Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Его техника называется алла прима. Картина называется «Искушение святого Антония «. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
вХертогенбосе (Брабант). Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Босх всецело отдал себя в творчество. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. По словам автора Walter Bosing, для Босха это работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Лишь семь творений Босха подписаны. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Возможно и то и другое. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Кто-то заимствует у него «букву».
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
– так писал о ней Р. Б. Климов. Это было последнее произведение Босха. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы. Жанр виммельбух (Wimmelbuch), который современные художники адаптировали для детей, ведет свою биографию от серьезной живописи, от таких именитых нидерландских мастеров, как Питер Брейгель Старший и Иероним Босх. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков.
Ад изображен в правой части триптиха. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт.
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Это единство закономерно и естественно. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Сюжет религиозный.
Большой формат, обилие деталей – людей, животных, вещей, единство места и времени действия, сюжет, как правило, взятый из повседневной жизни, – такой стиль характерен для так называемых книжек-гляделок иллюстраций для игры. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Меня зовут Лубберт Дас».
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Кто-то — дух. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.
И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи».
Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Только природа остается чистой, бесконечной. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс».
Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Когда мы говорим Босх, мы подразумеваем кошмар, – говоритт Берхард Маац (Bernhard Maaz), директор Гравюрного кабинета при государственных картинных галереях Дрездена, где в четверг, 19 марта, открывается выставка, посвященная влиянию Босха на Питера Брейгеля Старшего и последующие поколения художников.
И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Спорна центральная часть. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Мать его была дочерью портного. На многих картинах Босха можно наблюдать образы, которые навеяла ему демоническая литература. Вот, собственно и всё. А сзади него жизнь, покидаемая им. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Лишь семь творений Босха подписаны. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Среди современных фильммейкеров можно обнаружить немало поклонников Караваджо, Гойи или Рембрандта. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Но разве тут дело в св. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». И даже Игорь Фёдорович, да. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Детей эта пара так и не завела. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Достоверные факты скупы. Его техника называется алла прима.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Точная дата рождения Босха неизвестна. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. в боковом пределе) братства. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество.
Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Босх – был личностью весьма интересной. Об этом, по словам, куратора выставки Тобиаса Пфайфера-Хельке (Tobias Pfeifer-Helke), среди искусствоведов нет единого мнения. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Его техника называетсяалла прима. Наследие Босха актуально, – подчеркивает Берхард Маац.
По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Этот бурый цвет, сочные пейзажи, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего, эпохи расцвета и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником» – писал Л. Д. Любимов. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Бог видит «. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Творчество Босха загадочно. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Лишь 7 творений Босха подписаны. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами.