Иоганн Готфрид Вальтер (нем. Гердер (Хердер) Иоганн Готфрид (Johann Gottfried Herder) (25. 08. 1744, Морунген – 18. 12. 1803, Веймар) – немецкий философ, эстетик, просветитель, один из основоположников культурологического знания как самостоятельной науки. Иоганн Готфрид Вальтер (нем. Johann Gottfried Walther 18сентября 1684 (16840918), Эрфурт— 23 марта 1748, Веймар)— немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. Иоганн Готфрид Гердер — немецкий писатель и теолог историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века.
Иоганн (Яган) Готфрид Грегори (нем. Johann Gottfried Gregory 1631, Мерзебург— 16 февраля 1675)— лютеранский пастор, учитель, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России. Виртуоз клавишных музыкальных инструментов, Иоганн Готфрид Мютель оставил десять концертов для клавесина, концерт для двух фаготов и струнных инструментов, сонаты для клавесина и органной музыки. Иоганн Готфрид Вальтер (нем. Johann Gottfried Walther 18сентября 1684 (1684-09-18), Эрфурт— 23 марта 1748, Веймар)— немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. Иоганн Готфрид Грегори наверняка знаком лишь театроведам, ну и может быть ярым любителям разгадывать кроссворды.
Иоганн Готфрид Вальтер (нем. Johann Gottfried Walther 18сентября 1684 (16840918), Эрфурт— 23 марта 1748, Веймар)— немецкий лексикограф, теоретик музыки, органист и композитор.
Большое значение Гердер придавал также истолкованию евангельского повествования в контексте иудейской традиции, в особенности учения о грядущем Мессии. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). Johann Gottfried Herder) (1744-1803) — немецкий писатель и теолог историк культуры, философ, критикЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Bd.
В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гете – «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска». Творчество Гердера знаменует собой вершину немецкого Просвещения. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др. ). S. 121). Население 2, 1 млн. С 1785 начал выходить монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, Riga, 1784—1791).
Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделял особое внимание. В 1776 году по рекомендации К. М. И в этом смысле культура становится путем из мира природной необходимости в царство нравственной свободы. Подав в 1769 году в отставку, он предпринял морское путешествие во Францию, описанное им в автобиографическом сочинении «Journal meiner Reise im Jahre 1769» (Дневник моего путешествия 1769 года). В Париже Гердер встречался с Д. Дидро, Ж. Л. Биография Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)Восприимчивость к чужой культуреВпорос.
В 1770 году жил несколько месяцев в Страсбурге, где познакомился с Гете и создал трактат «О происхождении языка» (издание 1772). поэта Я. Бальде в сборнике «Terpsichore» (Терпсихора, 1795-1796), а также полный немецкий перевод испанского героического эпоса «Der Cid» (Песнь о Сиде, около 1802 года), в которых он гармонично сочетал научный подход с глубоким интуитивным проникновением в дух источника, заложив тем самым основы современной методологии литературного перевода. В противовес эстетике классицизма Гердер сформулировал эстетические взгляды «Бури и натиска» в трактатах «О новейшей немецкой литературе. С 1707 года до конца своих дней Вальтер занимал пост органиста церкви Петра и Павла в Веймаре, где познакомился и подружился с И. С. Бахом (в 1712 был крестным отцом старшего сына Вальтера), его дальним родственником по материнской линии. Я думаю, есть.
Мировоззрение Гердера в целом носит «переходный» характер: развивая и углубляя центральные мотивы философии французского и английского Просвещения, оно вместе с тем предвосхищает важнейшие новации немецких романтиков и закладывает предпосылки для формирования послекантовского немецкого идеализма. Научные достижения принесли Гердеру официальное признание: трактаты «Исследование о происхождении языка» и «О влиянии правительства на науки и наук на правительство» были отмечены премиями Берлинской АН. Пережитки в культуре.
Собирал и переводил народные песни. В «Каллигоне» он оспаривал кантовское разграничение прекрасного и приятного, требование независимости суждения вкуса от всякой чувственной привлекательности и обособление эстетической способности суждения от всякого интереса: «Интерес – душа красоты.
В начале 1770-х годов Иоганн Гердер разрабатывал проблемы эстетикиЭстетика (от греч. Он интерпретировал все древневосточные религиозные и философские учения (религию Египта и Финикии, греческую философию, гностические космогонии, каббалу, зороастризм и др. ) как продукты искажения документированного в Библии первоначального откровения. 8. Просветители верили в человека культуры.
басни и эпиграммы. А. Коллинз, Дж. 18 — 1-й пол. Здесь он знакомится с А. Кановой и это знакомство перерастает в тесную дружбу, длившуюся на протяжении всей жизни. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гете, Клаудиса и песни самых разных народов мира. совершил путешествие по Италии.
Осенью 1764 Гердер был приглашен в Ригу преподавателем в соборную школу. Идеи Гердера вступили в конфликтКонфликт (от латинского conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил. Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы, рассмотренному незадолго до этого Кантом (1775). В центре внимания автора — процесс мирового развития.
Вместе с Гёте он много занимается биологией, увлекается философией Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг. ). S. 300). Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность. По окончании школы Гердер служил в доме диакона Себастиана Трешо в качестве переписчика.
Умер Гердер 18 декабря 1803. Сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. Фрагменты» (1766 – 1768), «Шекспир», «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликовано в 1773 г. в сборнике «О немецком характере и искусстве» совместно с Гёте). Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками. Просветители верили в человека культуры.
Близко сошелся с И. В. Гёте, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. Однако неужели нет. Он утверждал наличие у каждой из основных способностей чувственного восприятия (зрения, осязания, слуха и т. д. ) собственной логики и характеризовал особенности различных родов искусства исходя из свойств тех чувственных способностей, к которым они обращены. Конкретным выражением национального характера является язык.
Шпенглер). В этот период он стал деятельным участником движения «Буря и натиск». Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Ленц, Ф. М. Клингер, Г. Л. Вагнер, К. Ф. Д. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники).
Эстетические работы Гердера этого периода также проникнуты представлениями о духовно-материальном единстве, гармонии, нерасчленимой целостности и символичности бытия («Пластика» – «Plastik», 1778). Вильгельма Дильтея, философии жизниФилософия жизни — философское течение конце 19 — нач. В отличие от многих мастеров XVIII столетия, Шадов не был потомственным скульптором. Автором первой подобной культурологической концепции стал русский мыслитель Н. Я.
