего художника Франции Никола Пуссена (1594—1665).
Изображает простых людей, простой быт. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко.
В Риме творил немецкий мастер Эльсгеймер, который внес значительный вклад в сложение отдельных жанров живописи XVII века и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоч чанти»). В науке и культуре господствовали в то время два кумира — разум и природа. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Лейдене в семье мельника. Художником, который соединил в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (598—1680).
И есть еще одна особенность искусства XVII века, которую не знали предшествующие эпохи — одновременное развитие искусства сразу в нескольких странах, отсутствие национальной замкнутости, усиление по сравнению с прошлым того, что на современном языке принято называть культурными контактами (общение между художниками разных стран, обучение и поездки в другие страны и т. д. ). В малом объеме живопись на библейкие сюжеты.
Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. Покинув Италию, Эль Греко отправился в Мадрид. Он пишет много портретов и пейзажей. – причудливый, вычурный), но которая не исчерпывается только этим стилем.
Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Рибера предпочитает изображать сцены мученичества в них ярче предстает нравственная сила героев.
Однако феодализм был еще прочен. К середине XVII века достигает расцвета голландская пейзажная живопись. Живописи барокко присуща известная театральность.
Жесты его героев неспешны иногда они как бы застывают в величавом покое. Сидящий в кресле Иннокентий X остается как бы один-на-один со зрителем. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. «. Но с 18 в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной, когда испанское владычество сменилось австрийским, а вся страна оказалась во власти разных сильных централизованных государств. Если на предшествующих этапах развития искусства стиль мог существовать благодаря своей стабильности и отточенности на протяжении чрезвычайно длительного времени, то теперь, в пределах одного столетия, рождаются и сосуществуют несколько стилей. Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер).
Несколько раз в день пансионетки молились. Рассказать о творчестве Эль Греко раскрыть трагический характер его образов.
Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Серебристый свет создает атмосферу раннего утра, формирует богатую световоздушную среду. В Германии сложилась школа классической идеалистической философии. Иосифу», «Св.
Ночной дозор 1642 групповой портрет стрелковой роты, в котором расширены рамки жанра (представление исторической картины). Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573—1610), — художник, давший имя мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни.
В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Им свойственны чуткая наблюдательность автора интимность и лиричность. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. «Менины», по сути, групповой портрет. В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает.
В то же время жанровые картины мастера (Крестьянский, Кермесса и др. ) приобретают почти монументальный характер, столь высока степень художественного обобщения, сближающего их с мифологическими сюжетами. Возвышенное и низменное перемешалось здесь, как на ранних этапах античного искусства.
В его работах воплотились все проблемы классицизма, его основные темы — человек и его общественная жизнь, человек и природа. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы (которой столько сил отдали художники Кватроченто и с которой более вольно обращались мастера Высокого Возрождения) для усиления глубинности иллюзии ухода в бесконечность.
Сен-Сиран учредил школу в Париже (1646), в обучении преобладали французский и иностранные языки. Версальский королевский дворец был построен Лево (1661—1681) и Ф. Орбэ (1670—1674), а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуэн-Мансар (1678—1689). Мифологическую сцену Веласкес трактует как бодегонес. Правда, общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии, но преимущественно в области чистой теории (новая теория искусства Винкельмана, Лессинга), поэзии, философии (Лейбниц, Кант), музыке (Бах, Гендель), а не в изобразительном искусстве.
Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание "обмануть" глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а точка зрения несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность. Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVII в. —Версальского дворца и парка.
Исследователи даже подсчитали, что в одной из сцен ярмарки он изобразил 1138 персонажей. " – писал Блез Паскаль (1623-1662) в ответ на ренессансное представление о человеке как о "великом чуде", которое Бог поставил во главе мира.
Так же архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Однако критическая часть произведений просветителей имела большое прогрессивное значение. Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля.
Место и время развития барокко — прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Наличники окон и дверей тоже превращаются в крутые массивные завитки. Такое определение не является вполне точным. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи.
Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Его дух не могут сломить продолжающие преследовать его несчастья.
Немецкое изобразительное искусство носило ограниченный и мало самостоятельный характер. «Трактат о воспитании девиц» пользовался популярностью у Франсуазы дОбинье, маркизы де Ментенон (1635—1719), жены Людовика XIV. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей, что он одновременно «венец всего сущего», «краса Вселенной» — но и «квинт-эссенция праха», говоря словами Гамлета.
Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. Особой идеализации нет даже в фигуре полуобнаженного Вакха.
Однако понятие стиля богаче и не может быть сведено к «грамматике». От гигантской площади перед дворцом отходят три проспекта, три дороги — на Париж, Сен-Клу и Со (также резиденции короля). Образы и явления передавались в движении.
Каждая такая работа превращалась в студию, в которой исследуется и передается лишь одно психологическое состояние модели, но во всей его острой характерности и определенности. В этих полотнах проявилось редкое мастерство Рубенса-монументалиста, создавшего новый стиль фламандского барокко, более декоративного, чем итальянское и в то же время наполненного жизнеутверждающим, гуманистическим пафосом.
Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам (конные портреты ФилиппаIV инфанта Балтазара Карлоса, графа Оливареса и др. ). Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин «Царство Флоры» (1632), «Спящая Венера», «Венера и сатиры».
Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев.
Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные и прежде всего голубой. Молодой Рубенс получил блестящее по своему времени гуманитарное образование. Рассказать о личности художника. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Нидерландская революция превратила Голландию, по словам Маркса, «в образцовую капиталистическую страну Х столетия».
Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. И еще: художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру. К этому времени несколько меняется его манера. Тот факт, что в ряде стран барокко получило большее распространение, чем классицизм, господствовавший главным образом во Франции, объясняется особенностями исторического развития этих стран.
Спиноза провозгласил три принципа: единство всего, что существует закономерность всего, что происходит тождество духа и природы. Оно свидетельствовало о необычайном расширении возможностей искусства, о включении в его сферу таких жизненных явлений, которые уже не могли быть отражены в рамках канонизированных форм художественного обобщения, каким по существу является всякая стилистическая система. Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму.
Рассмотреть творчество Д. Веласкеса – вершину испанской реалистической живописи. Девочек разделили по возрасту на четыре «класса», девочки носили платья с лентами разного цвета, красный — от семи до 10 лет зеленый — от 11 до 14 желтый — 15—16 и голубой — 17—20. Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости.
Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Луи Ленен (1593—1648) изображает крестьян без пасторальности, без сельской экзотики, не впадая в слащавость и умиление.
Он всегда населён мифологическими героями. Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм».
Полотно отличают мощная пластика и светотень. художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. И все же Италия не стала той почвой, на которой выросло мощное искусство Рубенса. Сделать вывод о том, что на портретах эпохи Возрождения человек смотрится величественным, как Бог, а на картине Караваджо Бог и святые похожи на простолюдинов.
Художник о роли цвета в картине. Вместе с Пуссеном создателем французского пейзажа был Клод Желле, более известный под именем Лоррена (1600— 1682). Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренес-сансного искусства. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. Низкий горизонт укрупняет фигуры, они выстраиваются в ряд, как на античном рельефе. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
Близки к нему фламандское искусство, немецкое, отчасти испанское и французское. «Портрет Филиппа IV» (1628), «Портрет Иннокентия Х» (1650), «Портрет шута Себастьяна Моро» (1648). Возрождение дало нам примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности. Об этом со всей определенностью свидетельствуют его собственные высказывания, сохранившееся в небольшом количестве, но звучавшие очень определено. Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда».
Живопись этого периода абсолютно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний. Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно.
Рембрандт достигает полной творческой зрелости и свободы. В целом испанская пластика в стает на пути самостоятельного развития.
