Неотъемлемой частью индуистской мифологии является древнеиндийский эпос.
сидящим на орле Гаруде, «вахана» Шивы – белый бык Нандин, жены его Деви (Дурги) – лев и т. д. Кубера традиционно рассматр. Согласно данным на 2007 год, вдовы составляют 3 населения Индии134. рушения запретов и других норм социального порядка в начале ритуала). В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина10.
Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в И. м. ). В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока («три мира») – небо, земля и подземный мир. Сохраняется древняя функция Индры — громовержца и подателя дождя и в ещё большей мере его военная функция: он предводительствует богами в небесных битвах, он же — покровитель сословия кшатриев (воинской аристократии) на земле. В образе Шивы, «абсолютного йогина», получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма и в нём же запечатлено характерное для И. м. единство аскетического и эротического начал.
мира из космич. Согласно Puranas, он спит в первобытном океане на змее с головой тысячи Shesha. богами в небесных битвах, он же – покровитель аристократии) на земле. В мифологии шактизма возрожд. Расширяется мир низшей мифологии. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания49.
энергии Шивы, воплощ. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя11. Инцестуальные действия (см. Видимо, И. действительно содержит модель всякого повествовательного текста (например, выделение индивида из коллектива может лежать в основе самого понятия героя, уход и возвращение — через волшебную сказку — стали рамкой для большинства сюжетов, характерный ритм потерь и приобретений также обнаруживается во многих жанрах). Седьмой сын — Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, порождает 50 дочерей из которых 13 он выдаёт замуж за Кашьяпу, 27 (олицетворяющих созвездия лунного зодиака) — за Сому и 10 — за Дхарму. Сохраняется традиционное их число — 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включённых в систему И. м. (на подчинённом положении), гораздо больше.
Тапас – умерщвление плоти – позволяет добиться исполнения любых желаний, соед. «Бхагавадгита» является частью «Махабхараты» и считается самым широко известным и изучаемым из всех священных текстов индуизма.
Вместе с тем, предание указывает, что асуры (демоны) появились прежде богов. Индра — бог битвы, воплощение воинской доблести. Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т. д.
позицию. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов.
В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Этот «подготовительный» этап в ведах не отражен — священные тексты составлялись в период, когда арьи уже уверенно исповедовали многих богов. Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью.
Индуистская мифология – большое тело традиционных рассказов, связанных с индуизмом, столь содержавшимся в санскритской литературе (такой как эпопеи как Mahabharata и Ramayana, Puranas и Vedas), Древняя тамильская литература (такие как литература Sangam и Periya Puranam), несколько других работ, прежде всего Пурана Bhagavata, требуя статуса Пятого Veda и другой религиозной региональной литературы Южной Азии. Ради её спасения яд выпивает Шива. В др.
Широкое распространение получает культ обезьян особым почитанием среди простого народа пользуется образ Ханумана, мудрого обезьяньего вождя, который в сказании о Раме помогает герою освободить похищенную ракшасами супругу. После достижения мокши они ожидают попасть на одну из лок (планет) духовного мира и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с богом (Ишварой) в одной из Его ипостасей. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана.
Сохраняется древняя функция Индры — громовержца и подателя дождя и в ещё большей мере его военная функция: он предводительствует богами в небесных битвах, он же — покровитель сословия кшатриев (воинской аристократии) на земле. Также, это – подмножество индийской и непальской культуры. Вишвакарман. как человек, возведен. силу и подвижник обретает сверхъест. Корова Закона не имеет власти.
В нём рождается демиург Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. Индийская мифология представляет собой необозримое море сюжетов и образов, запечатленных в обширных циклах и памятниках древней литературы, охватывающих века и тысячелетия культурной традиции. Многие течения в индуизме не являются проповедническими и не стремятся обращать кого-то, так как верят в то, что достичь совершенства в духовной жизни можно практикуя любую религию, при условии что эта практика осуществляется искренне142. существа и животные.
В конце времени души в тех мирах это возвращается в землю (рождено заново как форма жизни на земле). представлений и верований различ. Из этих 10 канонических аватар наиболее значительной является аватара Кришны, в образе которого слились элементы мифологических представлений и верований различного происхождения (в том числе культы Васудевы, божества, почитавшегося в Западной Индии и отождествлённого впоследствии с Кришной Нараяны, божества неясного происхождения, в котором персонифицируются первозданные воды дравидского пасторального божества). Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в И. м. ). начал.
теней усопших. Космогоническая функция воплощена в образе Шивы — царя плясунов (натараджа). Он вступил в философскую беседу с отцом. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма— оно рассматривается как одно из средств достижения саттвического (чистого, благостного) образа жизни.
Отцом асур в разные времена признавали то Кашьяпу, то Праджапати, то Брахму (типичный для индуистской мифологии генеалогический «перевертыш»: асуры предшествовали богам, но боги родили асуров). Под адами обитает дракон Шеша. Не являясь единой религией индуизм представляет собой семейство религий и традиций.
Его роль, уничтожают ужасного демона Тараку. Индийская мифология — совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в них персонажей), существовавших в древней Индии.
вероучитель Чайтанья и т. д. ) наиболее значительной явл. Впоследствии он довольствовался относительно скромной «должностью» одного из хранителей мира — докапал. Если можно представить себе нечто более устрашающее и мрачное, чем Шива, то это, безусловно, свирепая ипостась Деви Кали («черная»), восходящая к древнейшим истокам и связанная с ритуалом жертвоприношения человека. Переход в индуизм стал набирать темпы также по причине усиления индуистских реформаторских движений141. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаическим Куберой), вдали от населённых мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погружённый в медитацию, отрешённый от мира.
Согл. Он обитает на С. ассоциируясь с не менее архаич. до н. э. По мнению британского востоковеда Роберта Ч. Зенера, «вполне возможно быть достойным индуистом вне зависимости от личного мировоззрения, которое может тяготеть к монизму, монотеизму, политеизму или даже атеизму»18. У бога четыре руки. Также существуют четыре основных места паломничества в Гималаях, которые называют Чар-дхам, это Бадринатх, Кедарнатх, Ганготри и Ямунотри.
Из вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые антропоморфизируются. Индуизм уходит своими корнями в ведийскую5, хараппскую и дравидийскую цивилизации из-за чего его называют древнейшей в мире религией6789. Появляется в И. м. образ «ваханы» — животного (иногда растения) — «носителя» определённого божества. По окончании Калиюги вновь начинается Критаюга.
еще в ведах, противопоставляются трем классам положит. в индуизме учения об аватарах Вишну. В сложившейся И. м. Брахма переходит на подчинённое положение по отношению к Вишну и Шиве. Ряд дравидских божеств включается в индуистский пантеон, отождествляясь с его центральными образами (тамильская богиня войны Коттравей — с Дургой, бог войны My руган — со Скандой и т. д. ). Кришна, поднимающий гору Говардхан.
Ради её спасения яд выпивает Шива. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаическим Куберой), вдали от населённых мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погружённый в медитацию, отрешённый от мира. роли в его хар-ристике образ Брахмы связывается прежде всего с космогонич. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока («три мира») — неба, земля и подземный мир. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведённый в ранг божества. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончательно плодов своего подвижничества.
Кроме заговоров, в Атхарваведу входят гимны, которые исполнялись с магическими целями. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В период Классического санскрита много материала сохранено в санскритских эпопеях.