В 1702 году органист в эрфуртской церкви Св. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. Важный период в жизни Иоганна Готфрида Гердера составило путешествие в Италию (1788 – 1789). Ведь в культуре того времени было невозможно вычленить ни одной из существующих сегодня сфер (религии, философии, морали искусства), все они существовали лишь в зародыше и были слиты воедино в мифе.
Лессинга, И. И. Для принца Иоганна Эрнста Вальтер в 1708 году написал учебник «Наставления в музыкальной композиции» (Praecepta der musicalischen Composition), в котором в сжатой форме отразил научные и дидактические идеи ведущих немецких теоретиков Барифона, Кристофа Бернхарда, Афанасия Кирхера, Вольфганга Принца, Иоганна Липпия и других. С 1707 года до конца своих дней Вальтер занимал пост органиста церкви Петра и Павла в Веймаре, где познакомился и подружился с И. С. Бахом (в 1712 был крестным отцом старшего сына Вальтера), его дальним родственником по материнской линии.
задатки. Важнейшим признаком образа Шиллер считал синкретичность (целостность, нерасчлененностъ), что полностью соответствовало синкретичной культуре того времени, также представлявшей собой неразрывное единство с человеком и миром. В процессе решения теоретико-познавательных и эстетических проблем Гердер пришел к осознанию исторического характера реальности в целом. Историческое значение его творчества выходит далеко за рамки прямой рецепции. Статьи Гердера об У. Шекспире и Оссиане в этом сборнике заложили основу нового отношения к народной поэзии как важнейшему проявлению неповторимого народного духа (сравни сборник Гердера «Народные песни» – «Volkslieder», Тl 1-2, 1778-79). В начале 1770-х годов Гердер становится одним из наиболее влиятельных мыслителей Германии, главным вдохновителем движения «Бури и натиска», ярким выражением идей которого явился изданный им сборник «О немецком характере и искусстве» («Von deutscher Art und Kunst», 1773).
С. 304. ). Физические силы Гердера все более ослабевали. 18 в. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм).
Только мучительное физическое состояние может оправдать этот последний злополучный поворот в его литературной деятельности. Главным философским достижением Гердера является открытие историзма. Драматурги и поэты: молодые И. В. Гете и Ф. Шиллер, Я. М. Р. В других работах этот тезис получает радикальное антропологическое расширение: именно в языке раскрывается изначальное органическое единство всех (теоретических и практических) способностей человека. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Гердер также написал драмы «Брут» (1774), «Раскованный Прометей» (1802) и др., переложил на немецкий язык средневековые испанские романсы о Сиде издал сборник «Голоса народов в песнях» (1778 – 1779, ряд собственных переводов), заложивший начала фольклористики и доказывавший единство мировой литературы. 2 т., 1799), где Гердер развил основные аргументы «Метакритики пуризма разума» Гамана против кантовского учения об априорных формах познания и «Kalligone» (Каллигона. Еще в школе он выделялся среди своих сверстниковлюбовью к рисованию.
Теперь он начал много рисовать с гипсов, лепить из глины, делать гипсовые модели и учиться их переводу в мрамор. человек., где познакомился с Дени Дидро и Жаном Лероном Д39Аламбером. Вот таким образом у Тайлора появились многочисленные последователи — А. Бастиан в Германии, Г. Спенсер в Англии, Л. Г. В этот же период 1780-х гг. Эта работа осталась незавершенной, тем не менее и без нее оставленного Гердером наследия было достаточно для того, чтобы поставить его в ряд крупнейших деятелей периода «Бури и натиска», который противостоял философским и литературным взглядам эпохи Просвещения, выдвигая в качестве носителей истинного искусства близких к природе, «естественных» людей.
Программным документом движения «Буря и натиск» стал небольшой сборник «О немецком характере и искусстве» (1773 г. ), куда наряду со статьёй Гёте «О немецком зодчестве» были включены две работы Гердера: «Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов» и «Шекспир». По неизвестным причинам Вальтер так и не смог занять пост кантора в Веймаре, несмотря на неоднократные (в том числе и после отъезда из Веймара Баха) прошения и умер в бедности. В 1769 году Гердер предпринял путешествие в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Шадов поступает в частную Академию Александра Триппеля (1744-1793) – одного из последователей системы И. Винкельмана, воспитывавшего своих учеников в духе классицизма. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Предполагает концепцию совершенного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.
В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его» и «Критические леса». Надгробие состоит из саркофага и нескольких фигур, выполненных над ним.
В 1771-1776 годах Иоганн Гердер был советником консистории в Бюкебурге. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744–1803 гг. ) – немецкий писатель и теолог историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII в. Родился в протестантской семье бедного школьного учителя. Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». Полноценное развитие этой идеи и будет прогрессом для данного культурно-исторического типа. 17. В этом Гердер выступал прямым предшественником «демифологизирующего» подхода к толкованию Священного Писания.
Напротив, вознесение, Второе пришествие Спасителя, воскресение мертвых Гердер считал всего лишь «иудейскими образами» в контексте ожидания Мессии и иудейского хилиазма и называл «пережитком слабости былых времен то, что каждый из этих образов был впоследствии превращен в догмат» (Ibid. По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея.
Морган в Америке. Например, в сочинении «Пластика» Гердер выводил различие между живописью и скульптурой из различия между зрением и осязанием (первое лишь рядополагает свои предметы как фигуры на плоскости, второе дает восприятие трехмерных тел в пространстве), что позволяло ему утверждать решающее преимущество «телесной истины» пластики по сравнению с живописной иллюзией. ГЕРДЕР, ИОГАНН ГОТФРИД (Herder, Johann Gottfried) (1744–1803), немецкий писатель и мыслитель.
Для теории культуры важным было положение Гегеля о связи культуры с человеческим трудом. Радищева, трактат которого «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души». Художники и скульпторы создают свои произведения под влиянием "Клятвы Горациев" Ж. -Л. Давида и "Тезея и Минотавра" А. Кановы. Выступая страстным поборником идеи прогресса, Гердер вместе с тем решительно порывает с наивным просветительским универсализмом и стремится утвердить уникальность и непреходящую ценность каждой отдельной формы исторического бытия. Гегеля, теология Ф. Э. Д. Влияние Гердера на европейскую культуру XIX-XX веков велико.