В многочисленных композициях, портретах и в авто портретах Рембрандт изучает возможности выразительных средств живописи (в особенности светотень) в передаче различных состояний человече свого лица, мимики и характера. Невиданное до того расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят в применении к искусству 17 в. проблему стиля. Лицо инфанты, полное выражения детской надменности, ее легкие волосы, ее тщедушное тельце, закованное в парадное платье, — все пронизано воздухом, моделировано тысячью разных цветовых оттенков, мазками разного направления, плотности, величины и формы. Шлегель, Новалис). возникновении новой волны классицизма.
Как придворный художник он почти сорок лет писал портреты Филиппа IV, его детей и т. д. общеевропейского масштаба.
1625-1632 – Лейденский период творчества – время становления художника. учащихся в Париже и 612 коллежей по всей стране, — таков результат эффективного обучения и сравнительно мягкой дисциплины иезуитского образования. Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»).
Рембрандт, будучи офортистом, не знает себе равных в мировом искусстве.
Вместе с Пуссеном создателем французского пейзажа был Клод Желле, более известный под именем Лоррена (1600-1682). От его жанровых и религиозных композиций все более вест духом демократизма (,, Святое семейство, Эрмитаж). Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры.
Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. В конце жизни: разорение, потеря близких, предательство учениками. Это прежде всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего — алтарные образа («Погребение графа Оргаса, церковь Сан Тоне, Толедо). Утверждались гуманистические и демократические идеалы.
Революция XVII века стимулировала здесь развитие буржуазной идеологии. Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. С четырнадцати лет он начинает брать уроки живописи.
Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Достижения Рейсдаля были по-настоящему оценены лишь в ХIХ веке и продолжены барбизонцами.
И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым. Несомненно, что в сравнении со связанным определенными условностями методом барокко и классицизма метод отражения действительности на основе непосредственного обращения к ее явлениям был в ряде отношений исторически более перспективным ибо в нем были заложены многие основополагающие принципы, развитые затем в прогрессивном реалистическом искусстве последующих столетий. Версальский парк являет собой, как и весь ансамбль, программное произведение.
Историческая живопись: «Сдача Бреды». В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ. Страстность переживаний, душевная взволнованность, творческая импульсивность портретов. Высшие достижения классицизма в живописи связаны с творчеством крупнейшего художника Франции Никола Пуссена (1594-1665).
Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. Низкий горизонт укрупняет фигуры, они выстраиваются в ряд, как на античном рельефе. Особое место занимала группа так называемых живописцев реальности.
Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие и высокие. Огромное символическое значение в произведениях Латура имеет свет (обычно это свет свечи или факела), придающий его композициям оттенок таинственного, неземного («Магдалина со свечой и зеркалом», «Св.
Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Расцвет творчества Риберы относится к 1630-40м годам.
Это время характеризуется великими открытиями. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» – таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений.
Кальвинизм — течение в протестантизме. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино). Рубенс пишет очень жидко иногда под красками просвечивает тон грунта. Туже идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная. Молодой Рубенс получил блестящее по своему времени гуманитарное образование. Веласкес никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал своих героев. Его новаторские идеи скоро проникли в искусство различных национальных школ. Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Здесь он пытался обосноваться при дворе Филиппа II.
Бонавентуры» (1629), «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633). Дворец и парк Ришелье, созданные Жаком Лемерсье, стали первым классицистическим ансамблем. Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Свой метод художник внедрил в исторический жанр. Свою характеристику Энгельс заканчивает указанием на то, что «великие мыслители XVIII века не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха».
В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Но именно они позволяют во всём блеске развернуть живописное мастерство – зритель обнаруживает головокружительные заливки жидкой краски, непринуждённые движения кисти, вольно переливающиеся открытые цвета, смелые опыты с цветными тенями. Уже в 40-е, но в особенности в 50-е годы искусство Рембрандта заметно меняется.
Век Просвещения — век великих открытий и великих заблуждений. Этому особенно способствует колорит картины, торжественное звучание синего, красного, желтого.
Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Отсюда и живописная манера Йордана, широкая и размашистая, с сочными пятнами ярких, насыщенных тонов, плотным и жирным мазком, с присущей ей добротностью, основательностью и подчас тяжеловесностью. Большую роль начинает играть в них окружающая среда, бытовой интерьер и натюрморт (Караваджо принадлежит один из первых натюрмортов в европейском искусстве).
Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. Этот «мыслящий тростник» создал в XVII в. мощнейшие абсолютистские государства в Европе, сформировал мировоззрение буржуа, которому предстояло стать одним из основных заказчиков и ценителей искусства в последующие времена.
Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. Урок анатомии 1632, не боится реализма, но избегает натурализма. В этом стиле образы связываются с реальной действительностью.
Не случайно XVII век называют иногда веком живописи. Другой знаменитой картиной Веласкеса стало полотно – «Менины». Культура Западной Европы XVII— XIX вв.
Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Караваджо прожил недолгую, но полную приключений, бурную жизнь. Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной.
В них без труда угадываются очень характерные испанские народные типы. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Он родился на Крите и был греком по происхождению (отсюда его прозвище). Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части (Голландию и Фландрию (современная Бельгия). Веласкес никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал своих героев.
Никола Пуссен (1594— 1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Еще в XVII столетии при Людовике XIV, «короле-солнце», Франция превратилась в одно из наиболее могущественных абсолютистских государств Западной Европы.
Эта новая мода называется а lа greque (или – что то же самое – аllЕrсulanym). Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541—1614). В распространенном сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни варианты этой картины имеются во многих европейских музеях) легенда приобретает национальные фламандские черты.
Во второй половине XVII века произошел перелом. Оптический эффект становится основным фактором передачи идеи произведения. Период успеха и благополучия длился недолго. Здесь сказалась феодально-католическая реакция. «Пейзажная трехцветка» в картинах Пуссена.
Молодой испанский художник Гойя предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко. Близки, но не тождественны. Себастьян полон сил под градом стрел. Портреты кисти Веласкеса. Борец с янсенизмом, теолог и писатель Франсуа Фенелон де Салиньяк, маркиз де ля Мот (1651 — 1715) — автор «Трактата о воспитании девиц» (1687) — подчеркнул важность матерей в процессе воспитания детей верными слугами короля и в развитии нравственности в обществе. Бросил университет ради недолгой учебы у мастера.
Каждый из них отразил разные, но очень существенные стороны действительности и внес свой вклад в историю искусства. Усложнение техники для выражения сострадания к обездоленным. характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и. Искусство Испании, как я вся испанская культура, отличалось большим своеобразием.
И еще:. Себастьян и святые жены»). Художник завален выгодными заказами, слава его стремительно растет. На протяжении 40-х годов конфликт расширяется и углубляется. Непритязательность сюжетов и малый размер картин, узкая специализация по отдельным видам тематики: портрет/натюрморт/пейзаж специализация внутри жанра: равнинные пейзажи (Конинк), натюрморты-завтраки (Хеда). Утверждение достоинства личности – основная черта портретной живописи Веласкеса.
Зарождался классицизм, питавшийся образцами античного искусства. Но не надо бояться и того, что аудитория, не согла- сившись с педагогом, задаст иное движение мысли, к этому надо быть внутренне готовым. И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык.
Уже в 40-е, но в особенности в 50-е годы искусство Рембрандта заметно меняется. Питер Пауль Рубенс (1577 1640) родился в немецком городе Зигене, куда эмигрировала семья Рубенсов во время ОСТРЫХ ПОЛИТИЧССКИХ событий во Фландрии. Все эти черты входят складывающуюся программу классицизма.
Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Он испытывает влияние Караваджо, которого как будто бы не принимал, однако следы караваджизма есть и в «Оплакивании Христа» (1625-1627) и в «Парнасе» (1627-1629). В начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто, в конце века создает революционно-пафосные полотна Давид. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы.
До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в ХVIII веке. Его дух не могут сломить продолжающие преследовать его несчастья. «Обращение Павла». И все же Италия не стала той почвой, на которой выросло мощное искусство Рубенса. Это, по сути, групповой портрет.
Глава реалистического направления — Г. Курбе. происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. Его гамма поражает смелостью и неожиданностью, казалось бы, самых невозможных сочетаний: ярко-красного и зеленого, желто-оранжевого, золотистого и голубого, синего и фиолетового. Отвергая иконописные каноны, сцены священных деяний он превращает в «натурную постановку», придает им характер застывшего мгновения и насыщает их как бы документальной убедительностью.
Он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства.
Караваджо «Призвание Матфея». Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Картины Йордана лишены той высокой меры обобщения, которая была свойственна Рубенсу. Портреты Латура, Гейнсборо и Гудона ярко иллюстрируют тенденции эпохи. В его портретах и автопортретах всегда подчеркну аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность («Автопортрет» в Эрмитаже). В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св.
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Впервые в истории градостроительства применяется трехлучевая система улиц. Название стиля происходит от итальянского слова barocco – причудливый, «странный» или «склонный к излишествам». Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи.
Художник именно в природе ищет гармонию. Утверждались гуманистические и демократические идеалы. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Античная мифология, которую прекрасно знал и любил Рубенс, привлекала его с ранних лет.
От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в Х V III веке. Работал Эль Греко много и упорно, с какой-то неистовой одержимостью. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Себастьян»).
В науке и культуре господствовали в то время два кумира — разум и природа. 306. ). Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов.
Образование должно прививать полезную информацию, почерпнутую из античных книг. Больше того — необычайная широта охвата жизненных явлений, остававшихся до того за пределами искусства, а также многообразие новых художественных средств уже не позволяли выразить все художественное содержание эпохи в рамках только двух стилей.
Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов. Может быть, под впечатлением тициановской «Венеры» он написал свою «Венеру с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, ее торс как бы замыкает композицию с переднего плана и только в зеркале, которое держит амур, отражается ее простое милое лицо. Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (1598-1664), получившего звание главного живописца Севильи. В то же время он стал эпохой стремительного развития искусства, бурного расцвета литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, появления первых опер и балетов, освобождения театра от элементов «городской культуры» Средневековья. Но он сознательно отказался от карьеры придворного и выбрал для себя путь живописца.
С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает первенство рисунку колориту отводится подчиненная роль. В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко много мистики, экзальтации исступления. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета. На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы (1591 — 1652) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому: он предпочитает темные, насыщенные густые тона, красноватые в тенях, точную пластическую моделировку, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы фигур («Св.
Он не боится вводить в свою живопись даже черную и белую краску. Живописи барокко присуща известная театральность. в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма: в плотности и темном цвете красок, в светотеневых контрастах («Отрочество Марии»).
В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Великие географические открытия, начатые еще в эпоху Ренессанса, последовавшая за ними колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, открытия Николая Коперника (1473-1543) и Галилео Галилея (1564-1642), теории бесконечности миров, законы небесной механики и оптики Исаака Ньютона (1643-1727) должны были потрясти сознание людей изменить их мировоззрение. У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко. Вторая половина XVII столетия — время длительного правления Людовика XIV, «короля-солнца», вершина французского абсолютизма. Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. «Замком» композиции служат две фигуры: коменданта голландской крепости Юстина Нассауско-го и испанского полководца Спинолы. Немецкий математик и философ, физик изобретатель, юрист историк, филолог Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646—1716) внес огромный вклад в развитие философии, биологии, медицины, геологии, психологии, лингвистики.
Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем.
Во всяком случае, творчество замечательного рисовальщика и гравера Жака Калло (1593—1635), явно испытало заметное влияние марьеризма, особенно в ранний итальянский период. Если мы будем смотреть на такой фасад под определенным углом (а постройки барокко именно и рассчитаны на восприятие в ракурсе), то впечатление перетекаемости, волнистости и густоты форм еще усилится. О. Фрагонар «Качели» (1767), «Поцелуй украдкой» (1870-е). Жесты его героев неспешны иногда они как бы застывают в величавом покое.
