Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары — не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величии. В. Серов, высоко оценивший мастерство Врубеля, писал: «Врубель. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Он писал сестре: «Я до того занят работой, что чуть не вошел в Академии в пословицу. Здесь иллюстрировано лишь одно из преходящих состояний героя поэмы, одно «мгновенье», когда им овладела мечта о прежнем счастье и возможности его возврата. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.
Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. В пляске невесты Врубель впервые раскрывает южный темперамент Тамары, ее жажду любви, необыкновенность ее натуры, мучительную сжигающую борьбу противоположных, взаимоисключающих стремлений, где, наконец, созревает бунтарский протест против Земли и Неба. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Десять лет, свободные от Демона, стали самой счастливой цветущей порой всей его жизни. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Благодаря этому поверхность имеет благородный матовый тон. Все их копии — переделки Гамлета Вольтером.
В этом отношении один из лучших листов всей серии — «Несется конь. » — особенно красноречив. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее и Сиринга попросила реку спрятать ее. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Отчасти он напоминает талантливого оперного актера играющего роль Демона, но не выражением лица, проникновенно глубоким, а костюмом — хламидой, спущенной с плеч, которая обнажает тонкие женственные руки, без той мускульной мощи, которой отличался «Сидящий». Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
Серов согласился выполнить работу, но посоветовал Кончаловскому привлечь к работе над «Демоном» Врубеля, так как он давно работал над образом Демона и Серов об этом знал2. Демон здесь не величествен, а лиричен в своем земном чувстве. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Сильное, грозное произведение. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. форма, которая создана природой вовек. ». Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет.
Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой.
В 1906 художник ослеп. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Не возвращался, чтобы однажды вернуться – и остаться с ней навсегда. Надежда играла роль сестры Гретель.
Мазки красок наносились преимущественно круглой кистью. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Точно рядом учился у природы с современным натуралистом Фортуни. Пастернак посоветовал Кончаловскому привлечь для иллюстраций к «Демону» В. А. Серова. «Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни», —писал он сестре в 1891 году.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Иначе написан портрет Изабелы Врубель. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Демон вышел вперед, его высокая фигура в черном одеянии с могучими плечами господствует среди ночного, насыщенного драматизмом романтического пейзажа. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Вот таким образом Врубель вернулся к этому месту поэмы после исполнения всех необходимых иллюстраций, когда новый рисунок уже не мог войти в книгу. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. Художник стал искать новое решение образа Демона первых девяти глав поэмы.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Но издатели, видимо, потребовали и другой портрет «побежденного» героя в конце поэмы, где он проклял «мечты безумные свои. ». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Самые большие рисунки (почти в лист или поллиста ватмана) Врубель исполнил для иллюстраций сцен роковых свиданий Демона и Тамары. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Врубель поехал следом. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».
всегда свой. ». Учился в Академии Художеств. Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. Заглавным листом поэмы, по замыслу Врубеля, должен был стать его первый рисунок -- «Голова Демона» на фоне гор.
В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон». Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Он отвернулся от обители и еще не поднял взор, чтобы увидеть, как «блещет ее окно» и понять, что «кого-то ждет она давно. ».
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Сознавал ли сам художник принципиальную разность двух Тамар и у Лермонтова и у себя. Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа -- с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья». Река превратила прекрасную деву в тростник. Реже художник пользовался плоскими кистями.
Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля.
Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя. » заключает в себе композиционно-декоративный ключ и прием решения этих драматургических узлов поэмы. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. И только один-единственный образ неистово взывал к действию.
Самые большие рисунки (почти в лист или пол-листа ватмана) Врубель исполнил для иллюстраций сцен роковых свиданий Демона и Тамары. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Однако и вклеенной новой головой героя он остался недоволен и хотел разорвать весь лист, но по просьбе сына редактора подарил ему этот рисунок с собственноручной надписью: «Пете Кончаловскому на память от М. Врубеля». Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.
На самом деле, работая над «Демоном» в процессе поисков композиционного решения углем на холсте, Врубель для изменения размера холста с боков подклеивал газеты, по которым и рисовал углем затем подшивал холст и удалял газеты. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. В эти годы он вновь писал демонов. Здесь героиня в богатом погребальном уборе, как в «праздничном наряде», лицо ее красиво, строго и мертво тут оно, как в поэме исполнено красоты, «как мрамор чуждой выраженья», в нем нет ни насмешки, ни презрения, ни вражды — вместо этого в нем выражена умиротворенность «очищения». Среди наиболее значительных произведений портретного жанра, выполненных Врубелем в технике масляной живописи, выделяется изумительным мастерством исполнения и великолепно найденным колористическим решением «Испания».
А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
В портрете М. К. Олив (1890) художник ведет лепку и моделировку формы фигуры сложной системой чередующихся, параллельно нанесенных и нередко пересекающихся штрихов. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Несколько иной «акварельной» техникой письма отличается портрет М. И. Арцыбушевой. В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами — «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. ». Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии.
В этом портрете особенно хорошо видна характерная для Врубеля система передачи объемов мазками, подобными граням кристаллов. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. Появляется лист «Демон, смотрящий на долину», на котором снова, как в первом киевском рисунке, Демон, смотрящий на долину Арагвы дан величественный горный пейзаж, еще более фрагментированный и приближенный к зрителю с вершины заснеженных и обледеневших скал герой смотрит куда-то вниз, может быть, на дом и широкий двор Гудала, на устланную коврами кровлю, где танцует Тамара. К первым главам поэмы необходимо было нарисовать изгнанника рая, летящего над «грешною землей», пролетающего над вершинами Кавказа, созерцающего дикий чудный мир и долины Грузии, что «ковром раскинулись вдали», увидевшего наконец Тамару в ее последнем танце невесты.
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Глубокое проникновение в поэзию М. Ю. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. В отдельных частях портрета (узоры «а платье) зерно ткани лишь пролессировано тончайшим слоем краски. Пан подобен лукавому лешему. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез.
Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В эскизе к этому листу видно, как художник анализировал штрихами карандаша образную выразительность отдельных элементов реальной формы коня и всадника, с тем чтобы нарисовать и неудержимость скачки («Вперед без памяти летит») и одновременно дать орнаментальную основу композиции листа, в которой формы коня и молчаливого всадника, узор сбруи и оружия определяют декоративную тему, которая подхватывается и развивается в изображении горного пейзажа.
Врубель чувствовал и осознавал как художник величественно-романтический строй поэмы Лермонтова: исполинский масштаб ее трагического героя — сверхчеловека, полубога — и величаво-таинственную природу мироздания, холод вселенной и ковровую роскошь долин Грузии, «алмазную грань» Казбека, сияющего вечными снегами и «золотые облака», провожающие ревущую львицу — Терек «с косматой гривой на хребте», древние храмы, монастыри, построенные в горах и «звонкобе-гущие ручьи по дну из камней разноцветных», кущи роз, «и звезды яркие, как очи» и многое другое. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Образ Демона действительно не давал художнику покоя.
Врубель задался здесь целью выразить демоническую силу внутренней борьбы героя с огнем страсти в ту минуту, когда он хочет удалиться, но не «в страхе», как у Лермонтова, а по свободной воле собственного решения и победы над собой. Он родился с уродливой заячьей губой. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Его вид совсем не вызывает страха. Это не законченный образ, а эскиз.
В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами -- «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. ». Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Несколько иным приемом пользуется Врубель при создании портрета Н. И. Забелы-Врубель (1900). Если не работал, то думал о работе.
Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Разные Энгры, де ла Круа, Давиды, Бруни, Басинни, бесчисленные граверы — все дети конца прошлого и начала нынешнего (века) давали нам искаженного Рафаэля. Врубель нарисовал другую голову надменного, злого, оскорбленного Духа (Государственная Третьяковская галерея) перекрестными штрихами черного карандаша с зеленой подцветкой. Демон летит к земле, его крылья распластаны и нарисованы иначе, чем в первом рисунке, -- декоративнее и не так похожи на крылья гигантской птицы («И над вершинами Кавказа изгнанник рая пролетал. »). Здесь герой в другом состоянии: он видел красоту Тамары и «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг. ». В прекрасном лице врубелевской Тамары есть выражение гордого сознания значительности пережитого ею, есть тихая скорбь души, прошедшей сквозь «пыл страстей и упоенья» и вопреки поэту в ней видна «не смерти вечная печать», а продолжающаяся жизнь мысли и чувства мы видим, как будто дрожат густые ресницы, дышат изящные ноздри и лепестки губ полуоткрыты едва приметным движением.
Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. На рисунке, если глядеть вблизи, видны прихотливые комбинации отрывистых прямых черточек без единой кривой или круглящейся линии — почти фантастический узор. Но теперь ему нужен был иной полет и совсем другое психологическое содержание образа. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто рогатый, дьявол – клеветник, а Демон значит душа и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантов летящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи. », на тему которого собирался писать картину. Манера работы графитным карандашом у Врубеля чрезвычайно разнообразна. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Форма лепится фактурным, четким пр своей форме мазком сразу, почти без повторных прописок.
Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Эта смелость могла иметь место лишь благодаря знаниям, перешедшим по традиции. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка. Но верный себе, Врубель искал главного, в его рисунке передана трагедия главного героя, суть его характера, его отношения к миру.
Систематическое посещение Эрмитажа помогло Врубелю изучить искусство старых мастеров. Здесь художник работает без устали изучает законы искусства старых мастеров. В Академии Врубель занимался с исключительным трудолюбием.
В новом рисунке художник отказывается от неподвижности фигуры в первом варианте и заменяет ее сценической динамикой жеста, в котором нагляднее предстает внутренняя борьба героя с самим собой, его гамлетовское страдание — от собственной нерешительности («Задумчив, у стены высокой он бродит. »). К первым главам поэмы необходимо было нарисовать изгнанника рая, летящего над «грешною землей», пролетающего над вершинами Кавказа, созерцающего дикий чудный мир и долины Грузии, что «ковром раскинулись вдали», увидевшего наконец Тамару в ее последнем танце невесты. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный.
Все это так. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Это был Петербург 1896 года. Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Разум художника неумолимо погружался во мрак. Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя. » заключает в себе композиционно-декоративный ключ и прием решения этих драматургических узлов поэмы.
Если в первом варианте монастырская стена зрительно воспринимается как преграда, единственное препятствие на пути героя и причина его грусти, то во втором — стены не видно, вообще нет никакой внешней преграды пространство пейзажа расширилось и вобрало в себя горы и небо, деревья и цветы, ночь, лунный свет, монастырский храм и «озаренное лампадой» решетчатое окно кельи. Чистякова. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. —У него мастерская рука. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.
Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). В рисунке «Не плачь, дитя. » прекрасна плачущая Тамара, хотя мы почти не видим ее лица руки, закрывающие лицо, упавшие черные косы, «рыдающие» плечи — все дает земной понятный образ девушки, потерявшей своего жениха. Поиски декоративности композиции извлеченной из форм и ритма самих изображенных объектов, особенно наглядны в рисунках, относящихся не к главной драматургической линии поэмы, таких, например, как «На трупы всадников порой верблюды с ужасом глядели. », «Несется конь быстрее лани. », «Монастырь на Казбеке».
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Доказательством того может служить другой лист с изображением Тамары в гробу, помещенный в издании («Как пери спящая мила. »), где художник точно следует основному тексту. «Демона поверженного» отправили на выставку.
Руки его теперь будто готовы к действию, в лице, похожем на «Ангела» в большом рисунке (Государственная Третьяковская галерея), отразилось новое чувство, быть может, «признак возрожденья», надежда на счастье. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных. Живопись выполнена на сильно втягивающем масло гипсовом грунте, краска сильно разжижалась петролем. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Я задыхаюсь от радости перед таким открытием, так как оно населяет мое прежнее какое-то форменное, деревянное благоговение перед Санцно живой и осмысленной любовью Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго», сколько простоты и силы, жизненной правды.
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшены в несколько раз, но это не смущало его он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельным альбомом большого формата (так впоследствии и произошло, но уже без участия художника). Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым. Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантов летящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи. », на тему которого собирался писать картину. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 5 лет Михаил начал рисовать. После окончания иллюстраций Врубель измученный Демоном, освобождается от его чар и от его гнета и в течение почти десяти лет не возвращается к изображению этого «злого господина». Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа — с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья». В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Другой вариант образа на иллюстрации, вошедшей в книгу, лишен динамических контрастов первого здесь полет героя плавный, развернутый по горизонтали, Демон летящий (вариант второй) он ничем не сдерживается в композиции листа. Здесь все меняется: фигура, пейзаж их соотношение в композиции. Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшены в несколько раз, но это не смущало его он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельным альбомом большого формата (так впоследствии и произошло, но уже без участия художника). Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Отличная сохранность живописи Врубеля, в том числе и «Демона», на протяжении свыше полустолетия полностью опровергает не совсем точные высказывания Рыбникова. Об этом свидетельствует его высказывание о Рафаэле: «Он глубоко реален.
В своих рисунках художник искал соответствующего изобразительного строя воплощения героев поэмы в той пейзажной среде, где раскрываются их страсти. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Этот рисунок остался незаконченным и не вошел в книгу, а на его месте в конце поэмы помещен первый «портрет», который представляет собой изобразительное обобщение образа Демона и к развязке поэмы («И вновь остался он, надменный. »), в сущности, не имеет прямого отношения. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). Иллюстрации М. А. Там он почувствовал первый тревожный симптом ухудшения здоровья – постоянные головные боли. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.