Его мать происходила из семьи сапожника, а отец был церковным звонарём. Она нова по замыслу. В последние годы жизни Г. с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой И. Канта 39критического периода39 (39Метакритика критики чистого разума39, 1799 39Каллигона39, ч. 1-3, 1800).
Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера. – М., 1860. Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). Его научный кругозор приобрел поистине энциклопедический характер (география, климатология, антропология и психология, лингвистика, всемирная история история литературы, фольклористика, эстетика и история искусства, философия, библеистика, педагогика и т. д. ), а стремление к органическому синтезу различных отраслей знания стимулировало поиски новой мировоззренческой модели, позволяющей соединить научное осмысление реальности с художественным. 19 вв.
По неизвестным причинам Вальтер так и не смог занять пост кантора в Веймаре, несмотря на неоднократные (в том числе и после отъезда из Веймара Баха) прошения и умер в бедности. Одновременно он управлял делами вверенного ему прихода и принимал активное участие в общественной жизни Веймара: в 1785 году выступил идейным вдохновителем и руководителем школьной реформы, в 1789 году стал вице-президентом, а в 1801 году – президентом верховной консистории герцогства Саксен-Веймар-Айзенах. В 1775 году в Берлин по приглашению Фридриха Вильгельма прибыл парижский скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар (1727-1788), чтобы возглавить придворную скульптурную мастерскую. Последнюю отраду доставила ему поэтическая обработка «Легенды», перевод цикла испанских романсов «Сид» и драматические произведения: «Освобождённый Прометей» и «Дом Адмета». Начинается сотрудничество двух крупнейших немецких мастеров конца XVIII века. Его юношеским литературным дебютом стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» («Песнь Киру») на восшествие на престол российского императора Петра III Фёдоровича (1761–1762 гг. ).
Население 82, 4 млн человек (2007). Перед церковью в 1850 поставлена бронзовая статуя Гердера. Монтескьё, А. Г. У Аристотеля душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. А затем появляется теоретическая культура — многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений — развитие разума. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778–1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Vlker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М. Клаудиуса. Оно стало исполнением его давнишнего плана, более широким развитием мыслей, которые он давно уже высказывал в небольших сочинениях и вместе с тем – энергичным собранием воедино всех его мыслей и мечтаний о природе и жизни человека, о космическом значении земли, о задаче живущих на ней людей, «у кого единственная цель бытия направлена к образованию человечности, которой должны служить все низменные земные потребности» о языках и нравах, о религии и поэзии, о сущности и развитии искусств и наук, об образовании народностей и об исторических событиях. Цивилизованности, в отличие от культуры, можно легко обучить.
С 1707 года до конца своих дней Вальтер занимал пост органиста церкви Петра и Павла в Веймаре, где познакомился и подружился с И. С. Бахом (в 1712 был крестным отцом старшего сына Вальтера), его дальним родственником по материнской линии. Одновременно Гердер напечатал сборник «Разрозненные листки» (1785 – 1797), ряд прекраснейших статей и поэтических переводов.
человек (2004).
Bd. «Дневник. » заключает в себе эскиз философии истории Гердера: изначальная первозданность утрачивается с течением человеческой истории, в недрах самой же культуры вызревают разрушительные силы, способные её уничтожить. Юношеским литературным дебютом Гердера стала анонимно опубликованная в 1761 году ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского императора Петра III (в ходе Семилетней войны 1756-1763 годов территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками). В 1762 был зачислен на теологический факультет Кёнигсбергского университета.
Так, признавая в работе «Von der Auferstehung als Glauben, Geschichte und Lehre» (О Воскресении как вере истории и учении) историческую фактичность воскресения Христова, Гердер подчеркивал преимущественно воздействие этого события на внутреннее состояние апостолов: «Они сами умерли и были погребены со Христом с ним они родились вновь к новой живой надежде. В 1702 году органист в эрфуртской церкви Св. hermeneutikos — разъясняющий истолковывающий) — искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п. ), учение о принципах их интерпретации экзегетика. С помощью Гёте с 1776 г. обосновался в Веймаре. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.
19. Абсолютно новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724—1804). Родился в благочестивой протестантской семье.
В 1767 году он получил выгодное предложение в Петербурге, но не принял его. Но и в этот период он еще дает превосходные произведения. В этом качестве он предстает перед нами как «ноумен», носитель должного и его творец. Лафатера Гердер отошел от просветительского рационализма. В «Древнейшем свидетельстве человеческого рода» – развернутом комментарии к первым 6 главам книги Бытие – Гердер рассматривает библейское повествование о творении как документальное свидетельство первоначального откровения, в котором Господь в символической форме сообщил человечеству элементарные понятия о мире, «иероглифы творения», представляющие собой образы и прототипы для всех позднейших языков и письменностей (особое значение придается в этом отношении символике числа 7).
В России рецепция идей Гердера началась еще в XVIII веке. Шадовсоздает множество рельефов для фасадов берлинских зданий.
Исследование о происхождении языка», выпуск 1, 1906). В то же время он признал ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Истолкование понятия гуманности и раскрытие ценностного горизонта истории содержатся в «Письмах в поддержку гуманности». Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж.
2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Кондильяка, Дж.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзииПоэзия (греческое poiesis): 1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной. Одновременно он издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» (1785—1797) и философский этюд «Бог» (1787). С молодым Гёте Гердер познакомился в 1770 г. в Страсбурге, общение с которым способствовало его приобщению кругу идей литературного движения «Буря и натиск». о происхождении языкаЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т. е.
В России Таннауер весьма преуспевал исполняя многочисленные заказные портреты. На его надгробном памятнике в веймарской городской церкви надпись: «Licht, Liebe, Leben» («свет, любовь, жизнь»). В ходе Семилетней войны 1756–1763 гг. Лейбница и Э. Б. Именно эстетическое начало культуры выдвигалось на первый план Фридрихом Шеллингом (1775—1854), братьями Августом и Фридрихом Шлегелями (1767—1845 и 1772—1829).
Гегеля на новом уровне восстанавливается исторический универсализм Гердера. В работе 39О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена39 (1781) Г. выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Он проводил различия между историческим содержанием Евангелий и апостольской проповедью о Спасителе («верой Иисуса» и «верой в Иисуса»), а также приписывал преобладающее значение в процессе складывания новозаветного канона традиции устного предания. Окончив в 1764 году университет, Гердер при посредничестве Гамана получил должность учителя школы при кафедральном соборе в Риге после успешной сдачи в 1765 году богословского экзамена одновременно служил проповедником.
