«искушение святого Антония»— триптих Иеронима Босха, одно из его важнейших произведений. «искушение святого Антония»— триптих Иеронима Босха, одно из важнейших его произведений, полон злых насмешек над священнослужителями. «искушение святого Антония»— триптих Иеронима Босха, одно из его важнейших произведений. Триптих Босха «Искушение святого Антония» – одна из самых знаменитых работ художника.
Одним из ярчайших полотен того времени было «Искушение святого Антония». Такое поведение можно трактовать как чревоугодие и жестокость. На фоне этого вся «странность» картин Босха мгновенно улетучивается. Это новое знание не всегда оказывается приятным для музеев. Исследователи сумели определить, какие грехи символизируют босховские монстры. Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. В последние годы на смену страхам перед мигрантами и народами «из-за стены», с которыми связаны, по мнению ряда исследователей, очередной всплеск моды на образ зомби в массовой культуре конца 90-х — начала 2000-х или явления вроде антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» (2006), приходит осмысление.
Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). «Поклонение золотому тельцу» и «Подношение даров» символизирует сотворение кумира. Ведь мельница всегда была «домом нечистой силы». Иоганн Райхлин, отец северного гуманизма, применял свои знания древнееврейского для постижения мистического учения каббалы крупный астроном Георг Таннштеттер предсказывал развитие мира по движению планет. Это напоминает фразы вроде «уже 400 лет ученые не могут объяснить, за что сожгли Джордано Бруно». Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него.
Эта история изложена в Золотой легенде (XIII в. ). Эту дилемму, христианскую по своей природе, хорошо описывает замечательный в своем роде документ эпохи кризиса мультикультурализма — анимационный фильм ирландцев Томма Мура и Норы Твоми «Тайна аббатства Келлс» (2009). Однако каждый человек стремился забрать себе все. Таким образом, Френгер утверждает, что «Сад земных наслаждений» был написан Босхом для адамитов и, соответственно изображал религиозные ритуалы секты. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Так, например, Тольнай интерпретирует триптих «Воз сена» как иллюстрацию к пословице того времени: «Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько может», сравнивает триптих с другими подобными произведениями того времени, ориентируясь на принятую иконографию Страшного Суда. И «чудо претворения воды в вино» на свадьбе в Кане Галилейской не зря обставлено в глубине композиции алхимической утварью на полках серванта. Проект единой Европы, задуманный и воплощавшийся как проект идеальный — с утопической бетховенско-шиллеровской одой «К радости» в виде гимна, с красивой новой валютой, с цивилизаторским желанием втащить на борт всех, кого только возможно, — вдруг столкнулся с серьезнейшими и прежде небывалыми «искушениями», нападениями «страстей», заставившими всех его участников усомниться в собственных идеалах. Отнесение Босха вместо Средних веков к Возрождению, при всей условности этих границ, перенастраивает взгляд. Босх использовал потрясающие изображения огней и пожарищ на фоне многих из его картин. Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха.
Большинство средневековых алтарей имели форму триптиха. Босх не фантазировал и ничего не изобретал — он просто рисовал то, что видел. «Золотого медведя» на последнем Берлинале получилдокументальный фильм «Огонь в море» («Fuocoammare») Джанфранко Рози, рассказывающий о жизни на острове Лампедуза, перевалочном пункте на пути африканских беженцев в Европу.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. Пляска смерти — лишь мифологизированное отражение вполне реальных и существующих тогда страхов — «плясок святого Витта». Здесь женщины-священники правят святотатственную службу.
Во всяком случае пути назад нет, тропа перед мостом обрушена. Когда Св. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Мы должны принимать этих беженцев.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Да жезл ли это. – С. 7. В изображениях мельниц Босх, конечно, не одинок. В любом случае художник ходил по лезвию бритвы. Идет своим чередом. Человеческие страсти, страхи, слабости и глупости отныне могут быть включены в единую вселенную опыта культуры, энергии гармонизации, которой раньше для этого не хватало, теперь было достаточно. – London, 1952, где мы находим иной взгляд на искусство нидерландского художника.
Но в отличие от своих современников Босх использует символ иначе. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним -- олень в красном плаще. Босх. Здесь, глядишь, у четвероногого – тело змеи, там у рыбы – голова четвероногого.
Левая же створка – изображение Ада – символизирует негативное влияние планет (разврат, обжорство). Центральная часть «Искушение святого Антония» буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». Таким образом, мы подходим к проблеме своеобразного художественного языка великого художника и, следовательно, к дешифровке сложного содержания его произведений. Со стороны же «чистого» Священного Каннибализма евхаристическая мельница — часть ритуала евхаристического пресуществления.
Фомина, Босх «в качестве «переводчика-полиглота», владеющего многими языками человеческого сознания, действительно представляет собой явление в высшей степени индивидуальное и уникальное. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Или, что более вероятно, этот «диссонанс» мельницы существует только в головах искусствоведов, а для современников Босха мельница — это вполне органичная часть ада. Алтарь «Искушение святого Антония» -- одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века, а сам образ святого не раз встречается в творчестве художника (левая створка «Святых отшельников», некоторые рисунки из Лувра). Как правило, сюжеты на наружных створках изображались в их приземленном аспекте. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие -- публичным домом. Он так же считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Антония мы видим просто легион демонов. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Но эти слова не передают действительного смысла слова macabre, он гораздо значительнее и страшнее. Надо заметить, что связь мельниц и жутких видений не обошла внимания и самого знаменитого из мытарей — Сервантеса. Не обошли вниманием Босха и русские исследователи.
Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Но что. Как и полагается в ситуации «духовной брани», один основывается на страхах, а другой — на идеалах. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Но если тонет человек, ты не говоришь покажи паспорт.
Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Если про Леонардо известны многие подробности его жизни, про Босха, кроме того что он провел около 40 лет в братстве Богоматери Хертогенбоса, неизвестно ничего, даже точный год рождения. Как быть — принять другого, неизбежно жертвуя нерушимостью своей «идентичности» или оттолкнуть, закрыться ради того, чтобы сохранить себя. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. «Триптих»» (от греч.
Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Затем следуют главы, посвященные отдельным великим мастерам золотого века. Так изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, мог быть атрибутом любострастия, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каждая селедка на своем хвосте висит» и т. п. ).
Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой».
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых -- летучая жаба, лиса с хлыстом. Главное действующее лицо в левой створке триптиха -- сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным. Босх – воистину великий комбинатор. Босх нарушает сложившиеся каноны описания возвращения святого на землю после испытания, но эта иконографическая вольность теряется в созданной им оригинальной концепции Искушения.
Нынешний мигрантский кризис также уже стал материалом подобного осмысления. Под ним сидит группа дьяволов, читающих ложные "псалмы". Одни считают Босха кем-то вроде «сюрреалиста XV века» извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно упоминают Сальвадора Дали.
К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. К чему чудовищные кентавры. Сигуэнца так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри» Вальтер Бозинг. К чему дикие львы.
Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», так как Калло уже обращался к этому сюжету в 1617 году, самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций. Как думаете, чем его там кормили — рябчиками с ананасами или черным хлебом. С чего бы это. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой».
Таким образом, объединяются христианская мысль и зрительное восприятие. По праздникам и во время торжественных богослужений они открывались и на внутренних створках сюжеты имели более возвышенную, «небесную», праздничную форму содержания. Исследователи поставили под сомнение авторство двух известных работ, ранее считавшихся написанными Босхом, — «Извлечение камня глупости» и «Искушение святого Антония» из собрания Прадо, а другое «Искушение святого Антония» из собрания Музея Нельсона-Эткинса в Канзас-Сити из разряда dubia перешло в число несомненных оригиналов.
