Ерун ван Акен родился около 1453г. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.
Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. Апофеоз босховской демонологии — его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Вот, собственно и всё.
Ерун ван Акен родился около 1453г. (Лев в глубине, над головой жирафа). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Но сейчас разговор о главном, – о любви. Это единство закономерно и естественно. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Коза и олень с аистами на спине.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом.
Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480году, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. «Сад наслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Лишь семь творений Босха подписаны.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Триптих «Сад земных наслаждении» самое крупное творение мастера не только по своим размерам, но и по художественному масштабу. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) -- углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом».
Смотрим у Босха. Почему он мог принять такое мрачное и гротескное направление, как у Босха. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Суммируем сказанное.
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». И даже Игорь Фёдорович, да. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Наверняка, неизменной моделью. Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами. Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника.
Бытовой жанр вырос, «отпочковался» из портретного, а пейзажный -- из тех ландшафтных фонов, которые нидерландцы всегда писали с такой любовью. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву». Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Апофеоз босховской демонологии -- его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают. javascript:newwindow (christ. html)Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Как всегда, все заканчивается расплатой и выяснением отношений: мордобоем, поножовщиной, убийствами, продажей женщинами себя. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом.
Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах – говорит пессимистически Босх. Лишь семь творений Босха подписаны. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
А грехи. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. Теперь Иероним стал уважаемым гражданином и влиятельным бюргером, с мнением которого считались в городской управе. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах.
Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. в Хертогенбосе (Брабант). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Только природа остается чистой, бесконечной. Душевная черствость, холодность. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Там сложились самые большие коллекции его полотен.
– так писал о ней Р. Б. Климов. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Любимов.
На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Безобидный кролик (символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Это было последнее произведение Босха. Основное действие разворачивается на центральной панели. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Супруги прожили вместе 36 лет, но наследников, к сожалению, не родили. Значит и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). То, что Питер Брейгель Старший (ок. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому.
Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Рождение Земли, рождение жизни на Земле. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Определенные металлы, камни и растения. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Может быть это плохие музыканты. Его техника называется алла прима. Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. Семья ван Акен, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Держащий чернильницу мерзавец – помощник монаха изображен в виде чудовища, поскольку он и есть нравственное чудовище. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Около 1480г.
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть.
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов». Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Весьма нетипичный случай для художника.
Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов. Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Сова, смотрящая из корзины – типичый, для Босха, символ зла. Их несамобытность очень заметна. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Его техника называетсяалла прима. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Картины художника отличаются сложной композицией, разбивающейся на множество мелких сцен. Так и должно быть в символике.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее.
Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Его техника называется алла прима. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.
Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Счет датирован 1480 годом. Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Драматурги следовали строгим классическим канонам. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир -- воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Его техника называется алла прима. Почему он мог принять такое мрачное и гротескное направление, как у Босха. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. В середине -почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Босх отвечает, – нет.
Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей. Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм». Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Группа девушек в центре с аистами на головах. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами. А сзади него жизнь, покидаемая им. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Таким образом, становится ясно, что Босх получил за невестой богатое приданое и в деньгах никогда не нуждался. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Во многих отношениях и в отношении к женщине в частности, Босх близок к одному из высших образцов живописца и человека – Веласкесу, создавшему лучшее изображение женщины.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет. Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы.
Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Меня зовут Лубберт Дас».
Иной раз буквально заимствовали композиции Леонардо или переносили в живопись его рисунки. Вокруг водоема – главный аттракцион – веселая кавалькада мужчин и женщин верхом на всевозможных животных. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Лишь семь творений Босха подписаны. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сначала выясним, что такое ад. Лишь 7 творений Босха подписаны. Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Картины -- это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Книга Бытия говорит: «всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков.
Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже.
Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. Но разве тут дело в св. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Нидерландский художник Северного Возрождения Настоящее имя – Иеронимус ван Акен. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Странные фантасмагории Босха рождены философическими потугами разума.
Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Следующая «адская сценка» столь же реальна.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Его техника называется алла прима.
В сове воплотились силы тьмы и мудрости. Странные фантасмагории Босха рождены философическими потугами разума. Сюжет религиозный. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» --алхимию, астрологию, чёрную магию. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). 1500, Мадрид, Прадо).
Бытовой жанр вырос, «отпочковался» из портретного, а пейзажный — из тех ландшафтных фонов, которые нидерландцы всегда писали с такой любовью. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Когда женщина торгует своим телом стряпают доносы и наушничают. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником.
Например, в аллегорическом полотне «Воз сена», которое мастер писал на протяжении двух лет, странным образом совмещены все человеческие пороки: алчность и тщеславие, убийство и грабеж, корыстолюбие и бессмысленное празднество. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Чем больше процветал Антверпен -- международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов.
Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа -- в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Их несамобытность очень заметна. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Достоверные факты скупы. Маленькая, но богатая страна, ранее входившая в состав самостоятельного герцогства Бургундского, теперь перешла во владение хищных Габсбургов. Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). в Хертогенбосе (Брабант). Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Вот таким образом художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу -- большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости.
Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости. Композиции преимущественно «полуфигурные», что ясно указывает на их прямую связь с жанром портрета. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Можно подумать, что Босх просто обладал болезненным воображением и был, так сказать, декадентом XV века. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. вХертогенбосе (Брабант).
Она символ опустошения и несчастья. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картинаНесение креста (Гент, Музей изящных искусств). Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам имеющие пряный и приятный запах. Следующим скандальным шедевром живописца, ознаменовавшим творческий путь Иеронима Босха, стала картина «Сад наслаждений», красноречиво отражающая никчемное бытие человеческого рода.
Его техника называется алла прима. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Иной раз буквально заимствовали композиции Леонардо или переносили в живопись его рисунки. Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Это увлечение длилось несколько десятилетий. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры.
Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.
Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо).
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Композиции преимущественно «полуфигурные», что ясно указывает на их прямую связь с жанром портрета.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера.
В триптихе Искушение св. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Какой-то паре захотелось поговорить о бренности. Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной. Из темной влаги выступают очертания суши. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Как не было и змея. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Играющая в воде пара. Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов. Его техника называется алла прима. Лишь 7 творений Босха подписаны. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Однако это не совсем справедливо. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. И стало так». В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей.
В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Все резвятся, кто во что горазд. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества.
Это совсем иное. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Фокусник – одна из ранних работ Босха. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Лишь семь творений Босха подписаны.
Иногда не просто разобраться в символике картины изучить язык художника, но это главная задача искусствоведа, способность решить которую говорит об уровне его профессионализма. Тут же и донос со всеми печатями и чернильница и гусиное перышко. Что мы и видим у Босха. – В век гуманизма, когда светлый человеческий разум, казалось, торжествовал над тьмой Средневековья, какие-то жуткие грезы, какие-то страшные, безграничные по фантазии видения сил тьмы, чертовщина, целая армия демонов вдруг встают из небытия и пускаются в разгульный пляс в творчестве этого удивительного мастера и его последователей».
Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Однако это не совсем справедливо. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.