«иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом. На полотне "Иоанн Креститель", выполненном в 1514-1516 годах маслом по дереву известный художник Леонардо да Винчи зашифровал неземное существо. «иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
«иоанн Креститель» – картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Легендарное полотно «Иоанн Креститель» кисти гениального итальянского художника Леонардо да Винчи, выполненное в 1514-1516 годах маслом по дереву, содержит, как оказалось, скрытое изображение. В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет. «иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.
Серия сообщений «по авторам (в)«: Часть 1 — Винтажные иллюстрации Coby WhitmoreЧасть 2 — Carl Whitfield. Часть 6 — Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), 1561-1631Часть 7 — Жан-Жорж Вибер (1840-1902)Часть 8 — «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи)) 1513-1516гг, деревo, масло, 69x57cм, Лувр, Париж. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
Нет более углов. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Это Иоанн Креститель. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец. Но и так срытый объект увидеть нельзя. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем».
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Еле заметны, еле уловимы переходы. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. В последний раз картина реставрировалась в 1802 году. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». Об оттенках они не заботились.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу.
В результате этот слой оказался рекордным для всех картин Лувра. По словам Б. Р. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Все тело отражает данное душевное движение. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. А анекдот таков. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Началось шпионство, чтобы доискаться до настоящих причин этих непонятностей и убедиться, наконец, в том, что Леонардо действительно чернокнижник, оскверняющий своим присутствием столицу христианского мира. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона.
До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. В-третьих, во рвах замка св. У них все блестит и сверкает. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
После этого, чтобы её сохранить, её неоднократно покрывали слоями лака. Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции – «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518 – 1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. Он составляет 110 микрон. Это поясная фигура с округлыми женскими плечами, с полной грудью, с красивым женственным лицом, с манящей джокондовской улыбкой. Но угасла и творческая активность художника. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.
Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений». Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Пластически высечены контуры. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем».
Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни. Этот — совсем иной. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. стал переходить от анатомии к физиологии. Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Богоматерь и престольный ангел изображены как богатые современники да Винчи, девушка и юноша.
Переходы от света к теням тонки и изысканы. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Но это было только начало. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. У Леонардо нет линии, есть только формы.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя». Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой. Леонардо покинул город.
В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Язык его богат, ярок и выразителен. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию.
Но выгладит он далеко не как святой. А папа сказал: «Увы. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Ну, разве это не выброс духовности.
И теперь находится в экспозиции Лувра. Поползли слухи, сплетни. Чтобы это почувствовать, необходимо вспомнить конец XV в., время, когда монах Савонарола еще раз воскресил дух Средневековья. В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе».
Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. Она еще раз показывает, с какой уверенностью Леонардо подчинял в все мелочи единому сконцентрированному ритму. Картина писалась около четырёх лет. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. У Леонардо все полно движения. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Для него началась пора беспокойных скитаний.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506).
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Картина, как известно, не была окончена. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Этот — совсем иной». Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Однако сила воздействия его работы куда больше. Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее». И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. руб. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516).
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. К мягкости стремятся и краски. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. «Святой Иоанн Креститель» – это третья картина да Винчи из Лувра, которая будет подновлена.
Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Так эта работа оказалась в Лувре. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр.
Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек. Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив. Он позиционировал себя в основном не как художник, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи.
До этого времени ещё одна картина Леонардо да Винчи из Лувра была отреставрирована – «Прекрасная Ферроньера» (La Belle Ferronnire).
Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время.
Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними. В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю».
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины. Из полумрака слабо выступает беспокойная фигура.
Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине Вакх, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным абсолютно иным содержанием. Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. Включив представленную ниже видеозапись, вы можете лицезреть пошаговый процесс обработки изображения. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Но это была грация элегическая. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Помимо этого, на заднем плане отсутствует красочный и яркий пейзаж, характерный не только для да Винчи, но и для других мастеров эпохи Возрождения. Но отношение к Леонардо, приписанное этим анекдотом папе, подтверждается всем поведением Льва X. Он ни малейшим образом не старался удержать Леонардо в Риме. Леонардо также интересовал рисунок волос. На ней изображён женоподобный мужчина.
Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал). Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины». Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Богородица ли она вообще.
Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты. Содержание его рисунков самое разнообразное. Никогда не изображал он отречение и муки. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение).
Ее приписывали Больтраффио. Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Он прожил там до 1499. Для сравнения скажем, что лаковый слой на другой картине Леонардо да Винчи из Лувра – «Мария с Младенцем и со святой Анной» (La Vierge, lEnfant Jsus et sainte Anne или Santa Anna Metterza), недавно отреставрированный – составлял только 60 микрон. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Фреска эта существует.
Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Человек должен летать, считал этот гений. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Все спуталось в дикий клубок.
Тела приобретают округлые формы. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации.
Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Свет на него падает слева. Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения.
Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Борются люди и кони. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. И не только лица. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»).
Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся. Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Но выражение лица Крестителя при этом такое нехристианское, что жест правой руки можно принять за насмешку. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Уделял он внимание и рукам. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему.