Писсарро. Импрессионистичность в критике связана с жанрами «этюда», «силуэта», «профиля» с их афористическими, субъективно-вкусовыми характеристиками (А. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве кон. Эффект дождя», 1875), падающий снег (К. Ритмика подчас зыбка и неуловима.
Литературный импрессионизм не создал теоретической программы, но испытал влияние, помимо живописи французских импрессионистов, мюнхенского и венского сецессионов, философии времени А. Бергсона, психологии У. Джеймса (идея потока сознания), эмпириокритицизма Э. Маха, психоанализа З. Фрейда. Конрад развили экзотические красочные свойства И. их манера продолжена в позднейшей литературе на «южные» темы, вплоть до рассказов С. Моэма. Лядов, Н. Н. Продолжив пленэрные (см. В Польше экзотическую линию музыкального И. представлял К. Шимановский (до 1920), тяготевший к ультрарафинированным образам античности и Древнего Востока.
В России влияние импрессионизма ощутимо с конца 1880-х годов – в пленэрной живописи И. Е. Чехов), но и во всём мире.
Красочность ладогармонических и тембровых средств выдвигается на первый план: усиливается выразительное значение каждого звука, аккорда, раскрываются неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает.
Рильке в Австрии К. Д. Аптека» (А. 507). Импрессионизм разрушил все традиционные представления об иерархии жанров и их специфике (смешение бытового жанра с портретом, портрета с пейзажем или интерьером и тому подобное), о композиции как замкнутой целостной структуре образов. Техника импрессионистов отличается короткими мазками.
С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро и Хиросиге. Наиболее последовательно придерживался этой системы в своём творчестве К. Моне в работах других европейских (в том числе русских) и американских художников-импрессионистов различные приёмы импрессионизма находили в каждом случае неповторимо-индивидуальную интерпретацию. Сиккерт, У. Стир), Германии (М. В эпоху Возрождения художники, как Франческа, Тициан, Веронезе, Лотто и Тинторетто решали сходные с импрессионизмом свето-цветовые проблемы и вырабатывали своеобразную импровизационную технику. Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек).
Серова, И. И. Вычулковский), США (М. Последовательный отказ импрессионизма от антропоцентрической концепции европейского искусства (человек – не центр мироздания, но его частица) произошёл в значительной степени под влиянием японского искусства и проявился в равноправии всех элементов композиции, равнозначности главного образа и второстепенной детали, вплоть до почти полного «поглощения» основного образа пейзажем либо растворения пейзажа в дымке скользящего тумана вообще в поэтике недосказанности и «умолчаний». Возникло из-за названия картины Клода Моне «Впечатление. Художники широко применяли дополнительные тона (красные и зеленые, желтые и фиолетовые), контраст которых повышал интенсивность звучания цвета. Горский, К. Я.
Яркий пример поэтического импрессионизма— сборник Верлена Романсы без слов (1874). В качестве основы для термина он взял картину Клода Моне «Впечатление. таким образом, в И. происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. расцвета и борьбы за новое искусство – 1870-е годы (период «классического импрессионизма») начинающегося кризиса (1880-е годы) поздний – с 1890-х годов до 1920-х годов. Восход солнца» («Limpression.
Впервые термин импрессионизм использовал критик Луи Леруа, который написал пренебрежительный отзыв в журнале «Le Charivari» о выставке художников. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Восходящее солнце (1872, Париж, музей Мармоттан), представленной на выставке 1874. Как писал с восхищением неоимпрессионист П. Синьяк, у них «солнечный свет заливает всю картину воздух в ней колышется, свет обволакивает, ласкает, рассеивает формы, проникает всюду, даже в область тени».
Фор и В. Шоке. Произведения зрелого И. отличаются яркой и непосредственной жизненностью. К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление.
Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Уистлер (Англия и США), М. Либерман, Л. Коринт (Германия), Х. Соролья (Испания). Делиус) или пряной экзотикой (С. фотографии. Стб.
Из подобных примеров можно назвать, как наиболее яркие: в Испании — Мануэль де Фалья, в Италии — Отторино Респиги, в Бразилии — Эйтор Вилла-Лобос, в Венгрии — ранний Бела Барток, в Англии — Фредерик Делиус, Сирил Скотт, Ральф Воан-Уильямс, Арнолд Бакс и Густав Холст, в Польше — Кароль Шимановский, в России — ранний Игорь Стравинский — (периода «Жар-птицы»), поздний Лядов, Микалоюс Константинас Чюрлёнис и Николай Черепнин. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). (во Франции – К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др. ), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности интерес к тембровой и гармонической красочности. «Паркетчики», 1875 К. Моне.
Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году и особенно картина Море в Дьеппе (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов. К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894). В начале 20 в. музыкальный И. распространился за пределы Франции. Стремясь к правдивому изображению близкой человеку обыденной природы импрессионисты-пейзажисты (особенно Писсарро и Сислей) развивают традиции барбизонской школы. Одним из главных представителей этого направления был М. М.
В России влияние импрессионизма испытали Бальмонт и Анненский. Его интересует исключительно игра света на камне. Де Ниттис), Норвегии (Ф. (циклы «Бульвар Монмартр» К. Писсарро, 1897 «Руанский собор», 1893–95 и «Лондонский парламент», 1903–04, К. Моне). Интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (О. Голсуорси в Швеции – А. Стриндберг в Норвегии – Г. Ибсен, К. Гамсун в Польше – С. Пшибышевский.
