И обход и капеллы имели нервюрное перекрытие. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Западный фасад был выполнен в 14—15 вв. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе.
Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Ремесленники и только еще зарождавшаяся буржуазия городов в те времена не мыслили себе иного общественного устройства, кроме феодального. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге.
Шедевр этого стиля — псалтырь королевы Бланки Кастильской (Париж, Библиотека Арсенала) — украшен изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны. Среднюю зону образуют арки эмпор, выходящие в центральный неф широкими проемами, близкими по форме к парным окнам второго яруса западного фасада. Второй вариант чаще предпочитает молодежь. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки.
В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. К работам англофранцузского типа относится хранящийся в Британском музее морализующий трактат «Соммлеруа» (начало 14 в. ). Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция.
Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями.
Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Однако 14 век нельзя считать только временем упадка скульптуры. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа.
Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Родиной готики считается Франция. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Среди них были и традиционные по форме богато украшенные сосуды и ларцы, которые использовались как реликварии. Вторым великим стилем средневековья была готика. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Так, образ св. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Реймсский собор поражает своей грандиозностью.
Фирмена. Со второй половины 14 в. реалистические тенденции во французской миниатюре усилились. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя св. Памятниками этого стиля является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), Лондонское Вестминстерское аббатство, Миланский собор в Италии и т. д.
В духе поздней готики выполнена великолепная ратуша в Сен Кантене (1351 —1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном. На заказной мебели непременно вырезали герб владельца. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником, переходным от готики зрелой к поздней.
Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Франция к концу 12 в. стала центром европейской образованности. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив. ).
В то время впервые появился умывальник. В центре её Богоматерь. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети 13 в. широко распространенным явлением и подготовляли переход к поздней готике (конец 13 и 14 в. ). Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской церкви в Морианвале (1125 — 1130).
В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера.
Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Это громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта (который, таким образом имеет лишь подчиненное значение), с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах.
Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н.
Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Широко распространены были реликварии-монстранцы. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Особенно богатой была светская архитектура средневекового Парижа. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение.
Однако представления о богатстве человеческой души и личных переживаниях человека причудливо переплетались со сложной иерархией высших, «небесных» и низших, «земных», сил, с фантастической верой в мир чудес и в святых христианской религии. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы. Возрастали и темпы строительства.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236). Своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам и придающими ему «арфообразный» вид. В воззрениях номиналистов содержались отдельные положения материалистического характера.
лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.
В пятинефном соборе в Бурже (середина 13 в. ) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, а фасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью порталами. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Правда, решение в данном случае достигается несколько наивными средствами.
Иногда в готических романах происходит убийство. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Господство вертикальных ритмов создает некую композиционную общность расположенных в одном ярусе различных и разновременных сюжетов.
Правда, сами статуи, помещенные на выдвинутых из столбов консолях, крепко, как вполне материальные тела, стоят на своих опорах. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки.
Однако этого не случилось. Среди них было много выходцев с северо-востока Франции и из Фландрии. Именно в 12-13 вв. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки).
Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Величие соборов романской и готической Франции, смелость творческой фантазии скульпторов, живописцев, создавших небывалые по размаху синтетические ансамбли, глубокая одухотворенность и своеобразная гармония французской готической скульптуры, высокое мастерство и благородный вкус ремесленников средневековой Франции продолжают доставлять людям глубокую эстетическую радость. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ).
Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала.
Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Самые типичные работы второй половины 14 в. связаны с мастерской миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат датированная 1327 г. Библия Роберта Биллинга и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г. ) (обе рукописи в парижской Национальной библиотеке). Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Так, миниатюрный городок Сен Мишель, расположенный на скалистом островке у берегов Нормандии, стал своеобразным «готическим» заповедником.
Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Так иногда они устанавливали дополнительные нервюры идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны (ЕО, GO, FO, НО).
В 14 в. новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др. ). Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. Эта возникшая в 50—70-х гг.
Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) (Переход после трансепта от трехнефного к пятинефному членению продольной части здания является особенностью большинства соборов зрелой готики. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Окна застекляются, но занавесей ещё нет. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни».
Скульптуру из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. В Пуату еще в 11 в. был разработан тип зальных церквей романского стиля. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен.
Для того чтобы монстранц был лучше виден, он устанавливался на высокой ножке, по форме близкой к ножке потира (сосуда для причастия). Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260—1270-х гг. ). Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов.
В 12-14 вв. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Иногда, правда, встречается и чисто мужской вокал. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12.
Былая устойчивая неподвижность и наивная целостность романского искусства остались далеко позади. Позы естественные, одухотворенные. Но в отличие от современных ужасов, в готике они более «мягкие» и «приятные».
Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). И самый готический стиль из всей готической музыки – готик-метал или готический металл. Готический стиль в искусстве пришел на смену романскому и принес множество новшеств и техник. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы.
Различие между ними не столько в количественных признаках, сколько в качественно разных ступенях исторического развития искусства. Кстати, на основе готики появилось так называемое «темное фэнтези».
Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Изображения на алтаре разделены пустотой.
Архитектор Виллар дОннекур (13 в. ) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане». Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Со своей стороны католическая церковь, карая вольнодумие при помощи инквизиции, была вынуждена обратиться не только к террору, но и к теоретической борьбе, причем перенесла центр своей пропаганды в город.
Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. В лучших вещах 13 в. оно проявлялось с необычайной силой. И какая-то страшная тайна, которую держат в секрете все слуги. В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики.
Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. Но в большом числе создавались и предметы, специально предназначенные для этой цели. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики – «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Страницы украшены стрельчатыми готическими арками. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).
Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал. Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Часто кровавое, но из-за нравов того общества оно не слишком красочно описывалось.
Готическое искусство достигло вершин своего развития во фресках и живописных полотнах Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавших во Флоренции и Сиене. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора — портал Страшного суда (с 1230 по 1240 г. ) (Композиция «Страшный суд» первоначально предназначалась для главного западного фасада, а затем, в 40-х гг., была помещена на северный фасад. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность.
Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. Обособленные в романскую эпоху капеллы, располагавшиеся венком вокруг абсиды, были превращены в слегка выступающие полукруги, снаружи разделенные мощными контрфорсами, а внутри соединенные двойным обходом вокруг хора. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг. Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции.
Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Одним из первых номиналистов был и Абеляр — яркий представитель ранней городской культуры (1079—1142), у которого, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви». XIV века).
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены распор его был наглядно выявлен и строго локализован и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Они создавали как бы скелет свода.
Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Из-за многообразия музыки, сложно составить точное описание исполнителя готической музыки. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Гибкое владение материалом способствовало увеличению эстетической ценности вещи. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готической рукописи изменился вид страницы.
XIV века). Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Образ женщины — олицетворение горького сочувствия страданиям своего ближнего. Строитель этой капеллы (возможно, Пьер де Монтеро) создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания как во Франции, так и в Англии.
Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда. Среди готесс пользуется популярность и стиль «вамп» – помада и лак для ногтей от ярко-красного до черного цветов, черная косметика, подводки. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо.
Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. н. э. ), которых римляне называли «готами». Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики. Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами.
Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты. Это редкий для Франции пример готического храма, выстроенного из кирпича.
Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. готику сменил Ренессанс. Их объединяет и общее настроение — чуть взволнованная задумчивость. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика».
Достаточно сравнить дробные по форме скульптуры западного фасада Руанского собора, расставленные в нишах, подобно статуэткам на этажерке, со статуями реймсского фасада, чтобы явственно понять, насколько выродилось монументальное искусство готики. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Вот таким образом продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. Английский собор возникал в свободном пространстве лугов и полей. Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг.
Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы.
Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Так устой превращался в пучок колонн.
Правда, стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими мастерами далеко не сразу. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). В 15-16 вв.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже – разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Подражание нараставшим в скульптуре и миниатюре жанрово-реалистическим тенденциям, утеря былой красочности и декоративности к 15 в. вызвали упадок витражного мастерства. Готическая музыка взяла что-то из «панковской» тематики, но при этом она была мягче и спокойнее, медленнее и монотоннее. чтв. достигает вершин развития совершенный вид профессионального многоголосия – дискант.
В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Однако система монументально обобщенных форм не базировалась на идее всесторонне развитого тела, не стремилась сохранить ту полноту жизненности изображения, которая была так характерна для греческой классики. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Фасад был разделен четырьмя контрфорсами на три поля.
Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. «Авиньонское пленение» пап продолжалось 70 лет (1308—1378). ). Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Это — подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада.
Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья. ). Заложенный в 1282 г., он был закончен лишь через столетие.
Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами. Наиболее чистый образец ранней английской готики — собор в Солсбери. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Типичным образцом искусства второй половины 13 в. является портал св.
В основном это тот же металл с красивыми и меланхоличными текстами, как в готик-роке. Общая их композиция сохраняла в значительной мере условный характер. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Помимо этого в готических романах часто присутствует что-то сверхъестественное (например, приведения, живущие в больших родовых поместьях) и мистическое.
Фантазия сочетается со стремлением внести в миниатюру реальные подробности быта, жизненно убедительные детали. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи (Лишь в период поздней готики изображение реальной среды и обстановки, окружающей человека, начало приобретать важное значение (готическая миниатюра 14 в. ), предвещая переход к новой эпохе в развитии искусства. ).
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале — благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (le beau Dieu). Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным.
Стенами были обнесены и тогдашние города. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Первый длился примерно с 1200 по 1250 г., следующий охватывал вторую половину столетия, а третий — 14 в. Особенности первого периода, носящего переходный от романского к готическому стилю характер, определялись во многом влиянием на миниатюру знаменитых французских витражей (вертикальность композиции, прозрачность, чистота и яркость красок).
По семь статуй поддерживают арки входа. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.
Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Их разбудили два ангела с трубами. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Достопримечательностью цитадели является и большой рыцарский зал, стрельчатые своды которого покоятся на двух рядах мощных круглых столбов. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики.
Сохранилась разработанная романскими зодчими двухбашенность (сами башни возведены были позже, в 1151 г. ), но фасад получил три портала с широкими дверями против каждого нефа. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Во Франции ранняя готика охватывает последнюю, треть 12 и первую четверть 13 в. Здания этого периода четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм несколько напоминают романское зодчество. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.
Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей.
При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы).
Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина 13 в. ). На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию.
Так же поражало внезапное расширение пространства при вступлении в трансепт. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Поэты передавали не только достоинства прекрасной «дамы сердца», но и описывали мир своих переживаний, анализируя свое внутреннее состояние. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека.
Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец 13 в. ), но почти не дает себя чувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьен Буало уже собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов). Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии.
Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Таковы химеры на башнях некоторых соборов.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский».
И само слово «средневековье» для периода, который длился с V до XV веков, также подобрали именно мыслители Возрождения. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Большим разнообразием форм отличались шкафы различного назначения. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил.
Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. В травее притвора был притенен стрельчатый свод на нервюрах. Особенностью Руанского собора (как, впрочем и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции).
В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе.
Слева изображено побиение Стефана камнями справа — его погребение. и до конца 13 в. Самые I значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. По воскресеньям в нём проходили мессы. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма.
Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220—1230-е гг. ). У пурпуэна также могли быть и длинные, свисающие до пола, декоративные рукава. Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276 г. ), а часть западной башни (до 1362 г. ) и северная башня (до 1479 г. ) несут в себе черты поздней готики. Внутри моделей ажурных башен обычно помещались статуэтки святых и реликвии. Собор, созданный по проекту Робера де Люзарша в течение 13 в. (за исключением башен, законченных в 14 и 15 вв. ), в плане близок к Шартрскому собору. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля – своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Франция изнурялась в продолжавшейся до середины 15 в. Столетней войне с Англией. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений.
Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек или травей.
Боневе — художник большого дарования, как миниатюрист он известен серией пророков и апостолов псалтыри герцога Беррийского (Париж, Национальная библиотека). К середине 13 в. оформилась собственно готическая — по принципу украшения — миниатюра.
Данная группа вещей является продолжением искусства романских резных двухстворчатых окон. Чаще всего он женский, как в симфоник-роке, но часто применяется эффект «красавицы и чудовища» – лирический и мелодичный женский голос вместе с грубым мужским гроулингом. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей.
Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами или гуртами) основой сводчатой конструкции. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины и т. д. Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами -35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами.
Филёнки украшались резным орнаментом. Ратуша благодаря изящным пропорциям и обилию легкого декора производит праздничное впечатление. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище.
Но и художники-ремесленники, в свою очередь, обращались к опыту архитектуры. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Исключительно широко применена и декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов и т. д. Украшения эти то состоят из растительного и геометрического узора, то принимают характер фантастических изображений (водостоки в виде открывших пасти драконов, фантастические чудища-химеры на балюстрадах верхних ярусов), но всем им свойственно сочетание пластически объемной формы с ажурной узорчатостью силуэта.
Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой. Готика (от греч. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Но это не была холодная, безжизненная декоративность. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа.
Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Материалом служили твёрдые породы дерева. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.
В Реймсском соборе долго короновались французские короли. Изображая свои сцены в помещениях или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами, он пользовался (хотя и очень приблизительно) правилами перспективы. Красочная гамма богата.
Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками.
Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Уникальные 39готические39 аспекты готической живописи, вероятно, можно объяснить самим фактом ее происхождения от романской или византийской традиции. Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые капеллы, наиболее замечательной из которых является Сен Шапель в Париже, построенная в 1243—1248 гг.
Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. В 13 и даже в 14 в. функции ратуши и цеховых центров часто выполняли соборы. Процесс развития миниатюры в 14 в. завершается творчеством так называемого Мастера часослова Бусико, названного по этому капитальному произведению (возможно, что это уроженец Брюгге Жан Коэн, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. ). Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.
В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В 14 в. в Париже изготовляли в большом количестве складные иконы из слоновой кости.
Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры «галлереи королей», сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789—1794 гг., были в 20-х гг.
Иосифа и Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Слово «готика» происходит от итал. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. Эстетическая выразительность смелой конструкции готического собора глубоко прочувствована и выявлена с предельной наглядностью.
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Такие элементы придают готическим сооружениям динамичности, величия. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции.
В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).
В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. На темно-красном фоне мягко выступает сияние голубых одежд Марии, приобретающих на ее плечах фиолетово-синий оттенок, дополненный густо-синим цветом покрывала, наброшенного на колени. Затем, в 1140 г., было приступлено к сооружению хора над криптой. Западный же фасад в течение 40—70-х гг.
Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
История французской готической миниатюры довольно отчетливо делится на три периода. Исключение составляют более поздние стены хора. Сдержанные движения бородатого мужчины и закутанной в плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их горестное волнение.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль.
Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. К 40-м гг.
А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер.
Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Отсюда и относительная простота сюжетных решений.
Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Основой орнамента служили мотивы архитектурного декора.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. жилища феодалов и богатых горожан имели уже довольно обильную меблировку. Позже этой решетке придавали изогнутую форму, включая ее в общий декоративный ритм целого.
Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Примерно с середины XIII – XIV вв. Они переезжали из города в город и даже из страны в страну между строительными ассоциациями разных, городов возникала общность, шел интенсивный обмен навыками и знаниями.
Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Особенностью внутреннего пространства является изящный трифорий, расположенный между пролетами Эмпор и ярусом верхних окон. Слово происходит от итал. В готический период это искусство достигло наивысшего расцвета.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Такое четырехчастное построение необычайно ясно и логично. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Интерьеры значительно более дробны, чем французские. Резиденция папы была перенесена из Рима в Авиньон. Окончательно слагалась и совершенствовалась архитектура феодального замка с системой следовавших друг за другом укрепленных внутренних дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами, перекинутыми через водяной ров и грандиозной цитаделью — донжоном (замок Ле бо Мюрель и др. ).
величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Весь ансамбль проникнут суровой силой и своеобразным величием.
Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250—1270). чтв. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций.
Правдиво подмеченный жест ангела, поддерживающего Марию, не носит того характера натуральной детали, противоречащей орнаментальной и отвлеченной эмоциональности композиционного целого, который так характерен для мотивов подобного рода, появлявшихся время от времени в больших произведениях романского периода. В южной Франции наиболее своеобразен собор в Альби.
Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. К лучшим произведениям такого типа относится псалтырь Людовика Святого (1270), принадлежащая парижской Национальной библиотеке. Особенность готического стиля – дематериализация формы. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. в духе поздней готики: порталы обильно украшены скульптурой, над средним порталом воздвигнут двойной вимперг, еще выше — громадная роза. Кроме колец, серег, аграфов и различных ожерелий, выполнявшихся средневековыми ювелирами с большим совершенством, неизменной деталью средневекового парадного костюма были разнообразные подвески, клейноды цехов, то есть геральдические изображения и знаки служебного назначения.
Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых.
Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично.
Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон. Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу иногда Мадонне правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии.
Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Он расположен на территории Новгородского детинца. Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Но самое главное — то, что в готик-роке преобладает мрачная тематика: поднимаются тяжелые вопросы имидж группы можно описать как «мрачный» и «грустный».
Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси.
Строился с 1163 по 1345 гг. Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.
В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.
Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». В 13 —14 вв. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Нижний ярус завершается фризообразной «галлереей королей» («Галлереей королей» называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями. ), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками.
Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ). Привет, глэм, от которого пошла театрализация выступлений). Общий подъем экономики феодальной Франции в 12 и 13 вв. Победа в тяжелой войне, обнаружившей эгоизм и политическую близорукость крупных феодалов, была одержана благодаря национальному подъему народных масс Франции. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225 —1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа.
Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Темой рельефов служат в основном евангельские истории и «Страсти господни». Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Но намного интереснее в готическом роке вокал. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями — будто они вовсе не из камня. Были переделаны или снесены здания парижской ратуши, старый королевский замок Лувр, резиденция архиепископа и многие другие постройки отдельные уцелевшие старые Здания уже не составляют ансамбля. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Жакемар де Эсден создал исключительный по тонкости художественного воплощения Большой часослов (Париж, Национальная библиотека). Это именно иллюстрация, хотя и подчиненная общей композиции книги. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
Однако такие творения готической скульптуры нельзя считать лишь наивной, ранней формой реализма. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Все улицы расходились от паперти.
Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами (Первоначальные витражи 13 в. утрачены. ). В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет.
Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. В этой галлерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно.
чтв. Но в рамках этого строя горожане старались добиться наибольших свобод и привилегий. Своеобразной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии.
Они выполняли также роль домашнего клозета. XIV века). Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу.
Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме. Все предметы мебели были украшены резьбой иногда очень щедро и разнообразно. Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары).
Особенно ценились небольшие зеркала с крышечками из резной кости, на которых обычно изображались галантные сцены из «Тристана и Изольды» или «Парсифаля». Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее – с растительным орнаментом на филёнках. Высокого совершенства достигла оборонительная архитектура.
Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. 344. ). Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Она перекрыта нервюрными сводами на массивных арках. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ).
Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж.
Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. Дворец в Авиньоне представляет собой переходный тип от замка-крепости к замку-дворцу он отличается более средневековым характером, чем ратуши Компьена или Сен Кантона с их светским и жизнерадостным обликом. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура (статуи и рельефы в тимпанах над дверьми порталов).
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Постановка фигур становится более устойчивой. Кое-где сдержанно и скупо поблескивает золото. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими.
Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. За Этими двумя людьми виден третий. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Грандиозное, по существу, однозальное пространство перекрыто нервюрными сводами.
Усиление средневекового государства под властью короля было особенно необходимо господствовавшим классам для подавления многочисленных восстаний народных масс, например так называемой Жакерии — крестьянской антифеодальной войны во Франции (14 в. ). и рост городов способствовали расцвету светского строительства. Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система.
льняных складок или салфеток. В одежде готов можно встретить в качестве аксессуаров и ошейники и браслеты с шипами. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша.
Англия. Основной особенностью готической литературы является её мрачность и ужас. 12 в. относится и опыт применения свода на нервюрах при строительстве хора собора в Сане. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Много акустических струнных инструментов вроде виолончели, гитары или скрипки.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.
Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах св. Возникло схоластическое учение Фомы Аквината (13 в. ), возведенного церковью в ранг святого всемерно возрождалось богословие, фальсифицировались в соответствии с требованиями католицизма взгляды Аристотеля, пользовавшегося в средние века огромным авторитетом. Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие 13 и в начале 14 в. — Робер из Куси, в основном завершивший его. Известны попытки еще примитивной инкрустации.
Это было сделано, как красочно рассказывает Сугерий, чтобы избежать давки. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. В композиции, посвященной традиционной для средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец 13 в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу.
Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.
В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.
Высокая верхняя часть представляет собой каркас из столбов, поддерживающих легкие нервюрные своды.