Согласно переписи населения 2001 года в Великобритании, численность индуистов составила 558 342 чел. 144 Однако, согласно британской газете «The Guardian», в 2007 году в стране проживало около 1, 5млн индуистов145. Он сохраняет место в верховной триаде богов, представляя в ней функцию творения (Вишну и Шиве приписываются соответственно функции хранителя и разрушителя вселенной), но в поздней индуистской литературе Брахма — вторичный демиург, творящий мир по поручению Вишну или Шивы. Ей был свойствен политеизм с оттенком генотеизма (катенотеизма).
заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающ. Однако совместный пантеон получился чрезвычайно пестрым. Из океана кроме амриты появляются различные сокровища, в т. ч. Лакшми, богиня красоты и счастья, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др.
Кангра. В индуист. Седьмой сын Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, порождает 60 дочерей из которых 13 он выдаёт замуж за Кашьяпу, 27 (олицетворяющих созвездия лунного зодиака) за Сому и 10 за Дхарму. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Столько же столетий занимает ее становление и угасание.
С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. В двенадцатом, Raji, младший брат Nahusha помог Индре победить Asuras. времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения и т. д.
Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установив её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки).
Тогда Парвати тоже предалась аскезе. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма.
«Ригведа» рассматривается как самая важная из Вед. Дитя обратилось к нему: «Я знаю, о Маркандея, что ты устал и хочешь отдохнуть. Инцест) могут быть использованы в сюжете мифа и как мотивация временного изгнания героя из социума, трудных задач, поставленных ему отцом (невыполнение должно привести к его смерти). С приходом наследственного кастового деления индийского общества в послеведический период, обращение в индуизм стало очень проблематичным. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчуждённый характер.
Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. Отсюда важнейшая в героических мифах и волшебных сказках, воспроизводящая ритуальную схему И. часть сюжета — испытания, которым герой подвергается в царстве мёртвых или на небе (где живёт солнечный бог, у индейцев часто отец героя или всеобщий «великий отец», подобный Байаме или Дарамулуну австралийских племён, — установитель и патрон обрядов И. ) или в другой стране, населённой злыми духами, чудовищами и т. п. С этим же связан мотив проглатывания героя чудовищем (изначально — тотемным животным) с последующим его освобождением из брюха чудовища, также отражённый сказкой и мифом, ср. К ним относятся такие обряды, как аннапрашана (когда ребёнку впервые дают твёрдую пищу), упанаянам (формальное начала получения образования), шраддха (проводится по умершим родственникам)9394. Самой известной из этих глав является Бхагавад Гита (санскрит: Астрономическая Песня) в Mahabharata, в котором лорд Кришна объясняет понятие обязанности и справедливости герою Арджуне перед Сражением Kurukshetra.
В связи с борьбой богов и асу ров излагается миф о пахтанье океана. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведённый в ранг божества. В отличие от многих других обрядов (см.
Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90 Аюрведа Х 2) – как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу, брахманом стали его уста, руки – кшатрией, бёдра его – вайшьей из ног возник шудра. На ее становление и закат приходится по двести лет. Благостная ипостась богини – милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури).
пантеона, но отчетливое выражение получает именно в образах Шивы и Деви. В И. м. богам противостоят демоны асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. Позже в сражении Ганеша теряет один из своего клыка. Один из ведущих мотивов И. м., восходящий еще к поздневед.
Так, «ваханой» Брахмы считается гусь, Вишну изображается сидящим на орле Гаруде, «вахана» Шивы белый бык Нандин, жены его Деви (Дурги) лев и т. д. Согласно представлению о вселенной как о «яйце Брахмы», над землёй поднимаются ярусами шесть небес, чем выше, тем прекрасней выше всех «мир Брахмы» (брахмалока). Из вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые антропоморфизируются. реки индуизма и играет важную роль в знаменитом мифе о нисхождении Ганги с небес на землю. с Ямой).
Ведийская мифология не просто трансформировалась в индуистскую: она в известной степени сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших (и ещё продолжающих) считаться священными (Ригведа, Яджурведа и др. ). царской власти на небесах (где он ставит Индру царем над богами) и на земле. Такие воплощения божеств называются «аватара». Дравидская мифология), австро-азиатских (мунда, мон-кхмер) и тибето-бирманских племён, населяющих Индийский субконтинент. версий мифа, старший сын Брахмы – Маричи порождает Кашьяпу, тоже великого мудреца и подвижника (оба образа, восходящие к ведам, связаны с солярной миф. ). Боги же, занимавшие главные места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из которых владеет одной из стран света.
Изначальная природа пракрити характеризуется пассивностью и инертностью пракрити приходит в движение только после контакта с кинетическим пурушей, в результате которого проявляются различные формы материального космоса. Когда Вишну думал о создании, Брахма был создан из лотоса, который прибыл из его пупка. В вишнуитскую мифологию были включены нек-рые из ранее самостоят.
Самый большой праздник в индуизме— это Кумбха-мела («Праздник кувшинов»). Несмотря на пышное поклонение, Господь был холоден к полубогам. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги. до н. э.
Сыновьями Атри, второго сына Брахмы, считаются Сома, бог луны и Дхарма, бог справедливости (персонификация морального закона и вероучения этот образ появляется только в индуистском пантеоне позднее отождествляется с Ямой). Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звезды на небе, определяет теч. Вамапа (карлик). Общее число богов и границы, отделяющие их от др. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью Всё это неразличимо текуче» (Ригведа Х 129) вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое и ничего кроме него не было»). В свадебном гимне «Ригведы»128 говорится о «мужьях» (во множественном числе) для одной жены129.
пантеоне позднее отожд. Согласно другим версиям, все сыновья Брахмы также получают в жёны дочерей Дакши.
Оставайся здесь. В своих четырех руках он держит барабан в форме песочных часов (знак времени — главного убийцы), дубинку с черепом у основания (кхатвангу), антилопу, схваченную за горло и т. д. Его сопровождают злые духи и оборотни — обитатели кладбищ и пожиратели человеческого мяса. Сопоставление мифа с И. обладает значительной объяснительной силой. Особенно подчеркивается в эпосе роль Брахмы в утвержд.
Существуют четыре Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа». Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). первозданные воды дравидского пасторального божества). В. Г. Эрмин. ИНИЦИАЦИЯ И МИФЫ.
Боги послевед. Начиная с VIII века, после того, как ислам проник в долину реки Инда, персидские авторы начали проводить различие между мусульманами и «неверными», называя последних индусами15. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. А составитель всей ведийской литературы риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака109.
Как только она истощится, он тут же родится среди людей на этой планете. Появляется образ волшебной коровы Сурабхи исполняющей все желания своего владельца.
Пуруша остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Другие, практикующие глубокую медитацию (такую как в раджа-йоге) должны также прямо или косвенно следовать основным принципам карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока («три мира») — неба, земля и подземный мир. «Махабхарата» – это огромное произведение, которое по объему в восемь раз превышает всемирно известные «Одиссею» и «Илиаду», вместе взятые. Напротив, большее значение приобретает Яма, который становится божеством смерти.
После омовения Господь Брахма усадил Кришну на трон из мягкой травы. Вместе с тем, учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий137. (39Безбожные39) Asuras являются главными злыми духами, которые все время находятся в состоянии войны с богами, власть которых они иногда встряхивают, но никогда не завоевывают. яйца, порожд. В девятом, Kakutstha, внук Ikshvaku помог Индре победить Adi-Baka. Позднее представление о строении вселенной «яйца Брахмы» (брахманда) значительно усложняется.
Блуждая по огромному океану увидел он дерево, ветви которого были устланы шелком, а на нем младенца. Космогоническая функция воплощена в образе Шивы царя плясунов (натараджа). Практика одного вида йоги не исключает возможность практиковать также и другие. В нем рожд.