Так, в 1992 году Грегори Мартин публикует свою монографию Г. Мартин. Сегодня особенно популярной является средневековая живопись. Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. А ступи вазы под названием «пеликан», этот сосуд для дистилляции, намекает на его использование «Благим Пеликаном» (евхаристическое имя Иисуса с легкой руки Аквината).
Этот процесс может быть болезненным, часть триптиха Босха описывает «полет и падение святого Антония», но его результатом может стать новое утверждение принципов и идеалов, на которых основывается европейская цивилизация. Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Вглядитесь внимательнее. Творчество Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Босх. Но у этой памяти есть и другая сторона — прагматическая.
Костыль – традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Но вернемся к Босху. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Галлюцинации не замещают реальность, а накладываются на нее. Впрочем, создается впечатление, что таинственности у Босха не больше, чем у любого другого хорошего художника. В основе этого подхода — важнейший евангельский принцип «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24), лишившийся пафоса возвышенной жертвенности и ставший органической частью культуры.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Это фантазия на тему истории создания Келлской книги — выдающегося памятника средневековой книжной иллюстрации. На практике — христианство со своим культом дьявола и прочими ужасами этому никак не способствовало, а редкие «беседы с Богом» оборачивались только крестовыми походами и прочими французскими революциями. – М., 1974. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. В полотнах представителей этого направления (Ян Ван Эйк, мастер из Флемаля) находит воплощение новое представление о мире. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Было ли это просто подражание — ведь Брейгель даже поначалу подписывал гравюры не своим именем, а выдавал их за гравюры с картины Босха из-за популярности последних — или, как считал Соколов: «У Брейгеля образ мельницы встречается чрезвычайно часто и наиболее значителен среди всех этих эмблематических образов ветряк в венском «Несении креста». Самое потрясающее из них — картина «Несение креста», которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. В любом случае, мельницы — настоящие игрушечные и объятые «огнем Антония» — будут постоянно присутствовать в работах художника, как ключ к безумию его картин.
Реальность таких видений под воздействием спорыньи мозг видящего сомнению не подвергает. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Одно из них в одновременном существовании в одном пространстве двух непересекающихся гениев: Леонардо да Винчи (1452—1519) и Иеронима Босха (ок.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
– М: Издательство Ивана Лимбаха, 2011 голландского историка Йохана Хейзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г. Ее можно рассматривать как описание феноменов культурного пространства с подробной характеристикой многих его деталей и частностей. В этом году Европа широко отмечает 500 лет со дня смерти Иеронима Босха, одного из самых странных европейских художников. Но куда в большей степени нагнетанию страхов способствуют, оказываясь в данном случае по одну сторону баррикад, разного рода пропагандисты (не в последнюю очередь российские СМИ) и террористы. 282. Босх знал.
В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Слишком категорично здесь Соколов рассуждает. «Ценности — это не сокровища, для которых ты должен иметь сейф и там они будут лежать.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Краткая библиография нидерландского искусства XV столетия завершает книгу. «Босх пережил одну из худших из описанных эпидемий в Европе, — пишет Диксон.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Святой отшельник отгонял его крестом. Обычно Антония изображают бородатым старцем. В действительности Босх был, по-видимому, ревностным христианином — он внимательно читал Библию, не работал (с ущербом для доходов) в многочисленные церковные праздники и был членом «Братства Блаженной Девы» при городском соборе.
Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. В теории. Третье изображение – «Возвращение израильтян из Ханаана» – предзнаменование несения креста, которое можно видеть на внешней створке. Второй тип реакции на кризис основывается на идеалах и ценностях.
В 1952 году появляется монография Вильгельма Френгера W. Fraenger. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. «Измолотый зубами зверей, подобно пшеничным зернам на мельнице, мученик становится евхаристической материей, полностью причастной обожающей плоти Христа» — писал известный патрист, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, Оливье Клеман (Olivier Clement). На этих настроениях спекулируют радикалы, организуя антимигрантские марши, обеспечивая поддержку крайне правых партий вроде «Национального фронта» Марин Ле Пен.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). «Диапазон» христианства расширился и по другой причине: каждый человек на своем месте, а не только клир и монахи, стал восприниматься как самостоятельный и полноценный субъект отношений с Богом. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Но что же мы видим у Босха.
