Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах. Картина инфанты Маргариты, которая была дочерью короля Испании Филиппа IV и которая стала потом императрицей Священной Римской империи, относится к зрелому периоду творчества мэтра.
Здесь инфанта Маргарита уже на три года старше, чем она изображена в картине Менины. Картина Диего Веласкеса Инфанта Маргарита Тереза в синем платье: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. У нее нет детства, потому что она – инфанта. На этой картине ей всего 5 лет. Картина экспонируется в музее Сальвадора Дали вместе с полным собранием произведений об инфанте Маргарите.
По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Она получила повреждения при пожаре, уничтожившем Алькасар в 1734 году и была восстановлена придворным живописцем Хуаном Гарсией де Миранда.
Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство.
Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Во-первых искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. При этом она еще и обязана позировать.
Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина). Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Она горда своей жизнью и тем, что несёт миру и людям. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли — классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг. И почему в зеркале не отражается сама девочка. Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.
На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих — и Веласкеса и Пикассо55. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты.
Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Загадка заключается в другом. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему».
В «Венере с зеркалом» (ок. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская — её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
н. «воздуху»), доминировать над главными элементами изображения, значительно поднимает передний план, чем качественно усиливает образ. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей — донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696).
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».
В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Художник явно любуется ребенком и еще короткими мягкими волосами и круглыми детскими щечками. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — возможно, родственник художника. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция).
Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».
Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. В этот период Веласкес создал множество портретов дочери испанского короля Филиппа IV, ставшей впоследствии императрицей Священной Римской империи. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Но не это главное в полотне. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору.
«Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом.
Когда же появилась в Киеве уникальная картина. Она умерла в 22 года от простуды. На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.
Писал на тонком холсте, сразу делая очертания фигуры и композиции углём или красноватой краской. Интересно и композиционное построение многих работ Федерико Инфанте: автор позволяет «пустому» пространству картины — (т. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии.
Инфанта, напротив, ярко освещена. В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Лица обеих групп реальны. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично.
Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Она — царица, купается в лучах славы. Её должны были видеть в разном возрасте.
В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы.
Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.
Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса. Она по-прежнему опирается на стол. Их позы и жесты живые, естественные.
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.
.