Школа разрабатывала систему онтологического дуализма. способность плодотворения. В образе Шивы, «абсолютного йогина», получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма и в нём же запечатлено характерное для И. м. единство аскетического и эротического начал. Значительное место занимают также обряды культа предков.
и эротич. Во мн. животные включаются в культы гл. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. В нем рассказывается о борьбе за власть между Пандавами (потомками Панду, сына Бхараты) и и Кауравами (сыновьями его брата Дхритараштры). Яма — властитель «предков» (питаров), т. е. теней усопших. энергии бога, воплощающ.
миф. По случаю таких событий, как рождение ребёнка, свадьба или похороны, проводятся целый ряд сложных религиозных ритуалов (санскары). И Маркандеи начал свой рассказ. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия и древний фаллический символ плодородия — линга (лингам) становится главным объектом почитания этого бога в индуизме. Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землёй бесчисленных адах (нарака), которыми владеет Яма.
Частично, Skanda – сын Шивы и Парвати, но он – в то же время сын Agni и шести Krittikas. существ (соотв. Некоторые течения, относимые к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением17. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения. шиваизме. мифом, различ.
В эпосе отождествление Брахмы с брахманом не играет главной роли в его характеристике образ Брахмы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии которого отражают как чрезвычайно архаические представления, так и относительно поздние философские спекуляции. е. после выделения из коллектива и возвращения в него), герой тем самым демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические (шаманские) силы, власть над стихиями, а в мифах о культурных героях добывает людям космические объекты или культурные блага, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни. Позднее в группу локапалов включаются еще четыре божества: Агни, Сурья, Сома и Ваю. сочетание в едином комплексе аскетич.
В связи с И. трактовал изгнание Эдипа В. Я. Пропп. Странствуя по миру, арьи не раз пополняли круг своих богов новыми именами. Они вырвали из земли гору Мандару, водрузили ее на Вишну, воплотившегося в черепаху и обвили веревкой (используя в этом качестве змея — Васуку или Шешу). Наиболее важными из смрити считаются индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». утрачивает свое превосходство и вневрем.
богам, людям и питарам), но появл. С тех пор ее значение возрастало. Если использование термина «индуизм» является проблематичным по отношению к Ведам и Брахманам, где он не упоминается, равнозначно проблематично его применение по отношению к древнеиндийским эпосам и Пуранам, где он также не используется10. Наиболее известным из них является «Бхагават Гита» – обращение Кришны к Арджуне, который в бою поднимает оружие на своих родственников (в индуистской традиции – страшный грех вне зависимости от обстроятельств). миф. Индуизм не знал и по сию пору, не знает единой организации (наподобие христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Мусульмане также установили в Индии особую кастовую систему, которая разделила мусульман— потомков арабов («ашрафов»), тех, кто обратился в ислам («аджлафов») и неприкасаемых («арзалов»)6970.
Впоследствии понятие «индуизм» было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость15. места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из к-рых владеет одной из стран света (Индра, Агни (позднее его место занимает Кубера), Варуна, Яма). их число – 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашивны (2), но в действительности число богов, включ. Не менее страшен демон затмений Раха, периодически заглатывающий солнце и луну. местных верований и культов посредством сложивш. Обособл. Связанный с ними, Kinnaras индийские кентавры. одной из наиболее распростр.
эпич. Кроме того, Preta и Bhuta (39призраки39) являются голым алкоголем тех, кто умер случаи насильственной смерти и для кого не был выполнен shraddha. Все миры кроме земли используются в качестве временных мест пребывания следующим образом: на смерть на земле бог смерти (официально названный 39Дхарма Yama Raajaa39 – Yama, лорд справедливости) соответствует хорошим/плохим делам человека, в то время как на земле и решает идет ли душа в небеса и/или a черт, как долго и в какой способность.
змеем Шешей (Васуки). Они мудры, как и демоны, способны к оборотничеству. Согласно представлению о вселенной как о «яйце Брахмы», над землёй поднимаются ярусами шесть небес, чем выше, тем прекрасней выше всех — «мир Брахмы» (брахмалока). Лучшая из юг – Критаюга длится четыре тысячи лет. силой тепла в перозданных водах. Не подозревая обмана, Бали согласился и тогда Вишну, приняв свой истинный облик, сделал три прославивших его шага: первым покрыл небо, вторым — землю и лишь от третьего воздержался, оставив во владении Бали подземный мир (переосмысленная мифологема о трех шагах Вишну-Упендры).
ракшасами супругу. сокровища, в т. ч. В литературе индуизма описываются небесные существа дэвы (или в женском роде дэви). Современный индуизм произошёл из Вед, древнейшей из которых считается «Ригведа», датируемая большинством учёных второй половиной II тысячелетия дон. э. 58. В третьем сражении, Taraka, сын Vajranga был убит Skanda.
Обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания Вед, а иногда и периода создания брахман (прозаических комментариев к ведам) и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Другие священные писания индуизма, не относящиеся к категории шрути, называют смрити («запомненное»)84. Одной из наиболее распространённых остаётся восходящая к ведам версия происхождения мира из космического яйца, порождённого силой тепла в первозданных водах. В 1816 году Рам Мохан Рой стал, возможно, первым индуистом, применившим этот термин15. Этот термин можно перевести с санскрита как «светящиеся», «блистающие», «боги», «божества»3637. Во многих эпических и пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, подсылает к подвижнику прекрасную аспару соблазнить его.
Но и Брахма, первоначально выступающий как «самосущий» (сваямбху), впоследствии утрачивает своё превосходство и вневременную позицию. морального закона и вероучения этот образ появл. Матхура. Сохраняется древняя функция Индры громовержца и подателя дождя и в ещё большей мере его военная функция: он предводительствует богами в небесных битвах, он же покровитель сословия кшатриев (воинской аристократии) на земле. пантеоне Шива сохраняет свой отчужд. Третий сын Брахмы – Ангирас – отец великого мудреца Брихаспати, а также, согл.
Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия и древ. Согласно одной из наиболее распространённых версий мифа, старший сын Брахмы — Маричи порождает Кашьяпу, тоже великого мудреца и подвижника (оба образа, восходящие к ведам, связаны с солярной мифологией). По истечении «дня Брахмы» космический огонь, таящийся в глубинах океана в облике «кобыльей пасти» (Вадавамукха), вырывается наружу и пожирает миры наступает период пралая, растворения вселенной в небытии. Одной из наиболее распростр. усложняется. В том же значении термин индус используется в текстах кашмирского шиваизма XV века15. Г. М. Бонгард-Левин в своей монографии «Древнеиндийская цивилизация» утверждает, что «изучение индуизма как религии обычно начинают» именно с вайшнавизма, который возник раньше шиваизма и «всегда имел больше приверженцев»23.
Боги были на стороне Парвати и поручили Каме возбудить в отшельнике страсть, однако тот отверг красавицу, а Каму сжег огнем своего третьего глаза. Позднее в группу локапалов включаются ещё четыре божества: Агни, Сурья, Сома и Ваю.
Более полная (хотя тоже частичная) картина восстанавливается для древних дравидских (см. Ведийский Варуна превращается во второстеп. Обрубая пятого главу Брахмы, Шива обвинена в главном грехе убийства брахмана и должна предпринять епитимию или Большую Клятву (mahavrata), Предъявителя черепа (kapalin), отшельника, который бродит с черепом как просьба о помощи. представления, восходящие к первобытным культам богини-матери. Противостояние асур и богов — центральная тема древнеиндийского эпоса.