В 1771–76 гг. Bd. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д. М. Велланский и др. ).
Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию ибо здесь, как нигде изображён и истолкован «естественный» человек. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».
В 1770 году Гердер путешествовал по немецким городам в качестве воспитателя голштинского наследного принца. В Париже познакомился с Дидро и Даламбером, в Гамбурге на него оказал больше влияние Лессинг, а в 1770 г. он познакомился в Страсбурге с молодым Гёте, общение с которым способствовало его приобщению кругу идей литературного движения «Буря и натиск». И. Г. 18. Копирование произведений великих мастеров тогда считалось хорошей профессиональной школой.
Уже и эта работа вызвала решительнейшие возражения и злобные нападки на Гердера. Комментарии и мечты» (1778), работа «Пластика» (1778) и давно готовые к печати «Народные песни» (которым впоследствии Иоганнес фон Мюллер дал заглавие «Голоса народов в песнях», 1778 – 79) – были первыми произведениями, вышедшими в свет во время пребывания Гердера в Веймаре.
Так, есть множество народов, не знавших государства, но живших при этом счастливо. Тезис Спинозы о протяженности и мышлении как о 2 атрибутах одной субстанции Гердер переформулирует в тезис, согласно которому Бог многообразно проявляется в мире в действиях органических сил, процессах органического становления, охватывающих как природу, так и историю. На саркофаге Шадов поместил фигуру словно уснувшего мальчика.
Родился в семье учителя, в Кенигсберге изучал теологию, слушал лекции И. Канта. S. 316). S. 96). S. 88).
Иоганн Готфрид Гердер (нем.
Критикуя монадологию Лейбница в сочинении «О познании и ощущении человеческой души», он подчеркивал диалектическую взаимообусловленность чувственного опыта и мышления: при отсутствии ощущений мышление не имело бы предметного характера, а при отсутствии мышления и силы воображения невозможна была бы связь различных ощущений друг с другом. В первых литературно-критических опытах «Fragmente ber die neuere deutsche Literatur» (Фрагменты о новой немецкой литературе, 1766-1768) и «Kritischen Wldern» (Критические леса, 1769) он заявил себя противником слепого подражания античным литературным образцам и поборником национального своеобразия. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Баумгартена, Г. Э.
Учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Иммануила Канта, дружил с Иоганном Георгом Гаманом). — «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791). Сохранилась также обширная корреспонденция Вальтера. Руссо, Ш. Л. Купера, графа Шефтсбери.
Его, как и просветителей, волновал вопрос о возможностях и пределах разума. Среди них надгробие юного графа фон дер Марк, находящееся в церкви Доротеи в Берлине. Толстого. Образ стал первичной формой отражения объективного бытия, его интуитивным «схватыванием».
территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками. преобразовывать, подчиняя внешний мир своим целям. «Дневник. » проникнут ощущением нового взгляда на мир: время требует быть «не иудеем, арабом, греком, дикарём, мучеником, паломником, но быть именно просвещённым, осведомлённым, тонким, разумным, образованным, доброжелательным, наслаждающимся человеком» (Journal meiner Reise im Jahre 1769. выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гёте – «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска».
и языкознания. 20 вв. исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Тогда же начал посещать лекции по философии и праву в Эрфуртском универсетете, но оставил эти занятия, решив посвятить себя полностью музыке.
Они оказали на него значительное влияние. В 1704 году в Хальберштадте познакомился с Андреасом Веркмейстером, который подарил Вальтеру экземпляр «Плеяд» Барифона, а в дальнейшем переписывался с молодым музыкантом, посылал ему новые сочинения (в том числе Д. Букстехуде). В этих благоприятных обстоятельствах Гердер начал свою широкую литературную деятельность статьями: «Фрагменты по новой немецкой литературе» (Рига, 1766 – 1767) и «Критические леса» («Критические рощи») (1769). Омывается Балтийским и Северным морями.
Продолжением «Идей. » явились «Письма к поощрению гуманности» («Briefe zur Befrderung der Humanitt», Bd 1-10, 1793-97). Во 2-й половине 1780-х годов философФилософия (от фил. Родился в протестантской семье бедного школьного учителя. В сборнике 39Народные песни39 (1778-79 2 изд. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Интерес к прекрасному – есть ли интерес чище. » (Ibid.
В этих словах заключена квинтэссенция учения Гердера о духе народа. Фрагменты39 (1766-68), 39Критические леса39 (1769) Г. рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. Под влиянием близкой к гернгутерам графини Марии Шаумбург-Липпе, а также Клаудиуса и И. К.
Познание первого мира происходит с помощью теоретического разума. Руссо. Работая над ней, скульптор выполнил сначала отдельно два бюста, а затем модель группы, которую выставил в Берлинской Академии в 1795 году. Время пребывания в этом городе было для Иоганна Готфрида Гердера настоящим периодом «бури и натиска».
Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, морального выбора, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности). Толанд, А. Э. Шефтсбери во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Уже в ранних философских опытах, отмеченных влиянием Вольтера и Руссо, Г. В.
Установка на реабилитацию чувственности является важной предпосылкой эстетики Гердера, разработка которой сделала его одним из идейных вождей «Бури и натиска». С. 4. ). Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов» и опубликовал трактат «Бог» (1787), в котором выказал себя радикальным сторонником спинозизма.
Это была их история и они насадили ее в души христиан» (Ibid. Значительным литературным достижением Гердера являются многочисленные поэтические переводы: антология переводов из народной поэзии «Volkslieder» (Народные песни, 2-я половина 70-х годов), комментированный поэтический перевод Песни Песней и некоторых псалмов в книге «Lieder der Liebe: Die ltesten und schnsten aus Morgenlandе» (Песни любви: Древнейшие и прекраснейшие среди созданных на Востоке, 1778), переложения античных поэтов в сборнике «Zerstreute Bltter» (Разрозненные листки, 1785-1797) и стихотворений позднесредневек.
Супруга Тассара, Фелисите Тассар, художница, ученица Ф. Буше, начала с ним заниматься. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Не случайно она так напоминает терракоты Танагры и близка греческой пластике.
Однако принципиальное отличие человека от животного Гердер видел в разумности (Besonnenheit). Фомы. При этом он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и в самопознании совершенного духа).
