Этот идеал был достигнут при Давиде. 20:1–17 Давид советуется с Ионафаном. Но поскольку Господь действительно был с Давидом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал. Нет, будучи слепым, он диктовал своей дочери слова замечательной книги, называющейся «Потерянный и возвращенный рай», книги, которой восхищается все человечество. Мы читаем о его положении: «острая скала с одной стороны и острая скала с другой стороны» И с вершины одной из них Ионафан слышит крик врагов: «Взойдите к нам и мы вам скажем нечто». Давид стоял тогда еще и с головой Голиафа в руках.
Саул был вы- нужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6) и это тоже дока- зывает, что Давид не был изменником. Саул (около 1030 г) выступает сначала как судья, но будучи признан всеми коленами, становится их главою. разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей. 2.
Каждый спал спокойно, уверенный в том, что другой бережет его сон. Зло, которое разъедало Саула изнутри, привлекает еще большее зло. Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам. С этого момента его положение в доме осложнилось. Разделение на две книги восходит к греч переводу.
Давид нимало не сомневался в опасности, грозившей ему (3), но он чувствовал, что может требовать справедливости: В чем неправда моя. Давид обнял его, нежно погладил.
Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое». Иисус – потомок Давида и наименование «сын Давида», данное ему народом, является признанием Его как Мессии. Начатые Ровоамом (3 Цар 12:213 Цар 12:21 3 Цар 14:30 2 Пар 11:1 2 Пар 12:15), они продолжаются при Авии избившем 500 000 израильтян (2 Пар 13:17) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (2 Пар 13:19) и на время заканчиваются при Асе истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Маахи и всей земли Неффалимовой (3 Цар 15:20). Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кетубим» – священным писаниям. Духовный смысл сборника можно кратко сформулировать следующим образом: Ягве, положив начало существованию Своего народа, ведет его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие).
И сказал Саул Ионафану: «расскажи мне, что сделал ты. В гл 6 автор возвращается к истории ковчега Завета гл 7 содержит пророчество Нафана, а гл 8 представляет собою редакционное резюме. После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар. 9:40). Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский (там же ср.
Таким образом история превращается в урок и предупреждение. Сражен Ионафан на высотах твоих. Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (Суд 17). т. е.
А ведь большая разница — дружить с Давидом, поставленным Саулом над всем его войском или дружить с Давидом, приговоренным Саулом к смерти. Еще одним примером настоящей дружбы была одна сестра в общей жизни сестер – п. Руфь. Саул схватил копье и бросил в Давида.
В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь в Михмасе только с одним своим оруженосцем (1Цар. 14). 15:7–9). Оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве. Впрочем, в древнем Израиле все- гда оставалась возможность оправдать свое отсутствие ритуальным осквернением. Хотя Давид и Ионафан — не единственные страстно любящие сердца история которых дошла до нас из глубины веков, можно привести два других известных примера — Ахилл и Патрокл из «Илиады» Гомера, а также Гильгамеш и Энкиду из вавилонского эпоса «Гильгамеш», — тем не менее значение притчи об этих двух персонажах иудейско-христианской традиции, которая из века в век сопутствовала нам, не ослабевает и они заслуживают того, чтобы занять достойное место в данном издании. Конные походы игра в бизнес, поездки — события сменяли друг друга бешеной круговертью.
В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (980-721). Увидев, что Давид не проявляет к ней интереса, она переключилась на другого мужчину и уже через полгода стала готовиться к свадьбе, приближение которой делало Мелхолу крайне нервной. В тот день Ионафан и Давид заключили завет верности друг с другом. Это влияние ощущается не столько благодаря подробностям самой притчи, сколько символизму этой дружбы, которая допускает существование крепкой, эмоциональной интимной связи между мужчинами, которая «превыше любви женской». Начинается освободительная война и филистимляне вынуждены возвратиться в свои пределы (1 Цар 14) позднейшие столкновения происходят уже на окраинах израильской территории, в Теревинфской долине (1 Цар 17) и на Гельвуйской горе (1 Цар 28 и 1 Цар 31).
Но убийство Иевосфея изменяет положение и весь Израиль признает Давида царем. Кроме того, живя в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth» изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе святого Павла и написал масляными красками картины: «Лютер на Вормском соборе», для мюнхенского Максимилианеума, «Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима» и некоторые другие. Спросил Ионафан: «Чего желаетдуша твоя. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии.
Ни клятв не нужно Господу, ни слов. Как по мне, есть и их много. Но Ионафан уповает на Бога и он без малейшего страха говорит своему оруженосцу: «Следуй за мной» И мы читаем далее: «и начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами и оруженосец его за ним».
Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание «Библия в картинах». Что же произошло в «долине дуба» и чем очаровал Давид Ионафана, что он так прилепился к его душе. У Саула был большой недостаток: он любил, чтобы его хвалили.
Наоборот, они еще крепче ухватились за Христа, Который сделался для них еще дороже. Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. Ночные кошмары боялись высунуться. Здесь отыскал Ионафан Давида, здесь они возобновили союз между собою пред лицом Господа и простились в последний раз (1Цар. 23:18).
Авторы НЗ-ных книг трижды ссылаются на него (Деян 2:30 2 Кор 6:18 Евр 1:5). Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей. » (1Цар. 20:30). И эта ненависть росла с каждым днем и превратила царя Саула в самого ярого врага Давида. Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник.
Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима Иудейского (4 Цар 24:1 2 Пар 36:5). После клятвы: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет навеки», оба разошлись. И приказал он привести Давида. «Сын Иессеев обречён на смерть. Не будет ничего плохого.
Хуже всего было то, что теперь он потерял все. "И целовали они друг друга и плакали оба вместе, но Давид плакал более", – гласит древний текст и Рембрандт, благоговейно следуя за каждым оттенком повествования изображает юного белокурого Давида, стоящего спиной к зрителю и горестно припавшего к груди старшего друга фигуры слились в единую группу. Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17—19).
Но Давид действовал благоразумно и Бог был с ним. Ионафан отдал Давиду свой престол и был готов, отдать за него и жизнь. Раскол уже предчувствовался.
Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. 1 и 2 кн Царств в еврейской Библии составляют одну книгу, под названием кн Самуила, которого считали их автором. 19:4-5). Он ведь слышит всё. Страшный гнев царя бросил тень на жизнь молодых людей их скорбь была неописуема.
Но на второй день новомесячия место Давида снова было пустым. «Антимонархичность» второй заключается лишь в том, что она осуждает такого рода царскую власть, которая не достаточно считается с суверенной властью Бога. Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15.
Однако в какой-то момент ситуация кардинально изменилась. С сокрушенным сердцем он отправился в назначенное место, где его ждал Давид. С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (Ис 2:7). В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (1 Пар 27:34), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей. Таким образом заклятие было нарушено и гнев Божий не замедлил обнаружиться (1Цар. 14:37).
Это утверждение подготавливает помазание Давида Самуилом (1 Цар 16:1-13). 15:13). По свидетельству оставленной им надписи, он завоевал 46 городов, захватил множество припасов и военных материалов и отвел в плен 200 150 человек (Schrader. Хотя Давид был царем Израиля и Иуды, они не раз противостояли друг другу: мятеж Авессалома был поддержан северянами, а Сива из колена Вениаминова, пытался возмутить народ криком: «К шатрам твоим, Израиль. ».
А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Саул твердо решил убить Давида и более не скрывает своих намерений. Последний раз обнялись со слезами. «Теперь иди.
Содержание книг Царств. Теперь он только и думал, как убить Давида. – Ионафан ему сказал, –когда бы было так, то я бы знал. В этой последней битве, закончившейся полным поражением Израиля, погибает Саул (ок. Существовало, следовательно, несколько еврейских «рецензий» (вариантов) книг Самуила. Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи.
Его душа прилепилась к Давиду. Его арестуют и позаботятся, чтобы из тюрьмы он уже не вышел. С перерывами (3 Цар 22:1) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (3 Цар 20), Иорама (4 Цар 8:28-29), Ииуя (4 Цар 10:32-33), Иоахаза (4 Цар 13:1-7) и Иоаса (4 Цар 13:22-25) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (4 Цар 13:7).
Ст. Здесь мы видим, что Саул был очень гордым и амбициозным. Он был поражен, сокрушен и разгневан. На этой почве (3 Цар 12:4) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (3 Цар 11:26).
При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь и Иерусалим наполнился ею от края до края» (4 Цар 21:16), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. 970 г) оказалось, что национальное единство не стало еще достаточно прочным. Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение. В «долине дуба» выступил из филистимского стана единоборец, по имени Голиаф. При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Меня б он не оставил в стороне». Такими можем стать и мы, если захотим этого от всего сердца и приложим к этому старание.
Но больше всего они оба любили утро. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона I, 8), дают понять, что он считал кн. Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея идумеян и филистимлян (2 Пар 28:5-18).
Только Дух Святой, который был в Давиде и Ионафане, мог настолько глубоко объединить их. Тот уклонился. Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы.
По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (2 Пар 13:19), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (2 Пар 14:8). Это была, конечно, большая жертва любви, которую принес Ионафан Давиду. 19, 4—5: «И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему и оказал ему: да не греши царь против раба своего Давида ибо он ничем не согрешил против тебя и дела его весьма полезны для тебя он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить филистимлянина и Господь соделал великое спасение всему Израилю ты видел это и радовался для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины. » Несмотря на то, что Ионафан только что слышал из уст отца смертный приговор Давиду, он тут же начинает свидетельствовать самое доброе о Давиде, зная, что это ему может дорого обойтись. Первая встреча Ионафана с Давидом произошла в «долине дуба», где царь Саул и его воины расположились станом и приготовились к войне против филистимлян. В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Давида. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (2 Пар 35:20-22), но погибает в битве при Мегиддоне (2 Пар 35:23).
Так возникает царская власть. Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. Эму стал интересен этот человек.
Экспансия филистимлян – битва под Афеком (приблиз. И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань (2 Пар 28:21). Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Все наперебой пытались быть рядом с ним, ревниво отпихивая друг друга. Он не просто любил Давида внутри себя, но решил заключить с ним завет, довериться ему. Но мы читаем и о меньших дарах Ионафана любимому им Давиду: «И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои и меч свой и лук свой и пояс свой» (1 Цар.
Удивительно, но в доме Давида находилась статуя. Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (3 Цар 12:4) и нежелание Ровоама облегчить его. Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (Иер 23:3). Паралипоменон и некоторым частям кн.
Надежды Саула на то, что Давид погибнет на поле битвы, не оправдались и теперь царь просит собственных слуг умертвишь Давида. сказал Ионафан, – Он правду видит. Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см. : 2 Цар.
Сюжетом полотна является библейская легенда. Он открылся Давиду, он доверял ему. Их тела филистимляне повесили на стене Беф-Сана, однако жители Иависа сняли останки, а затем сожгли их (1Цар. 31:12) (через несколько лет Давид распорядился перенесли кости в гробницу Киса (2Цар. 21:12-14).
И послал Саул вестников к Иессею и сказал: «Пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде». Он сделал себя уязвимым. 20, 33). Мерова, старшая сестра, оказалась рассудительнее. 4 Цар 8:12).
«То, что Давид общался с Саулом, было провидением Божьим. Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы. Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным. Но Ионафан принимал Давида (все его эмоции, чувства, разум) и любил это, независимо от того нравилось ему это или нет. 16).
И тем не менее преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян. Кроме того им была наложена на Иудею громадная дань (4 Цар 18:14-16). Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности.
19:1—10 Давид в опасности. Вместе с отцом Ионафан участвовал в битве на горе Гелвуйской, которая оказалась роковой для дома Саула— сам царь и трое его сыновей погибли (1Цар. 31:2). Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды. Как замечательно определяет Библия это духовное родство: «прилепилась». Тогда мы сможемузнать всю правду и решать потом. Я скроюсь в поле на три долгих дня. Услышишь, что он скажет про меня. Когда он спросит, должен ты ответить, что в Вифлеем Давида отпустил. Мол, всё своё родство он должен встретить и отпустить для встречи попросил. И если «хорошо» на это скажет, то мир и радость твоему рабу. А если разъярится в гневном раже, то знай, что царь решил мою судьбу. Задумал злое, хочет погубить. А это значит – мне при нём не жить. И ты, Ионафан, мне сделай милость. В завет Господень принял ты меня. Но коль на мне теперь вина открылась, то умертви раба средь бела дня». Ионафан ответил: «Нет, с тобоютакого не свершится никогда. Неужто я, узнав, что дело злоеотец задумал, что грозит беда, тебя о том тотчас не извещу. Конечно тогда Ионафан не знал в совершенстве Давида.
Во Второй книге Самуила (1:25–26) потерянный Давид оплакивает смерть Ионафана: «Как пали сильные на брани. Он не понимал, за что Саул пытается его умертвить. Два сына Саула находились под следствием, один был убит в тюрьме. Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматри- ваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприня- ты как отказ от Мелхолы.
Ненависть Саула к Давиду была так велика, что он начинал ненавидеть даже всякого, кто хоть сколько-нибудь сочувствовал ему. И встал и пошел, а Ионафан возвратился в город". Для Ионафана это был очень серьезный шаг. Тут и произошло расставание друзей. Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25).
С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (4 Цар 23:33-35 2 Пар 36:1-4), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15. Это было в лесу, в пустыне Зиф.
Мы видим еще и еще раз, как библейский ав- тор защищает позиции Давида. И почти все мои друзья начинали дружбу первыми. Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (1 Пар 26:29-30) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (1 Пар 27:16-22) уравнивает всех пред судом. Потом пошлю отрока, говоря: «Пойди найти стрелы» и если я скажу отроку: «вот, стрелы сзади тебя, возьми их», то приди ко мне ибо мир тебе и, жив Господь, ничего тебе не будет. У них почти вовсе не было вооружения (1Цар. 13:19-22), так что некоторые евреи в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, ушли за Иордан в страну Гадову и Галаадскую (1Цар. 13:6-7).
Конец этой истории дан в 2 Цар 2-5: Давид в результате правления в Хевроне, войны с филистимлянами и взятия Иерусалима утверждается как царь всего Израиля (2 Цар 5:12). Их интересуют не столько минувшие события, сколько уроки, которые можно из них извлечь. Однако после смерти Давида (ок. Иисус говорит: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями». В то же время Бог пребывает с Давидом и хранит его от всяких грязных нападок сатаны.
Но это Божья заповедь любить друг друга как самого себя. 1010 г). Покорено было все Заиорданье и Давид распространил свою власть на южную Сирию. Прочтем 1 Цар. Уже само название этих книг свидетельствует о том, что составители не являются историками в древнем и, тем более, современном смысле слова. –Чем пред отцом твоим я провинился, что хочет смерти он душе моей.
Ibid. 31). По представлению автора Паралипоменон (2 Пар 21), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (2 Пар 21:10), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (2 Пар 21:16. 17), в возмущении жителей священнического города Ливны (2 Пар 21:10) и в бесполезной войне с сирийцами (2 Пар 22:5). Как повествует строфа 21: «И пришел Давид к Саулу и служил пред ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, Давид, взяв гусли играл рукою своей».
Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (2 Пар 18:1), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (2 Пар 21:6). Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. В то время из всего войска израилевого только Саул и его сын Ионафан имели мечи и копья.
И не сказал Саул в тот день ничего ибо подумал, что это случайность, что нечист, не очистился. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Давида. Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада Сирийского (3 Цар 15:18. 19). Тогда Саул вскочил и оголтелометнул копьё, чтоб сына поразить. Ионафан ушёл, невзвидя свет. И понял: «Всё, теперь спасенья нет».
Согласно со своим названием исторические книги излагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480-1442 г. до Р. Х. ) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. Х. ), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Саул тем вечером пришел домой в последний раз. Говорится, что на Саула напал злой дух и он бесновался в доме своем. После бурного взрыва гнева Саула против Давида и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (1 и 2), а две последующие называются 1 и 2 кн Царей.
Первые шаги ее в период Судей (1442-1094) были не особенно удачны. Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. Хорошо это или плохо.
«Ранние пророки», в противоположность «Поздним пророкам» : Исайе, Иеремии, Иезёкиилю, Даниилу и двенадцати «малым пророкам». Проще говоря, она инициативно делала все, чтобы их дружба была крепкой и искренней. Они становятся близкими друзьями практически после первой встречи: «Ионафан же заключил с Давидом союз ибо полюбил его, как свою душу» (1Цар. 18:3). п. Олена часто рассказывает мне о своих дружественных отношениях с м. Марией.
В еврейской Библии исторические книги (Иисуса Навина, Судей и Царств) называются «Небиии ришоним». Библейская притча о Давиде и Ионафане приведена в Ветхом Завете в Первой книге Самуила. Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы божественными» (Против Аппиона I, 8). Его инициативная искренняя дружба с Давидом открывает нам хороший пример для подражания. Суд 8:1).
S. 302-4 293). Это не означает, что они были одного характера.
Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (2 Пар 26:6-8). Но между Давидом и Ионафаном до последнего дня своего стоял Саул. Они упали в объятия друг друга и горько плакали. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Дави- да.
Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (1 Пар 27), уравнивает народ по отношению к военной службе. В тот момент по обычаю Давид играл ему на струнах, чтобы успокоить его. И как замечательно выдержал это испытание Ионафан. Здесь Давид не был инициатором дружбы.
Враг силен и многочислен, а Ионафан только вдвоем с оруженосцем. Мне сначала показалось, что здесь запахло какой-то нехорошей дружбой. Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды.
И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть» (1Цар. 14:43). Разделением единого царства (980 г. до Р. Х. ) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. Ездры и Неемии (Неем 9). В основание своей дружбы Ионафан ставил авторитет Бога. И это чудо. Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17—19). Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (1 Цар 8:20), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (1 Цар 14:47-48) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (1 Цар 31).
Какое испытание для любви Ионафана к Давиду. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (3 Цар 12) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (3 Цар 12:20-21). Да я себе такого не прощу». Подозрения подтвердились, когда в один из дней Саул метнул в Давида копье.
Первым воинским подвигом Ионафана было избиение филистимского гарнизона близ Гевы. Люди активной дружелюбности имеют много друзей.
Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. Первую группу принято называть монархической версией данных событий, а вторую, считавшуюся позднейшей, – «антимонархической». Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью». Царств, кн. Несколько недель до этого обыски и изъятия документов следовали одни за другими. Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида.
С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Филистимляне были окончательно изгнаны, объединение территории завершилось поглощением хананейских «островков» и, прежде всего, Иерусалима, ставшего политической и религиозной столицей царства.
Мы видим еще и еще раз, как библейский автор защищает позиции Давида. S. 98). Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). Также в последней встрече Ионафан ободряет своего друга упованием на Господа. Во всех его военных компаниях Бог давал Давиду победу. Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили такой вид: «Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus» («Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей») «Liber secundus Samuelis, quem nos secundum Regum dicimus» («Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей») «Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim» («Третья книга Царей, по еврейскому счету – Первая книга Мелахим – Царей») «Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus» («Четвертая книга Царей, по еврейскому счету – Вторая книга Мелахим – Царей»). В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства.
На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (2 Пар 17:11), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (2 Пар 18). Эти две книги были большим испытанием для всех христиан.
И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч. «Беги вперёд и находи мне стрелы, –Ионафан помощнику велел. И за стрелой стрелу рукой умелойпускал вперёд, чтоб отрок не поспел. И он кричал, страдая и любя:«Стрела упала впереди тебя». 19:11—24 Бегство Давида. Мы ви- дим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя.
Положение Ионафана было очень трудным. Мы видим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя. В панике он разжаловал Давида до уровня тысяченачальника и удалил его от себя.
Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (2 Пар 11:17). –Саул промолвил не таясь, открыто, –Сын Иессеев должен умереть». Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). Он не просто разделся.
Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Натаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: «Книга дел Соломоновых» (3 Цар 11:41) «Летопись царей иудейских» (3 Цар 14:29 3 Цар 15:7. 23 3 Цар 22:46 4 Цар 8:23) «Летопись царей израильских» (3 Цар 14:19 3 Цар 15:31 3 Цар 16:5. 14. 20. 27 3 Цар 22:39 4 Цар 1:8 4 Цар 10:34). Если бы Давид сделался царём, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым при нём (1Цар. 23:17).
Как пали сильные, погибло оружие бранное. » (2Цар. 1:17-27). Самуил играет первостепенную роль в деле учреждения царской власти (1 Цар 8-12). И он не скрывает своей любви к Давиду ни перед отцом, ни перед народом.
Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. Библейский автор стремится как можно полнее изобразить эту дружбу, вошедшую в поговорку. Он обрамлен двумя другими рассказами: 1) о детстве Самуила (1 Цар 1-2) 2) о том, как он в качестве последнего из Судей исполнял обязанности правителя в заключении предвосхищается избавление от ига филистимлян (1 Цар 7). разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила.
Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматриваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприняты как отказ от Мелхолы. Дорога нелегка, –сказал Ионафан, – за всё прости». И разошлись надолго их пути. Но это не сделало его бесплодным, погрузившимся в свое великое горе человеком. Он пропустил второй уже обед. Саул фактически лишился своего царского величия.
Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. 16). 18, 4). Саул с гневом говорил об этом: «сын негодный и непокорный. Ионафан ответил Саулу, как и просил его Давид. И становится Давид самым могущественным царем Израиля, предшественником Иисуса.
Трудно даже представить себе, что испытывал тщеславный Саул, когда его народ пел на улицах города: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч. » Козни вокруг Давида устраивались Саулом неустанно. Национальное единство снова под угрозой: в Хевроне «мужи Иудины» помазали на царство Давида, северные же колена противопоставили ему Иевосфея, потомка Саула, укрывшегося в Заиордании. Ионафан и Давид заключили между собой союз быть вместе, как братья и царский сын снял «верхнюю одежду свою, которая была на нем и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои и меч свой и лук свой и пояс свой». И он полюбил Давида как свою душу. На третий день вечернею поройизвестий жди у камня за горой. Я выйду пострелять из лука в поле. И, будто в цель, отправлю три стрелы. И отрока возьму с собой на волю. Ему я стану громко говорить:«Пойди, скажу, – найди мои ты стрелы. Возьми их.
Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (2 Пар 17:7-10) второй предпринимает публичное чтение закона (4 Цар 23:1-2 2 Пар 34:30) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (2 Пар 30:26). Саул был счастлив. Только он и знает. Ионафан спросил: «Но, что он сделал. –Адаптировано с интернет-страницы Giorno per giorno col Signore (День за днем с Господом). 3.
Но страшная полоса безмерных утрат только началась. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3 Цар 14:22-24 2 Пар 11:13-17), языческим и кончило свою политическую жизнь (4 Цар 24:19 2 Пар 36:12). За что его ты хочешь умертвить». Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (2 Цар 5:1-3) и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Обращаясь к воинам Саула, он вызывал их на единоборство с собою, говоря: «Сегодня я посрамлю полки израильские дайте мне человека и мы сразимся вдвоем».
Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса и повести» (Сир 44:3-5), т. е. учительные и исторические книги. В следующий раз, когда вы столкнетесь с недоразумением или конфликтом и ваши хижины окажутся объяты пламенем, это может быть признаком того, что благодать Божия устремляется к вам на помощь. «Нет больше той любви, – сказал Иисус, – как если кто положит душу свою за друзей своих» (Мф. Но поскольку Господь действительно был с Дави- дом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал. " Давид был в большой печали.
Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, — «и освободил народ Ионафана и не умер он» (1Цар. 14:45). Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». «Кто известит меня, когда суровоотец ответит, сидя за столом, услышав о моём уходе слово и снова станет гневаться потом».
Я уже просто отвечал на их дружбу. Дружба между Давидом и Ионафаном оказывается сильнее, чем послушание Ионафана воле отца, чем соблюдение клановых интересов. Отношения Давида и Ионафана были примером идеальной дружбы в Библии как в еврейской (Авот 5:16), так и в христианской традиции. Именно Ионафан первым сделал шаги к такой дружбе. Это слово означает больше, чем просто привязанность.
В сердце Ионафана была такая любовь к Давиду, которую не могли потушить никакие воды. Это ценности этого мира и мы знаем, что их навязывает не кто иной, как сатана. Против Аппиона I, 7) и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные. В 1м стихе он прямо заявляет своему сыну Ионафану и своим слугам о том, что хочет умертвить Давида.
Вы будете «укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением». Вам следует чувствовать, что вы не рабы, но сыны Божии, что Бог настолько высоко ценит вас и оказал вам такую большую честь, что заплатил за вашу свободу бесконечное выкуп. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти, где они получили названия: « ()», т. е. «Первая книга Царств» – «Вторая книга Царств» – «Третья книга Царств» – «Четвертая книга Царств». Вот таким образом, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (2 Пар 14:3 2 Пар 15:8 2 Пар 17:6 и т. п. ).
Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (2 Пар 33:11). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2 Пар 20:33), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Оно пало истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн. Бог дал привилегию спать спокойно только любимым — ибо любящий охраняет их сон.
Яркие наполненные дни и сумасшедшие ночи и никого не хотелось видеть. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар. 19:1-7, 1Цар. 19:20). Иногда на последние деньги она покупала сестрам угощение. Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. А дальше Полгода в доме Саула пролетели как один день. Там, где отдано сердце тому, кого любишь, там жертвы приносятся и большие и малые.
Вот таким образом нельзя утверждать, что Ионафан был голубым. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Выйдя в 1871 году в отставку, он провел конец своей жизни на покое в Дрездене. Возгласы женщин заставили его сравнивать себя с Давидом. Но он рискнул, принял решение любить.
Сказавшееся в этих фактах (см. Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца.
Что делать. Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (1 Цар 7:16-17). А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель. В целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (Иер 23:6). В 605 г. до Р. Х. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. Но постепенно ее оптимизм, конечно, сдувался.
Его здесь нет. Приведен рассказ о ковчеге Завета и о его захвате филистимлянами (1 Цар 4-6), продолжающийся в 2 Цар 6.
Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (2 Пар 26:10). Необыкновенная роскошь двора Соломона требовала громадных расходов и соответствующих налогов на народ. 15:7–9). «О. нет. Удивительно, но в доме Давида находилась статуя.
Но это что-то было также знакомо и весьма близко самому Ионафану. Давид находился в его доме, занимался его делами. Спасибо им за это. С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Вроде бы Библия не выставляет оценок, а просто рассказывает историю.
Я кстати заметил, что всегда бывают инициаторы дружбы. И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы и мужи Иудины» (1 Цар 11:8). Предание приписывало их составление пророкам: Иисусу Навину, Самуилу и Иеремии. Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом.
Слуги Саула решили попробовать — не успокоят ли царя нежные звуки арфы и один из слуг рассказывает царю о Давиде, «сыне Иессея Вифлеемлянина, умеющего играть, человека храброго и воинственного и разумного в речах и видного собою». В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Да- вида. Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством – 4 Цар 14:9-14 2 Пар 25:17-24 и вторжение идумеев – Ам 9:12), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона.
Святой Дух помогает нам преодолеть эгоизм и мелочность и любить другого, как самого себя. Однако рассказчик ничего не сообщает о состоявшем- ся разговоре, а лишь подчеркивает природу пророческой силы. Не всегда конечно много это качественно. Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию. С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (1 Цар 2:4), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (2 Цар 2:8-9).
День новомесячья не для него. Также мы видим, что Саул имел, как ни странно, комплекс неполноценности. Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (2 Пар 17:7-10), об урегулировании суда и судебных учреждений (2 Пар 19:5-11), строит новые крепости (2 Пар 17:12) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями.
Боже, как Ты мог сделать это со мной. Бросили жребий и пал жребий на Ионафана. Но когда друзей много это тоже хорошо. Ионафан решительно встал на его защиту (1Цар. Первые, т. е. кн. Все, что он ценил, это мнение и признание людей. После того как Бог сохранил Давида от копья Саула.
Союз с Египтом, перешедший с течением времени в вассальную зависимость, заставил ее принять участие сперва в борьбе с Ассирией, а потом с Вавилоном. Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (4 Цар 14:9-14 2 Пар 25:17-24) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (4 Цар 14:25). Не тем ли, что в сраженьях отличилсяи жизнью рисковал не раз своей». Оно сменилось племенной рознью и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в общей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (Суд 5:5-17 Суд 6:35 ср. И сказал Ионафан Давиду: иди с миром а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: "Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим", то да будет на веки. После всего случившегося Давид уже не мог рассчитывать на мирное возвращение ко двору.
Из 20 главы мы узнаем, что Давид приходит к Ионафану, прося его о помощи и защите. Государство твердо решило навести порядок. Но и это не останавливает Ионафана в его дружбе.
Одна из книг Библии – "Книга царств" – сохранила древнее предание о юности царя Давида, сложный и тонкий психологический роман. Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Незадолго до этого сам Ионафан признал Давида как будущего царя над Израилем (23:16–18). Его зависть привлекла злого духа и Саул стал им порабощен.
Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. Саул фактически лишился своего царского величия.
А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Но мне больше понравилось другое. Эта черта возобладала в нем. Саул понимал, что война уже проиграна. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Другая версия того же события излагается в гл 15 в связи с войной против амалекитян. Название и разделение книг в Библии.
Свое слово сказали женщины израильские. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии).
Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Сегодня, говоря об Ионафане, с большим трудом поднимающемся по острой скале, я припоминаю, что автор книги «Потерянный рай» Мильтон пережил великое горе — он абсолютно ослеп на оба глаза. Да, Он увидел в Давиде веру в Живого Бога Саваофа, Бога воинств Израильских. Увидев Ионафана, Давид «пал лицом своим на землю и трижды поклонился и целовали они друг друга и плакали оба вместе, пока Давид не оправился или, согласно некоторым переводам, а перевод иврита сопряжен с рядом проблем, слово это означает «и Давид плакал более» или, как полагают некоторые ученые, «пока Давид не извергнул семени»».
Приводя примеры из прошлого, они излагают религиозное учение, выступают как пророки и наставники народа. Плен вавилонский, лишив евреев политической самостоятельности, произвел на них отрезвляющее действие в религиозном отношении. Какой красивый пример истинного братолюбия. Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (Суд 19). Он женил его на своей дочери Мелхоле, сначала ожидая, что Давид погибнет, совершая ратный подвиг в качестве «вена». Того же взгляда держался, по-видимому и Иисус, сын Сирахов. Эти качества мгновенно взыграли в нем, когда он услышал, что говорили женщины.
Как говорится, «не имей сто рублей, а имей сто друзей». И немудрено. При прощании с Ионафаном мы не обойдемся без траура. Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см. : 2 Цар.
Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств) называлась «Сефер Шемуель», т. е. «Книга Самуила», так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась «Сефер Мелахим», т. е. «Книга Царей», так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Они ничего не говорили, только переглядывались, читая мысли друг друга. По сравнению с другими книгами ВЗ текст этих книг плохо сохранился. Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра).
Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (Ис 30:7. 15 Ис 31:1-3). Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца. выше 85 Ап. Страх Саула перерос в паранойю. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (Иоил 3:6 Ам 1:9Ам 1:9) идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (Ам 1:2 Иоил 3:19) наконец, Азаил Сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (4 Цар 12:18).
Ясно, что отсутствие Давида в праздник новомесячия могло бы вызвать самые разные слухи (5–7). Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (2 Пар 12:4. 8. 9). Саул был вынужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6) и это тоже доказывает, что Давид не был изменником. " И метнул в него копье. Что бы он ни делал — все выдавало его жажду похвалы и самовозвышения.
В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. Какие духовные уроки во всем этом для нас, детей Господних и учеников Христовых.
правило). И случилось так, что «душа Ионафана прилепилась к душе его и полюбил его Ионафан, как свою душу». Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3-4 кн. Не сказав о своем намерении отцу или кому другому и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который ещё более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар. 14:14-20). Это был великан громадного роста и в весьма тяжелом вооружении.
Он успешно выполнил эту задачу и сделался царским зятем. Безусловно, здесь и речи не может быть о его духовности. Скажи Ионафан, куда он скрылся. На стороне последнего было сочувствие народа оно усвоялось евреем как бы с молоком матери, от юности входило в его плоть и кровь первая имела за себя царей и насильно навязывалась ими нации. Притча о Давиде и Ионафане — единственный библейский сюжет, утверждающий страстную дружбу между мужчинами (хотя в средневековье существовало предание о подобных отношениях между Христом и апостолом Иоанном, «учеником, которого любил Иисус»). Давид потерял почтение и любовь Саула и несколько раз чуть не погиб.
Но Ионафан был готов на еще большую жертву из любви к Давиду. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (3 Цар 12:16), т. е. у нас нет с ним ничего общего мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходит через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне.
Может конечно и потому, что понимал, что Давид является истинным царём Израиля. – скорбел он. Завтра его должны арестовать. Может быть, это его привлекло. Саул ненавидел своего сына за его любовь к Давиду и в сердцах даже хотел убить его.
Я по своей натуре человек не активной дружелюбности, хоть и понимаю, что нужно изменятся. Ни малых дел, ни замысла большогоотец не делал, не сказавши мне. О, нет.
Когда они расставались, чтобы пойти каждый своей дорогой, Ионафан сказал Давиду последние слова: «Иди с миром а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет на веки» –Патриархи и пророки, с. 655.