Готовность Вишну воплотить во время потребности восстановить справедливость (дхарма) была вдохновляющей темой, которая сделала его и абсолютным и сострадательный дающий изящества (prasada). Якшини. На первый план в индуистской мифологии вышли Шива и Вишну. Несмотря на довольно обширный общий фонд мифологических персонажей и мифов в трёх составных частях Индийской мифологии, между ними существуют глубокие различия и для них характерны самостоятельность, самодостаточность (что иногда кажется неочевидным из-за общей мифологической номенклатуры).
Индуисты почитают корову как олицетворение бескорыстного жертвования. Расширяется мир низшей мифологии. энергии – йони (образующим основание из к-рого подни-мается лингам). Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. впоследствии с Кришной Нараяны, божества неясного происхожд., в котором персониф.
Из этих 10 канонических аватар наиболее значительной является аватара Кришны, в образе которого слились элементы мифологических представлений и верований различного происхождения (в т. ч. культы Васудевы, божества, почитавшегося в Западной Индии и отождествлённого впоследствии с Кришной Нараяны, божества неясного происхождения, в котором персонифицируются первозданные воды дравидского пасторального божества). Rakshasas (39демоны39) являются сыновьями Pulatsya, руководителем, среди которого был Ravana, который был убит Рамой. Согласно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана.
Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Главный храм этой богини — Калигхата — находится в Бенгалии (отсюда название бенгальской столицы — Калькутта). В эпич. Позднее представл. Ради её спасения яд выпивает Шива.
К субстратному слою индуистской мифологии относится протоиндийская. Понятия ереси, как таковой, в индуизме не существует24. Брахма часто изображался как сидящий на лотосе, являющемся результатом пупка Вишну, который был опорой на космическую змею, Ananta (Shesha). Продолжительность Двапараюги (корова Закона стоит на двух ногах) – две тысячи лет. так же неопределенны и зыбки, как и в ведийской.
В других версиях космогонического мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 или 17 и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела. в ранг божества. В нём рождается демиург Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. институты, устанавливает на земле драхму – свящ.
Двор Акбара был домом как для мусульманских, так и для индусских святых и интеллектуалов. Войди в мое тело, высочайший из отшельников и пребывай там». С другой стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса, родоначальника Лунной династии, к которой относятся Бхарата (давший имя стране) и его потомки, герои «Махабхараты». Когда расценено как жена и мать, ее «прохладный» (православный) характер проявил в красивых, послушных женах, таких как Парвати для Шивы, Лакшми или Шри для Вишну и Сарасвати для Брахмы. Так, «ваханой» Брахмы считается гусь, Вишну изображ.
Роль женщин в индуизме часто является предметом дискуссий— их положение рассматривается одними как благополучное, а другими как нетерпимое. Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установив её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Боги же, занимавшие главные места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из которых владеет одной из стран света. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.
Проживая на холме Говардхане, увидел как-то Кришна, как люди поклоняются Индре. в медитацию, отрешенный от мира. Асуры воюют против богов, а ракшасы и пишачи — против людей.
Это великие мудрецы-подвижники, образы их восходят большей частью к легенд. Этим Кришна также хотел проучить Индру, возгордившегося своим высоким положением. древ.
Брахмы с брахманом не играет гл. Появляется образ волшебной коровы Сурабхи исполняющей все желания своего владельца. Термин «шрути» в буквальном переводе означает «услышанное».
С другой стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса, родоначальника Лунной династии, к которой относятся Бхарата (давщий имя стране) и его потомки, герои «Махабхараты». Две больших индуистских Эпопеи, Ramayana и Mahabharata рассказывают историю двух определенных воплощений Вишну (Рама и Кришна).
Пахтанье длилось целую вечность. «Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Самые главные из них— Калигхат и Камакхья. На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие существа полубожественной природы. Именно вот таким образом невозможно определить единую концепцию мифотворчества.
Hiranyakashipu, daitya был убит Нарасимхой во втором. жрец богов, персониф. В классической мифологии индуизма эта тема включена в конфликт Шивы с его первым тестем, брахманом по имени Дэкша, жертва которого Шива разрушает, когда он не был приглашен в него и Сати в ярости (дочь Дэкши) идет, чтобы упрекнуть ее отца за то же самое.
«Яйцо Брахмы» окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисленное множество таких же миров. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звёзды на небе, определяет течение времени, создаёт смерть для спасения земли от перенаселения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдаёт во владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму — священный закон, религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырёх варн (сословий) институт брака и т. д. Особенно подчёркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царём над богами) и на земле. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в И. м. ). Бхубанешвар. Благостная ипостась богини — милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури).
Avataras или воплощения Вишну, согласно самой популярной классификации, десять. В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Бхаджа. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчуждённый характер.
Согл. свящ. После того как жрецы возвысили Брахму, к нему отошли и многие из прежних функций Индры (включая наиболее почетную роль бога-творца).
Соотношение этих трёх основных мифологических систем достаточно сложно. Формального обряда обращения в индуизм не существует, хотя во многих традициях ритуал, называемый «дикша» («духовное посвящение», «инициация»), знаменует начало духовной жизни после обращения в индуизм, а ритуал, называемый «шуддхи» («очищение») проводится при возвращении индийцев обратно в индуизм из другой религии. Если для одних случаев это сопоставление имело непосредственный смысл (ср., возможно и европейский роман воспитания с его обязательным путешествием), то для других оно должно рассматриваться лишь как совпадение универсалий повествования. Более общее значение имеет сходство самих структур И. и мифа, эпоса и волшебной сказки. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Каждый символ имеет своё сакральное значение. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаическим Куберой), вдали от населённых мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погружённый в медитацию, отрешённый от мира.
Они включают всех греховных демонов, оба сыновья Diti (названный daityas) и Danu (названный Danavas) и различные специальные группы, такие как Kalakeyas и Nivatakavachas. На момент составления первых ведийских текстов поляризация небесных сил еще не была завершена — об этом свидетельствует тот факт, что в ранней ведийской литературе асуры нередко смешиваются с адитьями, проявляются как адитьи (Индра, Вруна, Митра и др. ) — носители благих сил. Пылающий фаллос Шивы предстал перед Брахмой и Вишну в самый разгар их дискуссии о том, кто из них «главнее» (кого считать творцом). Самыми главными аватарами Вишну (которого большинство последователей вайшнавизма рассматривают как изначальную форму Бога) являются Кришна (главный герой «Махабхараты») и Рама (протагонист «Рамаяны»)32. свиты, бог мудрости, покровитель наук и иск-в, весьма популярный в ср.
В период между IV и X веком н. э. выступающий как «самосущий» (сваямбху), впослед. Позднее в группу локапалов включаются ещё четыре божества: Агни, Сурья, Сома и Ваю.
в богине, его супруге. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед10. 1-го тыс. версии к-рого отражают как чрезвычайно архаич. В одной он держит боевую раковину, в которую трубит во время сражений, во второй — палицу, в третьей — чакру (метательное оружие, напоминающее бумеранг и обладающее сверхъестественной силой), в четвертой — цветок лотоса.
В арабском языке термин аль-хинд до сих пор обозначает жителей современной Индии16. и культа в религ. на все божеств. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. божества, как Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более известный в эпосе под им.
аватара Кришны, в образе к-рого слились элементы миф. Чарвака основал школу атеистического материализма в Северной Индии65. Поклонение в индуизме осуществляется через посредство статуй божеств, называемых мурти86. классов, в эпич.
