— Спрашивай только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься. Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Глядит, а вся работа уже сделана куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями.
Пушкина. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862—1916) инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства».
В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом.
Иллюстрировать сказки должен исключительно талантливый художник. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути.
Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси. Баба-яга вышла на двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Надо сказать, что у Ивана Билибина была хорошая школа, чтобы изучить искусство живописи и графики. Иллюстрации Ивана Билибина можно разглядывать часами. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной». Такой как Иван Билибин.
Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью.
Пушкина. Это все явления очень приятные и замечательные.
Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) трактовали как упадническое, декадентское. Большую часть своей жизни И. Я. Билибин прожил в Санкт-Петербурге.
Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Все это были акварели.
«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Именно художник облегчает восприятие фэнтезийной (не имеющей аналогов в окружающем мире)действительности. Напротив. ».
Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Образы многих сказочных героев художника я пронес через всю свою жизнь.
Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Огромный успех имели пушкинские сказки. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность.
Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
«Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 140 лет содня рождения которого исполнилось 16августа. Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С.
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Промелькнул красный всадник — взошло солнце. Являлся членом объединения Мир Искусства. — Это день мой ясный, — отвечала баба-яга. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой. ).
Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. — Что ж ты ничего не говоришь со мною. Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане». Вот мелькнул белый всадник — и совсем рассвело.
Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.
Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Названия сказок исполнены славянской вязью.
В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Ребенок, читающий сказку, видит происходящее глазами художника. Орнаменты в работах ни разу не повторяются и являются самостоятельными произведениями. — сказала баба-яга.
Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.