Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Художники начинают искать творческие и идеологические импульсы не только в христианской идее, но и вне нее. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Его техника называется алла прима. Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Скончался Босх в 1516 году.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Меня зовут Лубберт Дас». И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Предполагали, что он знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владеет искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Обучать искусству Иеронима Босха начали его дед и отец, профессиональные художники. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Его техника называетсяалла прима. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Спорна центральная часть. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист.
Это было последнее произведение Босха. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Символы меняют значение в зависимости от контекста.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Сатира – одна из сторон живописи Босха. А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). В дни поминовения мертвых по улицам ходят карнавальные процессии, где Смерть играя на флейте, ведет за собой людей всех сословий. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. 1478 года), стали художниками.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
Лишь семь из них имеют подписи. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. в Хертогенбосе (Брабант). Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Нет на картинах и дат.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка – рулём.
Стрела — символ зла. Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Иероним Босх (настоящее имя – Иерон ван Акен) – один из наиболее талантливых художников 15 века. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ни одна из этих работ не сохранилась. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
Детей в браке, по-видимому, не было. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Ему противостоят мощные силы зла. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня».
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Почти всю свою жизнь он провел на родине – в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Иероним Босх – великий нидерландский художник. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Биография Иеронима Босха не слишком сложна и запутана. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Пылали костры инквизиции.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. Возможно, они связаны каким-то дальним родством.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Лишь семь творений Босха подписаны. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Что-то в этом, бесспорно, есть. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Лишь 7 творений Босха подписаны. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Распущенность, царившая при дворе Римского Папы и в монастырях, стремление церковнослужителей к наживе, продажа индульгенций сделали Церковь объектом ожесточенной критики, особенно в странах Северной Европы. Иоанна.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. А это не что иное как символы смерти. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.
Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Так, лестница обозначает путь к познанию. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Босх вырос в семье потомственных художников. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Еще одна тайна связана с могилой художника. Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Его техника называется алла прима. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций изобилующих маленькими подвижными фигурками и возвращается – уже на новом творческом уровне – к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Там, вероятно и родился около 1450 года. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Пожалуй, ни одному художнику, вплоть до появления сюрреалистов в XX веке, не удавалось с такой легкостью и отвагой выпустить на волю видения из подсознания, которыми были одержимы не только люди Средневековья — они находят отклик и у современного зрителя. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Лишь семь творений Босха подписаны. Вот таким образом логично предположить, что сова, хищная ночная птица, символизирует тёмную сторону человеческой природы. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Творчество Босха загадочно. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»). В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха.
Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных.
Mать происходила из семьи резчика по дереву. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Его причудливые, нереальные и, что уж греха таить, пугающие сюжеты вдохновляли его современников и потомков для подражания. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Ерун ван Акен родился около 1453г. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. в боковом пределе) братства.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. вХертогенбосе (Брабант).
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
Жена происходила из состоятельной купеческой семьи и Босх приобрёл значительное влияние в городе. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы.
Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Иоанна, бесследно исчезли.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Братство проповедовало культ Девы Марии. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Его техника называется алла прима. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Отрезанная нога — символ ереси. Ключ — также символ познания. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В представлении людей ад был страшным, демоны жуткими Таким всё это и выглядело на картинах Босха.