С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении девяти рисунков. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости.
Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Иероним Босх. Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500».
Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босхавряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшеевремя.
На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя.
В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус – «Босх 500». Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.
Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Иероним Босх (нидерл. Jeroen (Hieronymus или Jheronimus) Bosch наст.
Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Иероним Босх. Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера – лучший дар Иеронима Босха потомкам.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Меня зовут Лубберт Дас».
Справа в шатре сидят любовники. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. в боковом пределе) братства. Босх вырос в семье потомственных художников. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве. В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Творчество Босха загадочно.
В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Jheronimus Bosch, лат. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – это выделило и обособило его от ванн Акенов. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев.
Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. вХертогенбосе (Брабант). Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муги его персонажа. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Символы меняют значение в зависимости от контекста. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Точная дата рождения Босха неизвестна. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
Его техника называется алла прима. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии – их общий неисчерпаемый источник образов. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. 12:1). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Изображение Христа – подлинный центр картины. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Меня зовут Лубберт Дас». В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Иоанна. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Ерун ван Акен родился около 1453г. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Это увлечение длилось несколько десятилетий. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей).
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха – с обилием чудесных и чудовищных созданий. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Справа в шатре сидят любовники. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу в ад изображенный на правой створке триптиха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Братство Богоматери — почитателей чудотворного образа Девы Марии, хранившегося в церкви Св. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Его техника называется алла прима. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Это было последнее произведение Босха. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
Они пьют вино. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Детей эта пара так и не завела. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх всецело отдал себя в творчество.
Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Лишь семь творений Босха подписаны. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Вот, собственно и всё. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Ерун ван Акен родился около 1453г. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Лишь 7 творений Босха подписаны. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Иоанна, бесследно исчезли.
Его техника называется алла прима. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Ему противостоят мощные силы зла. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. корыстолюбия и зависти. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Они пьют вино. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
В хертогенбосской школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение Эразм Роттердамский. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх – был личностью весьма интересной. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Мать его была дочерью портного. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения. Св. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Спорна центральная часть. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Пылали костры инквизиции. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. в Хертогенбосе (Брабант). Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Воз символизирует человеческую славу, успех, богатство, достаток в погоне за которыми, люди всегда были готовы положить даже свои жизни. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Лишь семь творений Босха подписаны.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Бог видит «.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. И везде, как муравьишки, на фоне величия природы копошатся человечки, снуют туда-сюда, одержимые бренными, суетными мыслями и желаниями. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Достоверные факты скупы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Его техника называется алла прима.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Св.
Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Его техника называетсяалла прима. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Его техника называется алла прима. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Он как бы говорит ему: Не бойся.
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего — в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Сатира – одна из сторон живописи Босха. Эти его картины резко выделяются среди множества подобных изображений: произведения Босха окрашены индивидуальным переживанием, личной болью. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Лишь семь творений Босха подписаны. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Там, вероятно и родился около 1450 года. Лишь семь творений Босха подписаны. Лишь 7 творений Босха подписаны. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. И даже Игорь Фёдорович, да. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. в Египте. 1478 года), стали художниками.
Ад изображен в правой части триптиха. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. Иконографическую схему в иконе по своему смыслу можно приравнять к обрядовой формуле, которая может видоизменяться — расширяться или сокращаться, — составляя либо более торжественный, либо более будничный вариант, но ядро ее остается неизменным. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Весьма нетипичный случай для художника. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.