Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Это вообще был тренд в то время. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Возможно, они означают характер и сущность женщины.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Музей Прадо, Мадрид. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид).
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Музей Прадо, Мадрид. Это – третий день творения. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Иероним Босх. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. На правой створке изображён ад.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Ночто. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
В центре находится гротескная фигура монстра. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Часть из них стала демонами. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Иероним Босх.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. На первой части триптиха изображён рай.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Босх вышел из этой ситуации специфически. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Умер художник в 1516 году.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Но что. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
На ней уже есть вода из которой выступает суша. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Наконец, четвертый этап – очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Он кишит всевозможными монстрами. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Сад земных наслаждений. Музей Прадо, Мадрид. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. На нем нет ни людей, ни животных. Но не все души принимают муки.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. 1505-1510 гг. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях.
Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Босх – воистину великий комбинатор. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Возьмем один случай.
1505-1510 гг. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия.
Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516).
Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Левая створка триптиха Рай.
На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Однако они имеют место быть в раю Босха. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Правая створка триптиха Ад.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Сад земных наслаждений.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Втолкованиях таких гибридов— аихвсредневековом искусстве идоБосха было немало— трудно сказать, где исследователь достиг дна икогда пора остановиться. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Вот таким образом изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Впрочем, не все с этим согласны. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Такими они считаются и сегодня. – спрашивает он. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
И даже Игорь Фёдорович, да. «Извлечение камня глупости»). Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Почему. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
И, по идее, должна не ведать стыда. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. 6. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Они считали все материальное проявлением зла. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). На расшифровке работ Босха и вокруг непосредственно его персоны, было, есть и будет немало спекуляций и домыслов. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Центральная часть триптиха. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Вот, собственно и всё. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света.
Достоверные факты скупы. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. 2. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Возьмем один случай.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Ею не украсить церковный алтарь.
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Иероним Босх. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. По бокам находятся другие сюжеты. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок.
Она смотрит прямо на зрителя. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Но изображённое в метафорическом ключе.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. 1. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Все же это были люди другой психологии.
Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков. 2. 3. Сад земных наслаждений. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти.
На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Босх— воистину великий комбинатор. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Антония». Впрочем, невсе сэтим согласны.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Сколько людей – столько и мнений. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой.
1505-1510 гг. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу.
Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Он повелел и все создано». Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа— секты, которая впоследний раз упоминалась вНидерландах вначале XV века. Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, но для этого у Френгера с последователями явно аргументов не хватит.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Работа представляет триптих только формой. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).