Однако сами импрессионисты не пытались определить теоретические основы своего искусства, настаивая на стихийности интуитивности творчества художника. Soleil levant» (1872). Таиров, Е. Б. Импрессионизм в хореографическом искусстве не сложился в отдельное направление, однако на рубеже XIX-XX веков проявились тенденции, которые можно считать импрессионистическими: стремление к более непосредственному выражению в танце впечатлений, рождённых музыкой, а не сюжетом (либретто) введение в классический танец элементов свободной и фольклорной лексики, пластичность образность, фиксация мгновения средствами танца, передача изменчивого настроения. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Кроме живописцев (американский – Дж.
В противовес «академистам» импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т. п. ) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных композиций, т. е. начали борьбу с засилием «литературщины» в живописи, сосредоточив главное внимание на специфически живописных средствах — на цвете и свете они вышли из мастерских на пленэр, где стремились за один сеанс начать и кончить работу над конкретным произведением они отказались от темных цветов и сложных тонов (земляных, «асфальтовых» цветов), характерных для искусства Нового времени, перейдя на чистые яркие цвета (палитра их ограничивалась 7-8 красками), положенные на холст часто раздельными мазками, сознательно рассчитывая на их оптическое смешение уже в психике зрителя, чем достигался эффект особой свежести и непосредственности вслед за Делакруа освоили и абсолютизировали цветную тень игру цветовых рефлексов на различных поверхностях дематериализовали предмет видимого мира, растворив его в свето-воздушной среде, которая составила главный предмет их внимания как чистых живописцев они фактически отказались от жанрового подхода в изобразительном искусстве, сосредоточив все внимание на живописной передаче своего субъективного впечатления от случайно увиденного фрагмента действительности — чаще пейзажа (как у Моне, Сислея, Писсарро), реже сюжетных сценок (как у Ренуара, Дега). Фрагментарность, «случайность» композиции и динамичная живописная манера создавали ощущение особенной свежести в картинах импрессионистов. В литературе принципы И. формировались более самостоятельно (Ж- и Э. Гонкуры, Ж. Гюисманс, Г. де Мопассан) на переходе от натурализма к символизму. эстетическую культуру.
Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса. А. Блок)– и читателю оставлено право самому связать эти реалии. М., 1938 Ревальд Дж. Репина, В. А.
Эти черты роднят импрессионизм с другим параллельно существовавшим художественным течением — литературным символизмом. В живописи русских импрессионистов преобладают предметность, материальность. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России) в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с осязательностью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа. ХХв. Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление.
Признанными мастерами в передаче потока настроений и подтекста были актёры Г. Режан и Л. Гитри (Франция) Э. Дузе и Э. Цаккони (Италия) Г. Эйзольдт и А. Бассерман (Германия), А. Сандрок и А. Моисси (Австрия) В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Кайботт. Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские художники. Малевича, М. Ф. «Луан в Сен-Мамме», 1882) игру бликов солнечного света (О.
Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Чехова и Б. К. Родился в Париже. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Последняя в живописи импрессионизма заменена пониманием картины как фрагмента натуры, словно увиденного в окно (или даже «подсмотренного через замочную скважину», по определению Э. Дега).
непосредственно с натуры, на природе, без эскизов и предварительных набросков. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. Восходящее солнце». отфр. В дальнейшем у Гамсуна и некоторых других писателей начала 20 в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистических принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод) смутный, неопределённый субъективизм, частично предвосхитивший литературу «потока сознания» (творчество М. Пруста).
Преимущество— живым цветам солнечного спектра. В нём большая нагруженность смыслом и меньшая динамизация. Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. Л., 1969 Serullaz M. Encyclopedie de limpressionnisme. Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и искусственных ладов, элементов модальной гармонии, «неправильных» параллельных аккордов и т. п. На рубеже XIX—XX веков отдельные элементы стиля импрессионизма получили развитие и в других композиторских школах Европы, своеобразно переплетаясь с национальными традициями. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и др. ). был с ним во многом связан, не входил в эту группу.
Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока (именно под влиянием впечатлений от очередной Всемирной выставки 1889 года были написаны знаменитые «Гноссиены» Сати), негритянских спиричуэлс США и др. от франц. Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном. Импрессионизм проявился главным образом в так называемом свободном танце. Дубовского почти целиком принадлежит этому направлению искусство К. А.
В целом следует признать, что жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX века. О. Шпенглер, распространивший понятие И. на культуру, считал его одним из типичных признаков «заката Европы», т. е. разрушения целостности мировоззрения, разрушения традиционно сложившейся европейской культуры. P., 1977 Montieret S. Limpressionnisme et son epoque. Воспринимая принципы И. и одновременно отталкиваясь от него, формировалось следующее поколение художников, связанных уже с постимпрессионизмом, тяготеющим к синтезу форм, символичности изобразительного языка. Скотт).
Наиболее полно импрессионизм выражен в спектаклях МХТ (до 1905 года линия «интуиции и чувства»), которые осуществил К. С. Разрушение академических канонов в живописи французскими импрессионистами совершалось в нескольких направлениях: отказ от всякого рода литературности, «сюжетности», морализирования, свойственных салонному искусству того времени, от поисков отвлечённой «рафаэлевской» красоты позднего французского классицизма (Ж. О. Д. Это направление в искусстве, прежде всего в изобразительном.
Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. среди французских живописцев, но свое название направление получило в 1874 г. после выставки, на которой было 1гредставлено полотно К. Моне «Впечатление. Зародился в конце 1860-х гг. Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению и в насмешку «окрестила» его представителей «импрессионистами», напоминая об особо раздражавшей их картине Моне. Черты И. современники отмечали в игре Г. Режан (Франция), Э. Дузе (Италия), В. Ф. Комиссаржевской и других актёров. Зародился в 1860 г. во французской живописи (Э.
