«корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Но на самом деле и именно это и подразумевал Иероним Босх, корабль дураков, у которого нет ни руля, ни капитана (руль – сломанная ветка, капитан – шут) отправляет всех пассажиров прямиков в ад. «корабль дураков» – одна из наиболее известных работ Иеронима Босха. В 1500 году нидерландский художник Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной Корабль дураков.
«корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха.
Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Упадок нравов, как мы можем увидеть на картине, у церкви просто зашкаливает.
На картине изображены 12 человек. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Кроме того, символ корабля дураков параллелен символу Проклятого охотника. Ниже, на мачте, королевский флаг Франции с мусульманским полумесяцем.
Его функции исполняют другие. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). У христиан недобрая. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии.
Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь. Один из них гребет гигантским половником, другой размахивает разбитым кувшином, надетым на его весло. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Мачта обломана.
Напротив нее сидит монах. Предположительно произведение было создано между 1490 и 1500 годами. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Но на самом деле и именно это и подразумевал Иероним Босх, корабль дураков, у которого нет ни руля, ни капитана (руль – сломанная ветка, капитан – шут) отправляет всех пассажиров прямиков в ад. Корабль дураков в произведении художника символизирует не просто дурость и глупость всех служителей церковного культа, а настоящее зло. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Голубой или синий цвет – это символ обмана иногда символ супружеской измены. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны. Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица. И даже Игорь Фёдорович, да.
Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Достоверные факты скупы. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Общество веселится напропалую, бросив судно плыть по течению. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. А на корабле расположилась развеселая компания.
Но не только. Еру н Анто нисон ван А кен (более известный как Иеро ним Босх) около 1450— 9 августа 1516 Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Вишня – еще один знак похоти. Это емкий символ, возникший в Средние века – символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков». Возможно, Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастиана Бранта (Корабль дураков), опубликованной в 1494 году, которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в страну дураков.
Напротив нее сидит монах. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника.
Босх и реален и символичен. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Если вы присмотритесь, то увидите, что к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц.
У христиан недобрая. За ними сидят два лодочника. Мачту кораблю заменяет дерево из кроны которого выглядывает сова. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы.
На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Был такой народный обычай, который заключался в поедании висящего блина, не используя рук. Картина с её вечными символами – есть отражение реальности, которую можно применить и к современному миру. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Смысл данной картины трактуется в двух версиях, однако эти версии не сильно различаются.
Картина «Корабль дураков» – произведение зрелого Босха, созданное примерно между 1490 и 1500 годами. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Его функции исполняют другие. Но не только.
Орех и орешник – символы похоти. Дело в том, что Босх всю свою сознательную жизнь писал в основном большие триптихи, (их форму он позаимствовал у алтарей и создал свой новый жанр), так вот, в этих триптихах последовательно развивалась история человечества от Эдемского сада до Ада («Воз сена» или «Сад мирских наслаждений). Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Картина с её вечными символами – есть отражение реальности, которую можно применить и к современному миру. В настоящее время картина Иеронима Босха «Корабль дураков» представлена в Лувре. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова. Сама картина, которая является частью несохранившегося триптиха, наполнена символами и аллегориями, зашифрованными знаками и посланиями. В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости. Там сложились самые большие коллекции его полотен.
Картина исполнена, видимо, около 1500 года: ее сохранность не очень хороша, пострадал задний план полотна. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет.
Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Голубой или синий цвет – это символ обмана иногда символ супружеской измены. Картина «Корабль дураков» считается одной из самых известных картин великого нидерландского художника Иеронима Босха (1460-1516).
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Общность верующих и общность еретиков, отступников. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. В «Похвале Глупости» («Encominum Моriae») (1509) Эразма Роттердамского с гравюрами Гольбейна имеется несколько общих с Брантом тем. В центре – францисканский монах и монахиня играющая на лютне.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Видимо, (здесь мы можем только предполагать)художник подсознательно или нарочно отсылает нас к своим произведениям. У греков – мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. «Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой, точный смысл которой, однако, не совсем ясен. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника.
Первое издание было иллюстрировано множеством гравюр, многие из которых приписывались (без должных оснований) Дюреру. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином.
Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. Вот, собственно и всё. Кроме этого здесь же присутствуют и аллегории обжорства, которое также было характерно для аскетичных монахов.
Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. Общность верующих и общность еретиков, отступников. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия.
У греков — мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы.
Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.
Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня играющая на лютне. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков». Этот символ достаточно распространен в средневековой иконографии и является близким по смыслу к библейским «неразумным девам».
Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Они сидят лицом друг к другу. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Монахи на переднем плане символизируют религиозных деятелей.
Орех и орешник – символы похоти. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Мачта обломана. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, влекущий души в Ад. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков.
А на корабле расположилась развеселая компания. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Вишня – еще один знак похоти. На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши.
Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков». В родном городе Босха — Хертогенбосе — открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.
Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Беспутства монахов, которые зачастую купались в роскоши, ничего при этом не делая, были наглядными и даже не скрывались от людей, которые были вынуждены ходить в такие религиозные заведения, чтобы обратить свои мольбы к Богу. Корабль, который является аллегорической церковью, по мнению всех в ней сидящих, везёт их в рай.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут) и он, кажется и разъясняет смысл картины. Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года.
Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай»— Наррагонию. Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный.
Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Ниже – мужчина, которого тошнит, склонился за борт.
Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков».
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-художник» в 1480 году. Вот таким образом на изображениях stultifera aaris (корабля дураков) нередко фигурирует обнаженная женщина, стакан вина и другие намеки на земные желания.
Собственно, знаменитая картина «Корабль дураков» многими искусствоведами считается вершиной зрелого периода в творчестве мастера. Обе мачты пустили побеги и обросли листвой, как деревья. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.