С того же года до 1715 года выполнял обязанности учителя музыкальной композиции наследного герцога Иоганна Эрнста (сына герцога Иоганна Эрнста III Саксен-Веймарского). Двумя статьями в летучих листках «Из немецкого искусства» (Гамбург, 1773) – «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире» – а также сочинением «Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал», Гердер стал в самом центре движения, стремившегося к обретению вновь поэзии, дышащей истинною натурою исходящей из жизни и воздействующей на жизнь. Фундаментальный изъян кантовской философии Гердер видел в стремлении изолировать друг от друга познавательные функции, на деле представляющие собой единое целое: «Тонкая нить связует самое темное ощущение с самым ясным действием разума все силы познания заняты одним делом: внимать (Innewerden), распознавать (Anerkennen), присваивать (sich aneignen)» (Ibid. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас.
Вот таким образом все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Подчеркивая экспрессивную основу человеческой речи, Гердер вслед за Дж. Stuttg., 2002. S. 31). Bd. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). Осенью 1803 последовал новый сильный припадок неизлечимой болезни печени и зимою Иоганн Готфрид Гердер умер. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др. ), как космическая сила, создающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В.
В «Идеях к философии истории человечества» он предпринял попытку возвести изучение истории человечества в ранг науки наук, объединяя в грандиозном эпическом повествовании об истоках и о смысле всемирной истории все важнейшие отрасли знания о природе и человеке. Зато в произведении «Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума» (1799) и в «Каллигоне» (1800) Гердер с ожесточением и бездоказательно нападает на философию и эстетику Канта. Bd. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Свое уважение к Спинозе, он выразил в разговорах, которые напечатал в 1787 под заглавием «Бог». В работе над воплощением скульптуры в мраморе Шадов использовал труд своих помощников. Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом.
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В сочинении «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774) он объявляет войну хвастливому и бесплодному образованию эпохи «просвещения». В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологииБиология (от греческого bios — жизнь и logos — слово, учение) — совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Трактовка портрета сестер не имеет аналогий в искусстве конца XVIII столетия.
Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. движения «Буря и натиск». Большую часть времени Шадов проводит изучая античный Рим. S. 196-197).
Оба они оказали на него значительное влияние, тогда же он увлёкся идеями Руссо. Знак зодиака — Дева. В 1802 и 1803 Гердер летом ездил лечиться на воды в Ахен и Эгербруннен.
С середины 20 века усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма)., географии, этнографииЭтнография (этническая география) — раздел этнографии изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов. истории, дал изображение поэтапного становления человечества. Они еще усилились по поводу его богословских и полубогословских работ: «Древнейшее свидетельство человеческого рода» (1774 – 76) «Пояснения к Новому завету из одного вновь открытого восточного источника» (1775) и «Пятнадцать провинциальных писем к проповедникам» (1774).
Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным кантором, звонарем, школьным учителем. Шубарт, И. Г. Фосс, Л. Г. К.
В Риге Гердер изучал сочинения Ж. Ж. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивал значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называл «климатом») и считал достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему. », не задаваясь вопросом «для чего. ». Bd.
Умение определять эту границу является признаком культурного человека. Иоганн Готфрид Гердер родился 25 августа 1744 года в Морунгене. Среди русских философов-просветителей его влияние наиболее явственно прослеживается у А. Н. В 1764-1769 годах был пастором в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска«Буря и Натиск» («Sturm und Drang» название — по одноименной драме Ф. М. Клингера) — литературное движение в Германии 70-80-х гг.
Очень важное философское рассуждение «Познание и ощущение человеческой души.
Сохранилась также обширная корреспонденция Вальтера. В 1704 году в Хальберштадте познакомился с Андреасом Веркмейстером, который подарил Вальтеру экземпляр «Плеяд» Барифона, а в дальнейшем переписывался с молодым музыкантом, посылал ему новые сочинения (в том числе Д. Букстехуде). Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоят у истоков фольклористики. Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente ber die neuere deutsche Literatur, 1767–1768) и Критические леса (Kritische Wlder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Поздний Гердер разрабатывал своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвинул свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властейВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др. ) политическое господство, система государственных органов., а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм.
Росту авторитета Гердера способствовали его публицистические выступления, в частности написанные как отклик на события Французской революции «Письма в поддержку гуманности». первого духовного лица страны (будучи им там же и умер).
По неизвестным причинам Вальтер так и не смог занять пост кантора в Веймаре, несмотря на неоднократные (в том числе и после отъезда из Веймара Баха) прошения и умер в бедности. либретто музыкальной драмы «Brutus» (Брут, около 1772 года) тексты ораторий и кантат: «Die Kindheit Jesu» (Детство Иисуса, 1772), «Michaels Sieg» (Победа архангела Михаила, 1775), «Pfingstkantate» (Кантата на Троицын день, 1773), «Osterkantate» (Пасхальная кантата, 1781) и др. с кантовской версией природы человека и смыслаСмысл — идеальное содержание идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д. ) целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п. ) в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. учение Гердера оказалось в изоляции.
Локк, Дж. Чрезвычайно счастливое влияние на дальнейшее духовное развитие Иоганна Готфрида Гердера оказывало возобновление с начала 1780-х г. близких отношений с Гете. По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.
Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Диалог «Бог» («Gott», 1787), представлявший собой переложение философии Б. Спинозы и А. Шефтсбери, – гимн божественности природы и человека. 3 т., 1800), в котором подвергнут критике центральный тезис о незаинтересованности суждения вкуса сочинения «Критика способности суждения».
1721 – 1725. Шеллинга и Г. В. Ф. В 4 частях.
Рихтером). Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850). и должно быть постигнуто в своей неповторимости. В 1780-1790-е годы Шадов создает свои лучшие произведения.
При этом он сделал рад важнейших выводов. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию ибо здесь, как нигде изображён и истолкован «естественный» человек. В 1702 году органист в эрфуртской церкви Св. После «Дневника. » 1769 года философская мысль Гердера развивалась в нескольких направлениях: эстетика и теория поэзии, философия истории, философия языка, который предстаёт у Гердера как творческое создание человеческого разума («Abhandlung ber den Ursprung der Sprache», 1772 русский перевод – «Начало языка. В «Идеях к философии истории человечества» Иоганн Гердер реализовал свой проект универсальной философской истории человечества. 1–4., 1784–1791), остался незавершенным.
Гегель называет это «хитростью разума». Уайт). В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни – «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа.
22. ТрактатТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема рассуждение на специальную тему. Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». Новый подход к исследованиям культуры оказался настолько популярным, что породил целую группу концепций «локальных цивилизаций», основанных не на христианской концепции линеарной истории, не на эволюционистской парадигме, рассматривающей развитие культуры как единый поступательный процесс чередования все более прогрессивных этапов развития, а на отрицании линейного движения во времени единой культуры. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа.
Старый дух Гердера сохраняется в его «Терпсихоре» (1795), в «Христианских писаниях» (1796 – 1799, 5 сборников). Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Вот таким образом в истории получаются совсем иные результаты, чем те, к которым стремились люди.
порождение и понимание текстов. Главный теоретик И. Г. Гердер. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.
Столица — Берлин. пер.
Талантливым рассуждением «О возникновении языка» (1772), начатым Гердером еще в Страсбурге и премированным берлинской академией, открывается длинный ряд разнообразнейших сочинений, в которых он прокладывает и указывает новые пути для молодой литературы. Гердер, И. В. «Адрастея» (1801 – 1803) полна скрытыми выходками против красоты и жизнерадостности поэзии Гете и Шиллера, которые он не признает, недостойно восхваляя при этом отжившее и ограниченное. Основные идеи новой философско-просветительской программы были изложены им в «Дневнике моего путешествия» в 1769 г. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и её внутреннему миру.
14. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Гуманность Гердер трактовал как осуществление гармонического единства человечества во множестве автономных индивидов, каждый из которых достиг максимальной реализации своего уникального предназначения: «Тенденция человеческой природы объемлет собою универсум, чей девиз гласит: «Никто лишь для себя, каждый для всех лишь так все вы достойны друг друга и счастливы».
В 1762 г. Гердер с подачи русского военного врача отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, однако вскоре предпочёл теологический факультет, который окончил в 1764 г. Там он слушал лекции Иммануила Канта (1724–1804 гг. ) по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, а также брал уроки языков у философа-иррационалиста Иоганна Георга Гаманна (1730–1788 гг. ) тогда же он увлёкся идеями Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг. ). Единственная цель человеческого бытия – прогресс человечества и человечности. При этом Гердер отказался от европоцентризма (идеи главенства европейской культуры над всеми другими культурами) в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры. В этом для Данилевского заключается прогресс, его единственно возможное понимание. Публичные выступления принесли Гердеру признание городской общественности, однако его увлеченность просветительскими идеалами привела к напряженным отношениям с рижским духовенством. В 1788-89 гг. S. 99).
Таким образом, Кант ввел и четко определил понятия внешней и внутренней культуры. Премированное мюнхенской академией рассуждение «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778) представляет новые доказательства, что истинная поэзия есть язык чувств, первых могучих впечатлений, фантазии и страсти и что вот таким образом действие языка чувств всеобще и в высшей степени естественно – истина, которую в то же время пропагандировали в широких кругах его «Народные песни» избранные с большим уменьем и знанием литературы, живо прочувствованные и отчасти прекрасно переведенные. Вскоре занятия с Тассаром перестали удовлетворять Шадова. Теоретическим завершением идеалистической концепции культуры стала философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). Чем меньше общество детерминирует развитие личности, тем выше культура. "Прекрасный мальчик свеж, как утренняя роса", – восхищенно сказала о нем Каролина Шлегель.
Вслед за Гаманом Гердер настаивал на том, что догматика, равно как и проповедь, может развиваться только на основе исторически обоснованного толкования Библии: «Конечно, догматика есть философия и должна изучаться как таковая только она есть философия, почерпнутая из Библии и последняя всегда должна оставаться ее источником» (Ibid. В ранних сочинениях Гердера выявились такие важнейшие особенности его мысли, как синкретичность, направленность на «жизненно-практическое» и «живое» («органическая» концепция бытия философия существует ради человека, совершенствования его личности и образа жизни). С того же года до 1715 года выполнял обязанности учителя музыкальной композиции наследного герцога Иоганна Эрнста (сына герцога Иоганна Эрнста III Саксен-Веймарского). В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения.
Гердер, который осуществил обстоятельное исследование различных неевропейских культур. С того же года до 1715 года выполнял обязанности учителя музыкальной композиции наследного герцога Иоганна Эрнста (сына герцога Иоганна Эрнста III Саксен-Веймарского). В своем главном труде «Идеи к философии истории человечества» (4 т., 1784 – 1791) Гердер развил мысль о развитии природы как единого мирового организма от возникновения звезд и планет, растений и животных до человека, народов, развития индивидуальной человеческой души. В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа. «Дневник моего путешествия. » («Journal meiner Reise. », впервые полностью опубликован в 1846), созданный во время поездки по морю во Францию, – культурфилософское сочинение, охватывающее всю тематику последующих работ Гердера.
Пережитки в культуреГлава IV. Белинского. В работах 39Исследование о происхождении языка39 (изд. В эту эпоху Рим становится центром классицизма.
Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). Сын школьного учителя. Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788–1789, он провел остаток жизни.
Камер-юнкер Берхгольц, посетивший мастерскую художника, писал в своем дневнике от 32 октября 1722 года: «После обеда Его Высочество со мною ездил к Императорскому Придворному живописцу Данненгауэру (который родом саксонец) и смотрел сделанные им здесь портреты, с которыми он скоро отправляется в С. -Петербург. Для внутренних противоречий философии Гердера показательно, например, что привлекая внимание к конкретности культурных форм, ценных своей самобытностью и своеобразием, он вместе с тем спешил переходить к «общечеловеческому», так что конкретное историческое наполнение эпохи начинало стираться. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. В этом отношении «Идеи. » можно считать первой попыткой обоснования возможности науки о культуре: в 3-м и 4-м томах даны примеры такого исследования, содержащие широчайший и подробнейший обзор всемирной истории: от Древнего Китая до современной Гердеру Европы. Воздействие таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества учёного-вольнодумца, одного из духовных вождей движения «Буря и натиск», с одной стороны и правоверного протестантского пастора, – с другой. Вот таким образом Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума. Это: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древнесемитический), 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический (аравийский), 10) романо-германский (европейский), а также 11) мексиканский (ацтеки) и 12) перуанский (инки), погибшие насильственной смертью в результате открытия европейцами Нового света.