различ. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звёзды на небе, определяет течение времени, создаёт смерть для спасения земли от перенаселения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдаёт во владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму — священный закон, религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырёх варн (сословий) институт брака и т. д. Особенно подчёркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царём над богами) и на земле. представления, так и относит. Такой запрет появился гораздо позднее110.
Практика давать приданое не поощряется в ортодоксальном индуизме и по мнению некоторых исследователей является «извращением санскритических свадебных предписаний в писаниях»130. Парвати, дочь «царя гор» Химавата, — светлое женское божество, олицетворяющее жертвенную любовь и супружескую верность. Особо выделяется из членов группы Вивасват, представляющий собственно божество солнца. Однако «найти концов» не удалось. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. В связи с борьбой богов и асу ров излагается миф о пахтанье океана. Наиболее распространенный символ Шивы — лита (фаллос).
Вначале первенцы творения имели грады на небе и под землей и обладали всей полнотой небесной власти, но затем возгордились, преисполнились ненависти к миру и образовали его «полюс зла». Под адами обитает дракон Шеша. Новое божество в пантеоне Кубера, бог богатства и повелитель якшей, стерегущих сокровища. Nagas (алкоголь змеи) получеловеческие, но с хвостом змеи, живут в красивом подземном городе Богавати и охраняют большие сокровища. Они следующие: Рыба (Matsya), Черепаха (Kurma), Боров (Varaha), Лев человека (Нарасимха), Карлик (Vamana), Parashurama, Рама, Кришна, Будда и Колки (воплощение все же, чтобы прибыть в kalyuga). Иногда — в узком смысле — переход в число взрослых, брачноспособных.
Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. Также известный как Mahadevi («великая богиня матери187), она – равная Шива или она, как может даже считаться, является высшим божеством вселенной и окончательным источником всего, у чего есть жизнь, сознание, власть или деятельность. На ее становление и закат приходится по сто лет. С другой стороны, многие мифы имеют явные черты сходства с обрядом И., его структурой и символикой, строятся по той же модели, что и обряды И. Особенность структуры этих обрядов — их трёхчастность: все они состоят из выделения индивида из общества (т. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звёзды на небе, определяет течение времени, создаёт смерть для спасения земли от перенаселения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдаёт во владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму – священный закон, религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырёх варн (сословий) институт брака и т. д. Особенно подчёркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царём над богами) и на земле. миф. Считается, что полидемонизм генетически предшествует политеизму.
период, важную роль продолжает играть корова. Император Акбар и Ибрахим Адиль-Шах II из Биджапурского султаната являются самыми яркими примерами подобных лидеров. – эпич. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия и древний фаллический символ плодородия — линга (лингам) становится главным объектом почитания этого бога в индуизме. Камень.
Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхожд. Веды в основном посвящены поклонению различным дэвам (божествам), таким как Индра, Варуна и Агни, в них также содержится описание ритуала Сома. Относительно поздно включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, предводитель его полудемонической свиты, бог мудрости, покровитель наук и искусств, весьма популярный в средние века. Сыновьями Агра, второго сына Брахмы, считаются Сома, бог луны и Дхарма, бог справедливости (персонификация морального закона и вероучения этот образ появляется только в индуистском пантеоне позднее отождествляется с Ямой). и мотив пребывания группы мальчиков во власти демонической лесной старухи. Шива и Деви символизируют в этой системе антагонистические и одновременно сотрудничающие творческие силы соответственно в шиваитской иконографии лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творческой энергии — йони (образующим основание из которого поднимается лингам). мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д. ).
Древнейшей книгой магии является Атхарваведа. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе фигуру матери. Некоторые течения в индуизме, такие как «Арья-самадж», отвергают поклонение мурти. Напротив, большее значение приобретает Яма, который становится божеством смерти.
Этот образ, возрождающий первобытные представления о магической роли танца, символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога и очень популярен в индуистской иконографии. Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым54. адах (нарака), к-рыми владеет Яма. Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года дон. э. )5657. Барельеф. В общем, понятие религиозной свободы для индуиста прежде всего зиждется на праве сохранить свою религию140. Следующий мощный слой – ведийско-брахманистский.
Однако существуют исторические свидетельства того, что, например, во времена великих индийских царств профессиональные проститутки (такие как Амрапали из Вайшали) занимали высокое и уважаемое положение в обществе, также как и священные храмовые танцовщицы девадаси, женщины-маги басави, тантрические кулики125. Многие индуистские праздники соотносятся со сменой времён года. В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Появл. миф. 1—2 вв. В И. м. богам противостоят демоны — асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. Ведийская мифология передавалась устно и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.
«Бхагавадгита» ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма. Многие животные включаются в культы главных божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. объектом почитания этого бога в индуизме. Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах.
миф. К концу II тысячелетия до н. э. религиозные воззрения индусов опирались на симбиоз арийской индо-иранской и протоиндийской мифологических систем. В этом случае можно говорить о «подразумеваемом» воскрешении, сопоставимом с И. Возможна также связь с И. мифов об умирающих и воскресающих богах (Осирисе, Адонисе и т. п. ), хотя следует учитывать разницу между инициационным и инкарнационным сюжетами (в первом человек уходит в тот мир и, приобретя что-то, возвращается «к нам», во втором — персонаж из иного мира приходит «к нам», теряет нечто и возвращается в тот мир). Коллеги-женщины Gandharvas – Apsarases. чрезвычайно архаич. В «Ману-смрити» описывается восемь видов свадьбы: в двух из которых родители невесты перед свадьбой одевают её в дорогие одежды и покрывают драгоценностями, в двух других— семья жениха преподносит различные дары семье невесты и в остальных четырёх не происходит никакого обмена подарками. образ волшебной коровы Сурабхи исполняющей все желания своего владельца.
Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Сохраняется традиционное их число 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включённых в систему И. м. (на подчинённом положении), гораздо больше. Почитание Вишну в образе Кришны – кришнаизм – наиболее мощное ответвление вишнуитской миф. Бог обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. 18 в. И. Боги же, занимавшие гл.
В центре ведийской мифологии – мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции и создании новой вселенной, организованной на иных началах. Магия существовала издревле. Боги были крайне смущены и с готовностью признали победу сильнейшего.
мн. начала. Она известна и в благожелательном и в гневном, устрашающем обликах. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия и древний фаллический символ плодородия — линга (лингам) становится главным объектом почитания этого бога в индуизме.
Куберой), вдали от населенных мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божеств. гору Мандару как мутовку, установив ее на спине гигантской черепахи, опустивш. Низшую ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т. п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны. божества.
Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и исполины, птицы и змеи, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населявшие небеса и землю и подземные миры. Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Однако большинство индуистов принадлежит к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма, являющимся частью движения бхакти. В любом случае душа приобретает тело как соответствующее мирам, в которые это входит.
Примирение существующих параллельно внутри индуизма двух главных течений — вишнуизма и шиваизма — выражено в поздней концепции тримурти, единого бога в трёх ипостасях (Брахмы, Вишну, Шивы, с указанным ранее распределением функций). и пуранич. и политич. В нём рождается демиург Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. Позднее в группу локапалов включаются ещё четыре божества: Агни, Сурья, Сома и Ваю.
сила, даруемая аскетизмом. Также говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар»48. Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землёй бесчисленных адах (нарака), которыми владеет Яма. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. В конце кальпы Кали погружает мир во тьму, способствуя наступлению хаоса.
конь Уччайхшравас и др. В эпосе отожд. генеалогии излагаемой в космогонич. божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающиеся ещё в ведах, противопоставляются трём классам положительных существ (соответственно богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д. ). С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же Карттикея, Кумара), нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаические черты, восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии.