Триптих «Искушение святого Антония» – одна из лучших работ зрелого Босха. Во вводной части дан общий очерк нидерландской живописи XV века. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги.
Так как сила, заставляющая тысячи людей плясать на улицах и затем умирать, тогда была непонятна, (а все непонятное — самое страшное, такова человеческая психология), то Пляска Смерти от реальности абстрагировалась и стала сущностью сама по себе. К сожалению, нет земного права, эквивалентного морскому». Мандрагора была растением используемым для облегчения жгущий боли от «святого огня».
Its Origin and Character, Vol. Hieronymus Bosch. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. К чему тут грязные обезьяны. – М. : Арт-Родник, 2008. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь— символ ереси) (По другим сведения сова – представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков). Босх говорит символами, преимущественно многозначными, – это очевидно.
На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Более всего копий делалось с картин Иеронима Босха. – М. : Арт-Родник, 2008.
Более того иногда один символ имеет много значений иногда противоречащих друг другу. Антония». А в средние века все уже связывали мельницу с ведьмовством, там творящимся. Во рву дракон сражается с человеком из круглой башни извергается пламя город— скрытый Ад, откуда явилась дьяволица.
Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. Иногда излишний поиск символизма может завести слишком далеко. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу их окружает разношерстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в черном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь -- символ ереси). XV век» Никулин Н. Н.
Первые признаки угрозы с небывалой силой запустили разговоры о том, что, пользуясь популярной метафорой, «зима близко»и страшный хаос «из-за стены»уже захлестывает цивилизацию. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Некоторые исследователи связывали неповторимые образы Босха с астрологией. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
– М. : Арт-Родник, 2008. При этом Босх был прекрасно образованным и ученым человеком, он был хорошо осведомлен в самых различных отраслях научных знаний эпохи (это видно из тем, которые он поднимал в своих картинах, а также из образов, значение которых можно объяснить только с позиций науки его времени) помимо этого, он был хорошо знаком с народной культурой: в его произведениях отражены народные сказки, легенды и пословицы, что мы, в частности, увидим на примере картины «Воз сена». Следует помнить, что огромное количество европейцев (и фламандцев в частности) питалось хлебом со спорыньей. Мы помещаем его в иной ассоциативный ряд и начинаем рассматривать не в качестве младшего современника создателей причудливых книжных миниатюр (о которых с таким задором напоминает нам паблик«Страдающее Средневековье»), а в качестве старшего современника хоть и «мужицкого» и местами довольно страшного, но уже совсем не дьявольского и по-ренессансному гармоничного Питера Брейгеля, а то и куда более стройных Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха.
Впрочем, это отдельный интересный вопрос, а нам лучше вернуться к тем «ужасам Босха», которые были замечены только историком искусства Лориндой Диксон (Laurinda Dixon). Заметим, что забота о меньшинствах, представляемая разного рода «консерваторами» как одно из свидетельств вырождения западноевропейской культуры, в действительности есть продолжение этого христианского в своей основе призыва принять другого, не боясь потерять себя. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно.
«Ученые безуспешно ищут ключ к разгадке удивительных образов Босха», «Мир Босха так и остается неразрешенной загадкой» — стандартные фразы из любой статьи о его творчестве. Отсюда же и фольклор о мельниках-колдунах. Может правы те, кто считал, что Христос просто бросил в воду спорынью, превратил ее в «вино». Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. В музеях Брюсселя и Брюгге очень много подобных вещей абсолютно неизвестных авторов. Согласно последним исследованиям, эта работа – «Мученичество святого Антония» – была написана в 1487-1488 годах. Обратимся к истории родного города Босха – Хертогенбосу.
Ведь может «Фортуну», а может и нет или не «только одну цель», а может упомянутого диссонанса и вовсе не присутствует. Даже тот, кто никогда не видел картин художника, возможно слышал фразу человека, увидевшего что-то мерзкое и непотребное — «ну, от этого стошнило бы самого Босха». Эта победа— главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Пляска смерти стала разыгрываться актерами.
