И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Илья Репин запечатлел родных на портретах. Грабарь справедливо замечает, что "такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем". В 1880-е годы Илья Ефимович Репин пишет ряд портретов: химика Д. И.
В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. В 1910 году известный художник Илья Репин предложил своему другу писателю Корнею Чуковскому написать его портрет.
Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось.
Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен.
В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». К тому же и погода благоприятствовала работе.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. И вот уже перед нами не царь, а отец. Репин считал сам эту картину красивой.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Вот она вещь в уровень таланту.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Стасова. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков».
Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. Творец, оставивший множество гениальных полотен и находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин никуда не делся.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. О чем эта история. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Репин забыл о конкурсе, об Академии.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В его взгляде осуждение и тревога. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Имя Репина стало широко известным. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Дело в том, что до сих пор остается тайной обстоятельства кончины старшего сына Иоанна Васильевича IV, но две версии преобладают из многих других: либо сын Иоанн скончался по причине тяжелейшего припадка, либо по причине насильственной смерти от руки отца. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
— сказал Крамской. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). — Да это превосходно.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Поставленная перед художником задача была очень трудной. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Мне минутами становилось страшно».
Репин встречал их по средам. Жизнь красавца Всеволода Гаршина, с которого Репин рисовал царевича, тоже трагически оборвалась. Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Третьяков»109. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Он идет прямо к матери. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Она была закончена только в 1891 году. Это лучше всех ваших академических работ. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Этюд получился превосходный. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Вегетарианцем стал и сам Репин. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Так ли это – судить зрителям. В его глазах читается печаль, тоска. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Общение с прежними друзьями было только заочным. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.
Не доносчик ли. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.
Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Первый факт. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). О картине появилось много статей в периодической печати. Сходство черт лица и выражение поразительны. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1899 году Репин женится во второй раз. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. художественный музей им. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».
М. Бунакову. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
я работал завороженный. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Труд — вот что определяет и украшает человека. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Спустя 10 дней Мусоргский скончался. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Написан портрет вдохновенно. «Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Они словно противопоставлены друг другу. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Подробность шекспировского комизма. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Америка—Франция—Россия.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Там он и скончался. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Шевцовой.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Рассмотрим "ближний круг". В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. "Я родился военным поселянином. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
-— И. Г. ), они много смеялись». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Но он мечтает о большем. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Комната небогатой интеллигентной семьи. Вся центральная часть написана самим Репиным. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Крамской. А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Л. Н. Толстого». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Публике картина понравилась.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Стасов присылает ему все, что он просит. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Внимание художника тяготит их. В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Прахова.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Глаза ясные и добрые. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Настали трудные времена. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Работал весь день, не замечая времени. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Она ушла из жизни в 1931 году55. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Пятый факт. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. За окном летний день. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Это вы сами. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Убийство свершилось. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В эту минуту в комнату вошел Христос. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Берег Волги.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. «Как.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Все заняты.
Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья.
Казалось, она спит. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.