Гадамера. Подготовив своим учением движение романтизма, Г. в 90-е гг. Этот вывод был получен Кантом в результате построения его философской концепции, в которой утверждается существование двух миров — мира природы, явлений, «феноменов» и мира «свободы», «вещей в себе», «ноуменов». В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни – «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа. Процесс внутреннего просветления, обративший наиболее выдающихся представителей «бури и натиска» в главных вождей немецкой классической литературы, начался и у Гердера к концу 1770-х годов. Любовь к сохранившейся в чистоте и нетронутости народности не препятствовала ему признавать и благотворность «прививок, своевременно сделанных народам» (как это сделали норманны с английским народом).
В 1764 г. Гердер уехал в Ригу, где при содействии И. Г. Среди поздних философских работ особое место занимают антикантовские сочинения: «Verstand und Erfahrung: Metakritik der Kritik der reinen Vernunft» (Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. Ч. 2. В сочинении «О духе еврейской поэзии» на примере толкования псалмов Гердер сформулировал ряд правил библейской экзегетики: отказ от обращения к другим авторитетным толкованиям и опора преимущественно на оригинал учет исторических обстоятельств возникновения толкуемого текста внимание к специфическим особенностям языка и образности автора реконструкция индивидуального характера автора отказ от оценки поэтических достоинств текста согласно критериям, сформированным в других национальных традициях (прежде всего античной) и от любой модернизации. Фихте, Ф. В. Й.
В марте 1773 года он женился на Каролине Флахсланд. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософииНатурфилософия (нем. Сохранилась также обширная корреспонденция Вальтера.
Библейские штудии Гердера («Древнейший документ человеческого рода» – «lteste Urkunde des Menschengeschlechts», Bd 1-2, 1774-76 и др. ) развивают тот же комплекс представлений: Библия как продукт поэтического творчества народа и даже как национальный эпос. 10. Гердер — один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска». 1772, рус. Культура также становится результатом этой жесткой необходимости.
Тассар был известен своими декоративными работами, выполненными в мраморе и украшающими по сей день парки Берлина, Потсдама и Сан-Суси, а также портретами. Из потребностей человека на основе труда возникает культура.
В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека». Как непосредственное выражение ощущений звуки «естественного языка» уже в животном мире являются средством первичной коммуникации, основанной на симпатии. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). Наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес И. Г. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвратился в «Идеях» к историческому оптимизму Просвещения и видел в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизмаГуманизм (от лат.
Фомы. (Окончание)Готфрид Бенн и философия XVII в. Для проведения государственной итоговой аттестации по физической культуре за курс основной школы /9 класс/. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спортеЗапад, как культурная традиция философии, наука в европейской культуре. Фомы. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. В «Идеях к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», Bd 1-4, 1784-91, русский перевод – 1977), проникнутых крайним оптимизмом, вся история рассматривается как последовательный процесс возвышения, роста и расцвета заложенных в бытие сил (характерен в этом отношении плавный переход от геологической истории Земли к сфере духа) человечество в целом устремлено к конечной цели – достижению гуманности и счастья, причём как природные катаклизмы, так и исторические бедствия носят характер необходимых и прискорбных эпизодов, лишённых окончательного трагизма, жизнь отдельного человека неуничтожима – его субстанция, перерождаясь, переходит лишь в более высокие, неведомые нам формы (идея «палингенесии», развивавшаяся Ш. Бонне). Уже первые работы Гердера – «О новейшей немецкой литературе» («ber die neuere deutsche Literatur», 1767) и «Критические леса» («Kritische Wlder», 1769) – выдвигают его в ряд ведущих немецких критиков и эстетиков.
В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Первыми литературными опытами Иоганна Готфрида Гердера были стихотворения и рецензии в «Кенигсбергской газете» у него при этом возникали и различные литературные планы. Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ).
В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. В относительно ранних сочинениях «Abhandlung ber den Ursprung der Sprache» (Исследование о происхождении языка, около 1770 года), «Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit» (Еще одна философия истории для воспитания человечества, около 1773 года), «Vom Erkennen und Empfinden der menschlichen Seele» (О познании и ощущении человеческой души, 1778), разрабатывающих различные аспекты философской антропологии, нетрудно увидеть подготовительные работы к итоговому философскому 4-томному труду «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit» (Идеи к философии иcтории человечества, 80-е – начало 90-х годов), где в целостной концепции осуществлен синтез натурфилософской, антропологической, философско-исторической, этической и религиозно-философской проблематики.
Так, в «Исследовании о происхождении языка» он подверг критике представление о возникновении языка в результате непосредственного Божественного откровения и предложил детальную реконструкцию процесса формирования артикулированной человеческой речи. Werke. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др., либеральной протестантской теологииТеология (от греческого theos — Бог и logos — слово, учение также богословие) — совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза. Разногласия переросли в последовательное противостояние Гердера т. н. веймарскому классицизму в издаваемом им в 1801-1803 годах журнала «Adrastea» (Адрастея). Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Гивнером собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию о Эсфири или так называемое «Артаксерксово действо», разыгранное 17 октября 1672 года.
В 1767 г. Гердер получил выгодное предложение в Петербурге, но не принял его. Площадь Германии 356, 9 тыс км2. Сам прикоснувшийся к славянскому миру в юности (в Восточной Пруссии во время Семилетней войны и особенно в Риге, принадлежавшей Российской империи в «Дневнике. » Гердер мечтал о том, что вернётся в Ригу «добрым духом Лифляндии», её «реформатором»), Гердер почувствовал в нём свежие энергии исторического развития (так, Украина представлялась ему в этом отношении «новой Грецией»). На протяжении двух лет он путешествовал по Франции, Голландии, Германии. Выводя из этого принципа некоторые конкретные политические следствия (например, разработанный независимо от Канта проект установления вечного мира), Гердер вместе с тем последовательно избегал хилиастического утопизма, подчеркивая, что полная и окончательная реализация гуманности для конкретного индивида в какой-либо определенный момент истории невозможна.
Гёте. Bd. Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы, рассмотренному незадолго до этого Кантом (1775).
Вместе с тем мировоззрениеМировоззрение — (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения идеалы, принципы познания и деятельности. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Винкельмана, Д. Юма, А. Э.
Оказал влияние на немецкий романтизмРомантизм (франц. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как множественность стадий постепенного развития из которых каждая была продуктом прошлого и в свою очередь играла детерминирующую роль в формировании будущего. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский)., эстетик.
