После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В его взгляде осуждение и тревога. Не доносчик ли.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. "Я родился военным поселянином.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В конечном варианте оно одухотворённое. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Крамской. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Л. Н. Толстого».
Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Учился в Высшем. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына.
Репин никуда не делся. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Этюд получился превосходный. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Внимание художника тяготит их.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Написан портрет вдохновенно.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. О чем эта история. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. С 1913 – академик. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Труд — вот что определяет и украшает человека. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. За окном летний день. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. К тому же и погода благоприятствовала работе. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Зритель становится участником происходящего. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Убийство свершилось.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Репин считал сам эту картину красивой.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В эту минуту в комнату вошел Христос. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Так ли это – судить зрителям.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу., Остроумова-Лебедева. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Имя Репина стало широко известным. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Это лучше всех ваших академических работ. Но он мечтает о большем. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Над письмом склонился предводитель казаков. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Отец ударил своего сына жезлом в висок. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Работал весь день, не замечая времени. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. 2. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Восстановлен в 1962 году.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Стасов присылает ему все, что он просит. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Они жили в Пенатах в течение двух недель. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Публике картина понравилась. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин запечатлел момент написания письма.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. -— И. Г. ), они много смеялись». Каждый персонаж переживает что-то своё. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. я работал завороженный. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Портрет производит яркое и сильное впечатление.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Действительный. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. — Да это превосходно. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. К обоим Репин относился сочувственно. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. О картине появилось много статей в периодической печати. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Вот она вещь в уровень таланту. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Рисунок уверенный, лепка твердая. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. — сказал Крамской. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Америка—Франция—Россия. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Судьбы детей Репина сложились по-разному. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин встречал их по средам.
Все заняты. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Евреинов и художник Ю. Анненков. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. На что получил насмешливое письмо. В его глазах читается печаль, тоска. На моих друзей она производила то же впечатление. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Широко известное и признанное произведение И. Е. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Подробность шекспировского комизма. Однако в Советской России он оставался «своим». Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Казалось, она спит.
Он идет прямо к матери. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. «Как. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Эта история получила название «бунт 14». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Они словно противопоставлены друг другу.
Берег Волги. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Родом из семьи военного поселенца. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Мне минутами становилось страшно. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Рассмотрим "ближний круг". Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. М. Бунакову.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Третьяков. Третьяков»109.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Много учился на написании портретов близких и друзей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Общение с прежними друзьями было только заочным. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Действительный член Академии художеств с 1903. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Глаза ясные и добрые. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. художественный музей им. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Это вы сами. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Работал в плакате и в книжной графике. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Умер русский художник в Пенатах. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. И это не скрывает Репин.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Она была закончена только в 1891 году.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Мне минутами становилось страшно». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».