Наиболее ярко проявился в живописи. Восход солнца» (1872), заметив, что «обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж». Первые следы отхода от эстетики музыкального импрессионизма и стремление расширить пределы присущих ему форм музыкального мышления можно обнаружить в творчестве самого Клода Дебюсси уже после 1910 года. Мане, О. Ренуар Э. Дэга). видов изобразительного иск-ва, особенно в скульптуре, где формы отличались нарочитой пластической незавершенностью, неровностью фактуры, текучестью, передачей мгновенного эффекта движения (скульпторы Италии, Франции, России). Одна из представленных картин К. Моне (1872) называлась «Впечатление.
Тогда же они начали выпускать журнал «Импрессионист», каждый номер которого был посвящен творчеству одного из участников группы. Импрессионисты же решили взять эти методы изображения в качестве основы для своих произведений. стиля, хотя мн.
Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. открытия вошли в совр. Поздний импрессионизм отмечен нарастанием декоративных тенденций (общих для искусства эпохи модерна), всё большей изощрённостью колористической игры оттенков и дополнительных тонов, порой необычным цветовидением (пейзажи Э. Дега конца 1890-х годов, серия «плакучих ив» К. Моне, поздняя живопись О. Ренуара и другие), акцентированием самоценности индивидуальной художественной манеры, «личностного» стиля. Расцвет импрессионизма в кино оказался краткосрочным, однако его новации и технические эксперименты удачно вписались в более радикальные поиски «второго поколения» французского киноавангарда.
Фонарь. сформировался И. во французском пейзаже. Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название— «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения.
Моне). Стремление запечатлеть «единую движущуюся материю» естественно привело импрессионистов (также не без влияния японской гравюры) к созданию серий и циклов работ, посвящённых одному предмету изображения и фиксирующих либо динамику образа (изображения «тополей», «вокзалов» у К. Моне, «танцовщиц» у Э. Дега, многолюдных парижских бульваров и т. п. ), либо меняющиеся эффекты освещения и цветности в их взаимосвязи, движение имматериальной стихии света («стога сена», «соборы» Моне). Письма художников. Самые популярные жанры импрессионистов – пейзажи и сцены из городской жизни.
Этот стиль отличается тем, что реальность изображается несколько иначе, чем выглядел бы фотографический снимок. И. ввёл в искусство новые темы, осмыслив эстетическую значимость многих сторон реальности. Стравинский в России. художников рубежа веков И. стал определенной школой, с к-рой начинался их путь в иск-ве. Так, говоря о самом раннем из своих знаменитых оркестровых произведений, «Ноктюрнах», Дебюсси признавался, что идея первого из них («Облака») пришла ему в голову в один из облачных дней, когда он с моста Согласия смотрел на Сену Что же касается шествия во второй части («Празднества»), то этот замысел родился у Дебюсси: «при созерцании проходящего вдали конного отряда солдат Республиканской гвардии, каски которых искрились под лучами заходящего солнца в облаках золотистой пыли». Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Влияние импрессионизма испытали многие русские художники (В. А. Кэссетт, М. Прендергаст, Т. Робинсон, Дж. С. Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, А. К. его худож. Применение термина «И» к музыке во многом условно музыкальный И. не составляет прямой аналогии к И. в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета 90-е гг.
Английские писатели-неоромантики Р. Л. Стивенсон и Дж. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Применительно к киноискусству понятие «импрессионизм» было введено Ж. Садулем и директором Французской синематеки А. Ланглуа во 2-й половине 1940-х годов как обобщённое обозначение тех фильмов 1-й половины 1920-х годов, в которых доминировало живописно-пластическое начало. П. Трубецкой «Памятник Александру III», Санкт-ПетербургПервая выставка произведений Паоло Трубецкого состоялась в США в 1886 г. В 1899 г. скульптор приехал в Россию. Свое название это направление получило от пренебрежительной оценки картины Клода Моне «Впечатление (Impression).
Грабаря «импрессионистский» период можно выделить также у будущих мастеров русского авангарда (К. С. «Терраса в Сент-Адресс», 1866), струи дождя (Г. Новизна художественных средств нередко сочеталась с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов). Для музыкального импрессионизма кон. Полотно уподоблялось переливающейся драгоценными цветами мозаике. Т. 2, М., 1974. Воздействие И. испытали, например, О. Уайльд, Г. фон Гофмансталь (лирика, в том числе «Баллада внешней жизни» драмы-либретто), в русской литературе Б. К. Зайцев (психологические этюды), К. Д. Бальмонт (с его лирикой «мимолётностей»).
Импрессионисты старались запечатлеть мгновенное впечатление, перенести его на полотно. Работа должна была быть завершена за один сеанс. Некоторая незавершенность русского импрессионизма создаёт «трепет жизни», который был характерен для них. К импрессионизму относят творчество русских художников: А. Архипова, И. Грабаря, К. Коровина, Ф. Малявина, Н. Мещерина, А. Мурашко, В. Серова, А. Рылова и др. Ренуар. Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями.
Его оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Респиги в Италии. За редким исключением искусство импрессиоизма обращено к современности: в нём преобладают темы города, «частной» жизни (быт, отдых, развлечения), красоты сельских пейзажей. Несколько особняком, как всегда, стоит Сати, одно из произведений, которое можно назвать в этой связи, это, пожалуй — «Героический прелюд ко вратам неба». (фр. Целью импрессионистов было изображение мгновенных, как бы «случайных» ситуаций и движений. Левитана, В. Д. «Скачки в Лоншане», 1865).
Такие художники, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность погоды при помощи различных промежуточных тонов, ярких или наоборот тусклых мазков, которые были похожи на абстрактные вещи. Бар А. Шницлер, особенно его одноактные пьесы «Зелёный попугай», 1899, «Марионетки», 1906 и др. ), в Польше для Я. Каспровича, К. Тетмайера. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения». Импрессионисты заметно расширили современную тональную систему, открыв путь многим гармоническим новшествам XX в. (хотя и заметно ослабили четкость функциональных связей). Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира.
P., 1978-1980 Kroher E. Impressionismus in der Musik. Франс, Р. де Гурмон, А. де Ренье во Франции Д. С. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер. Деллюк одним из первых вернулся к непритязательности первых фильмов братьев Л. и О. Люмьер и использовал глубину резко изображаемого пространства, которая значительно позднее (в 1930-1940-е годы) будет трактоваться как открытие У. Уайлера и О. Уэллса (США). Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь— это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Первым обратился к сочинениям Жозефена Пеладана Эрик Сати.
Импрессионисты разработали новые принципы построения композиции. В музыке (К. С импрессионизма в музыке, который не представляет собой прямую аналогию импрессионизма в живописи и не совпадает с ним хронологически (время расцвета музыкального импрессионизма – 1890-1900-е годы), обычно связывают передачу изменчивых настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности (в том числе к отображению в звуках игры волн, бликов света на воде, ветра, облаков и тому подобное), повышенный интерес композитора к тембровой и гармоничной красочности. наз.
«Портрет актрисы Ж. Самари», 1877). А. Дункан отстаивала идею «раскрепощения тела» и интуитивного истолкования музыки, без каких-либо танцевальных норм. Бородина, Э. Грига, Н. А. И. продолжает начатое реалистическим искусством 184060-х гг. Усложнение и разбухание аккордных комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтернативные квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). Импрессионистам было близко сформулированное Э. Золя понимание произведения исскуства как «уголка мироздания, увиденного через темперамент» (то есть в субъективном преломлении художника) они стремились отразить в «микрокосме» единичного произведения нерасторжимую связь природы и человека индивидуума и окружающей среды.
Французский художник, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. К середине 1880-х гг. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. К началу 20 в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистической основе. Лит. : Вентури Л. От Мане до Лотрека.
Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»). «Оперный проезд. тематика. 19 в. и 1-е десятилетие 20 в. ).
Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики. Вглядываясь в природу, высветляя колорит, пользуясь разнообразной техникой мелких, точечных мазков, с богатством рефлексов, полутонов, цветных теней и делением цветов на дополнительные, лишь смешивающиеся в глазу зрителя при восприятии, они сумели передать непостоянство оптического впечатления, его мимолетность, что подчеркивалось трепетностью и неровностью поверхности самой живописи, «смазанностыо», нечеткостью контуров и фрагментарностью композиции (принцип «кадра»). Импрессионизм (от французского «impression» – впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира. В других странах близки к импрессионизму были Дж. Перед актёрами, отделёнными от зрителей «четвёртой стеной», были поставлены новые задачи: предельная органичность и простота внешних выразительных средств при внутренней сосредоточенности на скрытых (подсознательных) чувствах, на подтексте роли. Новое название пришлось по душе сторонникам движения (правда, не всем), поскольку отвечало творческому методу, который они исповедовали: передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.
Импрессионистическая картина представляет собой отдельный кадр, фрагмент подвижного мира. фотография оказала значительное влияние на композицию импрессионистической картины, особенно в творчестве Э. Дега, который сам был страстным фотографом и, по его собственным словам, стремился застать изображаемых им балерин врасплох, увидеть их «словно сквозь замочную скважину», когда их позы, линии тела естественны, выразительны и достоверны. Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression— впечатление)— направление в искусстве последней трети XIX— начала XXвеков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Тёрнер, Р. Бонингтон, Дж. Среди его последователей были и русские художники К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Клод Моне, фотография 1899 г. Французский художник, один из основателей импрессионизма.
В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить силу и свежеть «первого впечатления», которое фиксирует в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали. В пору его зрелости (1870-е 1-я половина 1880-х гг. ) И. представляла группа художников (К. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», — Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Симфоническая сюита «Море от рассвета до полудня» достойным образом подытоживает пейзажные зарисовки Дебюсси. В 18801910-х гг.
Такой И. своей «философией мгновения» подвергал сомнению смысловые и нравственные основания жизни. Изображение словно размыто, подернуто легкой дымкой. На К. Моне, посетившего в 1871 г. Лондон, сильное впечатление произвели работы У. Тернера.
Текучие настроения вращались преимущественно вокруг темы «любовь и смерть» художественный образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намеках, приоткрывавших «завесу» над роковой игрой бессознательных стихий в жизни человека. франц. В 1870-80-х гг. Импрессионисты разработали новые живописные приемы – цветные тени, смешение цветов, высветленный колорит, а также разложение сложных тонов на чистые тона (наложение их на холст отдельными мазками порождало их оптическое смешение в глазах зрителя).
литре, музыке и худож. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др. ). Таулов), Польши (Л. Если смотреть на расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель», то здесь можно говорить только о свойстве художественного образа, но не реального изображения. Вот таким образом одним из главных принципов импрессионистов стал принцип передачи оттенков. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Таким образом импрессионизм в литературе выражался частным впечатлением автора, отказом от объективной картины реальности изображением каждого мгновения.
Поленова, Н. Н. Картина вызвала негодование критики и публики и художнику запретили ее выставлять.
И хотя поначалу многие картины на этой выставке подверглись резкой критике и неприятию, позже данное направление получило более широкое признание публики и стало популярным во всем мире. Пленэр) искания Дж. В 1874–1876 гг.
1957. «Вокзал Сен-Лазар», 1877). Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression – впечатление. Возникновение этого стиля граничит со стремлением модернистов найти новые способы изображения и выражения при описании действительности– и оказаться «реалистичнее реалистов». Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Андреев).
Живописность общего построения формы, принятая в И. использовалась и в худож. Импрессионизм (impressionnisme) – стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. Актриса Эва Франсис, жена Деллюка, сыграла во многих фильмах импрессионистов, среди которых «Лихорадка» (1921) и «Женщина ниоткуда» (1922) Деллюка и «Эльдорадо» (1921) ЛЭрбье. 20 в. (К. Дебюсси) И. выделялся стремлением к «записи» стихий природы, тонкостью и неопределенностью мелодического строя. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века.
Камилла в 1870 г. года стала женой художника. Impression — впечатление) — направление в живописи, возникшее во Фран-ции в 60-е гг. Им-прессионизм широко распространился в мировом искусстве. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.
Братья Ж. и Э. Гонкуры («поэты нервов», «ценители незаметных ощущений») явились родоначальниками «психологического И» изощрённую технику которого можно наблюдать в романе К. Гамсуна «Голод», у раннего Т. Манна (в новеллах), С. Цвейга, в лирике И. Ф. Анненского. В музыке – уход от традиционных форм, гармоний. В основе импрессионизма лежало нетрадиционное видение мира как некой «движущейся материальной субстанции» (Б. А. Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Напротив, авангардисты (см. : Авангард) начала XX в. видели в И. своего предтечу, открывшего перед искусством новые горизонты, освободившего его от внехудожественных задач, от догм позитивизма, академизма, реализма и т. п., с чем нельзя не согласиться. Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков. Поставив в центр внимания художника изобразительно-выразительные средства искусства и акцентировав внимание на гедонистически-эстетической функции искусства, И. открывал новые перспективы и возможности перед художественной культурой, которыми она и воспользовалась в полной мере (и даже иногда чрезмерно) в XX столетии.
(франц. Слово импрессионизм произошло от impression — впечатление. Выразительные средства И. использовались в постановках А. Антуана (Франция), М. Рейнхардта (Германия), В. Э. Мейерхольда (Россия), в спектаклях Московского Художественного театра (например, в постановках пьес А. П. Чехова).
Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который привел к настоящей революции в искусстве. Туоктмен) и других. Название «И» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление.
В качестве особого стиля И. с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей «боковой» правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее неожиданную разветвлённость и многоликость. impression — впечатление) — направление в изобразительном искусстве, худож. К началу 30-х годов XX века импрессионизм стал уже старомодным, превратился в исторический стиль и полностью сошёл с арены актуального искусства, растворившись (в качестве отдельных красочных элементов) — в творчестве мастеров абсолютно иных стилистических направлений (например, отдельные элементы импрессионизма можно выделить в произведениях Оливье Мессиана, Такэмицу Тору, Тристана Мюрая и др. Именно французы Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо и другие являются прародителями рассматриваемого нами течения. 1860– нач. От этого их живопись получалась светлой и трепетной. Несмотря на то что со времени возникновения направления прошло почти 150 лет, современный импрессионизм в живописи не утратил актуальности и сегодня.
Зародился во Франции, потом распространился по всему миру. Вот таким образом многие художники во всем мире работают в этом направлении. Драматурги, в той или иной степени принадлежащие к импрессионизму: во Франции – Э. де Гонкур, Г. де Мопассан, А. Франс в Австрии – Г. Бар, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь (комедии), С. Цвейг, Р. Бер-Гофман в Германии – А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Гауптман, Ф. Ведекинд в Англии – О. Уайльд (комедии), У. С. Моэм, Дж. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др. Улица.
И., наметились в ряде стран (Германия, Россия, США и др. ), хотя в них развивались только отдельные черты предшествующего периода: эскизность манеры, вкус к пленэру, совр. Ларионова, А. Д. При этом они опирались на художественные находки своих предшественников — прежде всего, французских живописцев XIX в. Делакруа, Коро, Курбе, «барбизонцев».
Свет становится принципиальным элементом их живописи. Импрессионисты не применяли светотень для передачи объемов, они отказались от темных теней, тени в их картинах также стали цветными. Название «импрессионизм» — достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы.
Моне писал пейзажи только в непосредственном контакте с природой, на открытом воздухе (на пленэре) и даже построил мастерскую в лодке. Движения, аналогичные фр. Термин «киноимпрессионизм» был введён Анри Ланглуа — французским энтузиастом кино и активно использовался теоретиком кино Жоржем Садулем. Ценя значение непредвзятого взгляда на жизнь, они изображали ее как полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок (сцены на улице, в кафе, зарисовки воскресных прогулок и т. п. ). Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.
Древина). Опыт И. в живописи был освоен представителями др. Вместе с тем за пределами Франции влияние импрессионизма проявилось в заимствовании отдельных приёмов (эффекты пленэризма, высветление палитры, эскизность и свобода живописной манеры), в обращении к современной тематике – в творчестве художников Великобритании (У.
Восходящее солнце». Создание картин на открытом воздухе, стремление запечатлеть быстро меняющееся освещение заставило художников ускорить работу, писать «alla prima» (в один прием), без предварительных набросков. предопределил направленность И. и который также и в 187080-е гг. Серов). Иногда, например для изображения ясного неба, они сглаживались кистью в более ровную поверхность (но даже и в этом случае подчеркивалась свободная, небрежная живописная манера).
9185 см. Найдёнов), в ранних пьесах М. Горького, в произведениях символистов (А. А. За пределами Франции принципы музыкального импрессионизма оригинально развивали М. де Фалья в Испании, О. Респиги, отчасти А. Казелла и Дж. Ф. В этом плане наивысшим достижением можно считать циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона». Государственная Третьяковская галереяКартина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 г. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова.
Верлен, А. Рембо во Франции Д. фон Лилиенкрон в Германии Г. фон Гофмансталь, Р. М. Эффект снега», 1898), стремительный бег лошадей (Э. Мане. Знаменитая звукоизобразительная «Игра воды», цикл пьес «Отражения», фортепианный сборник «Шорохи ночи» — этот список далеко не полон и его можно продолжать. Коровина, И. Э.
Soleil levant») и рецензент в насмешку назвал художников «импрессионистами» – «впечатленцами». Римского-Корсакова, свободе голосоведения и стихийной импровизационности М. П. Например, передача синего цвета в тенях или розового – на закате. Художники выступили под этим названием на третьей совместной выставке (1877).
Вот некоторые из их работ. На полотнах импрессионистов мы не увидим четких контуров. живописи 60—70-х гг.
С первой выставкой тогда еще анонимной группы художников связана история происхождения термина «импрессионизм». Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления.
Зернов), стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, «мгновенности» случайных ситуаций, движений, состояний природы. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей. Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т. е.
Ренуар. Импрессионизм появился во Франции в конце 1860-х годов. Вахтангов, М. А. к ПОСТ-культуре (см. : ПОСТ-), т. е. к переходу Культуры в какое-то принципиальное иное качество. Художественные принципы импрессионистов не были едиными.
Несмотря на часто афишируемое личное неприятие термина «импрессионизм», Клод Дебюсси неоднократно высказывался как истинный художник-импрессионист. С импрессионизма в литературе обычно соотносят акцент на суггестивности, построение образного ряда по принципу свободных ассоциаций, призванных внушить читателю неопределённое «музыкальное» настроение, втягивающее его в мир лирических переживаний автора – эстета-гедониста, созерцателя мира в его постоянной изменчивости. Французские импрессионисты оказали влияние на все мировое искусство (в России: художники — В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь скульпторы — П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина писатели — И. А. Бунин, А. П. Чехов в музыке — А. Н. Скрябин). Свет становится едва ли не главным «героем» живописи импрессионистов, важнейшим компонентом всей образной структуры, субстанцией формы яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки. Во время франко-прусской войны (1870-1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов— Констебла, Бонингтона и Тёрнера.
Они даже не стремились к особой революции в искусстве. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть «первого впечатления», которое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали. Художники стремились «писать то, что видишь» и «так, как видишь». И. оказал значительное влияние на многих живописцев других стран (М. К середине 20 в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.
Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887). Во-первых, эти явления даны нам вне их логической связи (ее привносит в воспринимаемый мир сам человек), вот таким образом импрессионисты изображали мир не цельным, а дробным: не «таинственный и тусклый свет фонаря у аптеки на ночной улице, а«Ночь. Мережковский, Ю. И. В эти годы в искусстве уже утверждались новые направления, однако воздействие новаций импрессионизма в той или иной мере испытали многие художники французского салонного искусства, постимпрессионизма и раннего европейского авангардизма.
О. Ренуар любил изображать людей на лоне природы или в интерьере. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. Представителем киноимпрессионизма считается французский режиссёр и актёр Абель Ганс.
В России черты импрессионизма наиболее ощутимы в творчестве А. П. Этот цикл был написан художником в 1890-х гг. фотографии конца XIX — нач.
Эрик СатиМузыкальный импрессионизм близок импрессионизму во французской живописи. T. 1-3. Уистлер, немецкие – М. Либерман, Л. Коринт, русские – К. А. Коровин, И. Э. Грабарь) интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский – О. Роден итальянский – М. Россо, русский – П. П. Трубецкой). На импрессионистические приемы опирались, существенно развивая их, М. Пруст и писатели «потока сознания». Вместе с тем в искусстве И. ослабевает момент социальной критики.
В музыке импрессионистами считают французских композиторов К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка и некоторых др., применявших стилистику и эстетику И. в своем творчестве.
Мусоргского. Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись.
Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Констебля, не говоря уже о У. Тернере. Такой эффект можно получить, например. Импрессионизму присущ демократизм. Блок, Л. Н. В излюбленных ими жанрах (пейзаже, портрете, многофигурной композиции) они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. «фаюмского портрета», I-IVв. в.
Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. Станиславский. Что же касается первооткрывателя нового стиля, Эрика Сати — то раньше всех, уже после премьеры «Пеллеаса» в 1902 году он решительно покидает растущие ряды сторонников импрессионизма, а спустя ещё десять лет — организует критику, оппозицию и прямое противодействие этому течению. Пережив кризис в 80-е гг., И. эволюционировал (часть художников отошла от него), перенеся акцент на передачу субъективности восприятия, декоративные тенденции, объединение картин в серии (т.
Восходящее солнце». Фокин, прибегавший в ранних балетах (1900-х годов) к стилизации позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Импрессионизм – это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Так, Дебюсси за первые десять лет пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее образный из которых, акварельная звуковая зарисовка — «Сады под дождём»), «Образы» (первый из которых, один из шедевров фортепианного импрессионизма, «Отблески на воде», вызывает прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Импрессия: восход солнца») По известному выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Они стали писать серии картин, желая показать, как один и тот же мотив меняется в зависимости от времени дня, освещения, состояния погоды и т. д.
Восходящее солнце» («Impression, Soleil levant», 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Возник импрессионизм в конце XIX — начале XX веков. Изобретенная в 19в.
Сарджент, Дж. Г. Л. Б. направление распалось на несколько новых стилей, позднее оформившихся в постимпрессионизм. Орленев, Е. Н. Рощина-Инсарова и первые актёры МХТ (Россия).
Сейчас термин «импрессионизм» понимается шире, чем просто субъективное видение художника: как тщательное изучение натуры, в первую очередь с точки зрения цвета и освещения. 19 – нач. Художники отходят от привычных методов изображения реальных сцен, появляется крупный мазок, размытость, своеобразная игра красок, отражение своих впечатление (слово "импрессионизм" происходит от слова "impression" – впечатление). Для картин импрессионистов характерны «незаданность» кадра, децентрализация изображения (отсутствие центральной системы образов и статичной, единственной точки зрения), необычность избираемых ракурсов, смещение композиционных осей, «произвольные» срезы частей композиции, предметов и фигур рамой картины. Музей Орсе, Париж, Франция«Руанский собор» – цикл из 30 картин Клода Моне, которые представляют собой виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. Культ «впечатления» замыкал человека в самом себе ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Усиливается фоническая выразительность каждого аккорда (смотри Фонизм), за счёт привнесения на новой основе элементов модальной гармонии расширяется ладовая сфера, в оркестровке преобладают чистые тембры. 1880-х гг.
Роден, М. Россо, П. Трубецкой). Leipzig.
Главные представители «школы киноимпрессионизма» – Л. Деллюк, Ж. Дюлак, А. Ганс, М. ЛЭрбье, Ж. Эпштейн. Вместо этого появилось виденье будничности и современности. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения.
История импрессионизма. Стремление запечатлеть в живописи постоянно меняющееся (в зависимости от освещения) красочное разнообразие видимого мира привело импрессионистов (за исключением Э. Дега) к своего рода колористической реформе – отказу от сложных (смешанных) тонов, разложению их на чистые спектральные цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, которые должны оптически смешиваться в глазах у зрителя. Как самостоятельное направление импрессионизм сформировался на выставке «Салон отверженных» в 1873 г., где выставили свои работы художники, отверг-нутые официальным салоном. Чистые краски наносились на холст мелкими раздельными мазками: разноцветные «точки» лежали рядом, смешиваясь в красочное зрелище не на палитре и не на полотне, а в глазу зрителя. Каждая из работ такой серии (или цикла) раскрывает какой-то аспект изображаемого, а их совокупность создаёт целостный, синтетический образ в пределах общего замысла художника.
Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. Они разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета спектра. XX в. Сложилось во фр. Они всегда писались «на пленэре», т. е. А писатели сосредоточили внимание на приемах, демонстрирующих индивидуальную психологическую интерпретацию (своего рода поиск «оттенков») персонажем или лирическим героем явлений окружающей среды.
Ещё одна новация импрессионизма – последовательная «ревизия» традиционной перспективы, отказ от неподвижного и уникального центра проекции, противоречащего естественному (бифокальному и отчасти сферическому) восприятию пространства тенденция к затушёвыванию глубины, усилению двухмерности в отдельных случаях использование аксонометрии, эффектов резко усиленной прямой либо криволинейной перспективы, позднее превратившейся у П. Сезанна в законченную систему «перцептивной» перспективы. Начиная с 1870-х годов из живописи импрессионистов почти окончательно изгнаны ахроматические цвета (чёрный, серый и открытый белый), колорит пленэрных картин основан на сопоставлениях тёплых и холодных спектральных цветов, в них используются возможности «пространственного» цвета – изображение стихии воды, неба, облаков, тумана, воздуха, получающих окраску за счёт рассеянного и отражённого солнечного света. Условно историю импрессионизма в живописи можно разделить на периоды: подготовки (созревания нового метода) – 1860-е годы. Драма импрессионизма черпала темы из современной жизни, но оставляла сюжету второстепенную роль, концентрируясь на передаче общей атмосферы действия, на раскрытии оттенков душевного состояния и череды настроений героев (преимущественно представителей интеллигенции или богемы). непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков.
Мейерхольд, А. Я. И. оказал, что стало очевидно уже в следующем столетии, огромное воздействие на все последующее развитие изобразительного искусства (да и художественной культуры в целом). Этот памятник вызывал и продолжает вызывать разноречивые оценки.
Моне. Вос-ход солнца», представленной на выставке в Париже в 1874 г. Вместе с Моне импрессионизм был представлен целой группой художников: Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Полем Сезанном, Камилем Писсарро и др. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс.
Восходящее солнце». В студии он познакомился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Так, принцип оптического смешения цветов лёг в основу теории неоимпрессионизма (дивизионизма) живопись «чистым цветом», суггестивная функция цвета (присущая ему эмотивность и сила внушения) в сочетании со свободной экспрессией мазка были унаследованы В. Ван Гогом, П. Гогеном, мастерами фовизма и группы «наби», а также абстракционизма. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Художники принципиально отвергали исторические и литературные темы избегали изображать драматические, темные стороны жизни (войны, бедствия и т. п. ). н. э. И. сложился во французской живописи конца 1860 начала 1870-х гг.
Констебл) в 1870-1871 годах (во время пребывания в Лондоне К. Моне и К. Писсарро) и «открытие» европейцами японского искусства в середине XIX века. «Пленэрная», трепетная живописность ощущается у тех же братьев Гонкуров, у Э. Золя в стиле описаний Парижа («Страница любви»), у датского писателя Е. П. Якобсена (в новелле «Могенс») картинно выражает лирические ситуации средствами импрессионистической техники (в том числе и синтаксиса и ритма) немецкий поэт Д. фон Лилиенкрон. Импрессионизм (, от impression— впечатление)— направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Л. -М., 1959 Импрессионизм. Тени утрачивают непроницаемость и черноту, становясь цветными и прозрачными в тенях цвет лишь теряет свою светосилу и обогащён дополнительными тонами холодной части спектра. Кайботт.
В театре конца 19 начала 20 вв. Анненский в России и другие) в прозе – в обращении к малым формам (фрагмент, цикл слабо связанных между собой новелл, дневниковые записи, эссеистический набросок), бессюжетности использовании словесно-образных лейтмотивов, декоративности стиля (Ж. К. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), Италии (Дж. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Для искусства тончайших нюансов создавались камерные, «интимные» театры и студии большое распространение получили литературные кабаре. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Они не обращались к библейским, литературным, мифологическим историческим сюжетам, которые были присущи официальному академизму.
Наиболее полно теория театрального импрессионизма была разработана на рубеже XIX-XX веков австрийским драматургом и режиссёром Г. Баром, сформулировавшим принципы этого направления (субъективизм, моральный релятивизм, внимание к подсознательному, чувственность, эстетизм). «Качели», 1876), порывы ветра (К. Писсарро, А. Сислей и К. Моне предпочитали пейзажи и городские сцены. Бальмонт, И. Ф. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках».
Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». з основных принципов живописи импрессионистов. В 80-е гг. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. 20 вв.
Импрессионисты писали не события, а настроения, оттенки чувств. Айхенвальд, М. А. Художники воспевали красоту мира, умея превратить самый будничный мотив (ремонт комнаты, серый лондонский туман, дым паровозов и т. д. ) в феерическое зрелище (Г. К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна») итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге). Опираясь на традиции реалистической живописи XIX в., преимущественно пейзажной (Т. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом.
Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения с другой стороны кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение теряя глубину, пространство порой «выворачивается» на плоскость или же уходит в бесконечность. Основные жанровые формы драмы импрессионизма – одноактная пьеса, цикл миниатюр, драматическая поэма, сцены из деревенской (или городской) жизни. В «Романсах без слов» П. Верлена трепет души и живописное мерцанье («одни оттенки нас пленяют») сопровождаются музыкальной настроенностью, а его стихотворение «Поэтическое искусство» (1874, опубликовано 1882) звучит одновременно и как манифест поэтического И. и как предвестие поэтики символизма. В 1870—1880 гг.
Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета (спектральное разложение солнечного луча на семь цветов радуги) в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для кон. 19в. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей свето-воздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая порой становится в И. самостоятельным объектом изображения (главным образом в произведениях Моне). Более статичного и тяжеловесного памятника трудно себе представить. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у больших писателей (например, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др. ), ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и неуклонно возраставшем искусстве описаний (например, чеховское описание грозы в повести «Степь» черты И. в чеховском стиле отметил ещё Л. Н. Толстой).
«поздний» И. ). Изначально данный стиль подвергся сильной критике. В целом И. не. составил единой школы, особого худож. используя живопись акварелью по сырому листу или растушевав пастель.
Самобытные черты присущи английскому музыкальному И. с его «северной» пейзажностью (Ф. «Иер. Русский импрессионизм ближе, чем французский, к реализму. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно. Для музыки И. характерны передача тонких настроений, психологических нюансов.
Значительную роль сыграли также сближение будущих импрессионистов с Э. Мане (с конца 1860-х годов), оказавшим большое воздействие на молодых художников (не участвуя в выставках импрессионистов, Мане сам отдал дань импрессионистической манере письма), знакомство с английским искусством (У. Стремление уловить «мгновенность» состояний атмосферы и естественного освещения можно заметить уже в пейзажном творчестве мастеров так называемого предимпрессионизма (Э. Холст, масло. Декадентские мотивы характерны для венской школы И. (Г.
Любимым импрессионистическим жанром был пейзаж портрет также представлял собой своего рода «пейзаж лица» (О. французских композиторов. В поэзии импрессионистичность проявляется в ослаблении метрического и смыслового единства строки (так называемое высвобождение стиха), пренебрежении регулярностью ритма и точной рифмой (вплоть до полного отказа от рифмы в верлибре), прихотливых анжамбманах (П. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.
Кузмин в России). Как самостоятельное литературное направление импрессионизм чаще всего выделяется во французской, а также австрийской (так называемый венский модерн) литературе эпохи декаданса. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети 19 – нач. Для мн. Дега работал в мастерской по воспоминаниям или используя фотографии. Признаки «импрессионистического стиля» отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого, своё скрытое единство и связь.
Французский импрессионизм не поднимал философские и социальные проблемы. И. стал одним из направлений «чистого искусства» в к. ХIХв., представители которого главным в искусстве считали его художественно-эстетическое начало. Импрессионисты ощутили невыразимую словами красоту свето-цвето-воздушной среды материального мира и попытались почти с документальной точностью (за это их и обвиняют иногда в натурализме, что по крупному счету вряд ли правомерно) запечатлеть это на своих полотнах.
Вот таким образом Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Вместе с тем бурной патетике, рельефному тематизму, напряжённым тяготениям хроматически усложнённой тональной гармонии поздних романтиков (особенно Р. Вагнера) импрессионисты противопоставили эмоциональную сдержанность, краткость и неуловимую изменчивость постоянно варьируемых мотивов, диатонику, модальность симметричных ладов (в том числе целотонового), прозрачную фактуру. Черепнин (смотри Черепнины), отчасти И. Ф. Название «импрессионисты» закрепилось за группой молодых художников после их первой совместной выставки в Париже (1874 Моне, Ренуар, Писарро, Дега, Сислей и др. ), которая вызвала яростное возмущение публики и критиков.
Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра— это уже реакция против импрессионизма.