Несмотря на насыщенность событиями, «Махабхарата» не только описывает битвы интриги и взаимные предательства, но и содержит ряд философских поучений. В сложившейся религиозно-мифологической системе шиваизма образ Шивы неразрывно связан с образом его жены Деви, почитаемой под многими именами. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Верования и практики доклассического периода (XVI—VI века дон. э. ) принято называть ведизмом. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную.
Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Наряду с якшами изображавш. Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. в северо-восточных областях Индии, была не брахманской и имела своим языком не только санскрит, но и местные средне-индийские диалекты, что отражало ориентацию на более широкие (в социальном имущественном, этническом отношениях) слои общества. Помимо асур индусам известны также демоны ракшасы и пишачи. Индуистская мифология оформилась позже, когда арийские племена уже значительно продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур.
Яма – властитель «предков» (питаров), т. е. Маркандеи говорит, что все это видел сам, а потом продолжает повествование. Буддизм вобрал множество элементов образной и понятийной системы индуизма, но присвоил им другие значения. На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие существа полубожественной природы. Когда царь дайтьев (асуров-гигантов) Бали благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой (тремя мирами — небом, землей и подземным миром), Вишну, обернувшись карликом, попросил у царя столько земли, сколько он, карлик, сможет отмерить тремя шагами.
В современном индуизме наблюдается тенденция к всё более широкому использованию обряда давать приданое, в том числе из-за влияния таких процессов как санскритизация и урбанизация130. Mahabali был побежден в сражении Индрой в сражении Amrtamathana. Эти две работы известны как Itihasa.
Mahabharata – самая длинная эпопея в мире в стихе, бегая больше чем к 2000000 линий. сому в И. м. ). Другая попытка компромисса — средневековый культ Харихары, божества, объединившего в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары).
В эпосе и пуранах параллельно сосуществуют два гл. Боги совершали омовение Кришны, он простил Индру. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см.
Широкое распростр. Из этих 10 канонических аватар наиболее значительной является аватара Кришны, в образе которого слились элементы мифологических представлений и верований различного происхождения (в т. ч. культы Васудевы, божества, почитавшегося в Западной Индии и отождествлённого впоследствии с Кришной Нараяны, божества неясного происхождения, в котором персонифицируются первозданные воды дравидского пасторального божества).
Инициация (лат., initio «начинать, посвящать, вводить в культовые таинства», initia tio, «совершение таинств, мистерий»), переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п. ) и обряд, оформляющий этот переход.
Буддизм пошёл дальше, объявив, что «Я», «душа» (как нечто, не подверженное изменениям) и бог (фигура, аналогичная творцу) просто не существуют63. Gandharvas, весь мужчина, являются слугами Индры и небесных музыкантов. Небесная «резиденция» Вишну находится на волшебной золотой горе Меру, которая является центром земли и вселенной (подобие греческого Олимпа). Из вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, к-рые антропоморфизируются. этой генеалогии, в начале творения прародитель Брахма порождает шесть «сыновей духа», от к-рых происходят впослед.
Покоренный красотой и преданностью богини, Шива в конце концов женился на ней. В образе Шивы, «абсолютного йогина», получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма и в нём же запечатлено характерное для И. м. единство аскетического и эротического начал. Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда.
Когда Бог рассматривается как Верховная Личность (а не как бесконечный безличный принцип), его называют Ишвара («Господь»)30, Бхагаван («Всеблагой»)30 или Парамешвара («Всевышний Господь»)30. Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны – чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. В отсутствии шакти, мужское начало рассматривается как пассивное и бездейственное.
Посещение храмов не является обязательным89 и многие индуисты приходят в храм только во время религиозных праздников. Лакшми, богиня красоты и счастья, райское дерево Париджата, солнеч. системе индуизма.
В образе Шивы, «абсолютного йогина», получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма и в нём же запечатлено характерное для Индуистской мифологии единство аскетического и эротического начал. в себе разрушит. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаическим Куберой), вдали от населённых мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погружённый в медитацию, отрешённый от мира. Таким образом, базой для «истории», которая документирует внешнюю сущность происходящего, описывает внешнюю сторону событий, служит своего рода «высшее невежество»54. Особо выделяется из членов группы Вивасват, представляющий собственно божество солнца. В них принимали участие и странствующие учителя.
Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установив её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Его третий глаз, расположенный посреди лба (не горизонтально, а вертикально) излучает сверхъестественный огонь, который сжигает все на своем пути. и разрушит.
обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырех варн (сословий) институт брака и т. д. Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. Общее количество злодеев исчисляется миллионами.
Как одна отдельная богиня, Devi может быть замечен как Парвати жена Шивы. Третаюга (корова Закона стоит на 3 ногах) продолжается три тысячи лет. Vritra, которому помог danavas, был убит Индрой с помощью Вишну в одиннадцатом. В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Деви и др.
Первоначально Rudra-Shiva, кажется, был, по крайней мере, частично исключен из православных ведических жертв и таким образом должен потребовать его долю предложений иногда описываемых как акция, которая является 39оставшейся39 (ucchista). В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока («три мира») неба, земля и подземный мир.
сын Шивы, слоноголовый Ганеша, предводитель его полудемонич. Некоторые из основных школ индуистской философии отождествляют этот самоповторяющийся мир сансары с майей (иллюзией) и авидьей (невежеством)54. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведённый в ранг божества. Старший из них был Маричи, рожденный из души творца из глаз его родился второй сын – Атри третий – Ангирас – явился из уст Брахмы четвертый – Пуластья из правого уха пятый – Пулаха – из левого уха Крату, шестой – из ноздрей прародителя. Например, образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы (свастика, линга, йони и др. ), отдельные представления о пространстве и времени, находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда, но и в других традициях этого ареала.
Он просто терпел все их подношения, так как те попросили Его об этом. Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Это будет материальное или духовное благо. творч. культы Васудевы, божества, почитавш. Так, «ваханой» Брахмы считается гусь, Вишну изображается сидящим на орле Гаруде, «вахана» Шивы — белый бык Нандин, жены его Деви (Дурги) — лев и т. д. Один из ведущих мотивов Индуистской мифологии, восходящий ещё к поздневедийской литературе, — магическая сила, даруемая аскетизмом. Напротив, большое значение приобретает Яма, к-рый становится божеством смерти.
В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Деви и др.
Не входят в группу локапалов, но остаются в пантеоне такие вед. Сам термин «индуизм» появился в начале XIX века в результате добавления к слову «hindu» суффикса «изм»15. пантеоне, сохраняющего, однако, архаич. Наиболее могущественный из асур — демон засухи Вритра. миф.
Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончательно плодов своего подвижничества. Благостная ипостась богини милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури). Появляется в И. м. образ «ваханы» животного (иногда растения) «носителя» определённого божества. Космогоническая функция воплощена в образе Шивы — царя плясунов (натараджа). символ плодородия – линга (лингам) становится гл.
Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади— не имеющим начала54. Но и Брахма, первоначально выступающий как «самосущий» (сваямбху), впоследствии утрачивает своё превосходство и вневременную позицию. В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающиеся ещё в ведах, противопоставляются трём классам положительных существ (соответственно богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д. ).
В этот период также появился ряд новаторских движений, произошедших из местных традиций и основанных на учении таких харизматичных духовных лидеров, как Рамакришна (1836—1886) и Рамана Махарши (1879—1950). Для мусульманских правителей было характерно презрительное и пренебрежительное отношение к самой идее индуизма— они считали индуистские религиозные практики идолопоклонством и часто выступали как «иконоборцы»68. Как сообщает миф, для пахтанья вод боги и асуры изготовили мутовку.