Под влиянием рационалистической философии Декарта янсенисты постулировали естественный порядок в обучении: его следует начать с того, что знакомо ребенку, вводилась фонетическая система обучения чтению, преподавали на французском, а не на латыни, сочинения учащихся ориентировали па их собственный опыт. XIX в. — век сложившихся буржуазных отношений. Но он сознательно отказался от карьеры придворного и выбрал для себя путь живописца. Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови.
Философы считали, что целью образования должно стать овладение мышлением и суждением, а не просто усвоение фактов. Не перечислить всех очень разных по направленности моно- графий, но напомнить о них надо по двум причинам: во-первых, для того чтобы студент представлял, как много может быть ав- торских решений в одном и том же жанре во-вторых, чтобы зара- нее предостеречь: не следует переносить «механически» сужде- ния и факты биографии художников из исследований, а надо пред- лагать свой вариант монографического рассказа, сообразуясь с условиями музейной или городской среды.
Многочисленные зеркала отражают декоративные живописные украшения -- вставки над дверьми (дессю де порт) и в простенках, плафоны. Самое знаменитое их произведение – роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз». Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли.
Анализ композиции «Отдых на пути в Египет». В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. "Весь зримый мир – лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы. Самым талантливым из них был Лун Ленен (1593 —1648), героями картин которого стали простые крестьяне. Наука и искусство, углубившись, уже не идут теперь рука об руку, никогда не объединяются в одном "лице". уже перешел всякие границы.
Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов. Обратить внимание на материальность и законченность каждой детали картин. Каждая картина, что бы она ни изображала и кем бы ни была написана, — утверждая Караваджо, — никуда не годится, если все ее части не исполнены с натуры этой наставнице нельзя ничего предпочесть. все предались увлечению древностью, причем с такой страстностью, что этот вкус. Пафос общественного долга, призыв к внутренней дисциплине, стремление к строгой упорядоченности — все эти характерные для классицизма качества благоприятствовали выражению идей абсолютизма и не случайна попытка правящих кругов Франции превратить классицизм в официальный стиль французской монархии.
И все-таки Пуссен остается истинно французским художником, решающим задачи, стоящие именно перед французским искусством. Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной. Человек и природа – объект наблюдения и изображения голландских художников. Между моделью и зрителем он всегда оставляет некую преграду.
На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а чаще всего фонтан, обильно украшенный скульптурой. В этот ранний, так называемый лейденский период своего творчества он лишь нащупывает самостоятельный путь в искусстве. Хармен ван Рейн Рембрандт 1606-1669, семья зажиточного мельника. Значительность многих лучших произведений искусства 17 столетия объясняется помимо других факторов также и той высокой оценкой, которую художники дают народу как носителю высоких человеческих качеств.
Его излюбленные персонажи — солдаты игроки в карты, гадалки, музыканты.
Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Покинув Италию, Эль Греко отправился в Мадрид. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. Удельный вес живописи и скульптуры в Испании (помимо Гойи, творчество которого стоит на рубеже двух веков и принадлежит больше новому времени), Португалии, Фландрии и Голландии был для XVIII столетия незначителен.
Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). Это отражено даже в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом» (1649 г. ), «Пейзаж с Геркулесом» (1649 г. ). XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм и реализм. Творчество Алессандро Маньяско (1667—1749) нередко связывают с романтическим направлением в итальянском искусстве XVII века.
И лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. В многочисленных композициях, портретах и в авто портретах Рембрандт изучает возможности выразительных средств живописи (в особенности светотень) в передаче различных состояний человече свого лица, мимики и характера. художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру. Родом из Лотарингии (по-французски—Лоррень, что и дало ему прозвище), он тоже почти всю жизнь провел в Италия.
Хальс не был мастером углубленного психологического портрета. Творчество Пуссена естественным образом занимает свое место в этом ряду историко-художественных явлений. Эпилог творчества – Блудный сын 1669. И он рисует его, других святых земными и плотскими, как никто до него. 17 век был также временем подъема различных видов искусства.
В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). Ощущение бесконечной перспективы, глубины пространства усиливается за счет центральной оси (от нее отходят лучевые аллеи), на которой находится дворец.
Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт.
От его жанровых и религиозных композиций все более вест духом демократизма («Святое семейство», Эрмитаж). Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной. Она расчищала путь революционному перевороту Французской буржуазной революции.
Переход к индустриальному веку предвещало создание новых машин. Ученики усваивали систему светотени, но не усваивали его постижение личности. Этот стиль развивался параллельно барокко и просуществовал вплоть до начала XIX века. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере. Желая дать образование девочкам из обедневших дворянских семей, отцы которых погибли на королевской службе, де Ментенон основала пансион или школу-интернат Сен-Луи (1684) в селе Сен-Сир, разработала детальные организационно-педагогические правила пансиона.
Живописное мастерство Рембрандта поднимается на новую, недостижимую до сих пор высоту. В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено. Одна из основных тем искусства XVII века — человек, становление его характера в борьбе, которая знала и высочайшие взлеты и поражения. Перелом наступает в 1642 году, когда умирает первая жена Рембрандта. Картина «Корзина с фруктами» – как первое и одно из самых красивых произведений жанра натюрморт.
Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. Приблизительно в 30-х гг. Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов. «Пейзаж Толедо», «Лаокоон» (1610), «Похороны графа Оргаса» (1586). Для классицизма характерно обращение к античности и мастерам Высокого Возрождения.
Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) — это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Крест идет по диагонали. Отсюда неизбежные отвлеченность и риторичность образов Карраччи. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) родился в Лейдене в семье мельника. «Весь зримый мир —лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы (. ) Человек в бесконечности —что он значит. » —писал Паскаль («Мысли») в XVII в. как бы в ответ на ренессансное представление о человеке как о «великом чуде», которое Бог поставил во главе мира. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.
В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Таким образом, общее восприятие мира как движущегося потока в различных по социальному и национальному характеру направлениях давало и различные художественные результаты — различные даже по строю форм. Познакомить с основными произведениями. И в 17 столетии интересы правящего.
Прекрасный пример тому — картина Ассур, Аман и Эсфирь (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), рассказывающая о том, как царица Эсфирь раскрыла перед царем коварные замыслы его фаворита Амана и спасла от гибели свой народ. Государственной религией стал кальвинизм. В ней человек познавал свои силы и выявлял свои лучшие качества.
По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера (1665 – 1725) этот стиль получил название «чурригереск» Так был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. XVII век был веком грандиозных открытий и переворотов в науке (особенно в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии). Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью.
В политической борьбе победили влиятельные при дворе иезуиты, все школы янсенистов были закрыты (1660), но их теория и практика получили широкое распространение. Отметим, Сен-Сир знаменует собой важный этап в эволюции женского образования. Недаром впоследствии даже Делакруа, художник романтик, враждебный классицизму, подчеркивал его,, силу концепции, точность, доведенную до последнего предела Свободные, счастливые люди, окруженные прекрасным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии» («Аркадские пастухи») и зритель легко понимает мысль художника о недолговечности даже самой безоблачной жизни. Появляется новый стиль — рококо.
Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Спальни не отапливались, кровати установили жесткие, чтобы «не смягчать» пансионерок, умывались девочки холодной водой. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе.
Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Познакомить с убеждением философа Дидро о том, что искусство призвано исправлять нравы картинами Жана Батиста Греза (1725 – 1805), носящими морализаторский характер. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий – так называемый стиль «платереско» («ювелирный», «филигранный»), архитектурный стиль испанского Возрождения, возникший в конце 15 в. Основой стиля является тончайшее архитектурное узорочье, детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер). Сформировать понимание принципов классицизма, воплощенных в живописи.
Его самые знаменитые произведения — две серии офортов «Бедствия войны» (речь идет о 30-летней войне) — беспощадные картины смерти, насилия, мародерства (офорт «Дерево с повешенными»), — все исполнено рукой очень большого мастера. Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера.
Рембрандт достигает полной творческой зрелости и свободы.
Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI-XVII столетий был Рим. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности.