Возвратившись в ГерманиюГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Философское наследие Гердера отмечено внутренней цельностью. На протяжении ряда лет Гердер путешествовал по Франции, Голландии, Германии, затем навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776 г., не без участия Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832 гг. ) получает высокую должность генерального суперинтенданта, т. е. Одновременно Шадов начал посещать скульптурную мастерскую Тассара.
Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком., сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Пятая часть «Идей» осталась недописанной и уже «Письма в поддержку гуманности» (Рига, 1793 – 1797, 10 сборников) носят окраску его омраченного духа. истории. Субъектами, овладевшими только внешней культурой, легко управлять.
21. В 1785 Гердер начал издание своего большого главного труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791, 4 тома). В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где вышли его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературеЛитература — произведения письменности имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Тассару сообщили о таланте Шадова и он пригласил мальчика к себе. Идеи Гердера к концу 18 века стали почти всеобщим достоянием. В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. Одновременно Шадов начал посещать скульптурную мастерскую Тассара.
Узнав об этом через боярина Артамона Матвеева, царь Алексей Михайлович приказал Грегори «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину вновь» в селе Преображенском. сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.
S. 314). Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др. ) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гёте, Клаудиса и песни самых разных народов мира.
Для принца Иоганна Эрнста Вальтер написал учебник «Наставления в музыкальной композиции» (1708), в котором в сжатой форме отразил научные и дидактические идеи ведущих немецких теоретиков Барифона, Кристофа Бернхарда, Афанасия Кирхера, Вольфганга Принца, Иоганна Липпия и других. В 1776 переехал в Веймар, где стал генералсуперинтендантом протестанской общины. В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ.
Для принца Иоганна Эрнста Вальтер в 1708 году написал учебник «Наставления в музыкальной композиции», в котором в сжатой форме отразил научные и дидактические идеи ведущих немецких теоретиков Барифона, Кристофа Бернхарда, Афанасия Кирхера, Вольфганга Принца, Иоганна Липпия и других. Идея национального духа получила у Гердера особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. В своей книге «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он попытался воссоздать исторически последовательную картину развития культуры человечества от первобытного состояния к цивилизациям Древнего Востока, через культуры других регионов Земли к современной европейской культуре. S. 117).
Из глубокого сочувствия к природной силе, благочестию и своеобразной красоте еврейской поэзии создалось произведение, о котором биограф Гердера, Р. Гайм, отзывается, что оно «сделало для знания и понимания Востока то же, что сделали сочинения Винкельмана для изучения искусства и археологии». Наряду с «Народными песнями», «Сидом», эпиграммами из греческой антологии, поучениями из «Сада роз» Саади и большим количеством других стихотворений и поэтических образов, которые перенес в немецкую литературу восприимчивый дух Гердера, стоят те восточные рассказы, парамифии и басни, которыми он пользуется, чтобы вложить в пересказ собственные нравственные воззрения и учения о гуманности. 19-20 вв. с Гёте), программном документе движения «Бури и натиска», Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням.
Она вызвала целую волну одобрительных и восторженных откликов. Вот таким образом анализ языка у Гердера становится и анализом культуры, а изменения, корректировки языка ведут к изменению всей культуры. сциентизм и антисциентизм, наука и паранаука, функции науки в культуре. Глава 1. Если «Письма, касающиеся изучения теологии» (1780 – 1781) и ряд отличных проповедей относятся к должности и ближайшим обязанностям Гердера, то большое, оставшееся неоконченным сочинение «О духе еврейской поэзии» (1782 – 1783) представляет уже переход от теологии к поэзии и литературе. Гердер оказал огромное влияние на молодого Гёте, познакомив его с эпосом Гомера, «Поэмами Оссиана» и драматургией У. Шекспира общение с Гёте способствовало приобщению Гердера к кругу идей лит.
В обосновании этого проекта большую роль играет динамическое переосмысление Гердером философии Спинозы, развитое одновременно с работой над «Идеями. » в цикле диалогов «Бог: Несколько разговоров». Вот таким образом каждая культура самоценна и уникальна. В работах Гердера по текстологии Евангелий осуществлена попытка их относительной датировки: самым ранним он считал Евангелие от Марка, а наиболее поздним – Евангелие от Иоанна, в к-ром обнаруживал многочисленные параллели с Зенд-Авестой (о датировке Евангелий смотри в статье Синоптическая проблема, а также в статьях о евангелистах). В 1704 году в Хальберштадте познакомился с Андреасом Веркмейстером, который подарил Вальтеру экземпляр «Плеяд» Барифона, а в дальнейшем переписывался с молодым музыкантом, посылал ему новые сочинения (в том числе Д. Букстехуде).
Он разработал свою концепцию культуры в «Философии права» и «Философии истории». В работах 39О новейшей немецкой литературе. В рамках зрелого немецкого ПросвещенияПросвещение — идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (Berlin, 1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (Briefwechsel ber Ossian und die Lieder alter Vlker, 1773) и «О Шекспире», напечатанные в «Von deutscher Art und Kunst» (Hamb., 1770). Bd. В ней ощутимо влияние образов Микеланджело и античной статуи "Арес" с виллы Людовизи. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др. )., антропологииАнтропология — наука о происхождении и эволюции человека (см.
Этот аргумент имеет решающее значение для оценки Гердером философии Канта. советник консистории в Бюкебурге. Гегель анализирует, прежде всего историю самораскрытия мирового разума. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Хельти, Г. А. Бюргер и др», друг Иоганна Вольфганга Гете.
В Берлине становится известно о таланте скульптора. К эпохе Веймара относятся его «Пластика», «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена», «О духе древнееврейской поэзии» (Dessau, 1782—1783). В 1776 г. переселился в Веймар, где благодаря содействию Гёте получил должность генерального суперинтенданта, т. е. первого духовного лица страны (будучи им там же и умер).
В сочинении «И ещё философия истории» («Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774) история человечества уподоблена древу, где народы древности образуют ствол, а более новые народы – ветви и веточки история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 века. Данилевский (1822—1885). Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ — метемпсихоза).
Поэтическое наследие Гердера включает лирические стихотворения, драматические фрагменты: «Philoktet» (Филоктет, 1774), «Fremdling auf Golgatha» (Чужестранец на Голгофе, 1776), «Der entfesselte Prometheus» (Освобожденный Прометей, 1802), «Admetus Haus» (Дом Адмета, 1803) и др. – СПб., 1872.