Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Жизнь его протекала внешне спокойно.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Названия его произведений даны искусствоведами, а не ими самим. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Это было последнее произведение Босха. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло160— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. И даже Игорь Фёдорович, да. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. На первый взгляд, он является живописцем-морализатором, — недаром многие его картины и росписи носят нравоучительный, притчевый характер («Корабль дураков», «Аллегория Семи смертных грехов»). В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Достоверные факты скупы. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Его полуобнаженное тело все в крови. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Иероним Босх редко подписывал свои произведения и никогда не датировал.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Нидерландский художник Иероним Босх получил свое имя от названия родного города Хертогенбос на севере провинции Брабант. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений» — в этих сделанных на заказ произведениях художник полностью раскрывает перед нами свое видение стихий, обволакивающих беспечного человека ловушками, подробно выписанных мерзких тварей, насилия и мрачного пламени вечной войны и казней.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Но разгадать настоящую тайну этого странного художника не удалось никому. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Босх – был личностью весьма интересной.
Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. И хотя исследователи усматривают во многих эпизодах аллегории различного рода зол, сценки эти настолько малы по сравнению с главными фигурами и событиями, что восприятие картины в целом рождает светлое чувство добра и надежды, победы божественного начала.
Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Первая из них по внешним признакам — жанровая. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.
Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Бог видит «. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Ад изображен в правой части триптиха.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
1505, Берлин, Государственные музеи). Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Общий смысл этих произведений трагичен: человечество греховно, вся его история — это путь в бездну. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия).
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Удивительны и сакральные картины Иеронима Босха, как «Несение креста» и «Ecce Homо», где он противопоставляет злобную хищную толпу героическим страданиям одиночек.
Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Вот, собственно и всё. Картина называется «Искушение святого Антония «. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Будущее рода людского на картинах фламандского мастера довольно безрадостно и печально. в боковом пределе) братства. Основные темы босховских картин (часто также употребляются такие термины, как «Видения Босха» и «Босховский ужас») — борьба с святых отшельников с дьявольским искушением, ад, рай, чистилище, а также визуализация нидерландского фольклора — пословиц, поговорок и легенд.
Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
Босха почитали короли, а искусствоведы гадали, не принадлежал ли он к еретической секте. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Творчество Босха загадочно. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Меня зовут Лубберт Дас». А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Казалось бы, эти жизненные условия должны были способствовать формированию искусства умиротворенного и привычного, однако мало найдется в мире мастеров, чье творчество столь резко порывало бы со всем предшествующим, было бы столь фантасмагорично и загадочно, порождало бы так много разнообразных, порой взаимоисключающих исследований и толкований. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Однако этот художник, как никто, умел соединять народный юмор и традиции «эмалевой» аллегорической живописи, с мрачными, демоническими фантазиями, грезами и пророчествами о безрадостном существовании человечества. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.