Луки и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж («Семейство молочницы»). Главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Излюбленный его жанр — бытовой.
Позже оно переросло в восстание 1648-1653 годов.
В 1671 г. основывается Академия архитектуры. Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса-колориста. Но главное создание Бернини —- это грандиозная колоннадасобора св. Но подъем культуры в еще большей степени объясняется внутренним положением страны, где восторжествовала абсолютная монархия, на первых порах выступавшая, по определению К. Маркса, в качестве цивилизующего центра, основоположника национального Во второй четверти XVII века страной управлял умный и волевой, образованный и, что особенно важно, обладающий всей полнотой власти кардинал Ришелье идея государственной необходимости, важности порядка, рационального устройства жизни и централизации власти при нем стали подчинить себе образный строй архитектуры и искусства. Однако на рубеже XVI и XVII веков здесь появляется такая значительная фигура, как Эль Греко (Доменико Теотокопули 1541—1614), первый подлинно великий художник Испании. Школа живописи Пуссена.
Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. В ней нет ни внешних эффектов, ни экзальтации, даже в мистических сюжетах.
Бытовая живопись – ведущий жанр, наименование создателей – «малые голландцы». В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Источником, творчества Караваджо был окружающий его мир, действительность. Классические произведения декларировали стройность и логичность мироздания.
Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. Страна сильно отстала от многих других в экономическом, политическом и общественном отношениях. Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса как колориста. 30-е гг – расцвет.
Это пейзаж развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешенными массами куп деревьев и почти обязательно руиной, с маленькими фигурками людей, служащими только средством, чтобы подчеркнуть величие природы. Церковный деятель Жан дю Вержье де Оранн (1581 — 1643) известный как аббат Сеп-Сираи, соратник Корнелиуса Янсена (1585—1638) главы янсенистов, движения за реформы церкви против иезуитов и схоластики, стал настоятелем монастыря Порт-Рояль близь Версаля, где янсенисты начали воспитывать несколько мальчиков (1637). Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Веласкеса в чем-то на два столетия опередила открытия импрессионистов.
Историческое развитие их пошло разными путями равно как и культурное. Рубенс прославляет национальный тип красоты.
Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, был Антонис ван Дейк (1599—1641). «Желтых» обучали рисованию, пению, танцам и музыке.
В «Евангелисте Матфее с ангелом» апостол похож на крестьянина, у него грубые руки изборожденное морщинами лицо напряжено от чтения. Предметы как бы купаются в солнечном свете в другой знаменитой картине Веласкеса — «Менины» (фрейлины). «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх», «Лютнист».
Ирина», «Явление св. Интерьер барочной церкви являет собой синтез всех видов изобразительного искусства. Эль Греко побывал в Венеции и позднее в Риме, где имел возможность познакомиться с работами венецианских живописцев и Микеланджело, которые оказали на него сильное воздействие, особенно заметное в ранних работах мастера.
Сильнее всего — и это вполне закономерно — идеологическое воздействие буржуазии сказалось в искусстве Голландии, но творчество лучших голландских мастеров выходит за рамки ограниченных буржуазных идеалов, опираясь на более широкую, народную основу, а начиная с середины столетия крупнейшие голландские художники — среди них Франс Хальс и Рембрандт — оказываются в состоянии конфликта с буржуазным обществом. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте. Классные дамы несли ответственность за учениц на уроках и вне школьных часов. Вторая половина 30-х —40-е годы —время творческой зрелости Латура. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.
В Испании, как указывал Энгельс, .
Он пишет богатых бюргеров, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Все эти соображения и заставляют советское искусствознание воздерживаться от распространения понятия «барокко» на весь европейский XVII век, тем более что традиция уже закрепила его за более локальным кругом явлений, а именно за стилем, развивавшимся в это время в Италии. Действие света равносильно действию слова.
Его живопись становится все более зрелой и значительной. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Их царство оказалось «всего лишь идеализированным царством буржуазии». С конца XVII в изобразительное искусство Испании переживает упадок. В дверях покоя художник поместил фигуру канцлера.