Ведийский миф гласит, что Рудра, не приглашенный на жертвоприношение, разгневался, поразил стрелой приготовленную жертву, участников жертвоприношения изувечил, а самому Дакше отрубил голову, но затем, смилостивившись, приставил обратно — правда, уже не человеческую, которую нигде не могли найти, а козлиную в пуранах рассказывается, что Дакша не допускал Шиву к жертвоприношениям и однажды разгневанный бог напустил демонов во главе с тысячеголовым и тысячеруким Вирабхадрой, демоны уничтожили жертву, Шива же обратил в бегство участников жертвоприношения, а самому Дакше отсек голову — но затем раскаялся и согласился вернуть Дакшу к жизни, однако вместо потерянной человеческой головы тот получил козлиную. С тех пор Вишну и Шива существуют в неразрывном единстве. Познакомимся с некоторыми из них.
В остальных книгах поэмы, а также в «Дашаратха-джатаке» буддийского канона, где впервые изложена часть сказания о Раме, Рама — еще смертный, хотя и богоравный герой. Признаки мира на краю гибели «прописаны» в «Вишну-пуране»: «Цари земли станут косны духом и жестоки по характеру и будут постоянно пребывать во лжи и злодеяниях. Однако позже некоторые последователи Вишнусвами отвергли принципы шуддха-бхакти и встали на путь смешанной (виддха) религии.
Ты мать всему живому, как бог богов Хари — всему отец и этот мир, одушевленный и неодушевленный, полон тобой и Вишну». Елизаренкова в своих работах, посвященных «материальному миру» вед, «главной проблемой, связанной с флорой РВ, является проблема отождествления сомы, который занимал центральное место в ритуале жертвоприношения богам. Все эти понятия с отрицательным значением относятся к области анрита» (Елизаренкова).
Так Он, вечно сущий, вместе со Своей Шакти создал Святую обитель именуемую Шивалока (Мир Шивы). Топорова, «становятся классификаторами в модели мира древних индийцев». В третьей руке – скипетр в форме ритуального черпака для возлияний.
Все эти индийские боги, богини, духи. Я — тот, кем проявляется мир, но чья майя остается непроявленной и непостижимой». Высший Дух, повелевающий над Нею – Шива (Шамбху, т. е.
Поединок громовержца (в данном случае Индры) со змеем (Вритрой)— центральный сюжет не только ведийской, но и индоевропейской мифологии. Именно им поручено заботиться об обусловленных душах. Люди, хорошо сведущие в Яджурведе, воспевают в Его честь великий гимн «Рудрам» («Шатарудрию»). Изображениям Кали присуща парадоксальность символики. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос.
Кроме Верховных трех Божеств индусы почитают множество богов других. Он мгновенно понял, что произошло.
Во время одной из таких бесед он спросил Прахладу, где находится Вишну и, получив ответ: «Везде», указал на колонну во дворце: «А тут он тоже есть. » Когда Прахлада ответил утвердительно, разгневанный демон ударил по колонне. затем следует упомянуть «животные» аватары Вишну и Шивы, волшебную корову Сурабхи исполняющую любые желания своего владельца особое место среди божественных животных занимает царь обезьян Хануман, сын бога ветра Ваю, открывший герою Бхиме учение о четырех югах. Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Все индийские боги и полубоги имели жен. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.
сыновей. Недоступный для материальных чувств, Господь Адхокшаджа открывает Себя Своему чистому слуге по милости Шивы. Едва ли не излюбленный мотив индийской поэзии — детство Кришны и его шалости. Будучи противопоставлены, они не распределяются один в поле «хорошего», а другой в поле «плохого», даже если на это и есть какие-то намеки. Сому вкушали боги, а также жрецы.
Но тот, кто почитает Хари, неподвластен мне. Я был поставлен Брахмой, чтобы обуздывать людей и соразмерять добро и зло. В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. Рите противопоставляется анрита — неупорядоченность, ложь космического масштаба (как рита — космическая истина). Он — вишая-виграха, вот таким образом Его имя должно быть первым в списке. Так, Савитар часто отождествляется с Сурьей и с Пушаном Вивасват — эпитет Сурьи и т. д.
Пранамья ширасья пи тан — мы целуем стопы вайшнава. Но мы, к несчастью, не способны услышать их и понять. Могущественный и игривый, я и тебя сотворил из своего тела.
После него — Мадхвачарья. Не имеет ни начала, ни конца, не развития. Научите и других богов, демонов, духов и людей почитать Мой Лингам.
Весьма любопытна и следующая, девятая аватара Вишну — Будда. Парвати — родившаяся заново первая жена Шивы, Сати. «Махабхарата» гласит, что Сваха воспылала страстью к Агни, но не встретила взаимности ибо Агни снедало вожделение к женам семи великих риши. «Многие древние божества — скорее «связки эпитетов и функций», нежели антропоморфные персонажи с ярко выраженной индивидуальностью, биографией и прочими четкими характеристиками, как, например, античные божества — излюбленный европейский эталон. Тысячи звёзд сияют вокруг Её лица. В одной из рук он держит четки – символ циклического времени.
Судя по описаниям состояния человека испившего сомы, он дает вдохновение, просветление, приводит в экстаз, т. е. Как только это произошло, тут же появился демон Врикасура. Как писал П. Томас, перелагая «Махабхарату» и пураны, Кришна «был не чужд детских проказ и частенько подшучивал над пастушками, среди которых рос.
На этот период воспитуемый фактически становился членом семьи своего учителя. Эти богини также считались верховными и почитались индусами. И пусть еще сохраняется память о его былом величии, а любимые герои мифов продолжают носить почетное имя «сына Индры», но времена его действительного могущества уже в прошлом.
культ Рамы становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов индуизма». Парватти – жена Шивы. «сущность которого – Благо») и нет другого Господа над Ним. По одной версии мифа, его родителями были Агни и богиня жертвоприношения Сваха.
О, сильнейшие. Я высший Брахман – величайшая истина, я – высший свет, я – высший дух, я – вездесущий. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т. е. Хорошо и правильно то, что этому закону соответствует: почитание арийских богов и принесение им жертв награждение жрецов, совершающих жертвоприношение и поэтов-риши, создающих молитвы покорение племен, не почитающих арийских богов, а захват их богатств. «Перенос» признаков, свойств и функций одного божества на другое отчетливо проявляется, например, в мифе о жертвоприношении Дакши.
С этой его ипостасью связана следующая легенда. Так об этом говорит «Падма-пурана». Иногда богов членят на группы, противопоставленные по тому же тройственному принципу. В его честь считаются обезьяны священными. Этому сильно способствовала каста священников (Браминов), которые старались подчинить своему контролю вероисповедание простых людей.
В негативном аспекте ее почитают под именем Кали. Он – всеподдерживающая, единственная причина Вселенной. Средний индиец едва ли понимает, почему каждый должен любить только одного распятого Бога. В садах Амаравати растут чудесные деревья кальпаврикши исполняющие желания, а также Париджата — дерево с золотой корой, добытое при пахтанье океана (вероятно, аналог мирового древа). Нельзя не отметить, что эти «параметры» свойственны не только Сарасвати, но и богине Ганге, олицетворению одноименной небесной реки.
Эта традиция не исчезла полностью в традиционалистских семьях, особенно брахманских. Вместе с Вишну и Шивой Брахма образует так называемую индуистскую триаду — Тримурти. По другой версии мифа, Вишну намеренно воздержался от третьего шага, чтобы небо и земля вернулись к богам, а Бали осталась только преисподняя. Сарасвати — целительница и подательница благ она покровительствует певцам и даже выступает как богиня священной речи, вот таким образом в брахманах происходит отождествление Сарасвати с Вач (в послеведийский период Сарасвати получает статус богини красноречия и мудрости, супруги Брахмы она — изобретательница санскрита и письма деванагари, покровительница искусств и наук).
Вишну — повелитель и Высший Хозяин, Он — вишая-виграха. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единым Богом. «Жизненная Сила». В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов.
Он организовывал набеги детей на сады пастухов, которые постоянно жаловались на него. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Считается, что он охраняет сторону Восточную света.
У них в порядке вещей бросить отца, мать, маленьких детей, а иногда случаются вещи похуже. «Индийский пантеон, — пишет М. Ф. Если Индра — царь над богами, то Агни — главное земное божество, посредник между богами и людьми (первый жрец-хотар). Такова преемственность махатм. Наконец последняя аватара Вишну — снова животная: белый конь Калки (Калкин). К этому добавляется мифология.
Особенно часто в поэзии и в живописи встречается сюжет о любви пастушек к Кришне.
Несомненно, ты рождён из Лотоса, растущего из моего пупка. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Здесь имеет место некая динамичность – создатель-вседержитель-разрушитель. В этом божестве сосредоточились и слились в единое целое различные противоположности. Обрети же прибежище во мне и я охраню тебя от всяких бед». Принимая во внимание явные этимологические связи, данную формулу можно интерпретировать в значении «кто так видит».
Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Следующий за Индрой по частоте упоминания в гимнах «Ригведы» — бог огня и домашнего очага Агни ему посвящено около 200 гимнов. Вот таким образом, повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Разгорелась ссора и разъяренный Шива отрубил Ганеше голову.
Согласно «Яджурведе», Яма упорно добивался бессмертия и в конце концов боги были вынуждены признать его «таким же, как мы» Агни уступил Яме загробный мир, а сам стал жрецом богов. С того времени Врикасура стал Бхасмасурой —демоном пепла. Вот и все, что мы знаем реально о соме из РВ.
Из сияния божественного лица появился юноша, «настоящий второй Рудра», красота которого заставила Парвати проникнуться ревностью. О, как сильна иллюзорная энергия Бхагавана.
У кришнаитов, например, считается высшей доблестью бездумно выполнять любые приказы Кришны и хотя они на словах исповедуют заповедь «не убий», трепетно относятся к тараканам, клопам и прочей гадости, но на деле могут запросто замочить папочку, мамочку, дедушку, бабушку да и вообще любого, на кого укажет гуру – их наставник, самозваный святой и проводник воли «Божества», которое в действительности не что иное, как замаскировавшийся дьявол. Они наравне с мужьями управляли жизнью людей. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Махадева появился и Бхагаван спросил его: «Итак, демон убит.
Эта Шакти носит разные имена: Прадхана (первопричина), Пракрити (первоматерия), Майя, Гунавати, Пара (Высшая), Матерь Вселенной. Эта Шакти – Богиня всего сущего, порождающая Вселенную и всех её обитателей: от Брахмы и других богов до мельчайшей былинки. Когда Меня так почитают, Я становлюсь довольным и дарую всевозможные блага. Только однослоговая Великая Мантра «Ом» способна обозначить Его. Отчасти это объясняется многобожием, которое достигло невероятного размаха.
И нет никого, кроме них». Хануман – бог обезьяний, сын Ваю (бога ветра), верный и друг слуга Рамы. Так он пребывал в том блаженном иллюзорном состоянии йогонидры долгое время. Но тот испугался («когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и моя жизнь») и спрятался в водах.
Именами богов в Индии называют детей, фирмы и магазины. От таких слов Вишну пришёл в гнев и сказал: «Я знаю тебя как создателя материального мира. Кали прежде всего богиня дикая и жестокая, богиня истребления и смерти. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. Вы оба порождены Моею силою из левой и правой Моей части.
Нигде в гимнах не упоминаются ни его корни, ни листья, ни семена. Он танцует на трупе убитого им асуры и этот танец символизирует окончательную победу добра над злом» (Томас). Что касается Дурги, ее «происхождение» исследователи возводят к Великой матери, которая олицетворяла собой единение созидательных и разрушительных сил природы. Почитайте Мой Лингам и всегда медитируйте на Мой образ, который видели.
Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма. Когда Яма умер, его сестра Ями долго оплакивала брата и повторяла: «Только сегодня он умер» (ночи в ту пору еще не существовало) боги, желая утешить Ями и даровать ей забвение, создали ночь. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Сома растет на высокой горе Муджават. И тем не менее знай, что этот демон был убит последствиями своих греховных поступков (карма-пхала). Бог богатства Кубера ведет свой род от великого риши Пуластьи поначалу боги не хотели признавать его равным себе, но аскетическими подвигами Кубера убедил Брахму в том, что достоин быть причисленным к пантеону. Г. Гессе называл многочисленность и многообразие индийских божеств «райской пестротой»: «Индийская религия соединяет в себе райскую пестроту самых невероятных противоположностей, самых несовместимых формулировок, самых противоречивых догм, ритуалов, мифов и культов, которые только можно вообразить нежнейшее наряду с самым грубым, духовнейшее наряду с самым чувственным и плотским, добрейшее наряду с самым жестоким и диким».
Позже Господь Шива явился перед Нимбадитьей (главой Кумара-сампрадаи) на святой земле Навадвипы и направил его к Кумарам для получения наставлений о бхава-марге, пути спонтанной преданности. Единый Ишвара (Господь) творит из Себя Самого физическую форму Шакти, наделённую всей Своей силой, знанием и качествами. Примером подобного дублирования могут послужить божества солнца. Ладу заменила Богоматерь Мария и она же превратилась в Дух Святой, который принес Марии благую весть о непорочном зачатии (у Лады два тотемных животных: лебедь и голубь и именно в голубь обратился Дух Святой, чтобы принести Марии благую весть). Эта мантра не имеет себе равных. Главными богами индуизма является божественная триада популярных индийских богов Брахмы, Шивы и Вишну (Тримурти).
По другой версии мифа, Шива однажды попросил Вишну превратиться в прекрасную женщину и, когда это случилось, воспылал к ней страстью. Как пишут В. Вс. Кроме того, у него четыре руки – символы власти над четырьмя сторонами света. Как сказано далее, «небожители воплотились по своему желанию в родах брахманов и царственных мудрецов.
К высшему уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога, причем само это число – существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. devads – букв. Супруга Шивы носит, как и он сам, множество имен, древнейшим из которых, по-видимому, следует признать Деви («божественная»), явно отсылающее к индоиранскому deva, daeva — «бог». «Шримад-Бхагаватам» называет святых вайшнавов одного за другим и Брахма с Шивой стоят в самом начале.
«преданность») – служение абсолютному богу, которого Рамануджа предлагал своим последователям принять в образе Вишну. В конце XX века данная практика была запрещена законом. Он — праведность, она — преданность. Все последующие ачарьи (главы) этой миссии также носили имя Вишнусвами, которое свидетельствовало об их приверженности принципам чистого бхакти.
Гете, познакомившись с первыми европейскими исследованиями индийской мифологии, остался глубоко разочарован богами Индии: божества индийцев, писал он, «числом в несколько тысяч, притом не подчиненные друг другу, но одинаково совершенно всемогущие еще больше запутывают жизнь с ее случайностями, поощряют бессмысленные страсти и благоволят безумным порывам, словно высшей степени святости и блаженства». В прошлые эпохи он принимал формы рыбы и черепахи, а в нынешнюю обратился вепрем. Брахма сказал: «Веды говорят, что Брахман (Абсолют) содержит в себе всё, что может только существовать.
Имена ее различны: Парвати и Дурга («недоступная») напоминают горное божество именем Деви она обозначается как богиня, Кали – как черная, Шакти – как магическая сила Шивы. Имя Вишну образовано от слова «виш» — наполнять, т. е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Но и с известными и привычными греческими богами индийские не имеют ничего общего. Бадараяна — это Кришна Двайпаяна Вьяса.
В «Адипарве» (первая книга «Махабхараты») рассказывается о том, что на земле все больше демонов стало рождаться царями, наделенными могуществом. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. ШиваТхакур и Брахмаджи — вайшнавы, преданные Шри Вишну. В древности сложилась практика использования для услаждения зренияислуха божества специальных служительниц – девадаси (санскр. Агни – бог огня очага и костра жертвенного.
Согласно мифу, Вишну тремя шагами прошел всю Вселенную. Царить будет одна лишь нищета, а преданностью будет пользоваться лишь богатство, союз между полами будет скреплен одной только страстью, ложь станет единственным средством добиться успеха в суде, женщины станут всего лишь предметом удовлетворения чувственности. Упоминания об этом божестве впервые встречаются в пуранах. С. 89).
Бхагаван подсказал Шиве: «О Шива, беги ко Мне, Я спасу тебя». Две его руки воздеты для молитвы, две другие держат горшок и четки. Участие Вишну в судьбе людей осуществляется им посредством его аватар, то есть воплощений или, собственно, «нисхождений», благодаря которым он приближается к людям или становится им подобным. Однако эти явления не имеют отчетливых временных границ.
Главным содержанием образования было изучение корпуса литературы шрути и смрити. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. Кроме того, практически не упоминались (за исключением Вишведева и адитьев) «групповые божества» — маруты, гандхарвы, киннары и др. С Брахмой связан миф о появлении смерти.
Ваю (санскр. Он воровал масло и молоко, а когда его о них спрашивали, сваливал вину на других. Взирайте на Меня, как на Величайшее Божество, отбросьте все ваши сомнения и страхи.
«Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизмаиупанишад»). индийских мифов) Сарасвати заполняет собой воздушное и все другие пространства, она низвергается с неба или с высокой горы и принимает участие в жертвоприношениях. Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Он трехок, пятилик, белоснежен как камфара или снега Гималаев. Пусть неустанно возрастает ваша бхакти (преданность) ко Мне. В «Рамаяне» Праджапати забыт, а его подвиг стал подвигом Вишну: «Вначале все было водой из которой была создана земля.
Большинство мифов о Вишну граничит с его воплощениями — аватарами. В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. 1 В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые дэвами. Тем не менее само использование танца как формы богослуженияитанцовщиц как его участниц существует в Индии до сего дня.
«По закону рита восходит и заходит солнце, одно время года в установленном порядке следует за другим. Я доволен вашей преданностью. Такая практика существует и до сего дня.
Но там же, в обители Ямы, Равана увидел души добродетельных, наслаждающиеся в красивых чертогах сладкозвучной музыкой и пением, ласками прекрасных дев и обилием риса, молока и всяческих яств» (Эрман). Так Нимбадитья обрел даршану Радха-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Его отцом был Васудэва, матерью – Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. В другой руке – сосуд с водой, трактуемый как символ первоначала из которого возник мир. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди.
Как уже говорилось, многие божества индийского пантеона, особенно боги вед, нередко «дублируют» друг друга по своим функциям. Этот противник предстает в виде существа змеиной породы. Его принес орел с неба, который, прорвавшись через все препятствия (в него стреляли из лука), доставил его богам. Этот гимн будет многократно повторяться во время 1-ой пуджи. Он искал виновных, карал их и грехи отпускал.
Брахман (Абсолют) – это Рудра (Шива), свободный и сострадательный. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмана), многочисленными образами единого Бога.
н. э. Благодаря таким своим качествам она является объектом ревностного и страстного поклонения. Я должен спасти его, ведь Я — защитник всех живых существ». Повинуйся моим вечным законам и странствуй по вселенной, заключенной в моем теле.
Школы индийской философии: период формирования (IV в. до н. э. -II в. н. э. ). Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. По изложению «Махабхараты», когда боги замыслили учредить жертвоприношение, они захотели, чтобы жрецом стал Агни. Кажется, что запомнить их имена и функции просто невозможно.
Твоя жизнь спасена». Некоторое время спустя из этого сосуда и родился Сканда. С. 120). Ачарья Шанкара был также воплощением Шивы, но его проповедь являла собой разновидность анитья-дхармы (религии, предназначенной для достижения временных целей). Сила и влияние этой богини берут свое начало еще в доарийский период.
своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Несмотря на этот факт, буддизм не сумел завоевать симпатий общества. Но Бхагаван Шри Хари видит все и знает обо всем.
М., 2005. Чаще всего веды именуют Яму «правителем мертвых» по «Ригведе», он был первым, кто умер и тем самым открыл для других людей путь смерти. Ради творения и поддержания ты появился из моих неуничтожимых членов. Однако Бхагаван отвечал с улыбкой: «Дорогой Мой Шива, ты — Мой великий преданный.
В «Ригведе» Яма — еще смертный, сын Вивасвата, его имя встречается в перечислениях богов, но сам он богом нигде не называется. Отношения между членами Тримурти (точнее, между их культами) представляют собой соперничество за верховную власть. Он – сияние истина, знание, вечность и великое блаженство. Даже сам Будда должен был выступить в качестве одной из форм проявления этого бога. Как благодетельница она — Ума («светлая»), Гаури («белая»), Парвати («горная»), Аннапурна («богатая пропитанием»), Джаганмата («мать мира») губительный аспект богини выражают такие имена, как Дурга («труднодоступная»), Кали («черная»), Чанди («гневная»), Бхайрави («ужасная»).
В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Третья аватара Вишну, вепрь Вараха, связана с мифом о поднятии земли из первобытных вод. vmana), прося уступить богам такое пространство, которое он сможет покрыть тремя шагами. Это были женщины, посвященные определенному богу. Эти три бога представляют собой одну божественную сущность, но у каждого из них своя сфера деятельности.
Но согласно гаудия-таттва-сиддханте, считать трех богов единым целым — это заблуждение. Начинается плодоносящий дождь с громом и молнией». Вилокъя бхава-бедхасахкимапи бхактаваргакрамам.
В данном случае она полностью соответствует мужу, так как олицетворяет разрушение. Он исполнен всегда Высшего Чистого Знания. Шри — земля, а Хари — ее опора.
Для этого необходимо любовное поклонение – бхакти (санскр. Жертвоприношения лишены смысла». Всё подвижное и неподвижное во Вселенной сотворено мною и поддерживается мною.
Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Варуна – воплощение порядка мирового и истины. Та распалась из нее выступил Нарасинха-Вишну и разодрал Хираньякашипу.
Многочисленные имена Деви отражают два основных ее качества (гуны)— благодетельное и губительное. В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые дэвами. Дело было таким образом.
Пять слогов этой мантры соответствуют 5-ти силам, 5-ти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, вуалирование и спасение). Она — порождающая причина всего известная как Махамайа (Великая Иллюзия материального мира). brahmacarya – букв.
Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Боги пообещали Агни бессмертие: «Никогда не будет тебе ущерба при обряде и жертва будет принадлежать тебе». Нередки толкования Тримурти как трех ипостасей единого божества, которое объединяет в себе все три функции (творение—сохранение— разрушение) и носит, как правило имя Вишну (Нараяны) или Шивы. Они — севаки, упасаки. Культ Шивы, третьего члена тримурти, по всем признакам имеет очень древний характер. Здесь же, завершая рассказ об этом божестве, процитируем пуранический текст: «От него произошли все вещи, в нем предсуществовала вселенная, он обнимает все материальные формы, которые сам призвал к возникновению и бытию, так что они стали зримы, хотя и безостановочно изменяют свой вид, повинуясь силе развития. В «Вишну-пуране» Брахма также отождествляется с Вишну: «В конце прошлой эпохи божественный Брахма исполненный добродетели, пробудился от своего ночного сна и обозрел вселенскую бездну.
В «Бхагават-Гите» в качестве примера для подражания приводится некий полудурочный воин Арджуна в угоду Кришне перерезавший весь свой род. Еще один «новичок» индуистского пантеона — Карттикея или Сканда, бог войны и покровитель воров. Вишну — смысл, она — речь. Рита является одновременно и этическим законом в обществе ариев.
Исторически сложилось представление о четырех ашрамах. Нам трудно осознать, что Кришна выше них. оказывает галлюциногенное действие». Лакшми считалась богиней любви, семейного очага, удачи. Один из известных современных исследователейиндологов Артур Бэшем справедливо указывает: «первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ееизаявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений»433.
Шива смиренно взял на себя эту неблагодарную роль по просьбе Бхагавана и из любви к Нему. У его ног восседает его супруга Лакшми (богиня красоты и счастья) и из его пупа на длинном стебле растет цветок лотоса, на котором помещается совсем маленькая фигура Брахмы. Сила её так велика, гласит «Шива-пурана», что с её помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. Своим высокомерием он разгневал мудрецов-риши и по проклятию одного из них, Агастьи, был сброшен на землю и на десять тысяч лет превращен в змея. И Шива ответствовал: О, лучшие среди богов. В четвертой – цветок лотоса или книги Вед.
Он дарует служение каждому. Сам Натараджа окружен языками пламени. Миф же о восьмой аватаре Вишну состоит в следующем. В разгар этого спора перед божествами появился божественный лингам (атрибут Шивы), «столб, подобный сотне пожаров, поглощающих вселенные, не имеющий ни начала, ни середины, ни конца, несравненный и неописуемый». Под именем Шивы его поклонники почитают его за высшего из богов.
Его оружие – диск (чакра) и боевая раковина (санкха), а также булава, на четвертой руке у него кольцо, если только обе верхние руки не представлены распростертыми «для утешения и даяния». Она была дочерью Дакши и, несмотря на все доводы и прямые запреты отца, не хотела себе другого мужа, кроме Шивы. Основное Сурьи действие – озарение мира светом, уничтожение врагов, тьмы и болезней. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный пантеон Греческих богов.
Именно в эту эпоху «веда» начинает использоваться в значениях «сакральный текст»и«священное знание». Неожиданно увидев на своем пути Бхагавана, он остановился. Их призван пройти каждый представитель высших варн, каждый «дваждырожденный» (прошедший инициацию) мужчина.
Ом – душа всех мантр, душа всех звуков. Сама же Сати по воле богов в скором времени возродилась под именем Парвати. Этому препятствовали представители варны брахманов, не желавшие терять свое привилегированное положение. Образ танцующего Шивы, вообще, широко распространен. Что ж, надо помочь ему. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии.
Ом – создатель всех миров. В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся ее 108 имен это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать. Великий демон (Mahbal) добился великой власти своими аскетическими подвигами и отнял у богов всю Вселенную. Как писал П. А. Гринцер, «Как аватара Вишну Рама представлен только в поздних, первой и седьмой, книгах «Рамаяны», которая окончательно сложилась в устной традиции приблизительно к IIIв.
Отсюда такие его имена, как Магадева («великий бог») и Ишвара («господин»). Третье великое божество индийской Тримурти — разрушитель Шива, который в ведах упоминается лишь как эпитет Рудры, но в эпосе и пуранах приобрел «самостоятельность» и получил имя Рудры в качестве эпитета. Согласно этому мифу, царь демонов Бали (внук Прахлады) своими аскетическими подвигами получил от Брахмы власть над тремя мирами и подчинил себе богов. Нет никого равного мне по могуществу.
Сектанты народ долбанутый. Смерть есть мирный сон, зачем же ее страшиться. Та же пурана гласит: «Шри, невеста Вишну, мать мира, вечна и неучтожима, она присутствует везде в той же мере, в какой наполняет собой все сущее. Парвати – жена Бога благожелательном в ее Шивы аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются Дурге как или Кали. Как говорится в пуранах, «у Брахмы был рожденный из головы сын Пуластья, у которого также был сын, рожденный из головы, по имени Вайшравана (Кубера). Ваям упендрадасах смритах.
Сама жизнь, на своём тонком уровне вибрации, звучит как Ом. С его бегством на земле воцарились демоны и боги отправились на поиски Агни. В изображениях Шивы присутствуют: знак лингама (половой орган мужчины), который олицетворяет производящую силу природы, ожерелье, состоящее из двух змей – знак ужаса и могущества, для внушения страха и прочие атрибуты для устрашения людей.
Хари — власть, она — благоразумие. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Он — суть, а вечная Лакшми — покорность. Но начиная с XIв. Юношу сбросили в пропасть, но он остался жив и не утонул в океане, так как во время испытаний непрерывно медитировал о Вишну.
Это лучшая из молитв. А «Бхагавата-пурана» подчеркивает первенство Вишну в Тримурти: «Именно я был вначале. Потому эта мантра называется Пранава, т. е. В большинстве своем божества индийского пантеона антропоморфны, то есть предстают в человеческом облике, пускай даже фантасмагорическом (многорукость, многоликость и т. п. ), однако среди них встречаются и зооморфные боги, чей постоянный облик — это облик животного. Затем он, превратившись в вепря, поднял эту землю и создал весь мир».
Они основали новую ученическую преемственность под именем Шивасвами-сампрадаи, в которой явился Шри Ади-Шанкарачарья и проповедовал эту ложную доктрину. Индра – войны бог, царь полубогов, правитель одного из небес нижних- Амаравати.
Они отражают динамичность в развитии всего сущего. Они — величайшие из вайшнавов. Это произошло под давлением никоновской религиозной реформы, которая запретила ведических богов и тогда люди перестали произносить их имена – они давали им прозвища, которые со временем сами превращались в имена и таким образом в славянском пантеоне богов началась полная неразбериха (например, Тарх – бог осеннего Солнца – параллельно приобрел имя Даждьбога и где-то помнят о том, что это – один и тот же бог, а где-то его воспринимают как двух разных богов). Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Сущее, не имеющее своей собственной формы, пожелало творить в ходе Своей Игры.
Подобное употребление вошло в обычай благодаря часто встречающейся в текстах гимнов ритуальной формуле ya evam veda, что буквально значит «кто так знает (ведает)». Как я уже написала выше, Брахма — это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Согласно легенде именно она изобрела санскрит – древнейшую письменность. Этот вселенский закон (рита)— универсальный космический принцип, хранителями которого являются адитьи.
Агни считался главным из земных воплощением, богов священного огня, который возносил небеса на жертву языками пламени. В брахманах Вишну постепенно приобретает статус верховного божества, который получает окончательное оформление в пуранах, прежде всего в «Вишну-пуране», в которой, к примеру, говорится: «Тот, кто ублажает Вишну, обретает все земные радости, место на небесах и, что лучше всего, окончательное освобождение». Он — творец, она — творчество. Вишну не стал отказывать ему в этом.
Тогда Вишну усомнился и снова, с почтением, медитируя на Шиву, поинтересовался: «Что же мне делать теперь. » И раздавшийся благоприятствующий голос Шивы ответствовал: «Снова совершай аскезу, дабы рассеять сомнения». Эта особенность индийской мифологической традиции связана с представлением о цикличности мироздания, его нерушимой целостности и всеединстве. Они в совершенстве исполняют обязанности джагад-гуру. Двое из них, а именно Шива и Брахма, являются преданными третьего, Вишну. Так вы обретёте счастье.
Брахма является в большей степени абстрактным божеством. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Их имена — в высших строках списка всех вайшнавов мира. Услышав о божественных лилах Юной Четы, Кумары обрели страстное стремление постичь их, а Санат-кумар описал их в «Санат-кумара-самхите». В ходе Своей лилы (божественной игры) Шива даровал мне красноватое тело, украшенное трипундрой (знаком Шивы) и назвал Золотым Зародышем (Хираньягарбхой), после чего опустил меня в бутон Лотоса, растущий из пупка Вишну. В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.
По всей вероятности, это был древний деревенский бог, почитаемый в образе обезьяны (вообще, во многих странах обезьяны считаются священными даже в Веде встречаются следы культа обезьян). Ашвинам в «Ригведе» посвящено наибольшее количество гимнов после Индры, Агни и Сомы. В процессе развития индуизма ведический пантеон уступил место иной иерархии богов неарийского происхождения. Великая 6-слоговая Махамантра рождается путём прибавления (в начале) пранавы «Ом», выражающего непроявленную, Высшую, непостижимую для ума сущность («Ом намах Шивайя»).
Вторая нога бога согнута и поднята. По другому варианту мифа, Ганеша — сын Шивы, который возжелал породить существо, «способное препятствовать совершению недолжных деяний». У Брахмы четыре лица. М. : Восточная литература, 2004. Но он может быть не только злым и разрушительным.
Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Термины «ведическая религия», «брахманизм» и «индуизм» обозначают разные явления в религиозной жизни Древней Индии. Суканья отказалась, так как уже была замужем за дряхлым отшельником Чьяваной. Четвертая аватара Вишну, Нарасинха, представляет своего рода «параллель» третьей аватаре.
Утром при входе в храм он будит бога, воспевая хвалебные гимны. Князь Н. С. Трубецкой в своем знаменитом труде «Религии Индииихристианство» прямо указывает: «В реакции этой каста жрецовбрахманов сходилась с настроением широких народных масс, никогда не понимавших религии без богаиникогда не перестававших поклоняться богам»414. Тот погрузился в размышления и разгневался: «Пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела, запылали страны света, страх объял все живое, миру грозила гибель». О, лучшие из богов. Здоровье, сила, власть, победа, счастье легко достаются тем, кому ты улыбнешься.
Хотя его символом и считается фаллос (лингам) и его повсеместно отождествляют с мужской силой, Шиву часто изображают вечным девственником. Он обладает чудовищной силой согласно мифу, сразу после рождения он пытался съесть солнце, но Индра поразил обезьяну в челюсть своей ваджрой, в связи с чем Хануман и получил свое имя («имеющий разбитую челюсть»). Согласно мнению Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура именно Господь Шива в Кали-югу положил начало проповеди нитья-дхар-мы (вечной религии), наставив Ади-Вишнусвами, основателя Рудра-сампрадаи. В южноиндийской эпической поэме «Рамаяна» важную роль играет предводитель обезьян Гануман, обладающий большими челюстями. Ты — Джагад-Гуру Шива Тхакур. Она воплощает жену всех инкарнаций Вишну.
Так, Сарасвати покровительствовала музыке искусству и литературе. Таким образом, верховные индийские боги имена которых Брахма, Вишну, Шива, считаются не просто верховными. После яростной схватки Дурга, вооруженная всеми этими предметами, пронзила Махиши копьем. Она еще пять раз меняла облик и всякий раз сходилась с Агни и затем бросала семя в сосуд. Как только он расстался с жизнью, Бхагаван позвал Шиву: «О Шива Тхакур, не бойся, выходи из укрытия.
Она обладает мощью, которую трудно постичь. Он простирался на огромнейшее расстояние ввысь и вширь. bhakti – букв. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).
Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных и небесных. Он — вожделение, она — пожелание. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмана), многочисленными образами единого Бога. 2 Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единым Богом. «Ом» обращён к Парашиве, тогда как «Намах Шивайя» – к проявленному Шиве, единому со Своей Шакти.
Таковы прежде всего ваханы — ездовые животные старших богов: слон Айравата (вахана Индры), бык Нандин (вахана Шивы), орел Гаруда (вахана Вишну) и т. д. Кроме того, мы считаем их самыми могущественными богами. Стебель его был бесконечен, а бутон сиял бриллиантовым светом. Гануман не случайно занимает видное положение в эпосе.
Ашвины омолодили Чьявану, придали ему свой облик и вновь предложили Суканье выбирать. В аватаре Будды Вишну распространял «еретическое» учение среди тех, кто отрицал ведических богов. В теологии эти аватары являются в виде глубокого таинства. «рабыня бога»), которые танцевали, трубили в раковиныибили в гонг.
Благодаря священному эпосу могущество Ганумана значительно возросло и в настоящее время он – одно из наиболее почитаемых божеств Индии в качестве защитника людей от злых духов. Шри — небеса, Вишну, который един со всеми вещами, — протяженное пространство Хари есть все, что называют мужским, а Лашкми есть все, что обозначается словом «женское». Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Юные близнецы, Ашвины, мчатся по небу на золотой колеснице (или на стовесель-ном корабле), сопровождая Сурью. Тогда аскеты покорились Шиве и признали его власть.
Он красного цвета (не всегда иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Их спутниц звали, соответственно, Сарасвати, Лакшми и Парватти. Впрочем, Митра не только объединяется с Варуной, но и противопоставляется последнему.
Пожалуй, можно сказать, что статус того или иного божества в конкретный момент мифологического времени и мифологического сюжета определяется «уровнем» асу — или, если взглянуть на мифологический комплекс Индии «извне», синкретизмом индоарийского пантеона, вбиравшего в себя местных божеств и отождествлявшего их с божествами «исконными» по сходству функций. Эта его особенность трактуется как указание на четыре Веды (каждые уста декламируют одну из Вед). Повторяя Ом, постигаешь жизненный принцип на самом тончайшем уровне. Тогда Агни согласился вернуться на небо и стал владыкой жертвоприношений. Стоило Вишну произнести эти слова, как безмозглый Врикасура прикоснулся к своей голове и та сгорела дотла. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Брахма, Вишну и Шива не были исключением.
Демон требовал поклонения себе, а все иные формы богопочитания в своих владениях запретил. Для европейца индуизм кажется чем-то очень сложным, непонятным, чуждым. В него у услужении состоят апсары (нимфы). Сурья – в древнеиндийской солнечное мифологии божество, всевидящее Око богов, Митры особенно и Варуны иногда Агни. Боги обратились за помощью к Вишну, который явился к Махабали в образе карлика (санскр.
Известен миф о споре Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин первенства в триаде. скандинавские представления о чертогах Одина — Вальхалле). Ты несешь миру знание об Совершенной Истине (таттва-даршана). В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов. И тогда «творец существ» Брахма повелел другим богам для обуздания демонов воплотиться на земле «отдельными частями». Этот пуранический миф толкуется как попытка обосновать введение Шивы в индийский пантеон.
Вишну — понимание, она — разум. Кришна — Господь всех и каждого Он выше всех и Он — хранитель мироздания. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар.
Кроме танцев они также занимались храмовой проституцией. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива. Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. Несомненно и то, что многосторонний образ Шивы возник посредством смешения многих культов. Она распределена в равных пропорциях между богами, людьми, животными, растениями и прочими феноменами видимого мира» (Альбедиль).
Астикиинастики были прежде всего теми, кто утверждал и, соответственно, отрицал авторитет текстов Ведийского корпусаитрадиционную дхарму, основывающуюся на принципе распределения обязанностей по стадиям жизниипринадлежности к варнам (варнаашрамадхарма) и уже как следствие этого принимал либо не принимал те или иные мировоззренческие ценности» (Шохин В. К. «Ригведа» связывает с солнцем Митру, Савитара, Ашвинов, Сурью, Пушана, Вивасвата и Ушас различия между этими божествами в большинстве случаев провести крайне сложно. Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Сому называют царем растений, но никаких конкретных его описаний в гимнах нет. Из воды возник Брахма, Самосущий, бессмертный Вишну. Иванов и В. Н.
ниже, в подгл. Встрече Бали посвящен Онам, наиболее важный ежегодный праздник у жителей Малабара. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Он пришел к Бали просить милостыни и тот пообещал карлику все, чего Вамана ни пожелает.
Эти герои пребывают в Сварге, пока не придет срок их новому рождению на земле. Шиву также признают богом письменного искусства и учености. Я не позволю, чтобы кто-то в этой Вселенной стал твоим врагом. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.
Мы — слуги Господа Вот таким образом все остальные преданные поклоняются этим двум маха-вайшнавам. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Они убили данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, а также людоедов и многих других существ». Мы возносим почтительные молитвы вайшнаву. «Вишну-пурана» говорит о тех благах, которые сулит почитание Лакшми: «От твоего благосклонного взгляда мужчины обретают жен, детей, жилище, друзей, урожай и богатство. Некоторые из этих имен постепенно обрели «независимость» от богини и сами сделались богинями и объектами почитания.
Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. Он один лишь есть Господь, распространяющий Себя в бесчисленном множестве имён и форм. Изменялась и сама сущность древних божеств. Прежде всего это относится к Парвати, Дурге и Кали.
Радостный, он воскликнул: «О, наконец-то, мною пережита та восхитительная истинная Реальность. » Из тела испытавшего себя таким образом Вишну излились потоки вод первозданного Космического Океана и Вишну возлёг на его водах и погрузился в мистический сон. Термин «Веды» возникает достаточно поздно – в поздноведийский период в литературе брахман (подробнее о текстахбрахманах см. Она прокляла сына Шивы: «Ты не будешь оскорблять мой взор своей юношеской красотой обрети слоновью голову и огромный живот. » В «Вараха-пуране» рассказывается, что Шива утешил сына, назвал его Ганешей и сказал: «От тебя будет исходить успех и разочарование и велико будет твое влияние среди богов, в жертвоприношениях и во всех делах. Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Все боги, все святые мудрецы и все живые существа пребывают во мне.
Какая бы беда не обрушилась на вас, почитание Моего Лингама немедленно разрушит её. «последующий брахману»).
потоп сестра и спутница, а также шакти, его воплощение творческой энергии – Ями. Что касается божественного напитка, то, как указывала Т. Я. В свое время И. В. Примечательно, что сами индусы, сохраняя память о событиях прошлого, не стремились наделить их чертами исторической достоверности, а осмысляли их в мифологическом ключе. Хануману поклоняются как наставнику в науках и покровителю деревенской жизни.
Иногда его изображают верхом на лебеде. Истина, блаженство, бессмертие, Высший Брахман, Величайший из величайших, Высшая Причина выражают Себя посредством однослоговой мантры «Ом». Саттве ча тасмин бхагаван васудево хй адхокшаджо ме камаса бидхияте (ШБ, 4. 3. 23): «Тогда душа обретает божественное сознание и завеса, скрывающая Верховную Личность Бога, Васудеву исчезает».
«Он танцует в радости и в горе. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Каждый из них — джагад-гуру (учитель всего мира).