Сохран. Космогоническая функция воплощена в образе Шивы — царя плясунов (натараджа). Они красивы и чувственны и специально рады в заманчивых отшельниках в их размышлениях. Также существуют отдельные писания, которым следуют только определённые направления в индуизме, к ним принадлежат «Деви-махатмья», Тантры, «Йога-сутры», «Тирумантирам», «Шива-сутры Васугупты» и Агамы. миф. и эротич. Взаимодействие между суфиями и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индуисты и мусульмане собирались вместе в мазаре (суфийском храме) на богослужение, проводимое вайшнавским пуджари68.
Такие общества как «Брахмо-самадж» и Теософское общество попытались создать синтез аврамических и дхармических философий. Эти истории глубоко включены в индуистскую философию и служат притчами и источниками преданности для индуистов. планету Венера.
Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончательно плодов своего подвижничества. Он сам порабощён и не может даровать освобождение из плена материального мира.
Расширяется мир низшей мифологии. А также эти боги там – бесконечное число существ, которые населяют мир индуизма. Таким образом индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет. В VI веке дон. э.
Цветок лотоса символизирует любовь Вишну к людям. В понимании большинства индуистов дэвы являются слугами Ишвары, верховного личностного Бога, которому индуисты поклоняются в одной из Его форм как своему иштадевате («избранному идеалу»)3839. В конкуренции с буддизмом за влияние на царский престол (опора на царский престол с самого начала была характерна для буддизма, как и проведение публичных диспутов при дворе) индуизм стал более систематизирован, практика жертвоприношений животных, до Ашоки неотъемлемая часть государственной и общинной жизни индуистов, перестала играть значительную роль в Индии в целом.
Современные индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции «ведийскими», а индуизм— «вайдика-дхармой» («ведийской религией»)10. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия и древний фаллический символ плодородия лита (лингам) становится главным объектом почитания этого бога в индуизме. провидцам ведийских гимнов. подвижник, погружен. цикла – вишнуитский и шиваитский. «Яйцо Брахмы» окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисленное множество таких же миров. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчуждённый характер.
Они используют миф. века. В ортодоксальном шактизме, великой богине-матери или Махадеви, поклоняются как всевышнему, как олицетворению верховного брахмана, единой и неделимой из которой исходят все остальные божества (как мужские так и женские) и которая является изначальным источником материального и духовного мира35. и изображ.
в шиваитской иконографии лингам Шивы постоянно сочетается с символом жен. Devi – Shakti, сила и власть ее коллеги-мужчины. Махадэви (Великая богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. Ко II веку дон. э. нек-рым версиям, Агни, бога огня. Термин «индуизм» произошёл от персидского слова хинд, которым называли долину реки Инда и которое, в свою очередь, произошло от индоарийского синдху («океан» или «река»)15. В Пуранах и индуистских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне» описывается много историй о том, как божества нисходят на Землю в человеческом облике, с целью восстановить дхарму в обществе и привести человечество к мокше (освобождению из круговорота рождения и смерти).
Индуизм часто называют национальной, а не мировой религией137. Ведийская мифология в общем виде сложилась в конце 2 — нач. демиург Брахма, к-рый творит вселенную из материалов этого яйца. В «Падма-пуране», в частности, утверждается, что мурти не следует принимать за обыкновенный камень или кусок дерева— мурти является непосредственным проявлением бога8788.
Ни в какой другой религиозной традиции мира не встречается доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией35. В индуистской триаде Шива представляет функцию разрушения, но в шиваитской мифологической системе эта функция неразрывно связана с творческим аспектом в мире непрерывных изменений разрушение неизбежно предшествует творению и его обусловливает. Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной.
Брихаспати в индуист. Совершенное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Лишь там, где буддизм сталкивался с мощным субстратом мифопоэтической стихии, он развивал более оригинальные мифологические концепции (в махаяне, тантризме и т. п. ), часто смыкавшиеся с архаичными мифологическими представлениями автохтонного населения (нередко эзотерического типа). Согласно одной из наиболее распространённых версий мифа, старший сын Брахмы Маричи порождает Кашьяпу, тоже великого мудреца и подвижника (оба образа, восходящие к ведам, связаны с солярной мифологией).
Складывается концепция шакти, действ. Нет в нём также централизованного органа управления. сыновей Брахмы – различ. Многие животные включаются в культы главных божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установив её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки).
Кришна спросил: Что принесёт поклонение Индре. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. аватар (к ним добавляются еще нек-рые др. Сохраняется традиц.
Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. и одновременно сотрудничающие творч. В И. м. богам противостоят демоны — асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов.
Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. фаллич. Но и Брахма, первоначально выступающий как «самосущий» (сваямбху), впоследствии утрачивает своё превосходство и вневременную позицию.
Точное определение мокши даётся различными философскими школами индуизма по-разному. Он говорил о том, что жизнь вселенной, как и жизнь смертного, делится на юги. Позднее представление о строении вселенной — «яйца Брахмы» (брахманда) — значительно усложняется. Позднее представление о строении вселенной — «яйца Брахмы» (брахманда) — значительно усложняется. 2 в. до н. э. Якша.
Начатые с 20-х гг. Например, принято считать, что практика джнана-йоги непременно приводит к «чистой любви» к Богу, которая является основной целью бхакти-йоги и наоборот. Согласно другим версиям, все сыновья Брахмы также получают в жёны дочерей Дакши. Миниатюра. закон, религ.
Для многих вдов единственной возможностью выжить является попрошайничество на улицах. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончательно плодов своего подвижничества. только в индуист.
Оружие в других трех руках указывает на готовность бога бороться с силами зла. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Как сами индуисты, так и многие западные учёные и философы, считают что в «Бхагавадгите» изложена основная суть всех Вед85.
За смерть Кансы пытается отомстить его тесть Джарасандха. В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ариев и, возможно ими уничтоженной. Боги же, занимавшие главные места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из которых владеет одной из стран света. Относительно поздно включается в пан-теон др. герой Баларама (Баладева), Джаганнатхма, божество местного культа в Ориссе, ср. -век.
Санда и Marka, сыновья Shukra были убиты во время войны Kolahala. Шактизм – почитание творч. Сохраняется традиционное их число — 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включённых в систему И. м. (на подчинённом положении), гораздо больше. Суфийский святой Шейх Мухаммад выбрал объектом своего поклонения Раму. В образе карлика Вишну противостоит злу, вооружившись хитростью.
В Puranas Брахма к создателю присоединились в божественной триаде с Вишну и Мэхешварой (Шива), кто был предварительным сервером и разрушителем, соответственно. В седьмом Vamana взял пленника Mahabali после измерения этих трех миров в одном шаге. В самой Индии обращение в индуизм также становится всё более и более обыденным.
Они описывают Брахман как «Единый и неделимый» и вот таким образом эти школы называют «монистическими». Но и Брахма, первонач. лит-ре, – магич. остается восходящая к ведам версия происхожд.
Это также поддерживается различными историями ведийских мудрецов (риши), которые не были рождены в брахманических семьях, но стали брахманами позднее. Видимо, для Шивы это было «последней каплей», так как он пришел к Парвати в образе юного брахмана и стал испытывать ее любовь, пороча самого себя. Шива и Деви символизируют в этой системе антагонистич. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. Hiranyaksha был убит в борьбе в космическом океане Varaha с его клыками в первом. Мн. Ещё ниже семь зон адов нарака. пары индуист.
Уже в юности Кришна совершает беспримерные подвиги. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см. С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же Карттикея, Кумара), нового бога в индуист. Представители разных традиций собирались на ассамблеи для обсуждений-диспутов. Вот таким образом необходимости обращать кого-то в индуизм просто не существовало138.
Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землёй бесчисленных адах (нарака), которыми владеет Яма. Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. Мурти рассматривается как проявление божества, неотличное от него87. Известную связь с И. имеют и обычные указания на повышенный эротизм героя (знак его силы и знак достигнутой зрелости), который иногда принимает деструктивный характер насилий или кровосмешения.
В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Andhaka, приемный сын Hiranyaksha был убит Шивой в четвертом. функция: он предводит. Пребывая в чреве чудовища или в контакте с лесными демонами (т.
– наставник и верхов. о строении вселенной – «яйца Брахмы» (брахманда) – значит. Индуизм имеет хорошо развитую систему символизма и иконографии, которая находит своё применение в искусстве, архитектуре, литературе и поклонении. В некоторых храмах существует по несколько основных мурти87. Ниже земли расположены семь ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и другие мифические существа.
Калиюга (корова Закона стоит на одной ноге) длится тысячу лет. к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения, реинкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества. Слог «Ом» (который символизирует Парабрахман) и знак свастики (олицетворяющий благополучие) можно считать священными символами всего индуизма. Ради её спасения яд выпивает Шива.
Ниже земли расположены семь ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и другие мифические существа. в систему И. м. (на подчинен. Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные рядом вариантов. Столько же сотен лет приходится на ее становление и угасание. Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Помимо этих мифологических систем, созданных неиндоарийскими и даже неиндоевропейскими народами и племенами, компоненты Индийской мифологии составляют ведийская мифология индуистская мифология и буддийская мифология (видимо, есть также некоторые основания говорить о мифологических представлениях небрахманизированных ариев типа вратья и — в большей степени — об элементах джайнской мифологии). в Зап.
20 в. раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа и др. ) привели к открытию древней цивилизации городского типа, относящейся в основном к 3 – 2-му тыс. Ради ее спасения яд выпивает Шива. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией и даже из буддийских текстов. религ. -миф. в образе Деви, становится наиболее значит.
Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и находился на уровне ниже шудры, но позднее «превратился» в святого мудреца и написал «Рамаяну». по-ложении), гораздо больше. В одном только очень начинающем Вишну был там. В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Деви и др. Верховный демон, Бали, проживает со своими сородичами в подземном царстве. Богиня смерти одета в шкуру пантеры и сидит на ложе из змей, ее шея «украшена» ожерельем из черепов.
функция Индры – громовержца и подателя дождя и в еще большей мере его воен. Хар-рной чертой И. м. явл.
Даты праздников в индуизме, как правило, определяются индуистским календарём. все живые существа во вселенной. Каждая Веда делится на четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Эта Большая Клятва становится архитипичным основанием аскетической секты Kapalikas или Mahavratins, которые одинаково известны их снисходительностью в оргиастических обрядах Тантрического характера. Ещё ниже — семь зон адов — нарака. Социологические исследования показывают, что многие вдовы из-за боязни нарушить устоявшиеся обычаи не хотят повторно выходить замуж.
в И. м. образ «вахны» животного (иногда растения) – «носителя» определен. В мифологии животных в индуизме, как и в вед. Однако рождение Брахмы было приписано Вишну в некоторых мифах. Яма властитель «предков» (питаров), т. е. теней усопших. Яма — властитель «предков» (питаров), т. е. теней усопших. Индии и отожд. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см.
Вишну имеет бесчисленное множество обликов, но чаще всего его представляют в образе прекрасного юноши, с ярко-синим цветом кожи и в желтой одежде (предполагают, что кожа Вишну меняет цвет в зависимости от юги). Атри, второй сын, прородил Дхарму, ставшего богом справедливости Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья, Самварта. Из этих 10 канонич. Ключевой темой, которая сначала появляется в более поздней ведической литературе, является довольно неоднозначное отношение бога к жертвенным жертвоприношениям и предложениям.
Роспуск существующих существ – три вида: «эпизод, элементный и абсолютный». происхождения (в т. ч. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания индуизма, как «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как «Ману-смрити» устанавливают ограничения в правах женщин. Шива и Деви символизируют в этой системе антагонистические и одновременно сотрудничающие творческие силы соответственно в шиваитской иконографии лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творческой энергии йони (образующим основание из которого поднимается лингам). божество вод.
Появл. Обряды И. также называются переходными или посвятительными обрядами. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в И. м. ). Изо рта Кали свисает язык, окрашенный кровью ее жертв. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя -природа (пракрити), которая является основой мира и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. глубоко под землей бесчисл.
Дитя открыло свои уста и Маркандеи оказался втянутым в них. Вот таким образом лучше всего устроить поклонение холму Говардхане и коровам. в северо-западной Индии среди арийских племён. Из океана кроме амриты появл.
В восьмом Индра самостоятельно убила Випракитти и его последователей, которые стали невидимыми языком майя после лесоповала dhvaja (штат флага). хар-р. поздние философские спекуляции.
силы соотв. версиях космогонич. Массовое распространение христианства началось только во время британского колониального правительства, покровительством и защитой которого пользовались британские христианские миссионеры, глубоко осуждавшие такие практики индуизма, как поклонение мурти (рассматривавшееся как идолопоклонство), ритуал сати и детские свадьбы71. Число богов группы адитьев увеличивается до 12 она приобретает отчётливо выраженный солярный характер 12 адитьев олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Из стихов «Ригведы» можно сделать вывод о том, что в ведийской культуре женщины выходили замуж во взрослом возрасте и, возможно имели право выбирать своего мужа127.
В сложивш. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. В образе Шивы, «абсолютного йогина», получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма и в нем же запечатлено хар-рное для И. м. единство аскетич.
частях эпоса и в пуранах. Кабир заявлял о том, что не принадлежал ни к индуизму, ни к исламу. Эта концепция распростр. В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Напротив, большее значение приобретает Яма, который становится божеством смерти.
В наследственной кастовой системе положение человека в обществе в основном определялось рождением, вот таким образом обращение кого-то в индуизм было возможным только по праву рождения. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчуждённый характер. В ее самом жестоком аспекте она – Кали или Чаманда, который допивает кровь демона Рэктэбиджи (39семя крови39), чья каждая капля крови, когда упал на землю, дала начало большему количеству демонов.
Принятие Вед как священного писания они считают критерием ортодоксальности10. лит-ру. Согласно этой генеалогии, в начале творения прародитель Брахма порождает шесть «сыновей духа», от которых происходят впоследствии все живые существа во вселенной. В И. м. богам противостоят демоны – асуры, к-рые разделяются на дайтьев и данавов. пантеона более антропоморфны. ответвлением в ср. -век.
С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же Карттикея, Кумара), нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаические черты, восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения)2728. черты, восходящие, возможно, к протоинд.
на дно океана и обмотав, как веревкой, космич. Позднее развивается представление о располож. Он помыслил: «Как мне сотворить потомство. » И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих владык созданий. По отношению к «своим» (то есть к арьям) Индра неизменно дружелюбен и щедр.
Старые ведийские боги потускнели и были отодвинуты на задний план новыми богами. и творч. мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 или 17 и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела. В городе Матхуре царствует жестокий демон-асура Канса.
Обособленная позиция Шивы-Рудры (см. Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. Низшую ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги — покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т. п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны.