В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. «сиверко»— картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1890 году. Картина Ильи Остроухова Сиверко: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. «сиверко»— картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1890 году.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в начале 1880-х гг. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Остроухов собирал живопись ради живописи. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Ни людей, ни построек. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1.
Разногласия в совете стали обсуждаться в печати, появились критические статьи, направленные против деятельности художников в галерее. Он добился, чтобы каталог галереи был выпущен на английском, французском и немецком языках. Остроухов уже добивается успеха. Огромную ценность представляла коллекция икон, которую Остроухов начал собирать с 1909 года попав под влияние известного коллекционера и учёного Н. П.
С 1905 по 1913 гг. Воздать ему должное, отмечая двойной юбилей знаменитого коллекционера, решил журнал «Русское искусство», посвятив свой номер теме: «Илья Остроухое. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Остроухов постепенно отходит от практической живописи. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Поначалу бестолково. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Высокая степень обобщенности, мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения со стихией, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи России конца XIX столетия. Очерки произвели впечатление, как и сам автор. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.
Ни ветерка. В тринадцатилетнем возрасте он поступил учиться в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс обучения. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Как это взято художником, как нарисовано.
Такое и держать в коллекции зазорно. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Наиболее многочисленны в коллекции И. С.
Остроухов как бы все сказал. 1880-е гг. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Купил длянь. Лучшая картина И. С. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В середине 1880-х гг. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Художник, коллекционер, созидатель». Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Важная сторона его деятельности — многолетнее руководство Третьяковской галереей.
Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Причем настолько серьезно и успешно, что после нескольких лет самостоятельной работы и консультаций у известных живописцев пишет пейзажи, которые знатоки ставят в один ряд с работами достигшего пика мастерства И. И. И из битков жил не блызжет.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Западноевропейская часть коллекции (ок. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Чистяков.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Со второй половины 1890-х гг. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
и уникальная подборка древнерусских икон. История сурова и великодушна. Работал в Торговом доме Боткиных. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова издает журнал «Русское искусство», который приятно взять в руки хотя бы из-за отличной, весьма качественной полиграфии.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. перечень). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. В отличие от музеев более «правильных» раз и навсегда — по крайней мере надолго -вешавших картины по стенам, здесь экспозиция не раз менялась до неузнаваемости. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Черногубова. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Да это чудесный талантливый художник. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Но метко, о чем речь впереди. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Саввинская слобода». Немного было в старой Москве людей, которых звали по имени-отчеству. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. К сожалению, музей не сохранился. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Популярность И. С. Ублать.
Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Молодой художник был замечен критиками.
» И посоветовал поскорее избавиться от неудачной находки. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Очерки понравились, понравился и юный автор.
В 1889 году И. С. 40 живописи и графики и ок. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Самобытный уголок русской природы изображен «удивительно верно и скромно» (по выражению А. Бенуа).
На переднем плане – песчаная отмель, поросшая травой с редкими белыми цветами. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». От родственных — через жену, Надежду Боткину, дочь чайного короля, — до профессиональных. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
А статьи о герое «персонального» номера — под стать каталогу солидной монографической выставки — позволяют словно увидеть воочию этого человека со всеми нюансами его непростого характера и ранимой художнической натуры. Однако уже в следующем году музей оказался под угрозой закрытия, что заставило группу художников и деятелей культуры 6 апреля 1926 года направить письмо в его защиту наркому А. В. Луначарскому. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Продолжения не было. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. В середине 1880-х гг. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Тишь. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Река окрашена в темные цвета. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. и уникальная подборка древнерусских икон.
На ней изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, вдали полоса леса, небо заполняют ряды серых облаков, на воде – рябь от ветра. Такие демарши жестоко карались. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Остроухов уже добивается успеха. Словно заколдованный, Щукин повиновался, картину отвез за границу и продал — ныне она находится в Гaaгe. Можно вспомнить и о единственном серьезном, увы, судьбоносном «проколе» Остроухова-экслерта не дай он опрометчивый совет Дмитрию Щукину, в Роосии могла бы находиться хоть одна картина Яна Вермеера Делфтского.
Зритель может заметить совсем низко над самой водой двух чаек. Ярко видна рябь на воде от северного ветра под названием «сиверко». В библиотеку Остроухова допускались немногие. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
Все работы Остроухова 1880-х гг. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.
Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Левитана. Однако со второй половины 1890-х гг. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном – в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).
Это было худшее время за всю историю музея. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Разлив реки производит впечатление ее приоритета над местностью. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума.
Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. И. С.
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. К началу революции у него самого огромное собрание древнерусских икон, замечательных картин русских художников XVIII—XIX веков. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Его декорация к Кармен очень понравилась».
Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Вдали островок.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Пополнение музея снова пошло планомерно. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. И. Е. Репин высказывался о картине так: Сиверко — какая превосходнейшая вещь. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Их листва – желтовато-зеленоватая. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Остроухов вел активную общественную деятельность.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). К живописи он пристрастился в галерее своего дальнего родственника П. М. Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Оно бледное, серовато-голубое.
На картине изображена река, делающая изгиб под открытым небом. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
По сию пору в постоянной экспозиции Третьяковки можно видеть его картину «Сиверко» — одну из легенд русской школы пейзажа, за которую автора иные критики приравнивали к Левитану. было подлинным откровением.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. А далее И. С.
В этюдах конца 1890-х гг. В лесу тишина. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Зимой 1882-1883 гг. Киселев, И. Е. Репин, П. П. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). И началось. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
Толгует подделками. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». вспоминал мемуарист. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
В картине нет рассказа. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Сегодня Остроухова помнят не за ошибки, а за добрые дела.
Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Лес вдали представлен в виде темной массы. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Саввинская слобода». Потом Щукин рассказывал об этом Эфросу так, как «говорят о нечаянном убийстве в семье. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Преобладают оттенки фиолетовых и синих, местами черных красок. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Нет, не уступает. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. К ней трепетно относился сам П. М. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Особенно правдоподобно изображено небо – с высокими тучами в серых тонах. Излюбленная всеми пейзажистами, уютная, живописная подмосковная природа приобрела у Остроухова абсолютно неожиданное мощное выражение. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Третьякова галереи. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук.