При различном личностно-эмоциональном решении образа каждого из двенадцати апостолов художник наделяет их общей чертой – профетической углублённостью в себя, где они прозревают, по-моему, одно и то же: грядущий апокалипсис в его эльгрековском трагическом варианте. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Был известен своей благотворительной деятельностью.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Однако вряд ли это справедливо. Сюжет «Не прикасайся ко Мне» (лат. Noli me tangere— слова Христа Марии Магдалине при первом Его явлении ей) получил широкое распространение не только в иконографии, но и в светской живописи, начиная с эпохи Возрождения.
Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. И как.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). Не осталось унего иучеников.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Да его никто в этом и не обвинял.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника.
В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Эль Греко (1541—1614) испанский художник, по происхождению грек. В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу о Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. И помолился Моисей о народе. Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки.
«Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией.
Однако и в эти работы системой мелких незначительных вроде бы художественных элементов и деталей Эль Греко вносит какую-то философическую грусть, лёгкую тревогу. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Наклонённая фигура в жёлтом могла быть позаимствована с гобелена Рафаэля «Чудесный улов рыбы», который Эль Греко наверняка видел в Риме. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Нанесли 72 очень сильных ударений.
Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Маврикия». Тому есть несколько причин. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). В грудь и голову принял 58 ударений.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков – падение Византии как оплота православия. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо.
Что, вобщем-то, справедливо. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. А прорывались тревога и предупреждение. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Художник держался на нем гордо и независимо. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой субботы).
В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. По рождению (т. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Сравнение лиц Христа и этих персонажей не в их пользу. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Вискусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, всвоей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы иТициана иТинторетто там определенно есть.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. данным – ок. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Он всё умел. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё.
Как это возможно. Поражает его искренняя покорность в атлетическом теле и молитвенная просьба о милосердии. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Августин и св.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Удивительны лица разбойников.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
И выражен он только и исключительно живописными средствами. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. И нужно ли. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Они не могли узнать явившегося Господа.
Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Это один из завершающих эпизодов Страстей. При этом он был человеком Ренессанса.
Тем не менее образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты и порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы».
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати».
Город оказал на него огромное воздействие. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Эль Греко, вероятно, позаимствовал этот элемент, как и верёвку на запястье из «Размышлений о жизни Христа» Псевдо-Бонавентуры4.
От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т. к. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. Оба мира разделены очень чётко. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. В картине председательствует Иисус Христос в ярко красном хитоне.
Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. Всё остальное – космологическая тревога и смятение. Жрец Аполлона в Трое (прорицатель).
Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Расцвет творчества художника связан с Толедо. Более того, что особенно интересно, толедские современники, даже заказчики из духовенства, почти единодушно отмечали высокое художественное достоинство его работ, хотя ничего подобного в живописи до этого они, по крайней мере в Испании, не видели. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Франциск Ассизский. 1600).
Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Но многие приемы абсолютно необычны. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
День Своего воскресения, утешил Луку. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Картина «Совлечение одежд с Христа» стала предметом споров между художником и представителями Толедского собора относительно оплаты за проделанную работу.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Апокалиптичная.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Слава Богу, что так.
В итоге проповедь учеников навлекает на себя гнев первосвященников, те начинают применять запретительные меры, чтобы апостолы не проповедовали народу. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Эта картина относится к периоду «позднего Тициана», когда великий художник эпохи Возрождения все чаще использовал приглушенные тона, уходит от помпезного золотистого, прибегает к полутонам, которые позволяют придать лицам его героем эмоциональность, а всем полотнам – драматизм.
А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую субботу. На картине «Страсти Христовы. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу об Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. С 1577 жил и работал в Испании. Эль Греко за низкую цену картину не отдал. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Их аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей — оливково-золотистого у Петра и темно-красного у Павла. И пытался ли сделать это Эль Греко.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. одухотворения и оцепенелости. Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Чтобы покарать непокорных наслал Господь на них ядовитых змей. Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем платье и две сопровождающие её женщины.
Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Они заявили в один голос: «Достоинство картины столь велики, что не поддаются оценке», вот таким образом надо отдать живописцу то, что он просит — 900 дукатов. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Выбили у Меня два зуба.
Луки. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание – «равноапостольная». Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова.
В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Нельзя не отметить то мастерство, с которым Понтормо (одаренный портретист. ) изображает эмоции на лицах людей. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Особенно это касается владения цветом, в котором мастер добился подлинного совершенства.
При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
реалов. Мантенья – циничный классик итальянского Возрождения. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.
Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. В остальном картина оказалась совершенно новаторской для своего времени.
В образах святых, бережно поддерживающих тело усопшего, выражены глубокая скорбь, нежность, печаль вместе с тем они — само воплощение высшей духовной красоты. Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. По решению суда Эль Греко получил 350 дукатов, хотя сам оценивал её на 950. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. В его первых «испанских» картинах ещё можно заметить влияние Тициана, но «Кающаяся Мария Магдалина» стала первой картиной, где великий художник заявил о себе в полный голос. Сейчас он находится вТоледо.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства, дворян Толедо, где многие узнавали себя, — вносит в картину ощущение реальности. Последовал судебный процесс. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона.
В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. Маврикия». Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными.
Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Но все неузнаваемо преображено художником. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли.
Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Толпа, заполняющая всю верхнюю часть композиции, представляет собой низменный психологический пласт. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. По традиции, собрались эксперты с обеих сторон для определения стоимости работы. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. После летней поездки в Испанию специально к Эль Греко эта двойственность почти полностью снялась, разрешилась на эстетическом уровне. Когда работа над полотном подошла к концу, пришло время расчёта с мастером. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). Все чувства и мысли женщин обращены к будущему, которое через несколько мгновений станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Приближался праздник Пасхи. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Стефан и Св.
Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
К концу жизни художник был практически разорен. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма).
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Эти серии создавались мастером наподобие своеобразного деисиса, возможно в воспоминание о деисисах3 православных храмов на Крите его времени. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз.
Затем он поработал и в Риме, но венецианскую живописную традицию признал своей, полюбил её, привёз в Испанию и на её основе создал свой уникальный живописный стиль. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. По-разному реагируют люди на происходящее. В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Вряд ли вообще думал о чём-то. Дети были растерзаны, а сам Лаокоон задушен, змеи же скрылись в храме Афины. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов. Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св.
Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Здесь можно найти лишь внешние приметы мифа: изображение Лаокоона и его сыновей, двух змей, богов-мстителей, троянского коня, города на дальнем плане. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Эти работы, как и многие другие его, классически сгармонизированы во всём: в композиции, колористическом решении, эмоциональном и духовно-содержательном настрое. Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал.
В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. По мнению искусствоведа Гарольда Уэтея картина является «экстраординарно оригинальным шедевром»3, эмоциональный эффект от которой достигается необычайно интенсивным использованием красок. Грек по происхождению.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. Да, то, что мы видим здесь ирреально. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах.
Это главный психологический узел композиции. Заказчикам, как указывалось, не понравилось изображение толпы выше Христа, а также изображение на переднем плане трех Марий, о присутствии которых якобы не говорится в священных текстах. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Распространенный мотив западного происхождения— Христос выходит или даже взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются.
С этим образом связано множество легенд и преданий. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Почему так произошло.
Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.