Так, например, в творчестве Рогира ван дер Вейдена символ – это вполне реальный предмет, сливающийся со всей системой композиции и идеей картины. Именно с этим связано, например, заявление главы МИД Франции о том, что «венгерская стена» противоречит европейским ценностям.
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом играющим на арфе -- явная пародия на ангельский концерт. «Массовая миграция подобна медленному и настойчивому течению, размывающему берега, — говорил в марте, обращаясь к нации, венгерский премьер Виктор Орбан. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображен здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла.
Баттилотти пишет: «Одна из самых загадочных картин Босха Кажется, что загадочный маленький персонаж в венке, стоящий спиной к зрителю, приступает к какой-то странной церемонии, а маг с волшебной палочкой на заднем плане помогает ему блюда изрыгают пламя, поражающее слугу» Опять пламя. В книге «Ранняя Нидерландская живопись» Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Или действительно видения представлялись священникам происками дьявола (или Божьим откровением, ежели кому являлась, скажем, Богородица). Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст.
По словам Г. И. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Памятники мировой эстетической мысли», т. 1, М., 1962, стр. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Кроме того, большая по сравнению с традиционным христианством свобода сексуальных отношений служила поводом для обвинения адамитов в распутстве. Ответ историка — все дело в огромной распространенности во времена Босха болезни «огня св.
Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. А ведь Босх рисовал картины лет за 80 до первого упоминания спорыньи Лоницери (1582 г. ) и почти за триста лет до опубликования предположения о связи эрготизма со спорыньей. Босх.
Средняя работа, как правило, наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. И в этом смысле связана с вышеупомянутой «красной пшеницей» и христианскими мучениками. Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть, прозревая цепь будущих последствий первородного греха, поскольку справа, вокруг воза с сеном, развернута всеобъемлющая панорама человеческого безумия.
Эти страхи вполне понятны и многие (их давно не было так много) действительно попадают под их влияние — но ведь так всегда бывает в ситуации искушения. По словам Фомина, Босх «в качестве «переводчика-полиглота», владеющего многими языками человеческого сознания, действительно представляет собой явление в высшей степени индивидуальное и уникальное. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Слева от моста находится птица, стоящая на яйце из которого проклюнулись птенцы, сама ест лягушку, вместо того, чтобы покормить собственных детей.
Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Антония и его способность изгонять демонов. Мельник-колдун стал распространенным персонажем фольклора. Тогда дьявол наслал на него демонов. Мифические сюжеты и образы продолжают привлекать художников и по сей день. de Tolnay.
Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Знало ли духовенство о связи галлюцинаций и спорыньи, как считал Лео Перуц.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. – М. : Белый город, 2007, стр. Так почему же именно на рубеже XV-XVI веков творит такой художник как Иероним Босх. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). М., 1981 представляет собой подробную информацию о нидерландских картинах. Приведена история прохождения картин через различные коллекции.
Литературными источниками для Босха явились нидерландское издание «Золотой легенды» Якопо да Вараджина, вышедшее в 1478 году и перевод «Жития Отцов Церкви» Святого Афанасия, появившегося в свете в 1490 году. – М., 1992, где утверждает, что в 1504 году (время написания триптиха «Сад земных наслаждений») Солнце и Луна сошлись в одном зодиакальном доме и правая створка триптиха изображает мистический брак Солнца и Луны, а из-за благотворного влияния планет люди предались любви) что изображено в центральной части. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. – М., 1992. Так правая створка триптиха изображающая Рай, трактуется им как явление нового Адама (во что и верили адамиты), который женится на новой Еве и на Земле наступает мир. Самой яркой чертой большинства адамитов было требование ходить нагими. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. Европа предлагает неизбежно мультикультурному миру свой «фирменный» способ сохранения идентичности через постоянный диалог с другим и постоянное обновление себя. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния.
Странное сооружение с человеческой фигурой, стоящей на четвереньках, процессия гротескных персонажей, приближающихся к ней, фигуры фантастических существ слева от святого, устрашающего вида птица на переднем плане, обутая в коньки, – все это по замыслу художника должно иллюстрировать искушения, которым подвергается святой Антоний. Босх. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу – возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным. Каждый удивительно непохож на других изображен детально.
– Baden Baden, 1965 Ш. де Тольнай. Стена молельни примыкает к обвалившейся башне, покрытой монохромными изображениями. Но куда лучше это видно на примере проблемы мигрантов. Другое общее исследование по нидерландской живописи принадлежит Эрвину Панофски.
Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи». Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов.
Но этот переход – главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Впрочем, не все с этим согласны. В искусстве Запада создано бесчисленное множество картин, миниатюр и гравюр под названием «La danse macabre» — «Пляска смерти».
Антония мы видим просто легион демонов. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Обычно Антония изображают бородатым старцем. В истории существует немало удивительных совпадений. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Но все ли задумываются, что если бы не имманентно присутствующая в западном сознании христианская мифология, то допивались бы до чего-нибудь другого (до синих инопланетян, например) — все тот же вопрос установки, как и при отравлении спорыньей. Но пример Босха, возможно, напоминает о том, что такие кризисы — неизменный атрибут роста.
В его картине «Мадонна в нише», Мадонна изображена в нише, что символизирует ее принадлежность к церкви, то есть ниша, как реальный архитектурный объект, выполняет так же и иносказательную роль. Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. 1-2.
XV век. Осень средневековья. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине из пасти которой вылезает другая рыба из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. 15. У Европы достаточно сил, чтобы преодолеть «искушение» — выработать единую политическую позицию в ответ на кризис интегрировать беженцев, подтянуть отстающих, охладить пыл радикалов и популистов и в очередной раз посрамить скептиков. Если уж искать основу европейской идентичности, она именно в постоянном взаимодействии с вливающимися в нее новыми силами — варварами, викингами, скифами, славянами, а в последние сто лет — беженцами из стран, охваченных революциями, гражданскими войнами, освобожденных колоний и стран социалистического лагеря.
Похоже, человечество просто очень не любит расставаться с тайнами. Таким образом, Босх не только создает невероятные и неповторимые в истории изобразительного искусства картины, но и изобретает свою систему символики и трактовки образов.
Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Этим вопросам посвящена книга «Осень средневековья» Йохан Хёйзинга. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Мастер стоит на пороге рождения новых художественных систем и философского мировоззрения. А так называемый «маг с волшебным жезлом» на картине Босха «Брак в Кане».
Нижняя часть композиции занята странными судами. Комбе в 1946 году предложил алхимическое объяснение многочисленных символов Босха. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Картина «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония». Так, Британии дали понять, что наилучшим образом позаботиться о своей безопасности она может, оставшись в составе ЕС, а не выйдя из него. Больше того, мастер, которого принято считать «вдохновленным дьяволом», оказался традиционным и в своих религиозных представлениях и религиозной практике.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Одна из первых монографий XX века – это фундаментальное исследование Шарля де Тольная Ch. Так, стоящая на границе Средних веков и Возрождения «Божественная комедия» Данте включает в единое целое ужасы ада и красоты небес — позволяя при этом героям независимо от степени их греховности или блаженства быть живыми людьми, а не просто частями схемы. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает – он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.
А святой Антоний с мельницами. Искушение же — и босховский триптих «Искушение святого Антония» прекрасно это показывает — это как раз попытка сбить с выбранного пути, проверка этого выбора на прочность. Это заповедь Авраама. Все это в полной мере отразилось в творчестве Босха.
Cambridge (Mass. ), 1953 представлено много иконографических исследований. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. «Прими вдову, сироту и иностранца. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Никулина «Золотой век нидерландской живописи.
Потомки нередко пытаются по-новому трактовать те сюжеты, образы и символы, что прошли многовековой путь, не утратив своей актуальности. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Что же изображал на своих картинах художник. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности. Там его испытывал дьявол, который сначала явился в образе трех зверей -- львицы, пантеры и змеи, затем в облике черного мальчика и, наконец, чтобы окончательно устрашить Антония, -- в своем подлинном жутком виде. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Очевидно, что рассмотрение работ Босха требует глубокого теоретического осмысления. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай.
Но если пламя — «антонов огонь» — указывает на эпидемии эрготизма, то вносящая в картину диссонанс мельница, быть может, указывает на происхождение этого огня. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Они выживают, когда живут ими, развивая их».
О том, что ценности лучше всего сохраняются в диалоге, говорил, будучи осенью в Москве, выдающийся швейцарский славист Жорж Нива. И тот же прячущийся в нише оживший мраморный чертик олицетворяет средневековых чертей, «оживающих» после приема дозы.
Золотой век нидерландской живописи. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха.
Жонглирование угрозами увлекает даже известных интеллектуалов вроде Петера Слотердайка. 251--356) после кончины родителей, потрясенный этим событием, раздал имущество бедным и удалился в Фиваидскую пустыню (близ Фив в Египте). Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Вот нижняя часть створки крупным планом. Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер. Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Босх.
Как отмечаетМакс Вебер, то, что немецкое слово Beruf, означавшее «призвание» в духовном смысле, вследствие переводов Лютера стало значить также «профессию» как род мирской деятельности, — результат серьезнейшего мировоззренческого переворота, позволившего воспринимать обычный человеческий труд как нечто равное по достоинству духовному служению. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. Жизнь мастера показана на фоне общекультурной жизни и истории мира, в которой он жил. Отсюда вторая корректива.
Это движение повторяет жест Христа, находящегося в глубине склепа, который Антоний превратил в молельню. На левой створке триптиха Св. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Многочисленные комментаторы говорят о том, что Европа стоит на грани «нового варварства», вот-вот падет под давлением перезревших противоречий, вынуждена будет решительно пересмотреть основополагающие для нее идеалы свободы и толерантности, сдастся, соблазнившись видимыми успехами плюющих на эти идеалы новых диктатур — в которые никакие беженцы не бегут, а если бегут, то там не задерживаются. Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. Умер в возрасте 106 лет, около 356 года.
1460—1516). Работа разделяется на три секции, которые висят вместе. На левой створке триптиха Св.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Согласно этой второй позиции, безусловный долг Европы — помогать тем, кто в беде, помня, к каким жертвам привели ограничения для беженцев в годы Второй мировой (особенно хорошо это помнит Германия — послевоенная волна беженцев с Востока достигала12 миллионов человек). В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Книга Н. Н.
Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь – символ ереси по другим сведениям сова – представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков). Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, -- от этого и предостерегает Босх род человеческий. «Напиться до чертиков» — кому не знакома эта фраза.
К чему полулюди. Из этих средневековых трудов известно, что Святой Антоний Великий (ок. Появление бесов и прочей нечистой силы именно на мельницах перестанет быть загадкой, если мы вспомним, какое «волшебное» зерно там мололи. Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой).
Он не уникальное явление для своего времени. «Искушение святого Антония» – триптих Иеронима Босха, одно из его важнейших произведений. Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду. Так изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия или знаком зодиака, служить символом поста, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каждая селедка на своем хвосте висит» и т. п. ). Взамен они получают, во-первых, новую волну интереса к ним (и возможность оседлать эту волну — после 8 мая вся выставка переместилась в Прадо), а во-вторых (и это важнее) — новое знание о своих картинах.
А в правой створке есть фигура грешника, которая тащит упряжку: он оглядывается в последний раз, чтобы окончательно уйти в подземный мир. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. – С. 8.
«В иконографии евхаристическую мельницу обычно окружали фигуры евангелистов, ссыпающих зерно из мешков в воронку, а под нею располагались отцы церкви, держащие свитки с толковательными надписями и принимающие в подставленный потир младенца Христа с гостиями в качестве атрибутов Символика евхаристической мельницы претендовала на вселенскую масштабность, тесно связанную с космологическим смыслом таких предметов церковной утвари, как дискос». Даже во время приступа Delirium tremens — тривиальной «белой горячки» — люди видят зеленых чертей абсолютно реально.
Антония и его способность изгонять демонов. — А эрголиновые алкалоиды — мощные галлюциногены». В триптихе «Искушение св. В средние века, правда именно «мельница гостий» помочь общаться с Богом не могла — гостии делались из хлеба белого и для «общения с Богом» лучше подходил хлеб черный. Фомину Фомин Г. Иероним Босх. – С. 8.
Воплощением похоти может служить так же темнокожий персонаж – дьявол – в центральной группе персонажей (ведь, как известно, демон вожделения явился Антонию в образе негритенка). Однако идея любви и плодородия постоянно соседствовала (во многом из-за центрального положения зерна в мифах о воскресающей и умирающей растительности) с идеей смерти в месопотамском летнем обряде оплакивали Таммуза, кости которого смолоты в мельнице и развеяны по ветру. Собственно, только скала с ветряком вносит в окрестности этой «нидерландской Голгофы» отчетливо диссонирующий оттенок.
Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Разница только в том, что алкогольное отравление — всегда «бэд трип», а спорынья — могут быть и прекрасные «Божественные видения». Левую створку триптиха – изображение Ада – Френгер не объясняет никак. Возьмем один случай. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы -- «основами морализирующей философии» Вальтер Бозинг. В дальнейшем ходе работы эта монография будет проанализирована более детально. Обернувшись к зрителю, он приподнимает правую руку в благословляющем жесте.
Следует также заметить, что триптих сам по себе несет повествовательное начало. Петр Вайль в своей книге «Гений места» писал, что мельница в голландских пейзажах — и аллегория таинства евхаристии и напоминание о многоступенчатом освоении мира. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Это — целый жанр (главное в нем то, что «пляшет» не Смерть и не мертвец, а «мертвое Я» — неразрывно связанный с живым человеком его мертвый двойник). Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой – указание на его преклонный возраст. С большим трудом можно обнаружить фигуру св.
Оказалось, что искусство этого «самого необычного художника Средневековья» в основе своей глубоко традиционно. К Либрехт изучивший мрачную тему «красной пшеницы», пришел к выводу об отражении в ней древних обрядов человеческого жертвоприношения, осуществляемого с помощью зернотерки. Таково, например, впервые появившееся в литературном французском языке в 1376 г. важное слово «macabre» (многие исследователи пытались выяснить происхождение слова, есть целый ряд несводимых гипотез). Антонов огонь. Многие образы используемые Босхом, можно найти и у Питера Брейгеля старшего — «радужный шар знания» например, ну и, конечно, мельницы. The Millennium of Hieronymus Bosch.
К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» – насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями. Эта победа -- главная тема правой створки триптиха. Странные и страшные образы Босха — не результат «сговора с дьяволом», а свидетельство нового, более широкого подхода, способного примирить в более масштабной перспективе то, что раньше примирить было невозможно. также здесь).
Наиболее полная монография принадлежит Г. И. Несколько омерзительного вида тварей окружило лежащего на земле седобородого отшельника. Босх. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Дело, конечно, обстоит с точностью до наоборот: типичные кошмары «торчка» становятся действительностью, материализуясь в картинах художника.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Затронуты также вопросы атрибуции. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации.
Еще один вариант символических мельниц — так называемая мельница гостий, в соответствии с евангельским уподоблением Христа пшеничному зерну (Иоанн, 12, 24). Понятно, что церковникам творчество Босха не нравилось ни с какой стороны. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. К югу от него находились богатейшие города Фландрии и Брабанта – Гент, Брюгге, Брюссель, Лувен, где сложились художественные школы «золотого века» нидерландской живописи.